Выступление на зонально-практическойконференции по теме"Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"
методическая разработка (2 класс) по теме
Научно-практическая конференция проходила в МОУ "Оболенская средняя общеобразовательная школа".
Цель и задачи: развитие инновационного движения, готовность педагогических кадров к осознанному участию в процессах модернизации образования, пропаганда лучшего опыта реализации президентской инициативы "Наша новая школа".
На этой конференции выступила в секции 1А. Тема "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС".Я рассказала о внеурочной деятельности в МОУ "Васильевская ООШ". Доклад сопровождался презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_konferencii.docx | 43.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Новое время требует создание новых образовательных стандартов образования, в которых главное – не только дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ученика во внеурочное время.
Внеурочная деятельность в нашей школе состоит из следующих направлений: (Слайд 2)
- духовно-нравственное «Школа вежливых наук»;
- обще интеллектуальное «Окно в мир», «Юный эколог»;
- социальное «Искусство общения»;
- художественно–эстетическое «Весёлый художник», «Танцевальная мозаика»;
-физкультурно-оздоровительное «Твое здоровье»;
- проектная деятельность «Всезнайка».
Все кружки в 1 классе по ФГОС ведут специалисты. Я провожу проектную деятельность.
Проблема, которую я перед собой ставлю, – как создать во внеурочной деятельности ситуации коллективного сотрудничества, взаимопомощи и одновременно взаимоконтроля, исходя из требований, предъявляемых новыми стандартами образования.
Коллективные формы работы для решения различных задач использовались в обучении учащихся и ранее, но сейчас в данный вид организации учебного процесса вкладывается новое значение.
Работа в группах предполагает выполнение задания разного вида.
Однородные группы решают одинаковые для всех задания, дифференцированные группы выполняют задания различные, но направленные на общий результат.
По моему мнению, при совместной деятельности в малых группах у учащихся активность выше. Это обусловлено тем, что некоторым детям сложно публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед большой аудиторией, а в группе он может занять активную позицию, в данной ситуации ученик чувствует себя более уверенно и комфортно.
Для решения проблемы, которую я перед собой ставлю, существует, по моему мнению, очень эффективное и сильное средство – проектная деятельность. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1класса, обучающихся по ФГОС и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность по ФГОС является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Использование метода проектов в учебной деятельности мне позволяет организовать самостоятельное выполнение учащимися комплекса действий по решению определенной проблемы, и, решая эту проблему, учащиеся вынуждены сотрудничать и контролировать действия друг друга, чтобы прийти к определенному результату.
Проектная деятельность в начальной школе, я считаю, позволяет сформировать у учащихся следующие способности:
(Слайд 3)
- видеть проблему, анализировать сделанное – что получилось, не получилось и почему, видеть трудности, ошибки;
- ставить перед собой цели;
- составлять план действий;
- проявлять инициативу при поиске способа решения задач;
- действовать в коллективе, взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других, взаимно контролировать ход решения задач.
Я использую возможности проектной деятельности в урочной деятельности (как правило, на одном из этапов урока):
(Слайд 4)
- на этапе получения нового знания;
- на этапе закрепления полученных знаний;
- на этапе рефлексии учебной деятельности.
Во внеурочной деятельности я использую метод проектов для того, чтобы расширить рамки изучаемого предмета и для материала, изучаемого в более поздний период. Проекты позволяют привлечь в учебный процесс родителей, о более активном участии в образовательном процессе которых говорится в стандартах второго поколения.
Эта деятельность предполагает выполнение творческих проектов, начиная с 1 класса, активно способствует развитию интеллекта, технологическому образованию учащихся, подготовки школьников к реальным условиям жизни, рациональному и творческому использованию своих возможностей.
Проект - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.
Во время выполнения этой работы у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, внимание, аналитические способности, способности к планированию и самоконтролю, рефлексии.
(Слайд 5)
Разработка проекта
(Слайд 6)
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
- актуальность и важность данной проблемы;
- анализ разнообразной информации;
- программа действий;
- разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)
- представляют свой проект;
- оформляют портфолио;
- готовят стендовую защиту;
- разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
(Слайд 7)
Мы с детьми выработали правила работы в группах .
Правила работы в группах
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Петя, ты не сказал, что …”.
(Слайд 8)
Чего не стоит делать при организации групповой работы.
Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);
Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;
Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.
(Слайд 9)
Требования к организации работы в парах:
чёткий инструктаж учителя;
начало и конец работы по определенному сигналу;
подведение итога самостоятельной работы;
учить разговаривать (общаться) вполголоса.
Одна из интересных проектных тем « Моя семья» проводилась мною в 3 классе в 2008 году.
(Слайд 10)
Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.
(Слайд 11)
Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей; умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями.
(Слайд 12)
В процессе работы младшие школьники познакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», «, узнают историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье; составят «ленту времени» своей жизни, родословное древо; узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях; вместе с родителями разработают свой фамильный герб, подберут семейный девиз.
В 4 классе обучающиеся выбрали самостоятельно тему «Лекарственные растения».
(Слайд 13)
Этот проект был годичный. В ходе работы узнали, для чего нужны лекарственные растения, как их правильно заготавливать, для чего надо знать химический состав растений.
Работы детей: рисунки фотография с описанием растений, отзывы, кроссворды, рисунки. Продукт проекта: классный час.
Дороговцева Полина работала индивидуально над проектом
«О моей маме».
(Слайд 14)
Цель: формирование ключевых компетенций обучающейся
- автобиография мамы;
- подбор и расположение репродукций;
- описание репродукций;
- составление презентации по теме «О моей маме».
В ходе выполнения проектной работы девочка рассказала о своей маме и о её хобби (вышивание). Вот некоторые работы выполненные совместно. Это работы: «Сахарница», « Маленькая церквушка», «Зима в деревне», «Лето в деревне» и т.д.
Следующий проект в 1 классе (Слайд15)
Проект «Какая разная азбука»
Цель: - учить подбирать материал на заданную тему и суметь оформить его по своему замыслу с привлечением родителей; способствовать лучшему изучению букв русского алфавита;
(Слайд16)
Задачи: - изготовить буквы из разного материала;
- опросить старших (разных поколений) какие стихи они про азбуку изучали в детстве;
-развить умение представить свою работу;
Форма, результат:
-изготовление своей азбуки (индивидуальная форма);
- экскурсия в библиотеку (групповая форма); (Слайд17-20)
- праздник в школе «Посвящение в первоклассники»; (Слайд-21)
- праздник в школе «Прощание с первой учебной книгой» (групповая
форма) (Слайд-22)
Работа ученика и учителя в проектной деятельности.
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует. | Предлагает возможные формы работы. |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов. |
Активен | Создает условия для активности школьника. |
Субъект деятельности | Партнёр ученика. |
Несёт ответственность за свою деятельность. | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
В заключении хочу отметить, что творческие проекты» открывают» их образовательное пространство: дети больше читают, не только учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся планировать свое время. Педагог становится помощником, организатором, а это новые для образовательной ситуации начальной школы позиции.
(Слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"
В данном выступлении представлена работа по 4 направлениям в воспитании:1. Патриотическое2. Художественно - эстетическое.3. Оздоровительное.4. Научно - познавательное....
БРИФИНГ на тему: «Активизация творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Все маленькие дети наделены с рождения опреде...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...
презентация по теме "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"
презентация по теме "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"...
Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"
Творчество - очень важный момент в развитии ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту красоту, но...
Выступление на районном методическом объединении по теме: «Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС»
Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации ученика, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к ко...