Выступление на зонально-практическойконференции по теме"Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"
методическая разработка (2 класс) по теме

Чистова Римма Николаевна

Научно-практическая конференция проходила в МОУ "Оболенская средняя общеобразовательная школа".

Цель и задачи: развитие инновационного движения, готовность педагогических кадров к осознанному участию в процессах модернизации образования, пропаганда лучшего опыта реализации президентской инициативы "Наша новая школа".

На этой конференции выступила в секции 1А.  Тема "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС".Я рассказала о внеурочной деятельности в МОУ "Васильевская ООШ". Доклад сопровождался презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_konferencii.docx43.45 КБ

Предварительный просмотр:

        Новое время требует создание новых образовательных стандартов образования, в которых главное – не только дать школьнику новые знания и умения, а научить их применять, развивать ученика во внеурочное время. 

Внеурочная деятельность в нашей школе состоит из следующих направлений: (Слайд 2)

- духовно-нравственное «Школа вежливых наук»; 

- обще интеллектуальное «Окно в мир», «Юный эколог»;

- социальное «Искусство общения»;

- художественно–эстетическое «Весёлый художник», «Танцевальная мозаика»;

-физкультурно-оздоровительное «Твое здоровье»;

- проектная деятельность  «Всезнайка».

Все кружки в 1 классе по ФГОС ведут специалисты. Я провожу проектную деятельность.

          Проблема, которую я перед собой ставлю, – как создать во внеурочной деятельности ситуации коллективного сотрудничества, взаимопомощи и одновременно взаимоконтроля, исходя из требований, предъявляемых новыми стандартами образования.

         Коллективные формы работы для решения различных задач использовались в обучении учащихся и ранее, но сейчас в данный вид организации учебного процесса вкладывается новое значение.

         Работа в группах предполагает выполнение задания разного вида.

Однородные группы решают одинаковые для всех задания, дифференцированные группы выполняют задания различные, но направленные на общий результат.

         По моему мнению,  при совместной деятельности в малых группах у учащихся активность выше. Это обусловлено тем, что некоторым детям сложно публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед большой аудиторией, а в группе он может занять активную позицию, в данной ситуации ученик чувствует себя более уверенно и комфортно.

        Для решения проблемы, которую я перед собой ставлю, существует, по моему мнению, очень эффективное и сильное средство – проектная деятельность. Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность»  предназначена для работы с детьми 1класса, обучающихся по ФГОС и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность  по ФГОС  является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса.

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

        Использование метода проектов в учебной деятельности мне позволяет организовать самостоятельное выполнение учащимися комплекса действий по решению определенной проблемы, и, решая эту проблему, учащиеся вынуждены сотрудничать и контролировать действия друг друга, чтобы прийти к определенному результату.

        Проектная деятельность в начальной школе, я считаю, позволяет сформировать у учащихся следующие способности:

(Слайд 3)

- видеть проблему, анализировать сделанное – что получилось, не получилось и почему, видеть трудности, ошибки;

- ставить перед собой цели;

- составлять план действий;

- проявлять инициативу при поиске способа решения задач;

- действовать в коллективе, взаимодействовать при решении задач, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других, взаимно контролировать ход решения задач.

       Я  использую возможности проектной деятельности в урочной деятельности (как правило, на одном из этапов урока): 

(Слайд 4)

- на этапе получения нового знания;

- на этапе закрепления полученных знаний;

- на этапе рефлексии учебной деятельности.

        Во внеурочной деятельности я использую метод проектов для того, чтобы расширить рамки изучаемого предмета и для  материала, изучаемого в более поздний период. Проекты позволяют привлечь в учебный процесс родителей, о более активном участии в образовательном процессе которых говорится в стандартах второго поколения.

Эта деятельность предполагает выполнение творческих проектов, начиная с 1 класса, активно способствует развитию интеллекта, технологическому образованию учащихся, подготовки школьников к реальным условиям жизни, рациональному и творческому использованию своих возможностей.

Проект - это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.

         Во время выполнения этой работы у детей возрастает познавательная активность, развиваются творческие способности, внимание, аналитические способности, способности к планированию и самоконтролю, рефлексии.

(Слайд 5)

Разработка проекта

(Слайд 6)

I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)

II этап: Сбор и обработка информации

III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:

  1. актуальность и важность данной проблемы;
  2. анализ разнообразной информации;
  3. программа действий;
  4. разработка варианта реализации своей программы.

IV этап: Реализация плана действий (проекта)

V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на группы)

  1. представляют свой  проект;
  2. оформляют портфолио;
  3. готовят стендовую защиту;
  4. разрабатывают электронную презентацию и т.д.

VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка, электронная презентация и т.д.)

VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).

(Слайд 7)

Мы с детьми выработали правила работы в группах .

 Правила работы в группах

  не говорить всем сразу;

  всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);

  перед работой нужно договориться, кто что будет делать;

  не спорить зря, а доказывать, объяснять;

  стараться понять друг друга;

  возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Петя, ты не сказал, что …”.

(Слайд 8)

Чего не стоит делать при организации групповой работы.

  Нельзя требовать абсолютной тишины, так как дети должны обмениваться мнениями. В классе существует условный сигнал (колокольчик);

  Нельзя ожидать быстрых результатов, всё осваивается практически;

  Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут отработаны простейшие формы общения.

(Слайд 9)

Требования к организации работы в парах: 

  чёткий инструктаж учителя;

  начало и конец работы по определенному сигналу;

  подведение итога самостоятельной работы;

  учить разговаривать (общаться) вполголоса.

Одна из интересных проектных тем « Моя семья» проводилась мною в 3 классе в 2008 году.

(Слайд 10)

Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях детей будут родители. Такая работа развивает интерес к истории своих предков, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Ценными помощниками в этой работе станут бабушки и дедушки школьников.

(Слайд 11)

Работа по изучению истории семьи содействует объединению детей, их родителей, бабушек и дедушек на основе общего интереса к генеалогии; формирует умения и навыки детей и взрослых в изучении своей родословной, способах ее изображения и описания, в отборе и сохранении в семейном архиве наиболее ценных для последующих поколений материалов; развивает семейные увлечения и интересы, способствующие укреплению духовных ценностей семьи, повышению ее интеллектуального и культурного уровня (прикладное творчество, семейные праздники, чтение, ведение здорового образа жизни); формирует коммуникативные умения детей; умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать; работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями.

(Слайд 12)

          В процессе работы младшие школьники познакомятся с понятиями «генеалогия», «родословная», «род», «родственники», «поколение», «потомки», «предок», «, узнают историю возникновения имен и фамилий, степени родства в семье; составят «ленту времени» своей жизни, родословное древо; узнают о профессиях предков, семейных увлечениях и традициях; вместе с родителями разработают свой фамильный герб, подберут семейный девиз.

В  4 классе   обучающиеся  выбрали самостоятельно тему «Лекарственные растения». 

(Слайд 13)

Этот проект был годичный. В ходе работы узнали, для чего нужны лекарственные растения, как их правильно заготавливать, для чего надо знать химический состав растений.

Работы детей: рисунки фотография с описанием растений, отзывы, кроссворды, рисунки. Продукт проекта: классный час.

             Дороговцева Полина  работала  индивидуально над проектом

 «О моей маме».

(Слайд 14)

Цель: формирование ключевых компетенций обучающейся

  1. автобиография мамы;
  2. подбор и расположение репродукций;
  3. описание репродукций;
  4. составление презентации по теме «О моей маме».

В ходе выполнения проектной работы девочка рассказала о своей маме и о её хобби (вышивание). Вот некоторые работы выполненные совместно. Это работы: «Сахарница», « Маленькая церквушка», «Зима в деревне», «Лето в деревне» и т.д.

Следующий проект в 1 классе (Слайд15)

Проект «Какая разная азбука»

Цель: - учить подбирать материал на заданную тему и суметь оформить его по своему замыслу с привлечением родителей; способствовать лучшему изучению букв русского алфавита;

(Слайд16)

Задачи: - изготовить буквы из разного материала;

- опросить старших   (разных поколений) какие стихи они про азбуку изучали в детстве;

-развить умение представить свою работу;

Форма, результат:

-изготовление своей азбуки (индивидуальная форма);

- экскурсия в библиотеку (групповая форма); (Слайд17-20)

- праздник в школе «Посвящение в первоклассники»; (Слайд-21)

- праздник в школе «Прощание с первой учебной книгой» (групповая

форма) (Слайд-22)

 Работа ученика и учителя в проектной деятельности.

Ученик

Учитель

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания или способы деятельности

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует.

Предлагает возможные формы работы.

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов.

Активен

Создает условия для активности школьника.

Субъект деятельности

Партнёр ученика.

 Несёт ответственность за свою деятельность.

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.

В заключении хочу отметить, что творческие проекты» открывают» их образовательное пространство: дети больше читают, не только учебную литературу, по-иному начинают общаться со сверстниками, учатся планировать свое время. Педагог становится помощником, организатором, а это новые для образовательной ситуации начальной школы позиции.

(Слайд 23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"

В данном выступлении представлена работа по 4 направлениям в воспитании:1. Патриотическое2. Художественно - эстетическое.3. Оздоровительное.4. Научно - познавательное....

БРИФИНГ на тему: «Активизация творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

Творческий потенциал заложен в ребёнке с рождения и развивается по мере его взросления, но величина потенциала зависит от его индивидуальных особенностей. Все маленькие дети наделены с рождения опреде...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

презентация по теме "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"

презентация по теме "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС"...

Мастер класс по теме: "Творческий подход при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО"

Творчество - очень важный момент в развитии  ребенка. Хорошо, когда ребенок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но еще лучще, если он не только замечает эту  красоту, но...

Выступление на районном методическом объединении по теме: «Форма организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

Успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации ученика, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к ко...