Дополнительная образовательная программа "Радуга"
методическая разработка по теме

Жанна Алексеевна Фомина

Для педагогов ОДОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raduga.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Дополнительная образовательная программа «Радуга» имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Предложенный курс рассчитан на детей 6,5-11 лет. Основа для создания этой программы являлась программа B.C. Кузина созданная в 2000г. Занятия изобразительным искусством предполагает ознакомление с творчеством народных мастеров и художников прошлого и настоящего, способствует формированию и развитию художественных способностей.

Новизна программы состоит в том, что само содержание программы способствует созданию творческого участия детей в учебном процессе. Например, по декоративно-прикладному искусству вводится разные типы заданий - упражнение, вариации, импровизации. В разделах рисования на темы рисунки выполняются разнообразными материалами, ребятам для большего проявления самостоятельности предоставляется свобода выбора конкретной художественной техники.

Актуальность программы в том, что она предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с искусством прошлого и настоящего.

Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует развитию мелкой моторики развивает наблюдательность, воображение, вкус, способствует формированию сенсорных способностей. Все эти навыки помогут детям в будущем при освоении таких профессий как дизайнер, художник модельер.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе изобразительной деятельности.

В процессе реализации программы решаются следующие задачи: Обучающие:

  1. Познакомить   с   основами   знаний   о   декаротивно-прикладном   и изобразительном искусстве
  2. Освоить    умения    работы    с    разнообразными    художественными материалами

Развивающие:

  1. Прививать интерес к процессу творчества.
  2. Способствовать развитию воображения, эстетического восприятия, вкуса.
  3. Способствовать развитию мелкой моторики.
  4. Повышать общекультурный уровень детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к народным традициям.
  2. Воспитывать способность воспринимать искусство и в первую очередь его специфику образного отражения действительности.
  3. Воспитывать самостоятельность.

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 6,5-11 лет. Формирование групп происходит по желанию на свободной основе. Возрастные особенности детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к учащимся.

Сроки реализации программы.

Данная программа базируется на знаниях и умениях полученных в детском саду и уроках изобразительного искусства в школе, реализует связь с литературой, историей.

Программа рассчитана на 1 год обучения-144 часа

Освоив программу, ребенок может и в дальнейшем посещать объединение, углубляя свои знания по основным темам.

Формы организации занятий.

Используются различные формы организации занятий:

  1. Фронтальная (используется в теоретической части занятия);
  2. Групповая (используется при освоении различных техник, учащиеся объединяются в группы, в которых выполняют одинаковую работу, взаимодействуя друг с другом.);
  3. Индивидуальная( каждый учащийся выполняет индивидуальное задание, пользуясь консультацией и помощью педагога).

Режим занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа. Через каждые 45 минут делается перерыв.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения дети должны

Знать:

  1. значение слов: орнамент, симметрия, ритм, композиция, народный мастер;
  2. отличительные      элементы      полохо-майданских      и      хохломских мастеров;
  3. понятия: натюрморт графика, живопись.

Уметь:

  1. преобразовывать реальную форму в декоративную;
  2. применять    принципы    народного    творчества    (повтор,    вариация, импровизация) в решении художественно-творческих задач;
  3. свободно  рисовать  кистью  фигуры  геометрического  и  растительного орнамента;
  4. передавать собственное отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции рисунка, цвета;
  5. передавать при изображении предметов пропорции и характер формы, обогащать изображения предметов характерными деталями;
  6. сознательно выбирать средство выражения своего замысла.
  7. пользоваться кистью, красками, палитрой.
  8. работать в определённой цветовой гамме.
  9. пользоваться графическими материалами: гуашью, тушью, мелками.
  10. передавать выразительные особенности формы    и размера (большой, маленький, широкий, узкий).
  11. полностью использовать площадь листа, изображать предметы крупно.

Способом проверки знаний и умений детей являются самостоятельные работы по каждой теме. Кроме того, в процессе обучения используются следующие формы контроля:

  1. текущий контроль знаний в процессе устного опроса( индивидуального и группового);
  2. текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
  3. промежуточный тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  4. итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы.

Формы подведения итогов реализации программы.

Систематически проводятся творческие работы по темам. Большое воспитательное значение имеет оформление помещения. Лучшие работы учащихся представляются в постоянной экспозиции. Кроме того проводятся регулярные выставки работ к Дню Учителя, к Новому году и к 8 Марта. Отбор лучших работ, оценка их качества производится при совместном анализе работ педагога и учеников.

При анализе работ отмечаются лучшие композиционные и цветовые решения, аккуратность и качество выполненных работ. Для закрепления материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса проводятся разнообразные экскурсии в музеи города.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

(144 часа)

Темы

Общее кол-во часов

Теоретические (час.)

Практические

(час.)

Вводное занятие

2

2

-

Рисование на темы

44

2

42

Декоративно-прикладное искусство

51

2

49

Рисование с натуры

35

2

33

Творческая работа

10

-

10

Итоговое занятие

2

2

-

Итого

144

10

134


СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

1. Введение.

Порядок работы. Рабочее место. Инструменты и материалы.

2. Рисование на темы.

. Теоретические занятия. 

Пейзаж и его разновидности.

Городской пейзаж. Архитектурные виды Петербурга.

Иллюстрирование. Знакомство с поэмой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Знакомство с русскими народными сказками. Творчество художника Ю. В. Васнецова.

Знакомство с баснями И. А. Крылова. Творчество художников анималистов.

Практические занятия.

Осенний день. Летний сад. Передать цветовую гамму осеннего дня. Закат на Неве .Акварель. Рисуем по - сырому.

Петербургские сумерки. Пастель. Рисуем по тонированному листу бумаги. Птицы петербургской осени. Рисуем восковыми мелками. Знакомство с основными видами птиц живущих в городе.

Петербургские корабли. Совмещение в рисунке двух материалов - акварели и восковых мелков.

Сфинкс на Неве. Знакомство с архитектурными памятниками Петербурга. Рисуем на черном листе белой гелевой ручкой.

Снежинки балеринки летят над Петербургом. Просмотр слайдов с видами Петербурга .Рисование снежинок фломастерами. Рисование на тему «Городская улица. Цирк едет ».

Передать праздничное настроение и свое отношение к животным и цирку Материал гуашь.

Иллюстрирование отрывка поэмы А.С Пушкина «Руслан и Людмила», «У Лукоморья дуб зеленый...» Коллективная работа. Развитие навыков общения и умение работать в коллективе.

Иллюстрирование русской народной сказки «Заяц, петух и лиса». Сказочный домик для зайца. Украсить и нарисовать домик. Материал цветные карандаши. Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-Лебеди» Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова .Материал гуашь.Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Мартышка и очки». Умение передать отношение к изображению главного героя басни с помощью графических средств. Материал цветные карандаши. Знакомство с творчеством художников анималистов А.А.Ватагиным, И.А.Ефимовым.

3. Декоративно-прикладное искусство.

Теоретические занятия.

Декоративная пластика и её декорирование.

Лубок. Буквица.

Декоративная композиция в полосе. Полохов-майданская роспись. Хохломская роспись.

Декоративная композиция на основе природных мотивов. Маски, история возникновения и разновидности.

Практические занятия.

Самостоятельное   использования   эскиза   фигурного   сосуда   на   основе декоративной переработки форм реальных зверей. Выполнение сосуда в глине. Знакомство с новым материалом (глиной). Роспись сосуда. Взаимосвязь декора и формы.

Знакомство с лубком. Знакомство с искусством художников оформителей. Самостоятельное исполнение буквицы.

Составление узора для закладки в книгу. Понятие ритма. Умение рисовать простые геометрические узоры.

Самостоятельное составление узоров в полосе для украшения ставен и наличников для сказочного домика. Понятие ритма. Декоративная композиция «лесной базар». Понятие композиции, ритма. Импровизация   по   мотивам   полохов-майданской   росписи.   Её   главные отличительные элементы и умение их изображать.

Импровизация по мотивам хохломской росписи. Её главные отличительные элементы и умение их изображать.

Изображение сказочного цветка на основе переработке реальной формы в декоративную. Умение преобразовать реальную форму в декоративную. Сказочный букет. Декоративное сочетание цветов. Лепим декоративные маски. Лепка из пласта глины. Роспись декоративных масок. Передача настроения цветом.

4. Рисование с натуры.

Теоретические занятия.

Графика как вид изобразительного искусства.

Живопись как вид изобразительного искусства. Натюрморт. История его возникновения и особенности.

Практические занятия.

Рисование с натуры комнатного цветка. Умение передать форму листьев. Понятия шире-уже, больше-меньше. Материал карандаш. Самостоятельное исполнение зарисовок птиц и зверей с натуры и по представлению. Умение передавать основные пропорции .Материал уголь. Рисование натюрморта «Праздничный». Понятие цветовой гаммы .Материал гуашь.

Рисование натюрморта «Весенний» Понятие цветовой гаммы. Взаимосвязь цвет-настроение.

5. Творческая работа.

Практические занятия.

На занятиях дети самостоятельно придумывают и выполняют творческие работы.

6. Итоговое занятие.

Подведение итогов. Награждение лучших работ.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

Чаще всего используется комбинированная форма занятий, которая включает в себя теоретическую и практическую часть.

Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:

  1. объяснение;
  2. рассказ;
  3. беседа;
  4. инструктаж;
  5. показ образцов, рисунков, схем.

На занятиях широко применяется репродуктивный метод обучения - выполнение заданий по образцу, повтор, практическая работа, самостоятельная работа.

Кроме того, применяются объяснительно-иллюстративный метод и частично-поисковый метод для активизации творческого подхода к волнению заданий.

Педагогический подход ориентирован на сотрудничество с учащимися. Освоение программы сопровождается созданием выставок детских работ.

Дидактический материал.

• Птицы петербургской осени. Методическое пособие выполненное учителем. Петербургские корабли. «Морские картины» «Белый город» 2006 •Сфинкс на Неве. Методическое пособие выполненное учителем. •«Снежинки -балеринки летят над Петербургом». Методическое пособие

выполненное учителем.

  1. Эскизы сосудов в глине. Работа выполнена учителем.
  2. Роспись сосуда. Методическое пособие выполненное учителем.
  3. Рисование на тему- «Городская улица. Цирк едет.». Методическое пособие выполненное учителем.
  4. Иллюстрирование русской народной сказки «Заяц, петух и лиса». Сказочный домик для зайца. Методическое пособие выполненное учителем.
  5. Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси - лебеди». Иллюстрирование басни И. Крылова «Мартышка и очки» Методическое пособие выполненное учителем.
  6. Исполнение декоративной композиции «Лесной базар». Методическое пособие выполненное учителем.
  7. Повтор главных отличительных элементов полохов-майданской росписи. Методическое пособие, выполненное учителем.

Роспись декоративных масок. Методическое пособие выполненное учителем.

Техническое оснащение занятий

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. У каждого

учащегося свое рабочее место.

Для занятий необходимо:

Столы

Стулья

Учебная доска Мольберты

Необходимые материалы и инструменты: Гуашь 12 цветов Цветные карандаши Кисти

Бумага Ф-АЗ Восковые мелки Уголь рисовальный Стеки Глина

Гелевые ручки

Тушь

Ластик


Список литературы для детей

  1. Алехин А.Д.- .Изобразительное искусство: Художник. Педагог .Школа.-М., 1999г..
  2. Орнаменты народов мира :Практ. Пособие сост. СЮ. Афонькина. Е.Ю.Афонькина-СПб.,1998.
  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств-М., 2000г.-Вып.1,2001г.-Вып-2 Иванов Е.П.
  4. Русский народный лубок-М., 1999г.
  5. Изобразительное искусство. Программы для образоват. Шк., гимназий,лицеев,-2-е изд.стереотип.-М.:Дрофа,2000.
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.М., 1999г..
  7. Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства :Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 1-4 классы. Науч. рук.Т.Я.Шпикалова. М., 1998г.
  8. Этюды по изобразительному искусству.-М.,1993.
  9. Этюды по истории русского искусства.-М., 1997г.
  10. Юный художник. М.,2004-2006.

Список литературы для педагога

  1. Алехин А.Д.- .Изобразительное искусство: Художник. Педагог .Школа.-М., 1984.
  2. Орнаменты народов мира :Практ. Пособие сост. СЮ. Афонькина. Е.Ю.Афонькина-СПб., 1998.
  3. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств-М., 1963-Вып.1,1975-Вып-2 Иванов Е.П.
  4. Русский народный лубок-М., 1984
  5. Изобразительное искусство. Программы для образоват. Шк., гимназий,лицеев.-2-е изд.стереотип.-М.:Дрофа,2000.
  6. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.М., 1987.
  7. Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства :Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 1-4 классы. Науч. рук.Т.Я.Шпикалова. М.,1994.
  8. Этюды по изобразительному искусству.-М.,1993.
  9. Этюды по истории русского искусства.-М.,1967
  10. Юный художник. М.,2004-2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе

Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...

Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)

Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы  "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе

Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе

Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....