Дополнительная образовательная программа "Радуга"
методическая разработка по теме
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Дополнительная образовательная программа «Радуга» имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень освоения программы общекультурный. Предложенный курс рассчитан на детей 6,5-11 лет. Основа для создания этой программы являлась программа B.C. Кузина созданная в 2000г. Занятия изобразительным искусством предполагает ознакомление с творчеством народных мастеров и художников прошлого и настоящего, способствует формированию и развитию художественных способностей.
Новизна программы состоит в том, что само содержание программы способствует созданию творческого участия детей в учебном процессе. Например, по декоративно-прикладному искусству вводится разные типы заданий - упражнение, вариации, импровизации. В разделах рисования на темы рисунки выполняются разнообразными материалами, ребятам для большего проявления самостоятельности предоставляется свобода выбора конкретной художественной техники.
Актуальность программы в том, что она предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с искусством прошлого и настоящего.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что она способствует развитию мелкой моторики развивает наблюдательность, воображение, вкус, способствует формированию сенсорных способностей. Все эти навыки помогут детям в будущем при освоении таких профессий как дизайнер, художник модельер.
Цель программы:
Создание условий для развития творческих способностей учащихся в процессе изобразительной деятельности.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи: Обучающие:
- Познакомить с основами знаний о декаротивно-прикладном и изобразительном искусстве
- Освоить умения работы с разнообразными художественными материалами
Развивающие:
- Прививать интерес к процессу творчества.
- Способствовать развитию воображения, эстетического восприятия, вкуса.
- Способствовать развитию мелкой моторики.
- Повышать общекультурный уровень детей.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народным традициям.
- Воспитывать способность воспринимать искусство и в первую очередь его специфику образного отражения действительности.
- Воспитывать самостоятельность.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 6,5-11 лет. Формирование групп происходит по желанию на свободной основе. Возрастные особенности детей учитываются в процессе обучения через индивидуальный подход к учащимся.
Сроки реализации программы.
Данная программа базируется на знаниях и умениях полученных в детском саду и уроках изобразительного искусства в школе, реализует связь с литературой, историей.
Программа рассчитана на 1 год обучения-144 часа
Освоив программу, ребенок может и в дальнейшем посещать объединение, углубляя свои знания по основным темам.
Формы организации занятий.
Используются различные формы организации занятий:
- Фронтальная (используется в теоретической части занятия);
- Групповая (используется при освоении различных техник, учащиеся объединяются в группы, в которых выполняют одинаковую работу, взаимодействуя друг с другом.);
- Индивидуальная( каждый учащийся выполняет индивидуальное задание, пользуясь консультацией и помощью педагога).
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по два часа. Через каждые 45 минут делается перерыв.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения дети должны
Знать:
- значение слов: орнамент, симметрия, ритм, композиция, народный мастер;
- отличительные элементы полохо-майданских и хохломских мастеров;
- понятия: натюрморт графика, живопись.
Уметь:
- преобразовывать реальную форму в декоративную;
- применять принципы народного творчества (повтор, вариация, импровизация) в решении художественно-творческих задач;
- свободно рисовать кистью фигуры геометрического и растительного орнамента;
- передавать собственное отношение к изображаемым событиям, использовать для этого возможности композиции рисунка, цвета;
- передавать при изображении предметов пропорции и характер формы, обогащать изображения предметов характерными деталями;
- сознательно выбирать средство выражения своего замысла.
- пользоваться кистью, красками, палитрой.
- работать в определённой цветовой гамме.
- пользоваться графическими материалами: гуашью, тушью, мелками.
- передавать выразительные особенности формы и размера (большой, маленький, широкий, узкий).
- полностью использовать площадь листа, изображать предметы крупно.
Способом проверки знаний и умений детей являются самостоятельные работы по каждой теме. Кроме того, в процессе обучения используются следующие формы контроля:
- текущий контроль знаний в процессе устного опроса( индивидуального и группового);
- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
- промежуточный тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- итоговый контроль умений и навыков при анализе итоговой работы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Систематически проводятся творческие работы по темам. Большое воспитательное значение имеет оформление помещения. Лучшие работы учащихся представляются в постоянной экспозиции. Кроме того проводятся регулярные выставки работ к Дню Учителя, к Новому году и к 8 Марта. Отбор лучших работ, оценка их качества производится при совместном анализе работ педагога и учеников.
При анализе работ отмечаются лучшие композиционные и цветовые решения, аккуратность и качество выполненных работ. Для закрепления материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса проводятся разнообразные экскурсии в музеи города.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
(144 часа)
№ | Темы | Общее кол-во часов | Теоретические (час.) | Практические (час.) |
Вводное занятие | 2 | 2 | - | |
Рисование на темы | 44 | 2 | 42 | |
Декоративно-прикладное искусство | 51 | 2 | 49 | |
Рисование с натуры | 35 | 2 | 33 | |
Творческая работа | 10 | - | 10 | |
Итоговое занятие | 2 | 2 | - | |
Итого | 144 | 10 | 134 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1. Введение.
Порядок работы. Рабочее место. Инструменты и материалы.
2. Рисование на темы.
. Теоретические занятия.
Пейзаж и его разновидности.
Городской пейзаж. Архитектурные виды Петербурга.
Иллюстрирование. Знакомство с поэмой А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Знакомство с русскими народными сказками. Творчество художника Ю. В. Васнецова.
Знакомство с баснями И. А. Крылова. Творчество художников анималистов.
Практические занятия.
Осенний день. Летний сад. Передать цветовую гамму осеннего дня. Закат на Неве .Акварель. Рисуем по - сырому.
Петербургские сумерки. Пастель. Рисуем по тонированному листу бумаги. Птицы петербургской осени. Рисуем восковыми мелками. Знакомство с основными видами птиц живущих в городе.
Петербургские корабли. Совмещение в рисунке двух материалов - акварели и восковых мелков.
Сфинкс на Неве. Знакомство с архитектурными памятниками Петербурга. Рисуем на черном листе белой гелевой ручкой.
Снежинки балеринки летят над Петербургом. Просмотр слайдов с видами Петербурга .Рисование снежинок фломастерами. Рисование на тему «Городская улица. Цирк едет ».
Передать праздничное настроение и свое отношение к животным и цирку Материал гуашь.
Иллюстрирование отрывка поэмы А.С Пушкина «Руслан и Людмила», «У Лукоморья дуб зеленый...» Коллективная работа. Развитие навыков общения и умение работать в коллективе.
Иллюстрирование русской народной сказки «Заяц, петух и лиса». Сказочный домик для зайца. Украсить и нарисовать домик. Материал цветные карандаши. Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-Лебеди» Знакомство с творчеством Ю.А.Васнецова .Материал гуашь.Иллюстрирование басни И.А.Крылова «Мартышка и очки». Умение передать отношение к изображению главного героя басни с помощью графических средств. Материал цветные карандаши. Знакомство с творчеством художников анималистов А.А.Ватагиным, И.А.Ефимовым.
3. Декоративно-прикладное искусство.
Теоретические занятия.
Декоративная пластика и её декорирование.
Лубок. Буквица.
Декоративная композиция в полосе. Полохов-майданская роспись. Хохломская роспись.
Декоративная композиция на основе природных мотивов. Маски, история возникновения и разновидности.
Практические занятия.
Самостоятельное использования эскиза фигурного сосуда на основе декоративной переработки форм реальных зверей. Выполнение сосуда в глине. Знакомство с новым материалом (глиной). Роспись сосуда. Взаимосвязь декора и формы.
Знакомство с лубком. Знакомство с искусством художников оформителей. Самостоятельное исполнение буквицы.
Составление узора для закладки в книгу. Понятие ритма. Умение рисовать простые геометрические узоры.
Самостоятельное составление узоров в полосе для украшения ставен и наличников для сказочного домика. Понятие ритма. Декоративная композиция «лесной базар». Понятие композиции, ритма. Импровизация по мотивам полохов-майданской росписи. Её главные отличительные элементы и умение их изображать.
Импровизация по мотивам хохломской росписи. Её главные отличительные элементы и умение их изображать.
Изображение сказочного цветка на основе переработке реальной формы в декоративную. Умение преобразовать реальную форму в декоративную. Сказочный букет. Декоративное сочетание цветов. Лепим декоративные маски. Лепка из пласта глины. Роспись декоративных масок. Передача настроения цветом.
4. Рисование с натуры.
Теоретические занятия.
Графика как вид изобразительного искусства.
Живопись как вид изобразительного искусства. Натюрморт. История его возникновения и особенности.
Практические занятия.
Рисование с натуры комнатного цветка. Умение передать форму листьев. Понятия шире-уже, больше-меньше. Материал карандаш. Самостоятельное исполнение зарисовок птиц и зверей с натуры и по представлению. Умение передавать основные пропорции .Материал уголь. Рисование натюрморта «Праздничный». Понятие цветовой гаммы .Материал гуашь.
Рисование натюрморта «Весенний» Понятие цветовой гаммы. Взаимосвязь цвет-настроение.
5. Творческая работа.
Практические занятия.
На занятиях дети самостоятельно придумывают и выполняют творческие работы.
6. Итоговое занятие.
Подведение итогов. Награждение лучших работ.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
Чаще всего используется комбинированная форма занятий, которая включает в себя теоретическую и практическую часть.
Педагог на занятиях использует следующие методы обучения:
- объяснение;
- рассказ;
- беседа;
- инструктаж;
- показ образцов, рисунков, схем.
На занятиях широко применяется репродуктивный метод обучения - выполнение заданий по образцу, повтор, практическая работа, самостоятельная работа.
Кроме того, применяются объяснительно-иллюстративный метод и частично-поисковый метод для активизации творческого подхода к волнению заданий.
Педагогический подход ориентирован на сотрудничество с учащимися. Освоение программы сопровождается созданием выставок детских работ.
Дидактический материал.
• Птицы петербургской осени. Методическое пособие выполненное учителем. Петербургские корабли. «Морские картины» «Белый город» 2006 •Сфинкс на Неве. Методическое пособие выполненное учителем. •«Снежинки -балеринки летят над Петербургом». Методическое пособие
выполненное учителем.
- Эскизы сосудов в глине. Работа выполнена учителем.
- Роспись сосуда. Методическое пособие выполненное учителем.
- Рисование на тему- «Городская улица. Цирк едет.». Методическое пособие выполненное учителем.
- Иллюстрирование русской народной сказки «Заяц, петух и лиса». Сказочный домик для зайца. Методическое пособие выполненное учителем.
- Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси - лебеди». Иллюстрирование басни И. Крылова «Мартышка и очки» Методическое пособие выполненное учителем.
- Исполнение декоративной композиции «Лесной базар». Методическое пособие выполненное учителем.
- Повтор главных отличительных элементов полохов-майданской росписи. Методическое пособие, выполненное учителем.
Роспись декоративных масок. Методическое пособие выполненное учителем.
Техническое оснащение занятий
Занятия проводятся в специально оборудованном помещении. У каждого
учащегося свое рабочее место.
Для занятий необходимо:
Столы
Стулья
Учебная доска Мольберты
Необходимые материалы и инструменты: Гуашь 12 цветов Цветные карандаши Кисти
Бумага Ф-АЗ Восковые мелки Уголь рисовальный Стеки Глина
Гелевые ручки
Тушь
Ластик
Список литературы для детей
- Алехин А.Д.- .Изобразительное искусство: Художник. Педагог .Школа.-М., 1999г..
- Орнаменты народов мира :Практ. Пособие сост. СЮ. Афонькина. Е.Ю.Афонькина-СПб.,1998.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств-М., 2000г.-Вып.1,2001г.-Вып-2 Иванов Е.П.
- Русский народный лубок-М., 1999г.
- Изобразительное искусство. Программы для образоват. Шк., гимназий,лицеев,-2-е изд.стереотип.-М.:Дрофа,2000.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.М., 1999г..
- Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства :Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 1-4 классы. Науч. рук.Т.Я.Шпикалова. М., 1998г.
- Этюды по изобразительному искусству.-М.,1993.
- Этюды по истории русского искусства.-М., 1997г.
- Юный художник. М.,2004-2006.
Список литературы для педагога
- Алехин А.Д.- .Изобразительное искусство: Художник. Педагог .Школа.-М., 1984.
- Орнаменты народов мира :Практ. Пособие сост. СЮ. Афонькина. Е.Ю.Афонькина-СПб., 1998.
- Дмитриева Н.А. Краткая история искусств-М., 1963-Вып.1,1975-Вып-2 Иванов Е.П.
- Русский народный лубок-М., 1984
- Изобразительное искусство. Программы для образоват. Шк., гимназий,лицеев.-2-е изд.стереотип.-М.:Дрофа,2000.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания.М., 1987.
- Программа. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства :Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 1-4 классы. Науч. рук.Т.Я.Шпикалова. М.,1994.
- Этюды по изобразительному искусству.-М.,1993.
- Этюды по истории русского искусства.-М.,1967
- Юный художник. М.,2004-2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа Подготовка к школе
Каждый новый период в жизни человека сопровождается новыми трудностями и переживаниями. Особенно остро такие трудности переживают дети. Для ребенка, привыкшего играть в детском саду и дома, непростой ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Веселые цифры".
Возраст учащихся 5-6 лет. Срок реализации 1 год....
Дополнительная образовательная программа "Педагогика здоровья" (Направление - здоровьесбережение в образовательном процессе)
Дополнительная программа для общеобразовательных учреждений, составлена на основе авторской программы "Педагогика здоровья" под редакцией В.Н.Касаткина.- М.: Линка - Пресс, 2007 год, рекомендова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку во 2 классе
Цель программы: углубление знаний о русском языке, формирование у обучающихся позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, развитие познавательных УУД, интеллектуальных и творчески...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для дополнительных образовательных услуг – групповые консультации по углубленному изучению образовательной программы по русскому языку в 3 классе
Целью данной программы является формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями....