"Фольклор Кубанского казачества"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №12
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Фольклор Кубанского казачества»
2012-2016 учебные годы
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 6-10 лет
Мошой Л.А.
ст. Новомышастовская
1.Пояснительная записка:Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на государственную службу обусловили создание и все большее распространение в крае образовательных учреждений казачьей направленности. Большое внимание уделяется подрастающему поколению, воспитанию в духе казачьих традиций. Актуальной остается проблема формирования национального этнического самосознания, научного, исторического мировоззрения подрастающего поколения, которое может стать духовным стержнем возрождения России, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине – Кубани, лучших гражданских качеств личности, чувства патриотизма.
Патриотическое воспитание всегда было одним из важнейших направлений
в работе педагога. Оно тесно связано с национальным воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению. Решать эти задачи помогает программа «Нравственно-патриотическое воспитание средствами внеклассной работы в классе казачьей направленности». В ходе данной деятельности каждый ребенок может реализовать свои способности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества. Вся воспитательная работа в классе казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
Человек - воспитание гуманности.
Семья - первый коллектив ребенка.
Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
Знания - поиск истины.
Культура - воспитание духовности.
Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
Земля-создание целостного образа мира.
Мир - создание атмосферы гражданского мира и согласия.
Поэтому система воспитательной работы в классе предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, и трудовое воспитание.
С целью осуществления комплексного подхода в работе по усилению внимания к нравственно – патриотическому, этическому, правовому воспитанию школьников и решения постановления правительства РФ «О федеральной целевой программе поддержки казачьих обществ» от 21.07.1999.» возникает необходимость в создании данной программы.
Вся воспитательная система работы класса строится на принципах, заложенных в Уставе МБОУ СОШ № 12, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью обучения и воспитания.
Принципы:
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания
на традициях школы.
4. Личностного подхода в воспитании.
Воспитательный процесс направлен:
на организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;
формирование общественно необходимых и личностно значимых
качеств личности;
формирование правильного отношения к окружающему миру,
природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.
Цель данной программы:
Создание представления о фольклоре и традиционной культуре Кубанского казачества у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
-сформировать у школьников представления о социальной структуре и основных видах деятельности Кубанского казачества;
- познакомить их с составом и структурой фольклора;
-составить представление о ценностных основах традиционной культуры;
- развивать творческие способности детей;
- формировать у них интерес к научно- исследовательской работе.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Занятия проводятся в течение одного часа один раз в неделю. Программа предназначена для профильной группы детей казачьей направленности.
Основной формой работы являются учебные занятия:
-занятие- встреча
-занятие- экскурсия
-занятие- праздник
-занятие- конференция
-занятие- конкурс
-занятие- выставка.
По окончании первого года обучения учащиеся должны знать:
- внешние, физиологические отличия людей, понятие раса;
- понятие культура- традиционная, этническая и ее состав;
-расовый состав населения России, языковое разнообразие российского пространства, особенности фольклора народов Кубани;
-культурную и религиозную характеристику народов и этнических групп Кубани;
-особенности и разновидности обрядового костюма;
-постоянные временные типы жилища;
-особенности «языка» кубанских казаков;
- основные занятия казаков;
-воинскую казачью культуру;
-досуговый фольклор в войске, общине, семье;
-календарные семейные праздники;
Уметь:
-изготавливать отдельные элементы обрядового костюма;
-выполнить этнографический рисунок жилища, отдельные его элементы;
- изготовить муляж «самана»,строительных блоков жилища;
По окончании второго года обучения учащиеся должны знать:
-колыбельные песни и их характеристики;
-игрушку в традиционной культуре, ее виды, способы изготовления;
-игру в традиционной культуре кубанских казаков;
-считалки, дразнилки, припевки, заклички- как жанр детского фольклора;
-сказки кубанских казаков;
-особенности содержания праздников; зимних Святок, Масленицы, Пасхи, Троицы.
Уметь:
-исполнять колыбельные песни, потешки, дразнилки;
-изготовить куклу по народным образцам;
-играть в игры кубанских казаков;
-декорировать яйца;
-подготовить постановку по сказке кубанских казаков;
-нарисовать рисунок на тему «Зимние Святки», « Пасха в казачьей семье», «Троица в казачьей семье».
По окончании третьего года обучения учащиеся должны знать:
-основные календарные праздники и обряды кубанских казаков;
-особенности вождения Мыланки и Васыля в кубанских станицах;
-музыкальные жанры Великого поста: духовные стихи;
-жанры фольклора связанные с летним периодом;
-жанры свадебного фольклора, родинного, погребального.
Уметь:
-исполнять фольклорные тексты: вождение Мыланки и Васыля;
-исполнять маслиничные песни, хороводы;
-исполнять песни летнего и осеннего сезона;
По окончании четвертого года обучения учащиеся должны знать:
-знать социальные обязанности девушек и юношей, их одежду;
-досуговые формы времяпровождения в молодежной среде;
-типы и виды игровых хороводов;
-обряд проводов на службу;
-песни с историческими сюжетами, полковые песни;
-пляску и плясовые песни, частушки;
-жанры музыкального фольклора, отражающее вдовство, сиротство и старость.
Уметь:
-воспроизводить песни исполняемые на молодежных вечеринках;
-исполнять движения игровых хороводов и хороводных песен;
-воспроизводить песни, исполнявшиеся при проводах на службу кубанского казака;
-исполнять лирические и плясовые песни кубанских казаков;
- исполнять духовные стихи.
2. Учебно- тематические планы.
Учебно- тематический план 1- го года обучения
№ п/п | Наименования разделов, блоков, тем | Всего часов | Количество часов учкбных занятий
|
Народы, языки и культуры
1 | Народы, языки и культуры мира | 1 | 1 | ||
2 | Народы, языки и культуры России | 1 | 1 | ||
3 | Народы, языки и культуры Кубани | 2 | 1 |
Кубанское казачество и его культура
4 | Традиционный костюм | 4 | 2 | 1 | 1 |
5 | Жилище | 4 | 2 | 1 | 1 |
6 | Пища | 1 | 1 | ||
7 | Вера и верования | 1 | 1 | ||
8 | Язык | 2 | 1 | ||
9 | Фольклор | 5 | 1 | 3 | 1 |
Кубанское казачество: устройство общества
10 | Войско | 2 | 1 | 1 | |
11 | Община | 2 | 1 | 1 | |
12 | Семья | 1 | 1 |
Занятие кубанских казаков
13 | Воинская служба | 2 | 1 | 1 | |
14 | Труд | 1 | 1 | ||
15 | отдых | 1 | 1 | ||
16 | Праздники | 2 | 2 | ||
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 | ||
Итого часов | 33 | 19 | 6 | 8 |
Учебно- тематический план 2- го года обучения.
Кубанское казачество и его культура
1 | Кубанское казачество и его культура | 2 | 1 | 1 |
Дети в традиционной культуре кубанских казаков
2 | Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки) | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Детские игры и песни (считалки, дразнилки, заклички) | 3 | 1 | 1 | 1 |
Календарный праздник глазами ребенка
4 | Зимние святки | 5 | 2 | 2 | 1 |
5 | Пословицы, поговорки, загадки | 2 | 1 | 1 | |
6 | Пасха | 3 | 1 | 1 | 1 |
7 | Вознесение и Троицы | 2 | 1 | 1 |
Дети и фольклор
8 | Игровые припевки | 3 | 1 | 1 | 1 |
9 | Пословицы, поговорки, загадки | 2 | 1 | 1 | |
10 | Сказки | 4 | 2 | 1 | 1 |
11 | Легенды и былички | 2 | 2 | ||
12 | Итоговые занятия | 3 | 3 | ||
Итого часов | 34 | 14 | 12 | 8 |
Учебно- тематический план 3- го года обучения
Традиционная культура кубанского казачества
1 | Традиционная культура кубанского казачества | 1 | 1 |
Календарные обряды и обрядовый фольклор кубанских казаков
2 | Календарный круг как цикл | 1 | 1 | ||
3 | Зимние Святки | 4 | 2 | 1 | 1 |
4 | Колядки и щедровки | 3 | 1 | 1 | 1 |
5 | Коза и Мыланка | 3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Масленица и масленичные песни | 3 | 1 | 2 | |
7 | Великий пост. Жанры фольклора | 2 | 1 | 1 | |
8 | Пасха. Весенние хороводы | 2 | 1 | 1 | |
9 | Троица. Ивана купала. Песни и хороводы. | 3 | 1 | 1 | 1 |
10 | Лето. Труд в поле и фольклор | 2 | 1 | 1 |
Обряды жизненного круга и обрядовый фольклор
11 | Свадебный обряд | 4 | 1 | 1 | 2 |
12 | Свадебные песни причитания | 4 | 1 | 1 | 2 |
13 | Погребальный обряд. Причитания | 1 | 1 | ||
14 | Итоговое занятие | 1 | |||
Итого часо | 34 | 14 | 12 | 8 |
Учебно- тематический план 4- го года обучения
Молодежь в традиционной культуре кубанских казаков
1 | Девушки и юноши (одежда, особенности поведения, занятия) | 2 | 1 | 1 | |
2 | Молодежные вечеринки. Занятия, игры и песни. | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Игровые хороводы | 3 | 1 | 2 | |
4 | Проводы на службу. Песни при проводах на службу | 4 | 1 | 2 | 1 |
Мужской мир кубанского казачества
5 | Казак на воинской службе и в станице (одежда,поведение, отношения) | 3 | 1 | 1 | 1 |
6 | Исторические песни кубанских казаков | 3 | 1 | 1 | 1 |
7 | Исторические предания и легенды | 1 | 1 |
Женский мир кубанского казачества
8 | Женщина в традиционной культуре (одежда, поведение, отношении) | 3 | 1 | 1 | 1 |
9 | Женщина в семье. Занятия. Воспитание детей | 2 | 1 | 1 | |
10 | Лирические и плясовые песни | 4 | 1 | 2 | 1 |
Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность)
11 | Субкультура «особых» людей (профессии и ремесла, сиротство, вдовство, инвалидность) | 1 | 1 |
Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи
12 | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Духовные стихи | 3 | 1 | 1 | |
13 | Итоговые занятия | 2 | 2 | ||
Итого часов | 34 | 12 | 15 | 7 |
3. Содержание программы
1- й год обучения (33 час)
Тема 1. Народы, языки и культура мира
Внешние, физиологические отличия людей. Понятие раса. Понятие этнос, народ как языковой и культурной общности, а следовательно, и отличия друг от друга больших групп людей. Понятие язык. Коммуникативные, интеграционные, культурно- познавательные свойства языка. Понятие традиция, традиционная культура.
Тема 2. Народы, языки, культуры России
Общая географическая и природно- климатическая характеристика России. Распределение народов России по конфессиональной принадлежности: православные (христиане), мусульмане, буддисты.
Природа, среда обитания и традиционные занятия народов России: охотники, рыболовы таежной и приморской зон, скотоводы и земледельцы. Традиционная народная культура и особенности фольклора народов России.
Тема 3.Народы, языки и культуры Кубани
Понятие Кубань: Кубанская область Краснодарский край. Полиэтничность Кубани. 19 век окончание Кавказской войны и начало складывания новых этнических групп: греки, амшенские армяне, немцы, молдоване, болгары, чехи, цыгане, эстонцы. Начало 20 в.- образование компактного поселения айросов. Конец 20в.- появление ереванских армян, крымских татар, курдов.
Тема 4. Традиционный костюм
Понятие культура, состав культуры и некоторые ее ключевые компоненты (костюм, язык, фольклор). Традиционный детский, мужской и женский костюмы и их связь с фольклором.
Тема 5. Жилище
Традиционные и постоянные типы жилища кубанских казаков степной и предгорной полосы (хата, круглый дом, курень). Жилище, отдельные его части , мебель и утварь и фольклор: святой угол, печь, окна и двери, стол, веник, рогач.
Тема 6. Пища
Казачья кухня и ее зависимость от занятий, образа жизни, традиций и контактов с другими народами. Повседневная, походная, праздничная и обрядовая пища, пост и постные блюда, свадебная, поминальная пища, святочная. Пища в фольклорных текстах (сказках, колыбельных песнях, щедровках, колядках).
Тема 7. Вера и верования
Православная вера кубанских казаков и ее роль в жизни человека и общества. Вера в языке, культуре, фольклоре: обозначение святого, праведного и грешного; пословицы и поговорки, легенды, колядки щедровки, духовные стихи.
Тема 8. Язык
Язык кубанских казаков. Литературный и бытовой язык и его живая диалектная основа. Лексика кубанского говора, ее связь с различными сферами жизнедеятельности казаков.
Тема 9. Фольклор
Фольклор как духовная основа культуры. Основные жизненные и календарные циклы (рождение, проводы на службу, свадьба, Рождество, Новый год, Троица), основные занятия и связь с ними различных видов и жанров фольклора.
Тема 10. Войско
Общество: понятие; роль общества в жизни индивида. Кубанское казачье войско как военно- территориальная община: структура войска, деление на полки, рода войск, отделы. Управление войском: войсковой атаман и правление.
Тема 11. Община
Территориальная община. Территориальное устройство общины: центр, периферия, границы, общественные сооружения и постройки. Связь станичной общины с войсковой. Социально- профессиональные группы в структуре общины.
Тема 12. Семья
Типы казачьих семей (малая, большая) в станичной общине.функции семьи. Глава семьи. Дети, взрослые (мужчины, женщины), старики в семье: отношения и функции, права и обязанности. Нормы и правила общения и поведения в семье, общине: дети- взрослые, дети- родители, старшие- младшие, повседневное и праздничное поведение. Фольклор в семейной и общинной жизни.
Тема 13. Воинская служба
Кубанские казаки –воины и хлеборобы. Воинская служба как основное занятие. Подготовка к службе. Роль фольклора в подготовке казака к службе. Подготовительный разряд. Служба на Кубани и вдали от нее. Царский конвой. Служба в запасе.
Тема 14. Труд
Труд как понятие: разнообразные и необходимые виды трудовой деятельности. Труд и культура. Земледелие и скотоводство, рыболовство- источники существования и экономическая база войска. Скотоводство и птицеводство в жизни кубанских казаков. Обряды, представления и фольклор связанные с ними. Другие виды деятельности: ткачество, гончарство, кузнечное ремесло.
Тема 15. Отдых
Разнообразные формы досуга и отдых в повседневное и праздничное время. Семейные, общинные, индивидуальные формы отдыха. Досуговый фольклор в войске, общине, семье.
Тема 16. Праздники
Праздники и обряды как форма интеграции, социализации и отдыха. Календарные, семейные, воинские, станичные праздники, их фольклорная и игровая составляющие дети.
Тема 17. Итоговое занятие
Подведение итогов года. Фольклорно- этнографическая программа.
2- й год обучения (34 часа)
Тема 1. Кубанское казачество и его культура
Понятие Кубанского казачества, его многосторонняя сущность. Разнообразные компоненты, входящие в понятие культура народа: жилище, одежда, язык, фольклор. черты общественного устройства кубанских казаков: войско, община, семья.
Тема 2. Первые шаги (колыбельные песни, потешки, игрушки
Первый этап в жизни ребенка в казачьей семье. Отношение к рождению мальчика или девочки в семье и общине. Колыбельные песни- первые фольклорные тексты в жизни человека. Потешки: образный строй. Игрушка в традиционной культуре, ее энергетика. Виды кукол, их использование в играх. Обрядовые куклы.
Тема 3. Детские игры и песни ( считалки, дразнилки, заклички)
Игра в традиционной культуре кубанских казаков, ее значение в жизни ребенка. виды игр: ролевые, с предметами. Качества развиваемые игрой: координация движений, ловкость, смелость, выносливость, смекалка. Игровой фольклор: считалки, дразнилки, игровые припевки.
Тема 4. Зимние святки
Рождество, Новый год, Крещение- главные праздники зимних Святок. Содержание праздничного периода: исполнение обрядов, гуляния, увеселения, пение песен и игра на музыкальных инструментах. Обходы домов с вечерей накануне Рождества. Посевание в домах утром Нового года. Одежда и предметы, используемые в обряде.
Тема 5. Прощеный день и Великий пост
Праздник Масленицы. Основные компоненты праздника: обрядовая еда, гулянья на Масленицу, катание на лошадях и с гор. Великий пост. Содержание периода: духовная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост. Встреча весны.
Тема 6. Пасха
Праздник Пасхи. Содержание праздника: Воскресение Иисуса Христа. Основные компоненты праздника: обрядовая еда, одежда. Участие детей в празднике Пасхи.
Тема 7. Вознесение и Троица
Вознесение. Содержание праздника. Троица. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение домов зеленью, выход в лес, кумление, гадание на венках. Троицкие хороводы.
Тема 8. Игровые припевки
Песня и припевка как часть игры. Игровые хороводные песни с разыгрыванием сюжета. Сюжеты, мотивы, образы, игрового, хороводного фольклора.
Тема 9. Пословицы, поговорки, загадки
Малые жанры фольклора, их предназначение в традиционной культуре. Темы, образы, сюжеты пословиц м поговорок. Загадки и их роль в развитии мышления ребенка, его знаний о мире.
Тема 10. Сказки
Сущность жанра сказки. Ее роль в первом этапе жизни ребенка. тематические группы сказок. Ребенок как герой народной сказки. Сказки кубанских казаков, их особенности.
Тема 11. Легенды и былички
Легенды кубанских казаков. Быличка как жанр. Былички кубанских казаков.
Тема 12. Итоговые занятия
Подведение итогов за год. Подготовка и проведение праздника игрового фолклора.
Список литературы для педагога
- Белов Василий. Лад. М., 1989.
- Бигдай А. Д. Песни кубанских казаков. Т. 1- 2. Краснодар, 1992.
- Бондарь В. Город Екатеринодар в пространстве и времени. Краснодар, 2006.
- Бондарь Н. И. календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2003.
- Бондарь Н. И. Святой угол. 1998.
- Варавва И. Ф. песни казаков Кубани. Краснодар, 1996.
- Виноградов Г. С. Страна детей. СПб., 1998.
- Герд А. С. Введение в этнолингвистику. Курс лекций и хрестоматия СПб., 2005.
- Елисеев Ф. И. первые шаги молодого хорунжего. М. ,2005.
- Жиганова С. А. свадебные песни в обрядовом пространстве, 2005.
Список литературы для учащихся
1.Альбедиль М. Ф. Народы мира. Учебное пособие для средней школы. СПб., 1997.
2.Бондарь Н. И. Святой угол. 1998.
3.Захарченко В. Г. Народные песни Кубани. Т. 1- 2. Краснодар, 1997.
4.Кубанские народные колыбельные песни. Краснодар, 2002.
5.От прибаутки до былины. Русский фольклор. М. ,1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».
Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...
Разработка занятия кружка «История и культура кубанского казачества» Тема занятия: «Мой край любимый».
Методическая разработка занятия кружка " История и культура кубанского казачества"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«История и культура кубанского казачества»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Тип программы: образовател...
Музыкальный фольклор кубанского казачества
Разработка урока кубановедения в начальной школе. Материал входит в блок уроков по кубановедению, разработанный членами ШМО и представленный на краевом конкурсе разработок уроков и м...
Авторская программа развития личности на основе этнокультурных особенностей Кубанского казачества «Мы – казаки»
Гуманистическое воспитание младших школьников направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищенности ребенка и отношений содружества в школьном коллективе. ...
программа по кружку "История и культура кубанского казачества"
Программа рассчитана на школы работающие по ФГОС, в классах казачьей направленности....
материалы к занятиям кружка "Традиции и обряды кубанского казачества"
конспекты занятий кружка для работы в группе казачьей направленности...