Активизация учащихся на уроках технологии
статья по теме
Учащиеся осмысливают свою работу, активизируют мышление, внимание и проявляют инициативу и самостоятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация учащихся на уроках технологии
На уроках технологии легче достигнуть поставленной цели, если учитель заботится, чтобы учащиеся осмысливали свою работу, если он активизирует мышление детей, стремится развивать у них инициативу и самостоятельность.
Большинство уроков я начинаю с бесед о технике безопасности. В 1-м классе изучение этих правил, ознакомление с их содержанием и условиями выполнения проводится в процессе освоения на уроках технологии каждой новой для детей технологической операции. Например, учатся дети резать бумагу ножницами, одновременно изучают требования техники безопасности, точное и дисциплинированное соблюдение которых гарантирует от возможных травм. Чтобы беседы проходили разнообразно, использую загадки, пословицы, поговорки об инструментах. Например: «Не игла шьёт, а руки», «Ножницы прямые, да руки кривые», загадка о циркуле: « Сговорились две ноги делать дуги и круги».
В программу технологии входит работа с разными материалами. Мы используем природный материал, мягкую проволоку, коробки, фольгу, скорлупу от яиц и многое другое. Учеников привлекает необычность материала, оригинальность конечного результата. Целесообразно выбирать и рекомендовать для изготовления такие изделия, которые были бы не только внешне привлекательны, но и были доступны для выполнения. Такими изделиями могут быть, например, сувениры – подарки.
При постановке целей и задач урока ввожу элементы ролевой игры или читаю отрывок из какого- либо произведения. Это повышает интерес у детей, вызывает чувства радости. Например, при изготовлении елочных игрушек использую рассказ о елке, которую привезли из лесу, и стоит она грустная. Спрашиваю: «Что надо сделать, чтобы развеселить елочку?» Дети отвечают: « Её надо нарядить, сделать для нее игрушки, а именно шары, фонари, гирлянды». Таким образом дети сориентированы на изготовление изделия. Также детям нравится расшифровывать слова – тему урока.
На каждом уроке провожу анализ образца. Анализ образца – это очень ответственная часть урока, так как она неразрывно связана с планированием предстоящей работы. Важно, чтобы ученик сумел отобрать необходимые данные. Когда дети затрудняются, можно помочь им наводящими вопросами. Рассматривая вот такой образец объемной аппликации, можно задать такие вопросы: «Какая бумага нам будет нужна?, Сколько основных частей цветка вы нашли?, Сколько лепестков у большой ромашки?, У маленькой? и т.д.». параллельно с анализом образца идет планирование предстоящей работы. В нем принимают участие все ученики. Каждый вносит свое предложение, делает посильный вклад в разработку способа изготовления данной аппликации, а это помогает развитию у детей находчивости, смекалки, сообразительности. Дети рассказывают, как нужно сложить лист бумаги, чтобы вырезать несколько одинаковых лепестков ромашки.
Очень детям нравится работа с кружками и другими геометрическими фигурами. Эта работа помогает учителю развивать у учащихся творческое воображение, пространственные представления, художественный вкус. Проанализировав данный образец, детям дается задание : как нужно расположить детали, чтобы была другая ситуация: например, 2 цыпленка тянут в разные стороны червяка, или цыплята клюют корм, или отдыхают в траве и т.д. дети задумываются, представляют картину, используя свои наблюдения. В своей работе использую материалы о родном крае. Некоторые уроки строю по краеведческому принципу. Такие уроки имеют большое воспитательное значение.
Краткое содержание урока « Работа с бумагой и картоном». Тема « Приемы сгибания и складывания бумаг. Коллективная работа – панно «Птицы на кормушке».
На уроке ставлю цели:
- закреплять приемы сгибания и складывания бумаги;
- сделать птицы в технике «оригами»;
- обобщить и дополнить знания детей о птицах родного края;
- развивать глазомер, точность выполнения изделия;
- воспитывать любовь к меньшим братьям, бережное отношение к ним, желание помочь им.
Начинаю урок с прослушивания грамзаписи пения птиц летом. Проводится беседа, в которой сообщается тема урока. Дети вспоминают, как называют птиц, которые прилетают к нам весной и улетают осенью, каких перелетных птиц знают, почему они покидают родные края. Показываю рисунки птиц, а название закрыты. Дети сами узнают и называют их. Аналогичная беседа проводится о зимующих птицах. Выслушивая ответы детей на вопрос « Чем питаются зимой птицы?» делаем вывод, что им нужно помочь.
На доске висит панно – изображение дерева с кормушкой. Кто прилетит на кормушку – зависит от детей.
В технике оригами выполним птиц, вспомнив правила сгибания бумаги.
Далее провожу с ребятами инструктаж, опираясь на технологическую карту.
Загадываю загадку или решаем кроссворд о зимующих птицах.
Например: Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой.
Дети по рисункам раскрашивают своих птиц. У кого вороны, галки, синицы, воробьи, снегири.
По завершению работы задаю вопросы: «Чем же можно кормить птиц и чем нельзя? И нужно ли делать кормушки?»
И еще немаловажное значение имеет здоровьесберегающие технологии. В урок включаю гимнастику для глаз, которая корректирует зрение детей, снимает усталость и напряжение, гимнастику для пальчиков , которая развивает гибкость, подвижность кистей и мелкую мускулатуру рук, физминутки.
На уроках пользуемся альбомами, книгами:
1. «Азбука мастерства»
2. Г. И, Долженко «100 оригами»
3. Н. А. Цирулик «Уроки творчества»
4. Т. М. Геронимус «150 уроков труда».
1 2
3 4
5 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках технологии
Данный материал можно использовать на уроках технологии. Проектная деятельность позволит увлечь каждого ученика в индивидуально - творческий процесс, будет способствовать развитию способно...
Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"
Мастер - класс показывает возможности уроков технологии по развитию творческих способностей учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/26/picture-228864-1364287655.jpg)
Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии через исследовательскую деятельность.
Данная работа будет интересна творческим учителям. В программе по технологии не хватает уроков, где дети могли бы свободно работать в той технике, которая им уже известна и больше нравится. Предлагаю ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-341318-1386873663.jpg)
Организация парной и групповой работы через проектную деятельность учащихся на уроках технологии по программе "Начальная школа XXI века"
Я представила виды работ при организации парной и групповой работ на уроках технологии....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/19/picture-551849-1419010841.jpg)
Предметно-практическая творческая деятельность учащихся на уроках технологии в начальной школе.
Предметно-практическая деятельность даёт ребёнку чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение. ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-992070-1616681996.jpg)
Нетрадиционные формы обучения как средство активизации учащихся на уроках (метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»).
Содержание.1. Актуальность вопроса.2. Методика Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»3. Групповая р...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-720992-1611318976.jpg)
«Дидактическая игра как способ активизации учащихся на уроках математики».
Данная статья рассказывает о том, что обучение в начальной школе строится на основе игровых моментов. Представлены различные виды игр, которые можно использоать в начальной школе....