Клубный час о вреде никотина.
классный час (3 класс) по теме

Никитина Светлана Ивановна

 

Клубный час на тему

« Школьникам о вреде никотина»

Выполнила воспитатель группы продленного дня:
 Никитина С.И.

Цель: способствовать формированию здорового образа жизни детей.

Ход занятия:

1.                Организационный момент.

Сообщение темы и цели занятия.

2.                О вреде никотина.

            Рассказ « Табак завоёвывает мир».

Действительно, табак родом из Америки. И хотя на старинных китайских вазах встречаются рисунки и изображения курящих людей, всё же до открытия Колумба табак в старом свете не знали. История приобщения европейцев к курению началась так: 12 октября 1492 года матрос Родриго Триана с корабля «Пин-
та» знаменитой флотилии адмирала Христофора Колумба закричал: «Впереди земля!» Грянул пушечный салют. На кораблях убрали паруса, и они медленно двигались к неведомой земле. Колумб полагал, что перед ним восточный берег сказочной Индии.
Местные жители называли свою землю, оказавшуюся островом, Гуанахани. Колумб дал ей новое имя - Сан-Сальвадор. Это название с тех пор носит один из Багамских островов. В числе подар-
ков местные' жители поднесли Колумбу сушеные листья растения
«петую>. Они курили эти подсушенные на солнце листья, сверну-
тые в трубочки.

В поисках золота Колумб направился дальше к югу и 27 ок-
тября 1492 года высадился на побережье Кубы. Жители встреча-
ли пришельцев с головнями в руках и с травой, употребляемой
для курения, которую они называли «сигаро». Дым этой травы,
по образному выражению Колумба, они «пили». При курении
«каждый делал из нее три-четыре затяжки, выпуская дым через
ноздри».

          2) Растение, получившее название от имени провинции Табаго
острова Гаити, начало свое победоносное шествие по странам и
континентам. После второго похода Христофора Колумба (1493-
1496) семена табака были завезены в Испанию. Затем они попали в
соседние европейские страны и в период великих открытий мор-
скими и караванными путями были доставлены практически во все
уголки земного шара. В середине 30-х годов ХУIII века знамени-
тый шведский естествоиспытатель Карл Линней, создавший клас-
сификацию животного и растительного мира, присвоил табаку родо вое название «никотиана» в честь Жана Нико, начавшего первым
культивировать табак в Европе. Итак, к концу ХУI века курение
проникло в Испанию, Португалию, Францию, Англию и Голлан-
дию. Тридцатилетняя война способствовала распространению ку-
рения в Германии и Швеции. В Россию табак был завезен англий-
скими купцами в 1585 году через Архангельск, а затем начал ши-
роко культивироваться на российской земле. Нельзя сказать, что
табак беспрепятственно проникал всюду. По религиозным (и эко-
номическим) мотивам в ряде стран, например в Италии, табак был
объявлен «забавой дьявола».

       2. Курение: социально-опасное явление.
1) По данным фармакологов, при выкуривании одной пачки сигарет средней крепости с общей массой табака 20 г, образуется 0,0012 г синильной кислоты, приблизительно столько же сероводорода, 0,22 г пиридиновых оснований, 0,18 г никотина, 0,64 г (0,843 л) аммиака, 0,92 г (0,738 л), оксида углерода (П) и не менее 1 г концентрата из жидких и твердых продуктов горения, и сухой перегонки табака, называемым табачным дегтем. В последнем со-
держится около сотни химических веществ, в том числе бензопи-
рен, бензатрацен, радиоактивный изотоп калия, мышьяк и ряд аро-
матических полициклических, углеводородов канцерогенов. Неко-
торые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая
дым-от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К со-
жалению, это не так. Коварно и действие синильной кислоты: про-
никая в кровь, она снижает способность клеток воспринимать ки-
слородное голодание и нервные клетки первыми страдают от дей-
ствия синильной кислоты. При большой дозе синильной кислоты
вслед за сильнейшим возбуждением центральной нервной системы
наступает ее паралич, прекращается дыхание, а затем останавлива-
ется и сердце.

2) При массовом распространении курение становится соци-
ально опасным явлением. Ведь курящие отравляют атмосферу, по-
вышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к
учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу. Некурящие
люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать
«выхлопными газами» курящих. Головная боль, головокружение,
сердцебиение, разбитость - вот частые жалобы некурящих, кото-
рым приходится подолгу находиться в прокуренных помещениях, фактически подвергаясь. тем опасностям, что и курящие. При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни со-
держания оксида углерода (П), которые превышают допустимые
концентрации его на рабочих местах в промышленности. Такая на-
сыщенность вредными веществами воздуха помещений снижает
производительность труда, сказывается на здоровье людей. У не-
курящих из-за обкуривания их курящими могут возникать присту-
пы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической
болезни сердца. Дети курящих родителей в большей степени под-
вержены заболеваниям органов дыхания, чем дети некурящих.
В частности, у таких детей удваивается частота бронхитов и воспа-
ления легких. Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута
в табачном дыме дает право считать, что табачный дым опасен не
только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде
всего детям. Расстройства сна и аппетита, нарушение деятельности
желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая ус-
певаемость и даже отставание в физическом развитии - вот пере-
чень явлений, причина которых в пачке сигарет.

3) Употребление табака женщинами всегда считалось призна-
ком дурного тона и осуждалось. Так, у А. С. Пушкина есть обра-
щение к красавице, которая нюхала табак:

Ты любишь обонять не утренний цветок
А вредную траву зелену,

Искусством превращенну

В пушистый порошок!

А что бы написал поэт по отношению к курящим дамам  неизвестно, ибо в его времена женщины не курили, а только нюхали  табак. Курение среди русских женщин началось только в середине - конце XIX века. Но до самых последних лет курящих женщин было очень мало.

3. Чтение рассказа «Том Сойер учится курить».

После вкусного обеда, состоявшего из рыбы и яичницы, Том сказал, что теперь ему хочется научиться курить. Джо ухватился за эту мысль и объявил, что он тоже не прочь. Гек сделал трубки и набил их табаком ...

Они растянулись на земле, опираясь на локти, и начали очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым. Дым был неприятен на вкус, и их немного тошнило, но все же Том заявил:
- Да это совсем легко! Знай я это раньше, я уж давно научился бы.

- И я тоже, - подхватил Джо. - Плевое дело!

Разговор продолжался, но вскоре он начал чуть-чуть увядать:
прерываться. Паузы стали длиннее. Пираты сплевывали все чаще и
чаще ... Несмотря на все их усилия, им заливало горло, и каждый
раз после этого начинало ужасно тошнить. Оба сильно побледнели,
и вид у них был очень жалкий. У ДЖо выпала трубка из ослабев-
ших пальцев, у Тома тоже ... Наконец Джо выговорил расслаблен-
ным голосом:

- Я потерял ножик ... Пойду, поищу ...

Том дрожащими губами произнес, запинаясь:

- Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда ... к ручью ...

Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Гек снова уселся на место и прождал целый час. Потом он со-
скучился и пошел разыскивать товарищей. Он нашел их в лесу дале-
ко друг от друга; оба были бледны и спали крепким сном. Но что-то
подсказало ему, что теперь им полегчало, а если и случилось им пе-
режить несколько неприятных минут, то теперь уже все позади.

За ужином в тот вечер оба смиренно молчали, и, когда Гек по-
сле ужина, набив трубку для себя, захотел набить и для них, оба в
один голос сказали: «Не надо», так как они чувствуют себя очень
неважно.

В «Приключениях Тома Сойера» Марк Твен весьма вырази-
тельно описал ощущения ребят от первой затяжки и неприятные
последствия курения.

Что же произошло в детском организме, если он настолько
бурно прореагировал на табак? Какие действующие начала табака
приводят к столь резким реакциям - сердечно-сосудистой (поблед-
нение кожных покровов) и нервной системы (тошнота, головокру-
жение, слабость мышц), наконец, органов пищеварения (рвота)?

Какова химическая структура табачных листьев и что именно
особенно сильно влияет на организм?

Физико-химический механизм курения состоит в том, что через
подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, си-
гарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхае-
мом воздухе, проходя через слой. тлеющего табака, усиливает его
горение, и продукты возгонки вместе с оставшейся частью воздуха

поступают в легкие. Для выкуривания папиросы (сигареты) обычно
требуется 12-18 затяжек.

Табачный дым представляет своеобразную физико-химическую
систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нем продуктов горения табака, находящихся в виде твердых частиц и капелек жидкости, размеры которых составляют доли микрометра, а число частиц измеряется десятками и сотнями тысяч миллиардов от одной сигареты! И все эти частицы направляются в легкие!

4. Викторина «Сигарета».
Выберите правильный ответ.

·  Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда?

1)Сигареты с фильтром.

2)Сигареты с низким содержанием никотина.

3)Нет.

·  Сколько вредных веществ содержится в табачном дыме?

1)    20-30.

2)    200-300.

3)    Свыше 4000.

·  У кого наибольшая зависимость от табака?

1)    У тех, кто начал курить до 20 лет.

2)    у тех, кто начал курить после 20 лет.

3)    Табачная зависимость не связана с возрастом, в котором
человек начал курить.

• Какие заболевания считаются наиболее связанными с зави-

симостью от курения?

1)Аллергия.

2)Рак легких.

3)Ангина.

·  Что такое пассивное курение?

1)Нахождение в помещении, где курят.

2)Когда куришь за компанию.

3)Когда не затягиваешься сигаретой. 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мы никотину скажем "Нет!" и станем лучшей из планет"

Данное мероприятие проводится в начальной школе среди 1 - 4 классов. Оно позволяет провести знакомство детей с Днем космонавтики и, одновременно, профилактику вредных привычек....

" О злом короле Никотине"

Внеклассное мероприятие по профилактике вредных привычек....

Сценарий агитбригады: «Вон из школы никотин, быть здоровыми хотим!»

Цели:Воспитание нравственных качеств – стремление к здоровому образу жизни.Развитие сотрудничества воспитателя и воспитанников, развитие творческих способностей детей.Создание условия для саморазвития...

Внеклассное мероприятие, сказка - представление "О злом короле Никотине"

Материал содержит сценарий  сказки  о вреде табакокурения. Задачи: 1 дать сведения о табакокурении, используя элементы ролевой игры; 2  показать победу добра над злом; 3  формирова...

Никотин - враг здоровья

Презентация о вреде курения....

Родительское собрание "Воздействие алкоголя и никотина на организм человека"

     Материалы «Воздействие алкоголя и никотина на организм человека» можно использовать на родительских собраниях в классах или родительских лекториях. Материал напр...