Развитие интеллекта детей на уроке
статья по теме
Развитие логического мышленния детей на уроке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_intellekta_detey.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Упмал М.Н. МБОУ «СОШ с.Каменный Яр» Астраханской области.
Развитие интеллекта детей путём новых подходов к управленческой деятельности школьников на уроке.
Толковый словарь С.И.Ожегова гласит, что «интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека».
Самым тесным образом с развитием интеллекта связаны дидактические игры. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе.
Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащихся появляется умение правильно его распределять.
Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно – волевых качеств, таких как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д.
При подборе игр важно учитывать наглядно – действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать овладевать умением анализировать (ребёнку овладевать умением) сравнивать, абстрагировать, обобщать.
В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.
Основное качество интеллекта – логическое мышление. Я хочу остановиться на играх, способствующих развитию логического мышления младшего школьного возраста.
Упражнения на логическое мышление включаются на каждом уроке и по каждому предмету. Материал в учебниках расположен так, что в каждый урок включаются логические упражнения.
Начиная с обучения грамоте, включаются упражнения:
- Найди лишний предмет;
- Продолжи цепочку предметов;
- Что должно быть в пустой клетке;
- Чем отличается один рисунок от другого.
На уроке письма и русского языка включаются такие упражнения:
- Несколько букв на доске, найти лишнюю;
Какую букву будем сегодня писать?
- Определить тему урока, прослушав стихотворение и ответив на вопрос, который в нем содержится:
Сказала Й сестре родной:
- Вот ты, сестра – соседка,
Бываешь часто прописной,
А я ужасно редко.
- Ну, редко – это не беда,
Иные буквы никогда!
- И много их?
- Да, целых три:
Сестра и с ней два брата.
Зовут их так…
- Не говори!
Скажите вы, ребята! (ы, ъ, ь)
- Какая среди них лишняя? Уберём её.
- Какая же тема сегодняшнего урока? (Слова с разделительным ь и ъ знаками).
3) «Лишнее слово», «Лишняя пара».
Применение занимательного материала на уроках окружающего мира преследует следующие цели: пробудить интерес к урокам, активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширить их кругозор. Одним из приёмов активизации учащихся на уроках является работа с простейшими тематическими кроссвордами, ребусами, играми. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те ученики, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. На уроках ребусы и кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Кроссворды и ребусы, таким образом, - это разновидность учебно-дидактического материала, способствующего повышению эффективности познания окружающего мира.
В своей работе часто использую кроссворды, ребусы и игры не только описанные в различных книгах и журналах, но и изготовленные самой. Например, игра-лото «Знай и люби природу». На каждой карте размером 16x4 см наклеены 4 предметные картинки. На отдельных карточках, размером 4x4 см, наклеены те же предметные картинки и подписаны. Ведущий вынимает карточку, читает надпись, тот, у кого есть эта картинка, поднимает руку и накладывает эту карточку на свою карту. Кто первый закрыл свою карту, тот и выиграл. В ходе игры дети запоминают названия зверей, птиц, деревьев, цветов, рыб и т.д. Картинки на картах собраны таким образом, что их можно объединить одной темой, в то же время есть лишний предмет. Например, синица, цапля, сорока, дятел – птицы, но цапля – перелётная птица, все остальные – зимующие; репа, дыня, яблоко, капуста – растения, но яблоко – фрукт, остальные – овощи. Эту игру использую как на уроке, так и во внеурочное время.
На уроках математики для развития логического мышления использую материал не только учебника, но и различных источников. Например, как с помощью 7 одинаковых палочек сложить 2 квадрата?; логическая игра «Какая фигура исчезла (появилась)?»; « Что изменилось?»; «Найди 5 отличий» и другие.
Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре. Ребята преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игры – отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких качеств, формирования гражданского сознания и т.п.
Литература
- Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М, Просвещение, 1974.
- Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М, Педагогика, 1971.
- Краевский В.В., Лернер П.Я. Процессы обучения и его закономерности. Дидактика средней школы. М, Просвещение, 1982.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закономерности развития психики детей с нарушением интеллекта
К проблеме аномального развития ребенка всегда проявляли большой интерес педагоги, психологи, врачи. Развитие медицинских и философских знаний способствовало научному пониманию процесса психичес...
Развитие речи детей на уроках в специальной школе VIII вида посредством использования дидактических игр.
Из опыта работы....
развитие одарённости детей на уроках английского языка
«Лучшее обучение общению - это общение»....
Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР
Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...
Как повысить уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта в процессе урока.
Для детей с нарушением интеллекта характерно нарушение нормального развития высших психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи). Формирование познавательных процессов ...
Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья
Сборник заданий и упражненийпо коррекции эмоционально-волевого развитияи социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья(для младшего школьного возраста)....
Игры для развития эмоционального интеллекта детей
В статье представлена подборка игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...