Развитие интеллекта детей на уроке
статья по теме

Развитие логического мышленния детей на уроке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_intellekta_detey.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Упмал М.Н. МБОУ «СОШ с.Каменный Яр»  Астраханской области.

Развитие интеллекта детей путём новых подходов к управленческой деятельности школьников на уроке.

    Толковый словарь С.И.Ожегова гласит, что «интеллект – мыслительная способность, умственное начало у человека».

    Самым тесным образом с развитием интеллекта связаны дидактические игры. Они используются в качестве одного из способов обучения различным учебным предметам в начальной школе.

        Работа над дидактической задачей требует активизации всей психической деятельности ребёнка. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Усовершенствуется умственная деятельность, включающая в себя проведение различных операций в их единстве. Внимание становится более целенаправленным, устойчивым, и у учащихся появляется умение правильно его распределять.

    Стимулируется развитие познавательных способностей, наблюдательности, сообразительности и любознательности. У детей начинает появляться волевое сдерживающее начало. Соблюдение правил, являющееся результатом возникшего у детей интереса к игре, помогает воспитанию важных нравственно – волевых качеств, таких как организованность, сдержанность, доброжелательность, честность и т.д.

    При подборе игр важно учитывать наглядно – действенный характер мышления младшего школьника. Необходимо также помнить и о том, что игры должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать  овладевать умением анализировать (ребёнку овладевать умением) сравнивать, абстрагировать, обобщать.

    В процессе проведения игр интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

    Основное качество интеллекта – логическое мышление. Я хочу остановиться на играх, способствующих развитию логического мышления младшего школьного возраста.

    Упражнения на логическое мышление включаются на каждом уроке и по каждому предмету. Материал в учебниках расположен так, что в каждый урок включаются логические упражнения.

Начиная с обучения грамоте, включаются упражнения:

  1. Найди лишний предмет;
  2. Продолжи цепочку предметов;
  3. Что должно быть в пустой клетке;
  4. Чем отличается один рисунок от другого.

На уроке письма и русского языка включаются такие упражнения:

  1. Несколько букв на доске, найти лишнюю;

Какую букву будем сегодня писать?

  1. Определить тему урока, прослушав стихотворение и ответив на вопрос, который в нем содержится:

Сказала Й сестре родной:

-  Вот ты, сестра – соседка,

Бываешь часто прописной,

А я ужасно редко.

- Ну, редко – это не беда,

Иные буквы никогда!

- И много их?

- Да, целых три:

Сестра и с ней два брата.

Зовут их так…

- Не говори!

Скажите вы, ребята!  (ы, ъ, ь)

- Какая среди них лишняя?  Уберём её.

- Какая же тема сегодняшнего урока?  (Слова с разделительным ь и ъ знаками).

        3) «Лишнее слово», «Лишняя пара».

    Применение занимательного материала на уроках окружающего мира преследует следующие цели: пробудить интерес к урокам, активизировать мыслительную деятельность учащихся, расширить их кругозор. Одним из приёмов активизации учащихся на уроках является работа с простейшими тематическими кроссвордами, ребусами, играми. Они не оставляют равнодушными школьников любого возраста. В игре каждый хочет быть победителем. Однако выигрывают те ученики, которые быстрее могут воспроизвести изученный материал. На уроках ребусы и кроссворды целесообразны не для проверки общей эрудиции учащихся, а для лучшего усвоения ими фактического материала. Кроссворды и ребусы, таким образом, - это разновидность учебно-дидактического материала, способствующего повышению эффективности познания окружающего мира.

    В своей работе часто использую кроссворды, ребусы и игры не только описанные в различных книгах и журналах, но и изготовленные самой. Например, игра-лото «Знай и люби природу». На каждой карте размером 16x4 см наклеены 4 предметные картинки. На отдельных карточках, размером 4x4 см, наклеены те же предметные картинки и подписаны. Ведущий вынимает карточку, читает надпись, тот, у кого есть эта картинка, поднимает руку и накладывает эту карточку на свою карту. Кто первый закрыл свою карту, тот и выиграл. В ходе игры дети запоминают названия зверей, птиц, деревьев, цветов, рыб и т.д. Картинки на картах собраны таким образом, что их можно объединить одной темой, в то же время есть лишний предмет. Например, синица, цапля, сорока, дятел – птицы, но цапля – перелётная птица, все остальные – зимующие; репа, дыня, яблоко, капуста – растения, но яблоко – фрукт, остальные – овощи. Эту игру использую как на уроке, так и во внеурочное время.

    На уроках математики  для развития логического мышления использую материал не только учебника, но и различных источников. Например, как с помощью 7 одинаковых палочек сложить 2 квадрата?; логическая игра «Какая фигура исчезла (появилась)?»; « Что изменилось?»; «Найди 5 отличий» и другие.

    Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько настойчивости, целеустремлённости, неутомимости, как в игре. Ребята преодолевают в игре иногда серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игры – отличное дополнение к учебному процессу в развитии важнейших психических свойств, необходимых для труда, приобретения высоких качеств, формирования гражданского сознания и т.п.

Литература

  1. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника.  М, Просвещение, 1974.
  2. Гельфан Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию. М, Педагогика, 1971.
  3. Краевский В.В., Лернер П.Я. Процессы обучения и его закономерности. Дидактика средней школы. М, Просвещение, 1982.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закономерности развития психики детей с нарушением интеллекта

К проблеме аномального развития ребенка всегда проявляли большой интерес педагоги, психологи, врачи. Развитие медицинских и философских знаний способствовало научному пониманию процесса психичес...

развитие одарённости детей на уроках английского языка

«Лучшее обучение общению - это общение»....

Речевое развитие на уроках русского языка как канал развития интеллекта у учащихся с ЗПР

     Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут, и поэтому развитие и усвоение их – задача школы. Основная педагогическая идея опыта заключается в работе...

Как повысить уровень работоспособности детей с нарушением интеллекта в процессе урока.

Для детей с нарушением интеллекта характерно нарушение нормального  развития высших психических функций (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи). Формирование познавательных процессов ...

Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья

Сборник заданий и упражненийпо коррекции эмоционально-волевого развитияи социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья(для младшего школьного возраста)....

Игры для развития эмоционального интеллекта детей

В статье представлена подборка игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста...