ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по теме

Нарыжная Ирина Александровна

Материал для начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informacionno_ikt.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель нач. классов   ГБОУ СОШ № 638  г. Зеленограда      Нарыжная Ирина Александровна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цели:

1. Познакомить с методикой использования ИКТ на уроках в начальной школе.

2. Изучить санитарные нормы и правила, а также  условия эффективности применения ИКТ в начальной школе.

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.

Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.

Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1.      активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2.      достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3.      развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4.      снижению дидактических затруднений у учащихся;

5.      повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;

6.      приобретение навыков работы на компьютере учащимися начальной школы с соблюдением правил безопасности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ

Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка, литературы. Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

  1. Урок должен проводить учитель русского языка и литературы, т.к. он обучен методике преподавания.
  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
  3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
  4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы ).

При разработке компьютерной поддержки предмета необходимо определить:

  1. какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
  2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
  4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  5. как организовать компьютерные занятия.

Этапы разработки компьютерной поддержки:

  1. Выбор учебного раздела и учебной программы.
  2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
  3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
  4. Выбор программных средств для разработки заданий.
  5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.
  6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
  7. Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося.

Организация уроков с компьютерной поддержкой.

Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый компьютерный урок является, в принципе, интегрированным - на нем помимо задач предметных решаются задачи курса информатики.

Предварительные знания и умения по информатике.

Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.
К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:

  1. правила ТБ при работе с компьютером;
  2. понятия “информация”, “компьютер”, “программа”, “меню”, “рабочий стол”, ” значок”, “графический редактор”;
  3. что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор “мышь”;
  4. основные инструменты текстового редактора;
  5. основные инструменты графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  1. пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
  2. использовать манипулятор “мышь”;
  3. работать с командами открыть и закрыть меню файл создавать и редактировать простые графические и текстовые изображения с использованием инструментального меню.

 

ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствуетсовершенствованию и активизации учебного процесса, созданиюположительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулирует познавательную активность.

Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной поддержкой, являются:

  1. комбинированный урок,
  2. урок – контроль и коррекции,
  3. урок совершенствования знаний и умений

Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу предполагают 3 формы обучения:

  1. фронтальная форма;
  2. групповая форма (по типу КСО);
  3. индивидуальная форма обучения

Фронтальная форма. Русский язык .Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных, глаголов” или тема “Части речи . Имя существительное”

Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по информатике или лаборанта.

Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой, которую проводит либо учитель информатики, либо сам учитель русского языка и литературы. При данной форме обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная деятельность проходит одновременно или пары чередуются.

Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.

При данной форме обучения бескомпьютерная часть урока проводится учителем-словесником, а компьютерная часть урока - 2 учителями: учителем по информатике и учителем русского языка и литературы, если имеется возможность усадить каждого ребенка за компьютер.

Если такой возможности нет, то класс делится на группы (2 человека) в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся (сенсорные нарушения, ведущая рука, темп работы.) Работа пар длится 15 мин., а один ученик -7 мин.

Подходы к созданию электронных учебных материалов для начальной школы:

1.      структура каждого тематического раздела должна быть характерна для урока в начальных кассах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения;

2.      теоретической части целесообразно придать справочный характер, не перегружая информацией, выделяя основные термины и понятия каждой темы;

3.      объем учебного материала для тренировочных и контрольных заданий определяется с учетом санитарно-гигиенических норм работы ученика начальных классов за компьютером;

4.      отбор учебного материала проводится с учетом основных дидактических принципов;

5.      средства управления компьютерной обучающей системой по любому учебному предмету должны быть максимально простыми и не отвлекающими ученика от выполнения заданий.

Разработанные с учетом этих требований электронные учебные пособия положительно воспринимаются учителями и успешно используются  в образовательном процессе начальной школы.

 

Какова же методика применения электронных учебных материалов при проведении урока в начальной школе?

При разработке плана каждого урока учителю рекомендуется заранее предусмотреть применение электронных иллюстраций, тренировачных или контрольных заданий, я также учебного материала соответствующей тематики, включенных в предметные электронные системы обучения.

Выбор учащихся, выполняющих соответствующие дидактическим целям урока индивидуальные или групповые задания за компьютером, производится учителем после проведения предварительной психолого- педагогической диагностики с учетом особенностей восприятия информации, статуса ребенка в коллективе. Также учителям можно использовать результаты педагогического наблюдения.

Самое важное, чтобы ученик, выполняющий индивидуальное задание на компьютере или работающий над учебной проблемой в группе, находился в комфортном состоянии и все усилия направлял на решение поставленной задачи.

Так, например, ребенку с приоритетной визуальной системой восприятия иногда полезнее выполнять задания по русскому языку на компьютере в то время, когда учитель проводит распределительный диктант. Ученику, для которого аудиальная система восприятия является ведущей, можно предложить поработать за компьютером в наушниках, пока класс переписывает текст из учебника. Особенно важно это для детей с заниженной самооценкой. Обязательно развивая их возможности, учитель может создать с помощью современных технологий обучения ситуация успеха для таких школьников и тем самым повысить мотивацию учения.

Во время такого этапа, как «устный счет» орфографическая разминка или краткое повторение изученного, рекомендуется приглашать для индивидуальной работы за компьютером учащихся, пропустивших занятия по болезни, либо тех, для которых, первая половина урока является периодом продуктивной деятельности.

Эту же категорию учащихся, а так же категорию продвинутых и нуждающихся в более сложных относительно среднего уровня заданиях детей рекомендуется привлекать для работы за компьютером во время фронтального опроса, словарной работы, закрепления ранее пройденного материала.

Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, учитель может максимально эффективно использовать возможности каждого ребенка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства.

При проведении динамичных учебных игр, эстафет целесообразно предлагать учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов выполнять аналогичное задание за компьютером. Работа в собственном скоростном режиме положительно сказывается на результате, что ведет к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей.

Опираясь на знания о статусе ребенка в классе, можно оптимизировать работу за компьютером в группах, организованных по совокупности психолого-педагогических характеристик. Особый эффект дает такая форма работы при решении проблемных задач на уроках математики, заданий исследовательского характера на уроках природоведения.

Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам.

Особое значение имеет работа за компьютером для детей, часто пропускающих занятия по болезни. Помочь таким учащимся можно, привлекая их для знакомства с основными моментами изучаемого материала, кратко и структурировано изложенного в компьютерных обучающих программах, во время проведения устного счета, орфографической разминки, фронтального опроса или повторения изученного. Для этой категории учащихся, а также для отстающих учеников можно рекомендовать проведение компьютерного тестирования вместо традиционной контрольной работы по изученной теме.

На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать компьютер для организации промежуточного контроля, трудновыполнимого при традиционном преподавании в начальной школе.

Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического планирования.

РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

  1. Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
  2. На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
  3. Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24-28 пунктов.
  4. Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
  5. Вся презентация должна быть выдержана в одном
  6.  стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина различных линий и т.п.).

 

Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели, позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.

При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

Также применение новых информационных технологий в традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей, дает возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по использованию информационно – коммуникативных технологий на уроках в начальной школе....

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «Использование информационно-коммуникитивных технологий на уроках в начальной школе.»

В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришёл компьютер...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий на уроках в начальной школе

Данная работа содержит в себе теоретическое обоснование необходимости использования здоровьесберегающих технологий учителем на уроках и во внеурочной деятельности, так как  здоровье наших детей...

ДОКЛАД «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе.

ДОКЛАД  «Использование современных инновационных технологий на уроках в начальной школе. ...

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в начальной школе

Актуальность использования ИКТ; причины,побуждающие педагога использовать ИКТ; цели, задачи проекта; условия реализации; предполагаемые результаты....

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Инновационные образовательные технологии в работе учителя начальных классов. Использование современных информационных технологий на уроках в начальной школе»

     Основная цель обучения в начальной школе – научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огром...