Проект по краеведению
материал на тему
Обучение проектной деятельности младших школьников через средства краеведческой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_proekt_s_kraeveden.docx | 28.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение проектной деятельности младших школьников через средства краеведческой работы.
Шыдыраа Хураганмай Игорьевна,
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с. Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна РТ
В настоящее время для современного человека стало актуальным укрепление культурно-исторических связей с родным краем. Начинать знакомство с малой Родиной надо с детства, с самого доступного для детей - личности самого ребенка, жизни его семьи, класса. И постепенно развивать познавательный интерес к изучению народных традиций, истории, культуры, природы своего края. Знакомясь с биографией своей семьи, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений и свою причастность к историческим событиям. Также очень важно с малых лет прививать детям любовь к родному краю, навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно- историческому наследию предков.
Некоторые элементы краеведческой деятельности дети получают уже в детском саду. Закрепить и продолжить эту деятельность в начальной школе необходимо, так как иначе потеряется и навык, и интерес к этой деятельности в подростковом возрасте. Поэтому, один из важнейших направлений в работе современной начальной школы -это краеведение, цель которого - углубление и расширение знаний учащихся о природе, истории и культуре родного края.
При правильном педагогическом построении краеведческой работы интегрируются на личность все основные стороны воспитания: патриотическое, трудовое, эстетическое, физическое и интеллектуальное. Краеведческая деятельность учащихся воздействует на формирование их личности, общечеловеческих ценностей, представлений о целостности мира, природы, общества и человека в нем, развивает основы правильных мировоззренческих взглядов, способствует становлению их активными участниками творческого обновления, преобразования и развития своей малой Родины.
Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются практически на всех уроках и во внеурочной деятельности, когда дети применяют на практике полученные знания. В своей работе я стремлюсь реализовать различные формы и методы краеведческой работы, в том числе активно использую метод проектов.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя, как консультанта, и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.
Сегодня ученическое проектирование становится популярной формой организации творческой активности учащихся. Проектная среда - это та среда, где каждый сможет себя проявить, самореализоваться. Грамотно организованная проектно-исследовательская деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для решения развивающих задач, для формирования и развития универсальных учебных действий. Развитие основ умения учиться определено Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения как одна из важнейших задач образования. Поэтому целью моей работы является формирование у младших школьников умений использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного учения – «научить учиться».
Для успешной работы над проектом ученик должен владеть навыками планирования собственной деятельности, определения ее целей и задач, навыками поиска и обработки информации, навыками групповой работы.
Выделяют следующие этапы проектно-исследовательской деятельности (по Л.П. Виноградовой):
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Определение целей и задач деятельности;
- Поиск возможных вариантов решения, сбор материала, обобщение полученных данных;
- Подготовка проекта (сообщение, доклад, реферат, альбом, стенгазета, буклет, презентация);
- Защита проекта. Коррекция.
- Оценка деятельности. Рефлексия.
Для продуктивной проектной деятельности младшим школьникам необходима особая готовность. Рассчитывать на полную самостоятельность детей младшего школьного возраста преждевременно, поэтому роль учителя здесь особенно велика. В первом классе, когда у детей недостаточно развиты навыки письма, начинаю сформировывать элементы проектной деятельности на самом простейшем уровне. Например, с выставки поздравительных открыток, изготовленных самими учащимися (сделанных руками детей). Приступаю к проектной деятельности конкретно со второго класса, когда у детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений и умственных действий. Я стараюсь выстроить работу над проектом таким образом, чтобы дети выполняли ее максимально самостоятельно. Очень важно привлечь в союзники родителей. При этом не допускать, чтобы родители не выполнили всю работу за них. Привлечение родителей, как полноправных участников проекта, решает вопрос о необходимости взаимодействия и сотрудничества семьи и школы.
Строить проектную деятельность необходимо с учетом психолого- возрастных особенностей детей, с помощью методов, соответствующих данному возрасту. Деятельность должна заинтересовать учащихся, усилить их природную любознательность и стремление исследовать неизвестное. В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению. Я считаю, что обучение проектной деятельности будет эффективным, если использовать местные ресурсы, т. е различные формы и средства краеведческой работы. Ведь ребенку важно сначала изучить свою малую родину, потом уже получать более обширные знания о мире. В качестве примера привожу темы некоторых проектов:
- Творческие проекты, которые позволяют ребенку младшего школьного возраста проявить и развивать свои творческие возможности: «Эмблема нашего класса», «Благодарим вас, Учителя!», « Супер-семейка», « Лучший рисунок и лучшее сочинение о маме».
- Игровые проекты, позволяющие детям познать мир, учиться строить взаимоотношения в нем, познать природу родного края: «Изучаем достопримечательности села», «Наблюдаем природу родного края», «Наш школьный музей» (серия экскурсий), конкурсы «Золушка – 2012», «Самый умный», викторины , инсценировка сказок.
- Практико- ориентированные (социальные) проекты, позволяющие ребенку почувствовать свою социальную значимость , участвуя в общественно- полезной деятельности: «Наш зеленый класс», «Чистый двор- чистая школа», «Сохраним памятники села».
- Исследовательские проекты, направленные на развитие исследовательских умений и навыков, исследовательского мышления : «Тоолчу Чанчы-Хоо », «Чеди чузун малымайны», «Моя родословная».
Индивидуальный проект , созданный и презентованный учеником Оюн Н., по теме «Моя родословная» был высоко оценен на школьном уровне научно- практической конференции «Отечество».
Проектно-исследовательская деятельность учащихся способствует :
- Повышению уровня интеллектуального, творческого, личностного развития учащихся.
- Увеличению использования произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, т.е. эмоционально-нравственному развитию младших школьников.
- Развитию познавательных интересов и их стремлению к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время.
Рассмотрим один из примеров осуществления проектной деятельности в организации внеклассной работы учащихся.
Название проекта: «Великий сказочник Чанчы-Хоо. Его жизнь и творчество»
Возраст участников: 8-9 лет.
Время: долгосрочный проект.
Тип проекта: исследовательский.
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что каждому человеку необходимо расширять свои знания о своем родном селе, его достопримечательностях и знаменитых жителях и гордиться ими. Один из таких людей-великий сказочник Чанчы-Хоо, имя которого носит центральная кожуунная детская библиотека. Многие дети не знакомы с биографией и творчеством сказочника. Большинство детей знали название библиотеки, но не знали, какие сказки сочинил Ооржак Чанчы-Хоо. В связи с этим, у нас появилась цель – исследовать жизнь и творчество великого сказочника.
Задачи проекта:
- Собрать всю информацию о жизни и творчестве Чанчы-Хоо.
- Встретиться с внуками и правнуками сказочника и работниками детской библиотеки.
- Провести презентацию проекта в школе.
Планирование
Разработка плана действий, выделение подтем и формирование творческих групп.
Были выделены следующие подтемы:
- Биография сказочника.
- Дети и подрастающее поколение сказочника.
- Сказки Чанчы-Хоо.
- Воспоминания о Чанчы-Хоо.
- Информация о детской библиотеке имени Ооржак Чанчы-Хоо.
Исследование
Участники проекта разделились на творческие группы. Задачи каждой группы были определены в соответствии с подтемами. Учащиеся работали с информацией индивидуально и в группах. Учитель давал задания, наблюдал, консультировал ребят. Затем было проведено исследование накопленного материала каждой группы и выведен общий результат исследовательской деятельности.
Результаты и выводы.
Результатом работы была подготовка презентации и его защита в школьной научно-практической конференции «Отечество». В процессе работы над проектом дети получили глубокое удовлетворение от проделанного. Многие дети, неуспешные в учебе, получили возможность реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.
Рефлексия
Изучая жизнь и творчество сказочника Ооржак Чанчы-Хоо, многие дети сами захотели сочинять свои сказки и стихи. В итоге получился еще один интересный конкурс «Я - маленький сказочник».
Использованная литература:
- Андреева Г.М. Социальная психология-М., 1980
- Бокарева Г.. Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся//Alma-mater. – 2002
- Головизнина Н.Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности, 2002
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения-М.1996
- Ляхов И.И. Проектная деятельность-М.1996
- «Начальное образование» №1 2012
- «Начальная школа» №4 2007
- Савенков А. И. Учебное исследование в начальной школе, 2000
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем-М,1999
- Психология. Словарь-М.1990
- Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения-М.1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект по краеведению: "Легенды гласят..."
Краткая аннотация У каждого человека есть та малая родина, которую ласково называют « Тоонто нютаг». Также как у всех у меня есть тот уголок. Решила поискать легенды про исторические ...
Урок-проект по краеведению в 3 классе
Вашему вниманию предлагается подробная технологическая карта урока-проекта по краеведению в 3 классе( Новый стандарт ФГОС). Тема "Визитная карточка Петербурга"....
презентация к проекту по краеведению
презентация ученика 3 класса...
Проект по краеведению во внеурочной деятельности "Гордость моего края" 4 класс
Цели проекта: - воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жи...
Исследовательский проект по краеведению ученика 3 класса школы №695 "Радуга" Аксенова Дениса "Моя малая Родина-город Заозерск".
Цель моего выступления – выяснить, собрать и изучить информацию о моей малой родине. Задачи, которые я поставил перед собой до того, как приступил к исследованию, были такими:Выяс...
Проект по краеведению Тема: «Загадки Южно - Уральской земли»
Цель: создание условий для формирования и развития у учащихся интереса к изучению Южного Урала, малой Родине.Задачи:- Раскрыть прошлое и настоящее Южного Урала, как малой Родины на основе изучен...
Проект по краеведению "Моя малая родина"
исследовательская работа по краеведению...