Образовательная программа по внеучебной деятельности "Этическая грамматика"
рабочая программа (1 класс) по теме
Образовательная программа по внеучебной деятельности для начальной школы 1-2 классы "Этическая грамматика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "Этическая грамматика" | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ВАСИЛЬЕВКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
СОГЛАСОВАНО Совет по внедрению ФГОС Председатель _________/Г.Ю.Барбакова/ | ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № _1_ от 10 января 2012 года Председатель Педсовета ______________/С.В.Хопова/ | УТВЕРЖДАЮ к использованию в образовательном Учреждении Директор ГБОУ СОШ с. Васильевка _______________/С.В.Хопова/ |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(авторская)
по внеучебной деятельности
для учащихся начальной школы
1 – 2 класс
«Этическая грамматика»
Авторы:
Сладкова Мария Григорьевна – учитель начальных классов,
2 квалификационная категория
Хрипченко Марина Александровна - учитель начальных классов,
1 квалификационная категория
2012 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы: духовно- нравственное.
Нравственное воспитание является процессом, направленное на целостное формирование и развитие ребенка, оно предполагает становление его отношения к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, к своим обязанностям и самому себе.
Нравственное формирование человека начинается с рождения. Еще в дошкольном возрасте у детей закладываются первоначальные нравственные чувства и представления, вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. Педагогическая основа преемственности в воспитании состоит в том, что приобретенное ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, элементарные нравственные знания и чувства являются тем фундаментом, на котором в начальных классах происходит развитие новых форм нравственного поведения, сознания, чувств, отношений.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Все наиболее важное, чем обладает человечество - культура, искусство, технические достижения, основы всех высших человеческих ценностей – все это закладывается в детстве, за первой школьной партой, в процессе взаимного воспитания родителей и ребенка, взаимного влияния учителя и учеников. Будущее нашей планеты зависит от степени духовного, нравственного состояния каждого ее обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности.
Духовность личности - это система ее ценности, тот стержень вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Это наше представление о мире, о себе, о добре и зле, все то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир. Главной задачей педагога – научить детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей начиная с себя. Это - чувство приятия себя таким, каким ты есть, со всеми не решенными проблемами, прекрасными, воистину безграничными возможностями, основывающимися на уважение к себе как к личности. Из этого уважения, радости по поводу удачи и огорчений рождается сила, вера, позволяющая человеку управлять жизнью, а не быть управляемым ее. Для обучения в школе характерно преимущественное воздействие на интеллект ребенка в то же время, как его духовный мир нуждается в развитии. Именно поэтому в школе так необходим предмет, развивающий не только умственные способности, но и душу ребенка, что является актуальностью данной работы.
Для детей важно не зазубривать и выдавать без запинки правила нравственного поведения, сформированные взрослыми, а научится размышлять над сутью нравственности каждого поступка, видеть ее корни.
Новизна программы состоит в том, что она ориентирована на раскрытие личностного потенциала и развитие духовно-нравственный ценностей, так необходимых в современном обществе. Учащимся дается возможность получить основы нравственного воспитания и духовных ценностей. Данная программа соответствует целям и задачам национального образовательного проекта «Наша новая школа».
Актуальность данной программы состоит в том, что на современном этапе развития общества духовно-нравственное развитие является важным аспектом воспитания современного ребенка. Для его формирования ребенок должен овладеть определенным багажом знаний, умений и навыков.
Цель программы осуществление системы духовности и нравственности в учебно-воспитательном процессе школы.
Задачи курса:
Образовательные:
- расширение и углубление понятия о нравственности;
- раскрытие понятий о чувствах и эмоциях людей;
- самостоятельная работа над собой по выработке духовно-нравственных ценностей;
- понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить;
- выдвигать предположения и доказывать их;
- приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы.
Воспитательные:
- воспитание способности развивать в себе умения доброго волшебника;
- воспитание чувства патриотизма;
- воспитание уважения и любви к окружающим людям;
- воспитывать умение учитывать разные мнения и стремиться к коллективному и групповому сотрудничеству;
- воспитывать умение формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию;
- воспитание в себе чувства долга и ответственности за свои поступки.
Развивающие:
- развитие интереса к изучению духовно-нравственных ценностей;
- совершенствование у младших школьников познавательных навыков;
- развитие умение анализировать свои ошибки;
- развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.
Срок реализации курса - 2 года.
Возраст детей - 7 -9 лет
Основные формы работы: Занятия рассчитаны на индивидуальную, коллективную, групповую работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Количество часов по программе:
1 год обучения - 33 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут);
2 год обучения – 34 часа в год (1 раз в неделю по 40 минут).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончанию изучения этого курса учащиеся должны освоить такие нравственные ценности:
- Понятие чести и достоинства;
- Уважение к личности и чужому мнению;
- Принципы верности и справедливости;
- Чувство долга;
- Уважение к старшим;
- Милосердие и сострадание по отношению к старикам и детям;
- Желание делать добро, а значит уменьшать страдание, помогать себе и другим, стать чище, добрее, созидать и отдавать людям;
- Благодарность за добро и умение признаваться в своих ошибках;
- Уважение к традициям, общепринятым образцам поведения;
- Объем навыков и привычек опрятности, аккуратности, чистоплотности;
- Преодоление у детей эгоизма и других отрицательных проявлений;
- Умение сдерживать от громкого смеха, жестикуляции, хвастовства.
- Найти меру активности и сдержанности в коллективе и проявления определенного характера поведения.
Способы определения результативности:
- наблюдение;
- социологический опрос;
- тестирование;
-анкетирование (анализ анкет);
- отзывы родителей;
- собеседование.
Программа внеурочной деятельности
1 класс
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Наш класс. Что такое коллектив? | 1 |
2 | Мы идем в школу. | 1 |
3 | Перемена. | 1 |
4 | Мы – дежурные. Поведение в классе. | 1 |
5 | Режим дня. | 1 |
6 | Береги время. | 1 |
7 | Друзья Мойдодыра. | 1 |
8 | Поведение в школе и дома. | 1 |
9 | Бережное отношение к вещам. | 1 |
10 | Культура речи. Как ты говоришь? | 1 |
11 | Моя семья. | 1 |
12 | Моя семья. Моя школа. | 1 |
13 | Мы делаем сами. | 1 |
14 | Наш двор. | 1 |
15 | Поведение на улице. | 1 |
16 | Человек среди людей. | 1 |
17 | Настоящий друг познается в беде. | 1 |
18 | Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. | 1 |
19 | Жизнь дана на добрые дела. | 1 |
20 | Волшебные слова. | 1 |
21 | Будь добрым и отзывчивым. | 1 |
22 | О жадности и щедрости. | 1 |
23 | Правила поведения за столом. | 1 |
24 | Семейные праздники. | 1 |
25 | В гостях и дома. | 1 |
26 | Встречи и проводы гостей. | 1 |
27 | Как дарит подарки? | 1 |
28 | В театре и в кино. | 1 |
29 | Мы – пассажиры. Мой друг Светофор. | 1 |
30 | Ты в ответе за тех кого приручил. | 1 |
31 | Мы твои друзья, природа! | 1 |
32 | Лесные уроки вежливости. | 1 |
33 | Обобщающий урок. | 1 |
2 класс
№ | Название темы | Количество часов |
1 | Я школьник. | 1 |
2 | Ты и твоё имя. | 1 |
3 | Моя семья. | 1 |
4 | Я среди других. | 1 |
5 | Мои сверстники и друзья. | 1 |
6 | Учимся говорить вежливо. | 1 |
7 | Что такое транспорт? Правила поведения в транспорте. | 1 |
8 | Мой дом. | 1 |
9 | Правила поведения за чайным столом. | 1 |
10 | Мы идем в театр. | 1 |
11 | «У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора. | 1 |
12 | «От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение. | 1 |
13 | Что значит дружная семья? | 1 |
14 | Мы идем в гости. | 1 |
15 | «Белая ворона» или что значит быть терпимым? | 1 |
16 | Научись радоваться чужим успехам. | 1 |
17 | Они хотят, чтобы их понимали. | 1 |
18 | У каждого народа есть чему поучиться. | 1 |
19 | Хорошо, что мы разные! | 1 |
20 | Какого народа я сын? | 1 |
21 | Что важнее: ум, сердце или смелость? | 1 |
22 | Что делает меня счастливым? | 1 |
23 | Что такое прощение? | 1 |
24 | В чем сила прощения? | 1 |
25 | Смогу ли я отказать своему другу? | 1 |
26 | Как можно остановить ссору? | 1 |
27 | Правила, которые помогают нам жить в школе дружно. | 1 |
28 | Дар слова. | 1 |
29 | Душевные чувства. | 1 |
30 | Совесть. | 1 |
31 | Мои цели. | 1 |
32 | Как понять цель другого человека? | 1 |
33 | Я принимаю своё решение! | 1 |
34 | Я могу!? | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33часа)
№ урока | Дата урока | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Наш класс. Что такое коллектив? Понятие «коллектив». Кто такой товарищ? | Актуализировать знания школе и школьном коллективе. Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми. Моделировать различные ситуации общения на уроке и перемене. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
2 | Мы идем в школу. Необходимые школьные принадлежности. Отношение к своим школьным принадлежностям. Правила поведения в школе. Требования к внешнему виду учащихся. | Анализировать предложенные ситуации. Осмысливать значение бережного отношения к школе, к школьным принадлежностям. Осваивать правила поведения в школе: на уроке и на перемене. Планировать свой рабочий день |
3 | Перемена Понятие «перемена». Правила поведения во время перемены. | Осваивать правила культурного общения со сверстниками. Знать и отрабатывать правила поведения на перемене. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
4 | Мы дежурные. Поведение в классе. Кто такие дежурные? Обязанности дежурного. Правила поведение в классе. Что такое «басня». | Актуализировать знания о дежурстве в школе. Осваивать обязанности дежурного по классу. Знать правила поведение в классе. Осмысливать значение понятия «басня». Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. |
5 | Режим дня. Что такое режим дня. Его значение для здоровья детей. Чем полезна утренняя гимнастика? Что такое опрятный внешний вид? | Осмысливать значение понятия «режим дня». Актуализировать знания о здоровье человека. Соблюдать режим дня. Использовать навыки самообслуживания. |
6 | Береги время. Режим дня. Что такое «время»? Почему его нужно беречь? Правила «Цени время». | Осмысливать значение понятия «время». Соблюдать режим дня. Выявлять и устранять причины невыполнения режима. Осваивать правила «Цени время». |
7 | Друзья Мойдодыра. Навыки опрятности и аккуратности. Правила Мойдодыра. Помощники Мойдодыра. | Осваивать правила аккуратности и опрятности. Осмысливать значение бережного отношения к своим вещам. Соблюдать правила личной гигиены. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
8 | Поведение в школе и дома. Правила поведения в школе и дома. Мои обязанности по дому. | Знать правила поведения в школе и дома. Определять и выполнять свои обязанности по дому. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
9 | Бережное отношение к вещам. Правила аккуратного обращения с вещами. Кто такой «Неряха»? | Соблюдать правила бережного отношения к вещам. Поддерживать в порядке каждую вещь в школе и дома. Использовать навыки самообслуживания |
10 | Культура речи. Как ты говоришь? Что такое культура речи? Нормы и правила общения с взрослыми. Уважение и доброжелательность к людям. | Актуализировать знания о понятии «речь», «культура речи». Осмысливать значение культурны речи. Осваивать правила культурного общения. Уважительно относиться к пожилым людям. Использовать словарный запас, соответствующий нормам и правилам культурного общения. Заботиться о чистоте речи. |
11 | Моя семья. Что такое семья? Какие взаимоотношения должны быть в семье? Уважение к старшим. | Осмысливать значение семьи. Соблюдать семейные правила и традиции. Заботиться и уважать всех членов своей семьи. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
12 | Моя семья. Моя школа. Правила поведения дома, в семье. | Соблюдать правила культурного общения в семье. Оказывать посильную помощь своим родителям в домашних делах. Заботиться о пожилых родственниках. Определять и выполнять свои обязанности по дому |
13 | Мы делаем сами. Что ты должен уметь делать сам? Рассказ О. Буцень «Чистюля». Правила личной гигиены. | Соблюдать правила личной гигиены. Использовать навыки самообслуживания. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
14 | Наш двор. Понятие «мое» и «наше». Правила поведения во дворе. Правила дружбы. | Осмысливать значение понятий «мое» и «наше». Освоить правила поведения во дворе. Слушать собеседника, излагать своё мнение. Осознать чувство причастности к общим делам. Заботиться о своих друзьях |
15 | Поведение на улице. Зачем нужно быть внимательным на улице? Правила дорожного движения. Правила поведения на улице. | Соблюдать правила дорожного движения на дороге. Замечать красивые поступки окружающих. Проявлять общительность. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
16 | Человек среди людей. Что такое добрые дела? Правила вежливости. Игры на развитие внимания. Этическая задача. | Соблюдать правила вежливости. Осознавать необходимость добрых дел в своей жизни. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
17 | Настоящий друг познается в беде. Кто такой друг? Правила дружбы. Пословицы о дружбе. | Осмысливать значение друга, дружбы. Соблюдать правила дружбы. Слушать собеседника, излагать своё мнение. Уметь оценивать сложившуюся ситуацию и находить из нее выход. Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России. |
18 | Кто вчера солгал, тому завтра не поверят. Что такое честность? Справедливость? Сдержанность? Лживость? Какими качествами должен обладать человек? | Актуализировать знание о понятиях лживость, честность, справедливость и другие. Соблюдать правила честности и справедливости. Осознать какими качествами должен обладать человек. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
19 | Жизнь дана на добрые дела. Что такое «Добро»? пословицы о добрых делах и доброте. Чтение детских сочинений. | Актуализировать знание о понятии «Добро». Соблюдать правила культурного поведения. Анализировать свои поступки. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
20 | Волшебные слова. Что такое «волшебство». Правила доброго и вежливого поведения. | Актуализировать знание о понятии «Волшебство». Осознать необходимость использовать «волшебные слова» в своей речи. Соблюдать правила культурного поведения. Анализировать свои поступки. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
21 | Будь добрым и отзывчивым. Доброта, вежливость, отзывчивость. | Актуализировать знание о понятиях «доброта», « вежливость», «отзывчивость». Осознавать необходимость добрых дел в своей жизни. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
22 | О жадности и щедрости Что такое жадность и щедрость. | Актуализировать знание о понятиях «жадность» «щедрость». Соблюдать правила честности и справедливости.. Осознать какими качествами должен обладать человек. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
23 | Правила поведения за столом. Сервировка стола. Умение пользоваться столовыми приборами. | Осмысливать значение хороших манер за столом. Соблюдать правила поведения за столом. Моделировать правила поведения за столом (практическая часть). Знать, что такое сервировка стола и уметь пользоваться столовыми приборами. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
24 | Семейные праздники. Семья. Традиции и обычаи семьи. | Актуализировать знание о семье и семейных ценностей. Уметь относить свои потребности с желаниями и интересами своих товарищей, брата или сестры. Осознать, что необходимо сопереживать, проникать чувствами, волнующими родителей, членов семьи. |
25 | В гостях и дома. Поведение за столом. | Осмысливать значение хороших манер за столом. Знать, что такое сервировка стола и уметь пользоваться столовыми приборами. Моделировать правила поведения за столом (практическая часть). Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
26 | Встреча и проводы гостей. Практическая работа – изготовление приглашений. Правила поведения в гостях. Работа с пословицами. | Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать правила поведения за столом (практическая часть). Соблюдать правила приема гостей. Выдвигать предположения и доказывать их. Выполнять практическую работу. |
27 | Как дарить подарки? Что такое подарок? Как его дарить? | Осознавать потребность в проявлении внимания, чуткости и заботы к окружающим. Знать, как и какие подарки можно дарить. Обсуждать правила вручения подарков. Моделировать различные ситуации общения в гостях. |
28 | В театре и в кино. Правила поведения в общественных местах (театре, кинотеатре, консерватории). Практическая работа - школьный спектакль. | Понимать учебную задачу занятия и стремиться ее выполнить. Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их. Моделировать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории). |
29 | Мы пассажиры. Мой друг светофор. Правила поведения на дороге. Правила поведения в транспорте. Вид транспорта. | Узнавать по фотографиям виды транспорта. Моделировать сигналы светофора, характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах. Соблюдать правила поведения в транспорте. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
30 | Ты в ответе за тех, кого приручил. Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек, собак) предметы ухода за домашними животными. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Описывать по плану своего домашнего питомца Обсуждать наше отношение к домашним питомцам. Практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением. Участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
31 | Мы твои друзья, природа! Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них. Знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил, предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
32 | Лесные уроки вежливости. Правила поведения на природе. | Читать рассказ В.Бианки «Телеграмма из леса». Формулировать выводы. Знакомиться с правилами поведения в природе. Соблюдать правила поведения в природе. Обсуждать наше отношение к природе. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
33 | Обобщающий урок Правила культурного поведения в обществе. | Соблюдать правила поведения в общественных местах. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34часа)
№ урока | Дата урока | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Я школьник. | Актуализировать знания школе и школьном коллективе. Формулировать правила поведения в школе. Моделировать различные ситуации общения на уроке и перемене. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Развивать аналитико-синтетическое восприятие. Учить работать в парах. |
2 | Ты и твоё имя. | Ознакомить с происхождением и значением славянских и некоторых современных имен (латинского и греческого происхождения). Дать представление о приёме аналогии, как установлении сходства и подобия. |
3 | Моя семья. | Ознакомить детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими приглашение и знакомства. Способствовать становлению перцептивной компетенции у учащихся. Воспитывать чувство благодарности. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
4 | Я среди других. | Ознакомить с правилами поведения. Формировать толерантные отношения к другим людям, структурные речевые умения, находить средства связи между высказываниями перцептивной компетенции. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. |
5 | Мои сверстники и друзья. | Сформировать первоначальные представления о друге, как о верном товарище. Содействовать становлению толерантного отношения к вкусам, наклонностям, интересам и особенностям людей. Способствовать формированию умения договариваться. Развивать аналитико-синтетическое восприятие. |
6 | Учимся говорить вежливо. | Ознакомить детей с элементарными речевыми формулами, обеспечивающими диалог. Развивать логичность речи с использованием суждений. Развивать пространственное мышление. |
7 | Что такое транспорт? Правила поведения в транспорте. | Сформировать представления о транспорте и его видах. Ознакомить с правилами поведения в транспорте и элементарными речевыми формулами, используемыми в нём. Развивать графический навык посредством графических упражнений. Формировать умения разыгрывать воображаемые ситуации. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
8 | Мой дом. | Развивать представления о быте дома и окружающих в нем опасностях. Воспитывать ответственность за свои поступки и поведения в доме. Развивать логическое и творческое мышление, внимание. Определять и выполнять свои обязанности по дому. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
9 | Правила поведения за чайным столом. | Ознакомить детей с правилами поведения за чайным столом. Научить сервировать чайный стол. Научить правилам приёма гостей. Развивать эстетический вкус, создать условия для осуществления полоролевой социализации детей. Использовать навыки самообслуживания. |
10 | Мы идём в театр. | Создать условия для комфортной социализации детей в обществе. Учить детей правилам поведения в общественном месте. Осваивать правила культурного общения. Уважительно относиться ко взрослым. |
11 | «У меня зазвонил телефон». Этикет телефонного разговора. | Ознакомить со значением телефона в жизни современного человека. Сформировать элементарные представления об этикете телефонного разговора. Развивать связную речь и аналитико-синтетическое восприятие учащихся. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
12 | «От улыбки станет всем светлей». Твоё настроение. | Ознакомить учащихся с различными внешними проявлениями настроения и с приёмами управления своим настроением. Формировать умение адекватно реагировать на настроение другого человека. Формировать коммуникативную компетенцию детей. |
13 | Что значит дружная семья? | Ознакомить детей с понятием связи между членами семьи. Сформировать модель отдыха в семье. Формировать уважительное отношение к членам своей семьи. Развивать мышление, аналитико-синтетическое восприятие. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
14 | Мы идем в гости. | Ознакомить детей с правилами поведения в гостях. Развивать эстетический вкус детей. Освоить правила поведения в гостях. Слушать собеседника, излагать своё мнение. Осознать чувство причастности к общим делам. |
15 | «Белая ворона» или что значит быть терпимым? | Определить уровень толерантности детей. Помочь почувствовать необходимость быть терпимым другим. Формировать представления о толерантности как о качестве личности. Воспитывать чувство терпимости к людям не похожим на нас, к людям. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. |
16 | Научись радоваться чужим успехам. | Помочь школьникам осознать, что зависть – порочное чувство, приносящее вред собственному здоровью. Обучить детей покаянию, как одному из приёмов психологической защиты, приёмам самоконтроля. Формировать толерантные отношения между младшими школьниками. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. |
17 | Они хотят, чтобы их понимали. | Ознакомить с понятием «инвалид». Обучить контролю над собственными эмоциями. Формировать эмпатию к людям. имеющим отклонения от нормы. Воспитать терпимость к людям-инвалидам. |
18 | У каждого народа есть чему поучиться. | Закрепить понимание значения понятия толерантность. Ознакомить с добрыми традициями народов России. Помочь оценить степень своей толерантности к детям другой национальности. Развивать коммуникативную компетентность учащихся. |
19 | Хорошо, что мы разные! | Формировать чувство значимости индивидуальных черт своих и другого человека. Анализировать свои поступки. Слушать собеседника, излагать своё мнение. |
20 | Какого народа я сын? | Формировать чувство значимости своих национальных особенностей. Анализировать свои поступки. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
21 | Что важнее: ум, сердце или смелость? | Ознакомить с понятиями ум, сердце и смелость. Помочь осознать свою индивидуальность и неповторимость. Осознать какими качествами должен обладать человек. Осознавать необходимость добрых дел в своей жизни. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
22 | Что делает меня счастливым? | Актуализировать знание о понятиях «счастье». Помочь осознать, в чем заключается счастье каждого человека. Соблюдать правила честности и справедливости. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы |
23 | Что такое прощение? | Актуализировать знания о понятии «прощение». Осмысление прощения как ценности. Тренировать умения просить прощения и прощать. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. |
24 | В чем сила прощения? | Закрепить знания о понятии «прощение». Осознать прощение как человеческую ценность. Тренировать умения просить прощения и прощать. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. |
25 | Смогу ли я отказать своему другу? | Актуализировать знания о понятии «друг». Формировать умения помогать и делиться с близкими друзьями. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. |
26 | Как можно остановить ссору? | Актуализировать знания о понятии «конфликт». Формировать правила поведения в конфликтных ситуациях. Выдвигать предположения и доказывать их. Выполнять практическую работу. |
27 | Правила, которые помогают нам жить в школе дружно. | Введения понятия «правила». Формировать правила поведения в школе. Моделировать различные ситуации общения в школе. |
28 | Дар слова. | Актуализировать знания о понятии «слова». Формировать знания о даре слова как средстве накопления исторической памяти. Выдвигать предположения и доказывать их. Выполнять практическую работу. |
29 | Душевные чувства. | Актуализировать знания о понятии «душевные чувства». Тренировать умения узнавать и выражать чувства. Научить осознавать возможности управления чувствами. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
30 | Совесть. | Актуализировать знания о понятии «совесть». Тренировать умения различать поступки по совести и не по совести. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
31 | Мои цели. | Актуализировать знания о понятии «моя цель». Научить ведению схемы целей и действий. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке |
32 | Как понять цель другого человека? | Закрепить знания о понятии «цель». Поиск средств понимания цели другого человека. Оценка своей самостоятельности. Формулировать умение делать выводы. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
33 | Я принимаю своё решение! | Актуализировать знания о понятии «решение». Введение правил принятия решения в ситуации предложения действий. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. |
34 | Я могу!? | Формировать умение действовать, делать выводы от своих действий. Переживание чувства удовлетворения от приобретенного опыта. Подведение итогов пройденного. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. |
Список использованной литературы:
1.Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978.
2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1979.
3. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
4. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
5. Куландина Г.И. Основы духовности и нравственности, - С., 1999
6. Гудзовская А.А., Сураева Г.З. Уроки самоопределения, - С., 1997
7. Соловьева Т.А., Рогалева Е.И. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде, - М.: ВАКО, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа "Этическая грамматика"
Образовательная программа для учащихся начальной школы. Цель программы заключается в формировании у учащихся нравственных качеств личности, развитии коммуникативной культуры и культуры поведения посре...
образовательная программа по внеучебной деятельности "Если хочешь быть здоров"
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе...
Образовательная программа "Занимательная грамматика" 4 класс
Данный курс предназначен для учащихся I этапа обучения и рассчитан на 1 годЦелью курса является комплексное решение коммуникативных, образовательных, развивающих и воспитательных задач, стоящих ...
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса.
Дополнительная образовательная программа"Занимательная грамматика" для 2 класса включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты, учебно-тематический план на 34 часа....
Дополнительная образовательная программа "Занимательная грамматика"
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос, срок реализации 4 года, возраст детей 6-11 лет...
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” (2 класс)
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование повнеурочной деятельности “Кызыклы грамматика” для 2 класса...
Образовательная программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»
Программа «Занимательная грамматика» построена таким образом, что у детей расширяется и уточняется представление о жизни, активируется словарь и речь в целом. Все это обеспечивает общее ра...