Рабочая программа по черчению, 9 класс, Преображенская
рабочая программа на тему

Лелюк Оксана Васильевна

 

Планирование составлено на основании: Черчение: 9 класс: образовательная область «Технология»: программа для общеобразовательных учреждений./ Н.Г. Преображенская. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Учебник: Черчение: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Г. Преображенская. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._cherchenie_preobrazhenskaya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по черчению в 9 классе

Преображенская Н.Г.

Пояснительная записка.

В настоящую программу, соответствующую Государственному стандарту образовательной области «Технология» для общеобразовательной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие учащимся базу чертежно-графических знаний и умений, достаточную как для использования их в практической деятельности, так и для продолжения изучения последующих разделов этого курса в старших классах общей школы (элективные курсы).

В Государственном стандарте основного общего образования по технологии подчеркивается, что каждое из направлений технологической подготовки обязательно включает в себя «Черчение и графику».

Данная программа,  рассчитанная на один год обучения, предусматривает обязательные домашние работы, ориентированные на один час в неделю и направленные на освоение учащимися теории и практики этой учебной дисциплины. Программа содержит учебный материал, обеспечивающий обязательный минимум для основной школы уровень знаний. Период изучения предмета — 9 класс.

Цель одногодичного обучения учебной дисциплине «Черчение» - научить читать и выполнять чертежи несложных деталей, изделий и другие чертежно-графические изображения, использовать приобретенные знания и умения на практике.

Задачи:

  1. обучающие:
  1. обобщить и расширить знания о геометрических элементах, фигурах и телах;
  2. обучить теоретическим положениям курса, основным правилам и технологическим приемам построения графических изображений;
  3. сформировать умения и навыки чтения и выполнения чертежей и эскизов, представленных одним, двумя и тремя видами, и аксонометрических проекций (чертежей и технических рисунков) несложных деталей;
  4. научить пользоваться учебниками, справочными пособиями, дополнительной литературой;
  1. развивающие:
  1. развивать пространственные представления и воображение, внимание, память ,пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
  2. сформировать познавательный интерес, потребность к самообразованию и творчеству;
  1. воспитательные:
  1. воспитать личностные качества — усидчивость, трудолюбие, аккуратность, ответственность, силу воли и др.;
  2. прививать школьникам графическую культуру и технологичность в любой деятельности.

Исходя из целей и задач современного общего образования, в частности обучения черчению, основное внимание необходимо  уделить развитию учащихся: их мышления, пространственных представлений, пространственного воображения, наблюдательности и восприятия окружающего мира, способности сравнивания, анализа и синтеза и воспитанию личностных социально-значимых качеств.

Эффективность обучения черчению находится в прямой зависимости от познавательного интереса каждого школьника к определенному виду деятельности. Успешность формирования познавательного интереса зависит от учителя:  его эрудиции, знания, преподаваемой дисциплины, владения методикой преподавания, управления процессом обучения школьников, желания добиться качества знаний и умения использовать их на практике; и от учащихся — от положительного отношения учащихся к учебному материалу.

Объединяя умственные и практические действия, репродуктивную и поисковую деятельность учащихся, коллективные и индивидуальные формы работы, педагогический контроль и самоконтроль обучаемых, уроки черчения позволяют создать такую мотивационную среду, в которой у школьников формируются качества самостоятельности и инициативности, потребности в достижении желаемого результата, социально полезные ценностные ориентиры.

В настоящее время в преподавании черчения наиболее перспективной является педагогическая технология личностно-ориентированного обучения интенсивной развивающей направленности, которая представляет собой новый тип обучения, реализующий принцип опережающего интенсивного общего развития личности школьника при полном усвоении им знаний, приобретении умений и навыков. Эта педагогическая технология направлена не только на развитие психики учащихся их эмоционально-нравственной сферы, формирование устойчивого познавательного интереса и мотива учения, ни и самореализацию, саморазвитие, самовоспитание и рефлексию в процессе изучения теории, освоения обобщенных способов деятельности при выполнении чертежей.

Для достижения продуктивности обучения интенсивной развивающей направленности осуществлен единый подход к созданию его технологического обеспечения — программы, учебника, учебных, методических и наглядных пособий, которые призваны идеей формирования у школьников системы приемов учебной умственной, практической и творческой деятельности.

Важнейший компонент учебного процесса — методы обучения. Продуктивность учебной работы зависит от использования ряда дополняющих друг друга и направленных на единую цель методов и приемов.

Каждый тематический раздел программы должен завершаться практической работой, выполняемой на компьютере (программы Компас или AutoCAD) на занятиях по информатике. Во избежание ошибок к проверке этих чертежей следует привлекать учителей черчения.

Алгоритмизация в качестве обобщенного приема деятельности обеспечивает обучающимся условия последовательного формирования умений и навыков решения всех типовых задач курса черчения, содействует переносу сформированных умений и навыков в новые условия, то есть способствует подготовке учащихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности.

Знание учащимися теории закрепляются посредством регулярного контроля (устный, письменный, комбинированный опросы, карты программированного без- машинного контроля и др.) практических умений и навыков.

Основные разделы программы:

  1. Введение — 2 ч.
  2. Основные правила оформления чертежей — 3 ч.
  3. Построение и оформление чертежей «плоских» деталей — 3 ч.
  4. Геометрические построения — 2 ч.
  5. Чертежи в системе прямоугольных проекций — 15 ч.
  6. Аксонометрические проекции — 8 ч.
  7. Контрольная работа и обобщение — 1 ч.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

  1. определения: чертежа, эскиза, технического рисунка, схемы; иметь понятие о стандартизации, о единой системе конструкторской документации (ЕСКД);
  2. основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
  3. алгоритм построения чертежей, представленных одним, двумя или тремя видами;
  4. алгоритм построения недостающей проекции детали по двум заданным;
  5. расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
  6. алгоритм построения изометрической проекции детали по ее комплексному чертежу;
  7. алгоритм выполнения эскиза и технического рисунка.

Учащиеся должны уметь:

  1. рационально использовать чертежные инструменты;
  2. выполнять чертежи разверток поверхностей геометрических тел;
  3. делить отрезки, углы и окружности на равные части, строить сопряжение углов;
  4. анализировать:

а) геометрическую форму предметов, представленных в натуре, наглядным изображением, чертежом;

б) графический состав двумерных изображений (видов);

  1. выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;
  2. соблюдать требования к оформлению чертежей и эскизов;
  3. читать и выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения, технические рисунки деталей и изделий;
  4. осуществлять различные преобразования формы объектов, изменять пространственное положение объектов и их частей на чертежах и наглядных изображениях.

Планирование составлено на основании: Черчение: 9 класс: образовательная область «Технология»: программа для общеобразовательных учреждений./ Н.Г. Преображенская. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Учебник: Черчение: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Г. Преображенская. - М.: Вентана-Граф, 2009.

Рабочая тетрадь:

  1. Черчение: основные правила оформления чертежа. Построение чертежа «плоской» детали: рабочая тетрадь № 1/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Черчение: геометрические построения: рабочая тетрадь № 2/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  3. Черчение: прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа: рабочая тетрадь № 3/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Черчение: аксонометрические проекции: рабочая тетрадь № 4/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Черчение 9 «Б»  класс – 34 часа

Преображенская Н.Г.

№ п/п

Тема

Графические работы

Кол-во часов

Д/з

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Содержание работы

Виды графической работы

1 четверть — 8 ч

Введение — 2 ч

1

Из истории развития чертежа. Виды графической документации. Чертежные инструменты, принадлежности, материалы и работа с ними.

1

§ 1-3;

с. 15 № 1

06.09

2

Предметы окружающего мира. Анализ геометрической формы детали и ее конструктивных особенностей

1

§ 4, 5;

с. 46 № 1,2

13.09

Основные правила оформления чертежей — 3 ч

3

Формат, рамка и основная надпись чертежа. Шрифт чертежный

Выполнение работы по оформлению формата А4 рамкой и основной надписью

Фронтальная графическая работа

1

§ 6, 8;

с.49 №1,

с. 57 №2

20.09

4

Линии чертежа

Выполнение работы по выполнению линий чертежа

Самостоятельная работа

1

§ 7;

с. 53 №1

27.09

5

 Основные правила нанесения размеров. Масштабы

1

§ 9, 10;

с. 62 № 3

04.10

Построение и оформление чертежей «плоских» деталей - 3 ч

6

«Плоские» детали и их особенности

Выполнение чертежа «плоской» детали, имеющей две плоскости симметрии, по      наглядному изображению

Фронтальная графическая работа

1

§ 11;

с. 70 № 3

11.10

7

Построение и чтение чертежа «плоской» детали

Выполнение чертежа «плоской» детали, имеющей одну плоскость симметрии, по наглядному изображению

Самостоятельная работа по индивидуальным вариантам, дифференцированным заданиям

1

§ 12;

с. 81 № 1, 3

18.10

8

Построение и чтение чертежа «плоской» детали (ИКТ)

Выполнение чертежа «плоской»  несимметричной детали по наглядному изображению на компьютере

Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям

1

§ 12;

с. 81 № 2

25.10

2 четверть — 7 ч

Геометрические построения — 2 ч

9

Деление отрезка, угла, окружности на равные части

1

§ 13;

с. 89 № 1

15.11

10

Сопряжения (ИКТ)

Выполнение сопряжения на компьютере

Самостоятельная работа

1

§ 14;

с. 94 № 2

22.11

Чертежи в системе проекций — 15 ч

11

Виды проецирования. Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций

1

§ 15;

с. 97 № 1;

с.105 № 3

29.11

12

Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций. Выбор главного вида детали

1

§ 15;

с. 107 № 1,2

06.12

13

Прямоугольное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций

1

§ 16;

с. 113 № 1

13.12

14

Прямоугольное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций

Выполнение по главному виду  детали максимального количества видов сверху

Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям

1

§ 16;

с. 113 № 3,4

20.12

15

Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного двумя видами

Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (два вида)

Фронтальная работа

1

§ 17;

с. 121 № 1

27.12

3 четверть — 10 ч

16

Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного двумя видами

Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (два вида)

Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям

1

§ 17;

с. 121 № 2

17.01

17

Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций

1

§ 18;

с. 130 № 1

24.01

18

Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций

1

§ 18;

с. 130 № 2

31.01

19

Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного тремя видами

Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (три вида)

Фронтальная графическая работа

1

§ 19;

с. 144 № 1

07.02

20

Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного тремя видами

Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (три вида)

Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям

1

§ 19;

с. 144 № 2

14.02

21

Построение недостающего вида детали  по двум заданным

Выполнение чертежа комплексного чертежа на компьютере

Самостоятельная работа

1

§ 20;

с. 151 № 1

21.02

22

Построение недостающего вида детали  по двум заданным

1

§ 20;

с. 151 № 3

28.02

23

Построение недостающего вида детали  по двум заданным (ИКТ)

1

§ 20;

с. 151 № 4

06.03

24

Эскиз и алгоритм его выполнения

1

§ 21;

с. 156 № 2

13.03

25

Эскиз и алгоритм его выполнения

1

§ 21;

с. 157 № 4

20.03

4 четверть — 9 ч

Аксонометрические проекции — 8 ч

26

Наглядные изображения, косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции

1

§ 22;

с. 162 № 1

03.04

27

Построение изометрической проекции детали по комплексному чертежу

Выполнение наглядного изображения детали (изометрическая проекция) по ее комплексному чертежу

Фронтальная графическая работа

1

§ 23;

с. 166 № 1

10.04

28

Построение изометрической проекции детали по комплексному чертежу

1

§ 23;

с. 166 № 2

17.04

29

Построение многоугольников и многогранников в изометрической проекции

1

§ 24;

с. 176 № 1,2

24.04

30

Построение окружности и тел вращения в изометрической проекции

1

§ 25;

с. 183 № 1

08.05

31

Построение окружности и тел вращения в изометрической проекции

1

§ 25;

с. 183 № 2,3

15.05

32

Построение изометрической проекции детали (ИКТ)

Выполнение чертежа наглядного изображения детали в прямоугольной изометрической проекции на компьютере

Самостоятельная работа

1

§ 22-25;

с. 183 № 4

22.05

33

Технический рисунок

1

§ 26;

с. 188 № 3

25.05

Контрольная работа и обобщение знаний — 1 ч

34

Контрольная работа и обобщение знаний

1

29.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...