Рабочая программа по черчению, 9 класс, Преображенская
рабочая программа на тему
Планирование составлено на основании: Черчение: 9 класс: образовательная область «Технология»: программа для общеобразовательных учреждений./ Н.Г. Преображенская. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Учебник: Черчение: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Г. Преображенская. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl._cherchenie_preobrazhenskaya.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по черчению в 9 классе
Преображенская Н.Г.
Пояснительная записка.
В настоящую программу, соответствующую Государственному стандарту образовательной области «Технология» для общеобразовательной школы, включены основополагающие темы и разделы курса черчения, обеспечивающие учащимся базу чертежно-графических знаний и умений, достаточную как для использования их в практической деятельности, так и для продолжения изучения последующих разделов этого курса в старших классах общей школы (элективные курсы).
В Государственном стандарте основного общего образования по технологии подчеркивается, что каждое из направлений технологической подготовки обязательно включает в себя «Черчение и графику».
Данная программа, рассчитанная на один год обучения, предусматривает обязательные домашние работы, ориентированные на один час в неделю и направленные на освоение учащимися теории и практики этой учебной дисциплины. Программа содержит учебный материал, обеспечивающий обязательный минимум для основной школы уровень знаний. Период изучения предмета — 9 класс.
Цель одногодичного обучения учебной дисциплине «Черчение» - научить читать и выполнять чертежи несложных деталей, изделий и другие чертежно-графические изображения, использовать приобретенные знания и умения на практике.
Задачи:
- обучающие:
- обобщить и расширить знания о геометрических элементах, фигурах и телах;
- обучить теоретическим положениям курса, основным правилам и технологическим приемам построения графических изображений;
- сформировать умения и навыки чтения и выполнения чертежей и эскизов, представленных одним, двумя и тремя видами, и аксонометрических проекций (чертежей и технических рисунков) несложных деталей;
- научить пользоваться учебниками, справочными пособиями, дополнительной литературой;
- развивающие:
- развивать пространственные представления и воображение, внимание, память ,пространственное и логическое мышление, творческие способности учащихся;
- сформировать познавательный интерес, потребность к самообразованию и творчеству;
- воспитательные:
- воспитать личностные качества — усидчивость, трудолюбие, аккуратность, ответственность, силу воли и др.;
- прививать школьникам графическую культуру и технологичность в любой деятельности.
Исходя из целей и задач современного общего образования, в частности обучения черчению, основное внимание необходимо уделить развитию учащихся: их мышления, пространственных представлений, пространственного воображения, наблюдательности и восприятия окружающего мира, способности сравнивания, анализа и синтеза и воспитанию личностных социально-значимых качеств.
Эффективность обучения черчению находится в прямой зависимости от познавательного интереса каждого школьника к определенному виду деятельности. Успешность формирования познавательного интереса зависит от учителя: его эрудиции, знания, преподаваемой дисциплины, владения методикой преподавания, управления процессом обучения школьников, желания добиться качества знаний и умения использовать их на практике; и от учащихся — от положительного отношения учащихся к учебному материалу.
Объединяя умственные и практические действия, репродуктивную и поисковую деятельность учащихся, коллективные и индивидуальные формы работы, педагогический контроль и самоконтроль обучаемых, уроки черчения позволяют создать такую мотивационную среду, в которой у школьников формируются качества самостоятельности и инициативности, потребности в достижении желаемого результата, социально полезные ценностные ориентиры.
В настоящее время в преподавании черчения наиболее перспективной является педагогическая технология личностно-ориентированного обучения интенсивной развивающей направленности, которая представляет собой новый тип обучения, реализующий принцип опережающего интенсивного общего развития личности школьника при полном усвоении им знаний, приобретении умений и навыков. Эта педагогическая технология направлена не только на развитие психики учащихся их эмоционально-нравственной сферы, формирование устойчивого познавательного интереса и мотива учения, ни и самореализацию, саморазвитие, самовоспитание и рефлексию в процессе изучения теории, освоения обобщенных способов деятельности при выполнении чертежей.
Для достижения продуктивности обучения интенсивной развивающей направленности осуществлен единый подход к созданию его технологического обеспечения — программы, учебника, учебных, методических и наглядных пособий, которые призваны идеей формирования у школьников системы приемов учебной умственной, практической и творческой деятельности.
Важнейший компонент учебного процесса — методы обучения. Продуктивность учебной работы зависит от использования ряда дополняющих друг друга и направленных на единую цель методов и приемов.
Каждый тематический раздел программы должен завершаться практической работой, выполняемой на компьютере (программы Компас или AutoCAD) на занятиях по информатике. Во избежание ошибок к проверке этих чертежей следует привлекать учителей черчения.
Алгоритмизация в качестве обобщенного приема деятельности обеспечивает обучающимся условия последовательного формирования умений и навыков решения всех типовых задач курса черчения, содействует переносу сформированных умений и навыков в новые условия, то есть способствует подготовке учащихся к самостоятельной трудовой и творческой деятельности.
Знание учащимися теории закрепляются посредством регулярного контроля (устный, письменный, комбинированный опросы, карты программированного без- машинного контроля и др.) практических умений и навыков.
Основные разделы программы:
- Введение — 2 ч.
- Основные правила оформления чертежей — 3 ч.
- Построение и оформление чертежей «плоских» деталей — 3 ч.
- Геометрические построения — 2 ч.
- Чертежи в системе прямоугольных проекций — 15 ч.
- Аксонометрические проекции — 8 ч.
- Контрольная работа и обобщение — 1 ч.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- определения: чертежа, эскиза, технического рисунка, схемы; иметь понятие о стандартизации, о единой системе конструкторской документации (ЕСКД);
- основы прямоугольного проецирования на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций;
- алгоритм построения чертежей, представленных одним, двумя или тремя видами;
- алгоритм построения недостающей проекции детали по двум заданным;
- расположение осей прямоугольной изометрической проекции, алгоритм их построения и размеры, откладываемые по осям;
- алгоритм построения изометрической проекции детали по ее комплексному чертежу;
- алгоритм выполнения эскиза и технического рисунка.
Учащиеся должны уметь:
- рационально использовать чертежные инструменты;
- выполнять чертежи разверток поверхностей геометрических тел;
- делить отрезки, углы и окружности на равные части, строить сопряжение углов;
- анализировать:
а) геометрическую форму предметов, представленных в натуре, наглядным изображением, чертежом;
б) графический состав двумерных изображений (видов);
- выбирать главный вид и необходимое количество видов предмета для построения его чертежа;
- соблюдать требования к оформлению чертежей и эскизов;
- читать и выполнять чертежи, эскизы, наглядные изображения, технические рисунки деталей и изделий;
- осуществлять различные преобразования формы объектов, изменять пространственное положение объектов и их частей на чертежах и наглядных изображениях.
Планирование составлено на основании: Черчение: 9 класс: образовательная область «Технология»: программа для общеобразовательных учреждений./ Н.Г. Преображенская. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Учебник: Черчение: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Г. Преображенская. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Рабочая тетрадь:
- Черчение: основные правила оформления чертежа. Построение чертежа «плоской» детали: рабочая тетрадь № 1/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Черчение: геометрические построения: рабочая тетрадь № 2/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Черчение: прямоугольное проецирование и построение комплексного чертежа: рабочая тетрадь № 3/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
- Черчение: аксонометрические проекции: рабочая тетрадь № 4/ Н.Г. Преображенская, Т.В. Кучукова, И.А. Беляева. – 2-е издание, перераб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Черчение 9 «Б» класс – 34 часа
Преображенская Н.Г.
№ п/п | Тема | Графические работы | Кол-во часов | Д/з | Дата по плану | Дата по факту | Примечание |
Содержание работы | Виды графической работы |
1 четверть — 8 ч |
Введение — 2 ч |
1 | Из истории развития чертежа. Виды графической документации. Чертежные инструменты, принадлежности, материалы и работа с ними. | 1 | § 1-3; с. 15 № 1 | 06.09 |
2 | Предметы окружающего мира. Анализ геометрической формы детали и ее конструктивных особенностей | 1 | § 4, 5; с. 46 № 1,2 | 13.09 |
Основные правила оформления чертежей — 3 ч |
3 | Формат, рамка и основная надпись чертежа. Шрифт чертежный | Выполнение работы по оформлению формата А4 рамкой и основной надписью | Фронтальная графическая работа | 1 | § 6, 8; с.49 №1, с. 57 №2 | 20.09 |
4 | Линии чертежа | Выполнение работы по выполнению линий чертежа | Самостоятельная работа | 1 | § 7; с. 53 №1 | 27.09 |
5 | Основные правила нанесения размеров. Масштабы | 1 | § 9, 10; с. 62 № 3 | 04.10 |
Построение и оформление чертежей «плоских» деталей - 3 ч |
6 | «Плоские» детали и их особенности | Выполнение чертежа «плоской» детали, имеющей две плоскости симметрии, по наглядному изображению | Фронтальная графическая работа | 1 | § 11; с. 70 № 3 | 11.10 |
7 | Построение и чтение чертежа «плоской» детали | Выполнение чертежа «плоской» детали, имеющей одну плоскость симметрии, по наглядному изображению | Самостоятельная работа по индивидуальным вариантам, дифференцированным заданиям | 1 | § 12; с. 81 № 1, 3 | 18.10 |
8 | Построение и чтение чертежа «плоской» детали (ИКТ) | Выполнение чертежа «плоской» несимметричной детали по наглядному изображению на компьютере | Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям | 1 | § 12; с. 81 № 2 | 25.10 |
2 четверть — 7 ч |
Геометрические построения — 2 ч |
9 | Деление отрезка, угла, окружности на равные части | 1 | § 13; с. 89 № 1 | 15.11 |
10 | Сопряжения (ИКТ) | Выполнение сопряжения на компьютере | Самостоятельная работа | 1 | § 14; с. 94 № 2 | 22.11 |
Чертежи в системе проекций — 15 ч |
11 | Виды проецирования. Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций | 1 | § 15; с. 97 № 1; с.105 № 3 | 29.11 |
12 | Прямоугольное проецирование на одну плоскость проекций. Выбор главного вида детали | 1 | § 15; с. 107 № 1,2 | 06.12 |
13 | Прямоугольное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций | 1 | § 16; с. 113 № 1 | 13.12 |
14 | Прямоугольное проецирование на две взаимно перпендикулярные плоскости проекций | Выполнение по главному виду детали максимального количества видов сверху | Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям | 1 | § 16; с. 113 № 3,4 | 20.12 |
15 | Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного двумя видами | Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (два вида) | Фронтальная работа | 1 | § 17; с. 121 № 1 | 27.12 |
3 четверть — 10 ч |
16 | Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного двумя видами | Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (два вида) | Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям | 1 | § 17; с. 121 № 2 | 17.01 |
17 | Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций | 1 | § 18; с. 130 № 1 | 24.01 |
18 | Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций | 1 | § 18; с. 130 № 2 | 31.01 |
19 | Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного тремя видами | Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (три вида) | Фронтальная графическая работа | 1 | § 19; с. 144 № 1 | 07.02 |
20 | Построение на листе формата А4 комплексного чертежа детали, представленного тремя видами | Выполнение комплексного чертежа детали комбинированной формы (три вида) | Самостоятельная работа по вариативным дифференцированным заданиям | 1 | § 19; с. 144 № 2 | 14.02 |
21 | Построение недостающего вида детали по двум заданным | Выполнение чертежа комплексного чертежа на компьютере | Самостоятельная работа | 1 | § 20; с. 151 № 1 | 21.02 |
22 | Построение недостающего вида детали по двум заданным | 1 | § 20; с. 151 № 3 | 28.02 |
23 | Построение недостающего вида детали по двум заданным (ИКТ) | 1 | § 20; с. 151 № 4 | 06.03 |
24 | Эскиз и алгоритм его выполнения | 1 | § 21; с. 156 № 2 | 13.03 |
25 | Эскиз и алгоритм его выполнения | 1 | § 21; с. 157 № 4 | 20.03 |
4 четверть — 9 ч |
Аксонометрические проекции — 8 ч |
26 | Наглядные изображения, косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции | 1 | § 22; с. 162 № 1 | 03.04 |
27 | Построение изометрической проекции детали по комплексному чертежу | Выполнение наглядного изображения детали (изометрическая проекция) по ее комплексному чертежу | Фронтальная графическая работа | 1 | § 23; с. 166 № 1 | 10.04 |
28 | Построение изометрической проекции детали по комплексному чертежу | 1 | § 23; с. 166 № 2 | 17.04 |
29 | Построение многоугольников и многогранников в изометрической проекции | 1 | § 24; с. 176 № 1,2 | 24.04 |
30 | Построение окружности и тел вращения в изометрической проекции | 1 | § 25; с. 183 № 1 | 08.05 |
31 | Построение окружности и тел вращения в изометрической проекции | 1 | § 25; с. 183 № 2,3 | 15.05 |
32 | Построение изометрической проекции детали (ИКТ) | Выполнение чертежа наглядного изображения детали в прямоугольной изометрической проекции на компьютере | Самостоятельная работа | 1 | § 22-25; с. 183 № 4 | 22.05 |
33 | Технический рисунок | 1 | § 26; с. 188 № 3 | 25.05 |
Контрольная работа и обобщение знаний — 1 ч |
34 | Контрольная работа и обобщение знаний | 1 | 29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)
Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...