Рабочая программа по курсу "Жизнетворчество" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Кнышова Марина Евгеньевна

Рабочие программы  по этому курсу-редкость.Надеюсь моя разработка тоже кому-то поможет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kursu_zhiznetvorchestvo_2_klass.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по начальной школе (2009 г.); авторской программы по курсу «Жизнетворчество» В.Н. Коновальчук  для 2 класса, требований к уровню подготовки обучающихся 2 класса с учетом регионального компонента и Основной образовательной программы гимназии. Региональный компонент отражен в содержании заданий.

Цель  курса:  формирование целостного образа творческой личности, становления её как субъекта собственной жизни; созидании личностью самой себя, своих отношений с другими людьми, мира; вариативное, оригинальное конструирование и реализации собственной, индивидуальной (самобытной) жизнедеятельности.

Содержательные линии:

«Я творю себя»

        Задача: развитие у школьников целостного представления о собственной личности и взаимовлиянии духовного и физического образа.

« Я творю отношения»

        Задача: освоение правил совместной деятельности, развитие коммуникативных умений, воспитание культуры чувствования, развитие фантазии, воображения, эмпатии в общении.

« Я творю окружающий мир»

Задача: гармонизация отношений с окружающим миром в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие творческого мышления, способности переноса знаний и умений в новую ситуацию, видения новой проблемы в знакомой и нестандартной ситуациях.

«Я творю свою жизнь»

Задача: осознание сущности духовных и материальных ценностей.

Личностные универсальные учебные действия

Смыслообразование формирование ценностных - ориентации и смыслов учебной деятельности:

а) познавательные интересы, учебные мотивы (создание проблемных ситуаций, активизиру-ющих творческое отношение к учебе; формы совместной учебной деятельности; формирование рефлексивных отношений школьника к учению и личностного смысла учения, осознание учебной цели, последовательности задач, оценивание с учетом достижений);

б) мотивы познавательных достижений социального признания;

в) мотивы реализации потребностей в социально-значимой и социально-

оцениваемой деятельности.

Нравственно-этическое оценивание:

а) понимание нравственного содержания и смысловых поступков собственных и окружающих;

б) знание моральных норм и выделение нравственного содержания поступков: конвенци-ональных, персональных, моральных;

в) развитие доброжелательности, эмпатии, сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости, готовность оказывать помощь, толерантность;

г) установка здорового и безопасного образа жизни;

д) формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;

е) формы моральной самооценки.

Самопознание:

Самоопределение и его становление происходит в юношеском возрасте, в начальной школе; подготовка к нему через воспитание системы смыслов, как системы отношений ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, себе, социальному миру:

а) Я-концепции;

б) социальная идентичность (семейная, этническая, гражданская, групповая);

в) самооценка.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации):

а) преодоление эгоцентрической позиции ребёнка (понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, их внутренний мир);

б) уважение иной точки зрения (учёт позиции собеседника, ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной);

в) обосновывание и доказательство собственного мнения (способность понимать возможность разных оснований (у разных людей) для оценки одного итого же предмета).

Коммуникация как кооперация, сотрудничество:

а) согласование усилий по достижению общей цели (умение высказывать, и аргументировать свое предложение);

б) ориентация на партнера по деятельности (способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу; взаимный контроль и взаимная помощь по ходу выполнения задания);

в) умение договариваться, находить общее решение (умение и убеждать, и уступать; способность брать на себя инициативу в организации совместного действия).

Коммуникация как условие  интериоризации, средство передачи информации и становления рефлексии:

а) слово как средство обобщения и становления индивидуального сознания (способность речевого отображения как описания, объяснения; распределениеролей, определение функции каждого члена группы, планирование деятельности в групповой работе);

б) коммуникативная функция речи (различия в умении взаимодействовать со сверстниками; проектные задания, специальные тренинговые упражнения);

в) сознание и рефлексивность мышления ребенка (планирование, контроль, оценка в форме громкой социализированной речи; самостоятельные занятия);

г) разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные УУД:

а) самостоятельное выделение и формулирование учебной цели;

б) информационный поиск;

в) знаково-символические действия;

г) структурирование знаний;

д) произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);

е) смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения;

ё) рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность;

ж) выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий;

з) виды знаково-символических действий (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

Логические действия:

а) анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;

б) синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов;

в) выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, сериации объектов;

г) подведение под понятия, выведение следствий;

д) установление причинно-следственных связей;

е) построение логической цепи рассуждения;

ё) выдвижение гипотез, их обоснование;

ж) доказательство.

Постановка и решение проблем:

а) формулирование проблемы;

б) самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные универсальные учебные действия

а) целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, чтоуже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

б) планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

в) прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

г) контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; к волевому усилию, выбору в ситуации конфликта мотивов; к преодолению препятствий; эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации; эффективные стратегии совладения с трудными жизненными ситуациями);

д) коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

е) оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (А.Г. Асмолов).

Планируемые результаты

Личностными результатами выступают:

- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;

- развитие личностных структур сознания — ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;

- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;

- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;

- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания

самопознания, саморазвития.

- принятие ценностей и правил здорового образа жизни, использование способов сохранения и укрепления здоровья.

Метапредметными результатами выступают:

- формирование мотивационной сферы учащихся посредством развития субъектных свойств: самопознания, самооценки, самореализации, самостоятельности, ответственности;

- способность использовать различные способы саморазвития в познавательном творчестве;

- способность переносить знания и умения в новую ситуацию, находить противоречия в явлениях, предметах.

- использовать назначение и роль задаваемых вопросов как форму познания мира и вида связи с взрослыми.

Предметными результатами выступают: 2-й год обучения.

-ценностные ориентации;

-понимание содержания нравственных поступков;

-умение детей играть, общаться и учиться вместе;

-творческое мышление;

-принятие детьми новой социальной роли ученика, адекватность самооценки.

Программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут.

Система оценки индивидуальных достижений учащихся

Оценивание индивидуальных достижений учащихся гимназии осуществляется на основании локального акта «Система оценивания учебных достижений учащихся 1-4 классов».

Учебно-методическое обеспечение

для учащихся

Рабочая тетрадь на печатной основе. Мое жизнетворчество. 2 год обучения,

авторы: В.Н. Коновальчук, Е.В. Иванкова, И.И. Мачуха.. Ростов н/Д :ИПО ПИЮФУ, 2011

для учителя

В.Н. Коновальчук Жизнетворчество. Второй  год обучения: учебное пособие для педагога.

- 2-е изд., доп. и перераб. –Ростов н/Д. :ИПО ПИ ЮФУ, 2011

Интернет-ресурсы

Тематическое планирование по курсу «Жизнетворчество»

2 класс

Тема

Деятельность учащихся

Дата

1

2-3

4

5

6

7-8

9-10

11

12

13

14

15

16-17

18-19

20

21-22

23-24

25-26

27

28

29-30

31

32

33

34

Введение 3ч

Жизнь детей-будущих

творцов

История творчества:

литературное творчество

Я творю себя 8ч

Появление человека

мыслящего

Образ человека

Мой духовный мир

Азбука здоровья

Зачем надо изучать себя?

Учусь учиться

Я творю отношения 11

Школа чувств

Добро и зло

Сочувствие

Общечеловеческие ценности

Какого ты рода-племени

Языки, на которых мы говорим

С чего начинается дружба?

Азбука вежливости

Я творю окр. мир 8ч

Культура предупреж-дения опасности

Возникновение искусства

Почему мы смеёмся?

Учусь задавать вопросы

Игрушка как путь освоения мира

Я творю свою жизнь 4

Основы экологических

знаний

Я творю волшебный

мир героев, красок, звуков

Творчество: виды творчества

Можно ли научиться

творить? Мастерская творчества

Воспринимать и выражать своё отношение к содержательным особенностям школьной жизни, роли ученика. Понимать права и обязанности школьника, качества, необходимые для успешной учёбы. Иметь представление о культуре проведения праздника. Проявлять познавательный интерес. Согласовывать со сверстниками свои усилия по достижению общей учебной цели

Осознавать необходимость знаний человека о себе. Учитывать место и роль школы в самовоспитании. Понимать свою социальную роль как ученика. Контролировать выполнение правил поведения, прав и обязанностей школь-ника. Использовать функции памяти для успешного обучения (запоминания, заучивания, повторения, узнавания, вспоминания).Осознавать внутреннее состояние как выражение собственных чувств. Узнавать настроение своё и других, проявляемое в мимике, жестах, поведении. Практическая работа: применять правила здорового образа жизни

Понимать содержательные аспекты дружбы.

Проявлять эмпатию, толерантность. Проявлять способность к рефлексии игровой деятельности.

Составлять правила совместного общения, игры, учёбы. Применять личностный опыт общения, игры, учёбы. Проявлять мотивацию успешной совместной учёбы, рефлексивных действий: «знать, что я знаю и чего я не знаю». Распознавать психологическое состояние близких людей. Использовать приёмы, характерные для вежливого поведения. Осознавать себя во времени: прошлом, настоящем и будущем. Уметь слушать сверстников и взрослых, договариваться о совместной деятельности, делиться игрушками или предметами, спрашивать о том, что не понятно. Узнавать настроение своё и других, проявляемое в мимике, жестах, поведении.  Ориентироваться в речевой ситуации. Проявлять умение видеть различия, сходства объектов, замечать детали. Представлять роль своего позвоночника в правильной осанке и влиянии её на здоровье и учёбу. Проявлять способы получения знаний. Практическая работа: применять правила здорового образа жизни. Владеть ключевыми поняти-ями, связанными с дружбой, правилами игры, общения, учёбы

Проявлять бережное отношение ко всему живому.

Выделять доступные средства сохранения при-роды. Владеть понятием «природа». Моделировать ситуации, связанные с приятными переживаниями от общения с природой. Понимать вари-анты проявления многообразия окружающего мира для себя. Освоить доступные способы сбережения ценностей планеты «Земля».

Практическая работа: собственные малые реальные действия детей, показывающие ценностное отношение к окружающему миру

Осознавать значение режима дня для себя. Контролировать выполнение режима дня и составлять индивидуальный его вариант. Выстраивать собственные ценностные ориентиры в соответствии с нормами морали и нравственности. Конструировать позитивные образы с целью «продуктивного восприятия счастья». Характеризовать состояние счастья и условия, при которых оно возможно. Осознавать ценности человеческой жизни, безопасного поведения. Понимать необходимость режимных моментов для успешной творческой деятельности. Владеть ключевыми понятиями, связанными со здоровым образом жизни, творчеством, ценностью человеческой жизни


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...