«Питание наших предков»
материал (2 класс) по теме

Вертягина Светлана Людвиговна

 

В новых условиях модернизации образования возникает необходимость в поиске новых методов, позволяющих по новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Сегодня в школе ученики с новыми потребностями , по новому информированные , и роль учителя также должна быть другой. Меняется природа и задачи обучения. На первый план выдвигаются следующие условия:

  • Активизация познавательных особенностей учащихся;
  • Развитие природной любознательности;
  • Мотивация интереса к самостоятельному приобретению знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта:

«Питание наших предков»

Цели:

формировать знаний и представлений о питании наших предков;

развивать умения работать с научным текстом, выделять в нём главную мысль, анализировать;

развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группах и индивидуально по плану проекта;

вызывать и формировать интерес и готовность к соблюдению правил рационального питания;

развивать творческие способности учащихся.

Предмет исследования: питание наших предков.

Время выполнения: 1- 3 недели.

План проекта:

1.        Значение и  роль питания в жизни наших предков.

2.        Наиболее распространённые и употребляемые продукты.

4.        Блюда и напитки наших предков.

4.        Какое значение придавали наши предки сервировке стола.

5.        Взаимосвязь продолжительности жизни и физического здоровья с рационом питания.


Методы исследования

1.        «Подумать».

2.        «Получить информацию из книг, журналов, газет»

3.        «Использовать возможности библиотечных архивов, сайтов Интернета»

Этапы проектной деятельности:

Подготовительный этап.

Этап самостоятельной групповой и индивидуальной работы.

Этап оформления и защиты проекта.


В новых условиях модернизации образования возникает необходимость в поиске новых методов, позволяющих по новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Сегодня в школе ученики с новыми потребностями , по новому информированные , и роль учителя также должна быть другой. Меняется природа и задачи обучения. На первый план выдвигаются следующие условия:

Активизация познавательных особенностей учащихся;

Развитие природной любознательности;

Мотивация интереса к самостоятельному приобретению знаний.

Все эти условия можно и нужно реализовывать, начиная уже с начальной ступени обучения. Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые,

практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

        Не меньшее значение в целостном развитии младшего школьника имеют и такие формы обучения, как проектная и исследовательская технологии.

Понятие «проект» прочно вошло в школьную жизнь, но еще не осмыслено до конца. Однако ясно одно: проект как вид деятельности перспективен, многогранен, эффективен.

Что же такое проект? Это метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Проект формирует большое количество умений и навыков и дает младшему, школьнику необходимый опыт деятельности. Проект – это форма организации учебного процесса. Он может стать альтернативой классно-урочному обучению. Кроме того, проект – это философия результатов и достижений.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в ходе проектной деятельности учащихся.

Рефлексивные умения:

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Поисковые (исследовательские) умения:

Умение самостоятельно изобретать способ действия

Умение находить информацию

Умение находить несколько вариантов решения проблемы

Умение выдвигать гипотезы

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

Навыки коллективного планирования

Умение взаимодействовать с любым партнером

Навыки делового партнерского общения

Умение находить и исправлять ошибки

Менеджерские умения и навыки:

Умение проектировать процесс

Умение планировать деятельность

Умение принимать решения и прогнозировать их последствия

Навыки анализа собственной деятельности

Коммуникативные умения:

Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми

Умение вести дискуссию

Умение отстаивать свою точку зрения

Умение находить компромисс

Навыки интервьюирования, устного опроса и др.

Презентационные умения и навыки:

Навыки монологической речи

Умение держаться во время выступления

Артистические умения

Умение использовать средства наглядности при выступлении

Умение отвечать на незапланированные вопросы

Основные требования к учебному проекту

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы (исследовательской, информационной, практической)

Планирование действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.

Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

Результатом работы над проектом является его продукт, который создается участниками проектной группы.

Презентация и защита готового проекта.

Создание проектной папки, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.

Таким образом, любой проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру:

ПРОЕКТ-----        ПРОБЛЕМА------КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ-------ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА

        Проектирование - решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

В основе метода проектирования лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей науки;

умение критически мыслить.

Проектирование ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время.

Проектная технология предполагает:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

самостоятельную деятельность ученика;

структуирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

проектное исследование методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач проекта, обсуждение методов проекта, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного проекта, обсуждение и выводы.

В состав проектной папки входят:

Паспорт проекта

План выполнения проекта

Вся собранная информация по теме

Результаты исследования и анализа

Записи всех идей, гипотез и решений

Материалы к презентации

Другие рабочие материалы и черновики

Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный

01-04.04.08 

Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный

07-10.04.08 

Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический

10-17.04.08 

Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4.Контрольно-коррекционный

18-25.04.08 

Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный

26, 27.04.08 

Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.

Паспорт проектной папки

Название проекта: «Кулинарное путешествие во времени»

Руководитель проекта: Вертягина Светлана Людвиговна

Предметный цикл: реализация программы «Разговор о правильном питании»

Автор проекта: группа учащихся 2А класса МОУ СОШ 5 города Белореченска Краснодарского края

Тип проекта: информационно- исследовательский.

Цели проекта:

способствовать формированию у учащихся представлений о роли питания в жизни прошлого, настоящего и будущего поколений;

развивать интерес и творческие способности учащихся через  общеучебные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности учащихся;

воспитывать через интерес готовность к соблюдению правил рационального питания.

Задачи проекта:

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных учащимися при изучении тематики проекта. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы.

Развивающая: развивать умения учащихся размышлять в контексте заданной темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов исследования, публично представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного тематикой проекта.

Проблемные вопросы:

Умение вырабатывать собственные суждения и умозаключения.

Ранжировка основных идей.

Недостаточный объём информационного материала по теме исследования.

Необходимое оборудование:

Компьютер;

Мультимедиосистема;

Интерактивная доска.

Источники информации:

Сайты Интернета;

Видеофильмы;

Газеты, журналы;

Справочная литература;

Библиотечные архивы;

Опросы.

Результаты проектной деятельности:

Анализ информации;

Презентация готового материала;

Мультимедийный продукт (презентация);

Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования;

Оформление результатов.

Предполагаемый продукт проекта:

 проектно- исследовательская работа по теме: «Кулинарное путешествие во времени»

 Руководитель проекта должен представить аннотацию, в которой следует указать актуальность проекта, его значение на уровне школы и социума, личностную ориентацию  автора проекта, воспитательный аспект и краткое содержание работы.

ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРИК  «ПРОЕКТНЫХ ТЕРМИНОВ»

Актуальность исследования – характеристика исследовательского этапа проекта, которая определяется необходимостью в дополнении существующих теоретических данных, потребностями в новых  методах, потребностью практики. Следует объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.

Вопросы проекта – форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проектов.

Выход проекта (продукт проектной деятельности) – разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая  деятельность учащихся, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.

Дизайн  (дизайн-спецификация) -  важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических функциональных качеств предметной среды (например, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).

Долгосрочный проект – проект продолжительностью от одной учебной четверти  и более.

Задачи проекта – комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на делении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.

Защита проекта – процесс представления результатов проектной работы и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Актуален, как правило, для исследовательских проектов.

Игровой (ролевой) проект – проект,  в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.

Индивидуальный (персональный) проект – проект, выполняемый одним учеником под руководством педагога.

Информационный проект  - проект, в котором акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта.

Исследовательский проект – проект, в котором выдвигается и проверяется гипотеза с использование современных научных методов.

Консультант – педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант  привлекается к участию      

в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту).

Координация – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой или скрытой.В последнем случае руководитель проекта выступает в качестве одного из участников.

Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.

Монопроект - проект в рамках одного учебного предмета.

Оппонент – учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие противоречия представляемой работы.

Проектная папка – подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом.

Практико-ориентированный проект – проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера.

Презентация проекта – процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.

Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.

Проект – 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.

Проектирование – 1) Процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования. Как правило, является разделом образовательной области «Технология».

Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.

Результаты проекта – 1) выход проекта; 2) проектная папка; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков.

Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта.

Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.

Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта.

Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт.

Телекоммуникационный (учебный) проект – групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации.

Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.

Цель проекта – модель желаемого конечного результата проектной деятельности.

Этапы проекта – основные периоды работы над проектом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".

Открытый урок  по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина  «Окружающий мир»)...

Куда и как селились наши предки

Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими ...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».

Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...

Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"

Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...

Как жили наши предки

Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины...

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...