«Питание наших предков»
материал (2 класс) по теме
В новых условиях модернизации образования возникает необходимость в поиске новых методов, позволяющих по новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Сегодня в школе ученики с новыми потребностями , по новому информированные , и роль учителя также должна быть другой. Меняется природа и задачи обучения. На первый план выдвигаются следующие условия:
- Активизация познавательных особенностей учащихся;
- Развитие природной любознательности;
- Мотивация интереса к самостоятельному приобретению знаний.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема проекта:
«Питание наших предков»
Цели:
формировать знаний и представлений о питании наших предков;
развивать умения работать с научным текстом, выделять в нём главную мысль, анализировать;
развивать интерес к проектной деятельности, обучаться работать в группах и индивидуально по плану проекта;
вызывать и формировать интерес и готовность к соблюдению правил рационального питания;
развивать творческие способности учащихся.
Предмет исследования: питание наших предков.
Время выполнения: 1- 3 недели.
План проекта:
1. Значение и роль питания в жизни наших предков.
2. Наиболее распространённые и употребляемые продукты.
4. Блюда и напитки наших предков.
4. Какое значение придавали наши предки сервировке стола.
5. Взаимосвязь продолжительности жизни и физического здоровья с рационом питания.
Методы исследования
1. «Подумать».
2. «Получить информацию из книг, журналов, газет»
3. «Использовать возможности библиотечных архивов, сайтов Интернета»
Этапы проектной деятельности:
Подготовительный этап.
Этап самостоятельной групповой и индивидуальной работы.
Этап оформления и защиты проекта.
В новых условиях модернизации образования возникает необходимость в поиске новых методов, позволяющих по новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Сегодня в школе ученики с новыми потребностями , по новому информированные , и роль учителя также должна быть другой. Меняется природа и задачи обучения. На первый план выдвигаются следующие условия:
Активизация познавательных особенностей учащихся;
Развитие природной любознательности;
Мотивация интереса к самостоятельному приобретению знаний.
Все эти условия можно и нужно реализовывать, начиная уже с начальной ступени обучения. Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые,
практико - ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Не меньшее значение в целостном развитии младшего школьника имеют и такие формы обучения, как проектная и исследовательская технологии.
Понятие «проект» прочно вошло в школьную жизнь, но еще не осмыслено до конца. Однако ясно одно: проект как вид деятельности перспективен, многогранен, эффективен.
Что же такое проект? Это метод обучения, который может быть использован при изучении любого предмета, может применяться на уроках и во внеклассной работе. Проект формирует большое количество умений и навыков и дает младшему, школьнику необходимый опыт деятельности. Проект – это форма организации учебного процесса. Он может стать альтернативой классно-урочному обучению. Кроме того, проект – это философия результатов и достижений.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в ходе проектной деятельности учащихся.
Рефлексивные умения:
Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний
Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
Поисковые (исследовательские) умения:
Умение самостоятельно изобретать способ действия
Умение находить информацию
Умение находить несколько вариантов решения проблемы
Умение выдвигать гипотезы
Умение устанавливать причинно-следственные связи
Умения и навыки работы в сотрудничестве:
Навыки коллективного планирования
Умение взаимодействовать с любым партнером
Навыки делового партнерского общения
Умение находить и исправлять ошибки
Менеджерские умения и навыки:
Умение проектировать процесс
Умение планировать деятельность
Умение принимать решения и прогнозировать их последствия
Навыки анализа собственной деятельности
Коммуникативные умения:
Умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми
Умение вести дискуссию
Умение отстаивать свою точку зрения
Умение находить компромисс
Навыки интервьюирования, устного опроса и др.
Презентационные умения и навыки:
Навыки монологической речи
Умение держаться во время выступления
Артистические умения
Умение использовать средства наглядности при выступлении
Умение отвечать на незапланированные вопросы
Основные требования к учебному проекту
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы (исследовательской, информационной, практической)
Планирование действий по разрешению проблемы. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных.
Поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
Результатом работы над проектом является его продукт, который создается участниками проектной группы.
Презентация и защита готового проекта.
Создание проектной папки, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, отчеты и др.
Таким образом, любой проект, независимо от типа, имеет одинаковую структуру:
ПРОЕКТ----- ПРОБЛЕМА------КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ-------ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОДУКТА
Проектирование - решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
В основе метода проектирования лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей науки;
умение критически мыслить.
Проектирование ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведённое для этой работы время.
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;
самостоятельную деятельность ученика;
структуирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
проектное исследование методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач проекта, обсуждение методов проекта, сбор информации, оформление конечных результатов, презентация полученного проекта, обсуждение и выводы.
В состав проектной папки входят:
Паспорт проекта
План выполнения проекта
Вся собранная информация по теме
Результаты исследования и анализа
Записи всех идей, гипотез и решений
Материалы к презентации
Другие рабочие материалы и черновики
Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.
Название этапа | Сроки | Ученик | Педагог |
1. Подготовительный | 01-04.04.08 | Формулирование основополагающего и проблемного вопросов. | Создание проблемной ситуации. |
2. Проектировочный | 07-10.04.08 | Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки. | Координация работы. |
3. Практический | 10-17.04.08 | Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. | Координация работы. |
4.Контрольно-коррекционный | 18-25.04.08 | Самооценка. | Координация работы. |
5. Заключительный | 26, 27.04.08 | Представление (презентация) проекта. | Координация работы. Создание портфолио проекта. |
Паспорт проектной папки
Название проекта: «Кулинарное путешествие во времени»
Руководитель проекта: Вертягина Светлана Людвиговна
Предметный цикл: реализация программы «Разговор о правильном питании»
Автор проекта: группа учащихся 2А класса МОУ СОШ 5 города Белореченска Краснодарского края
Тип проекта: информационно- исследовательский.
Цели проекта:
способствовать формированию у учащихся представлений о роли питания в жизни прошлого, настоящего и будущего поколений;
развивать интерес и творческие способности учащихся через общеучебные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности учащихся;
воспитывать через интерес готовность к соблюдению правил рационального питания.
Задачи проекта:
Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных учащимися при изучении тематики проекта. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, выходящих за пределы школьной программы.
Развивающая: развивать умения учащихся размышлять в контексте заданной темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов исследования, публично представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта, востребованного тематикой проекта.
Проблемные вопросы:
Умение вырабатывать собственные суждения и умозаключения.
Ранжировка основных идей.
Недостаточный объём информационного материала по теме исследования.
Необходимое оборудование:
Компьютер;
Мультимедиосистема;
Интерактивная доска.
Источники информации:
Сайты Интернета;
Видеофильмы;
Газеты, журналы;
Справочная литература;
Библиотечные архивы;
Опросы.
Результаты проектной деятельности:
Анализ информации;
Презентация готового материала;
Мультимедийный продукт (презентация);
Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования;
Оформление результатов.
Предполагаемый продукт проекта:
проектно- исследовательская работа по теме: «Кулинарное путешествие во времени»
Руководитель проекта должен представить аннотацию, в которой следует указать актуальность проекта, его значение на уровне школы и социума, личностную ориентацию автора проекта, воспитательный аспект и краткое содержание работы.
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРИК «ПРОЕКТНЫХ ТЕРМИНОВ»
Актуальность исследования – характеристика исследовательского этапа проекта, которая определяется необходимостью в дополнении существующих теоретических данных, потребностями в новых методах, потребностью практики. Следует объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать.
Вопросы проекта – форма постановки задач, предполагающая ответы участников проектной группы для уяснения и раскрытия ими темы проектов.
Выход проекта (продукт проектной деятельности) – разработанное участниками проекта в ходе его выполнения реальное средство решения стоящей проблемы; результат проектной деятельности.
Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющих общую проблему, согласованные методы и способы ее решения.
Дизайн (дизайн-спецификация) - важнейшая разновидность проектной деятельности, имеющая целью формирование эстетических функциональных качеств предметной среды (например, изготовление изделия, соединяющего в себе красоту и функциональность).
Долгосрочный проект – проект продолжительностью от одной учебной четверти и более.
Задачи проекта – комплекс мер, необходимых для достижения цели проекта. Постановка задач основывается на делении цели на подцели, в результате чего может быть сформулировано несколько задач.
Защита проекта – процесс представления результатов проектной работы и презентации проекта, включающий этапы вопросов-ответов и дискуссии. Актуален, как правило, для исследовательских проектов.
Игровой (ролевой) проект – проект, в котором изначально определены лишь роли участников и правила взаимоотношений между ними, тогда как структура, форма продукта и результаты остаются открытыми.
Индивидуальный (персональный) проект – проект, выполняемый одним учеником под руководством педагога.
Информационный проект - проект, в котором акцент поставлен на работу с информацией и презентацию продукта.
Исследовательский проект – проект, в котором выдвигается и проверяется гипотеза с использование современных научных методов.
Консультант – педагог или специалист, выполняющий работу эксперта и организующий доступ к необходимым источникам информации. Консультант привлекается к участию
в проекте, если по отдельным вопросам компетенции руководителя недостаточно (например, по межпредметному, телекоммуникационному или международному проекту).
Координация – способ управления работой проектной группы учащихся; может быть открытой или скрытой.В последнем случае руководитель проекта выступает в качестве одного из участников.
Краткосрочный проект – проект продолжительностью от 1 до 6 уроков.
Монопроект - проект в рамках одного учебного предмета.
Оппонент – учащийся или преподаватель, который во время защиты проекта выступает с возражениями по его содержанию, чтобы выявить возможные противоречия или другие противоречия представляемой работы.
Проектная папка – подборка рабочих материалов и оформленных результатов работы над проектом.
Практико-ориентированный проект – проект, нацеленный на решение социальной проблемы прикладного характера.
Презентация проекта – процесс публичного представления заказчику или общественности результатов проектной деятельности.
Проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Проект – 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.
Проектирование – 1) Процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; защита проекта. 2) Возможный элемент содержания образования. Как правило, является разделом образовательной области «Технология».
Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта.
Результаты проекта – 1) выход проекта; 2) проектная папка; 3) педагогический результат, выражающийся в развитии личностной и интеллектуальной сферы ученика, формировании у него определенных общеучебных умений и навыков.
Руководитель проекта – педагог, непосредственно координирующий проектную деятельность группы или индивидуального исполнителя проекта.
Среднесрочный проект – проект продолжительностью от одной недели до одного месяца.
Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по ее разрешению, поиск необходимой информации, изготовление проектного продукта и его презентацию, оценку и анализ проведенного проекта.
Творческий проект – проект, центром которого является творческий продукт.
Телекоммуникационный (учебный) проект – групповой проект, выполненный при помощи средств компьютерной телекоммуникации.
Учебный проект – проект, осуществляемый учащимися под руководством педагога и имеющий не только прагматическую, но и педагогическую цель.
Цель проекта – модель желаемого конечного результата проектной деятельности.
Этапы проекта – основные периоды работы над проектом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по окружающему миру в 3 классе "Как зимовали наши предки".
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе.Тема: «Как зимовали наши предки»( По учебнику О.Т.Поглазовой и В.Д.Шилина «Окружающий мир»)...
Урок по окружающему миру на тему: "Хозяйственная деятельность наших предков"
Урок по окружающему миру...
Куда и как селились наши предки
Наши предки очень внимательно выбирали место для застройки, место будущего поселения. Они очень многое принимали во внимание, заботились и о красоте самого места поселения, и о красоте возводимых ими ...
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
Урок окружающего мира "Наши предки - древесные жители"
Материал содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме "Наши предки - древесные жители" (4 класс, "Школа 2100")...
Как жили наши предки
Яркая презентация по формированию у учащихся интереса к изучению прошлого своей Родины...
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.
Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...