Рабочая программа 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Рабочая программа 3 класс УМК "Начальная школа 21 век"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3klass_rabochaya_programma.zip | 153.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературное чтение.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 3 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2001г.
Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)
Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":
Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 3 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2010.
Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 3кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 3 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.
В авторскую программу изменения не внесены.
Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.
Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
2. Система работы над навыками чтения.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:
• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.
Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.
Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На реализацию программы отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов.
Основные разделы программы:
Устное народное творчество (17 часов);
Произведения А.С. Пушкина (11 часов);
Басни Эзопа и И.А. Крылова (5 часов);
Произведения И.С. Тургенева (4 часа);
Стихи русских поэтов (5 часов);
Произведения Л.Н. Толстого ( 7 часов);
Произведения Н.А. Некрасова (5 часов);
Произведения А.П. Чехова (5 часов);
Сказки зарубежных писателей (4 часа);
Стихи русских поэтовии (7 часов);
Произведения Д.Н, Мамина – Сибиряка (8 часов);
Произведения А.И. Куприна (6 часов);
Стихи С.А. Есенина ( 7 часов);
Произведения К.Г. Паустовского (12 часов);
Произведения С.Я. Маршака (4 часа);
Произведения А.П. Гайдара (6 часов);
Произведения М. М. Пришвина (7 часов);
Произведения зарубежных писателей (10 часов).
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух ( темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
читать наизусть 6 – 7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
определять смысл событий и поступков героев, выражать свое отношение;
пересказывать текст произведения ( подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами. писателями;
работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
пользоваться справочной литературой.
Общая ориентировка в литературоведческих представлениях и понятиях:
литература, фольклор, литературное произведение, жанр. сказка, былина. сказ, пословица, загадка, рассказ. стихотворение, басня, быль;
присказка, зачин, диалог, вступление, концовка, мораль;
герой ( персонаж), портрет героя, пейзаж, место действия, поступок. отношение автора;
стихотворение, рифма, строка, строфа;
средства выразительности: тон, логическое ударение, пауза, темп, ритм.
Содержание программы
Круг чтения:
Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов.
Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей.
Произведения о жизни детей разных народов и стран.
Приключенческая детская книга;
Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.
Примерная тематика авторских произведений и произведений фольклора: произведения о Родине, о родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы, легенды.
Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова действия.
Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения (книги).
Восприятие литературного произведения: создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.
Творческая деятельность: проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков - игр.
Навык чтения: осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки.
Работа с текстом:
- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;
- различение простейших случаев многозначности и сравнений;
- деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;
- определение основной мысли произведения с помощью учителя;
- составление картинного плана;
- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.
Читательские умения:
- самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1- 2 страницы);
- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие;
- правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);
- определять тему чтения и жанр;
- словесно описывать героя произведения, используя слова текста.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;
с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;
с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;
с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.
Система оценивания знаний проводится на основании Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".
Примерный план проведения проверочных и контрольных работ
№ п/п | Компетенция. Вид проверки | Время выполнения |
I полугодие. |
1 | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка. | Сентябрь-октябрь |
2 | Начитанность. Текущая проверка | Октябрь— ноябрь |
3 | Тест (вид текущей проверки) | Октябрь— ноябрь |
4 | Работа с детскими книгами. Текущая проверка | В течение каждой четверти |
5 | Выразительность чтения. Текущая проверка | В течение каждой четверти |
6 | Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка | Декабрь |
7 | Начитанность. Итоговая проверка | Декабрь |
8 | Тест (вид итоговой проверки) |
9 | Выразительность чтения. Итоговая проверка | В течение II четверти |
10 | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | После изучения разделов |
11 | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | Конец декабря |
II полугодие |
1 | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка | Февраль |
2 | Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка | Март |
3 | Тест (вид текущей проверки) | Март |
4 | Выразительность чтения. Текущая проверка | Январь— февраль |
5 | Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка | Март— апрель |
6 | Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)1. Текущая проверка. | Март— апрель |
7 | Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка | Конец апреля |
8 | Тест (вид итоговой проверки) | Конец апреля |
9 | Выразительность чтения. Итоговая проверка | Апрель— май |
10 | Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка | После изучения разделов |
11 | Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка | Май |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся третьего класса
К кончу обучения во 3 классе учащиеся |
должны уметь: | могут овладеть приемами: |
правильно читать текст целыми словами (темп чтения вслух – не менее 70 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 70 слов в минуту); читать молча небольшие тексты, темп – не менее 90 слов в минуту; пересказывать прочитанный текст по готовому плану; определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения; читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы; самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие); самостоятельно отбирать книги для чтения. | высказывать свое отношение к поступку героя; сравнивать, составлять план пользоваться словарями, книгами-справочниками. |
Список литературы.
Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)
Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.
Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008.
Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007
Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Меиодмческие разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...