"Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме
Конспект к уроку основы светской этика по теме "Добро и зло". Учащиеся выводят понятия «добро и зло», учатся правильно оценивать ситуации (в том числе конфликтные) и свою роль в их развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobro_i_zlo.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
Учитель нач. классов: Кисиль Л.Н.
Урок № 5.
Тема урока: «Добро и зло».
Цели и задачи:
познакомить с понятиями «добро и зло»;
учить правильно оценивать ситуации (в том числе конфликтные) и свою роль в их развитии;
воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.
Виды деятельности:
беседа;
комментированное чтение;
устный рассказ на тему;
самостоятельная работа с источниками информации;
работа в парах.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Дополнительная литература: А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости».
I. ВВЕДЕНИЕ.
1. Чтение стихотворения о добре и зле.
Слайд 2.
Добро и Зло идут по жизни рядом.
Известно, что нет худа без добра.
Как хорошо, когда на смену злобе
Приходят к нам улыбка, доброта.
Когда в глазах людей, в их добром слове
Почувствуешь божественный тот свет,
То наполняешься огромным счастьем,
Способным оградить от разных бед.
- Вы согласны с мнением поэта? (высказывания детей).
- Как бы вы озаглавили стихотворение?
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
- Внимание на экран (слайд 3). Прочитайте тему урока.
- Что можете сказать об этих двух словах?
- Слова антонимы.
- На ваш взгляд, что такое добро и что входит в понятие «добро»? Что оно несёт?
- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?
(Заполнение таблицы).
добро | зло |
Человеколюбие Уважение Взаимовыручка Милосердие | Радость Помощь Счастье | Разрушение хорошего Страдание Унижение Насилие | Обман Беда Вражда |
II. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ИЗ РАССКАЗА В. ОСЕЕВОЙ «ТРИ ТОВАРИЩА».
1. ( У каждого ученика на парте карточка с текстом. Приложение №2).
- Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой самостоятельно.
- Понравился? Чем?
- Кто главные герои?
- Витя, Коля, Миша, Володя.
2. Чтение по ролям.
- Обратите внимание на заголовок. Как вы думаете, почему Осеева именно так назвала своё произведение?
- Кого из мальчиков можно назвать товарищем?
- Володю.
- Почему Колю и Мишу нельзя назвать товарищами, они же Вите посочувствовали?
- Какие достоинства произведения вы бы отметили?
- Над чем нам предлагает задуматься автор?
- Вспомните, какая из пословиц, поговорок отразила бы главную идею произведения?
- Друг познаётся в беде.
III. РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ В ПАРАХ.
(На парте у каждой пары карточка с пословицей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
После обсуждения учащиеся объясняют смысл пословиц.
IV. ЧТЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ИСТОРИИ «ДОБРО БЕЗ УМА» УЧИТЕЛЕМ.
- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?
- Если бы вы были Императором, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда.
V. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. СТР. 12.
- Вы самостоятельно вывели понятия зла и добра. А теперь познакомимся со статьёй в учебнике. Узнаем, как авторы учебника понимают, что такое добро и зло.
- Ваши и авторские представления о добре и зле совпадают?
VI. ИТОГ УРОКА.
- Почему важно бороться со злом?
- Трудно быть добрым?
- Урок хочется закончить стихотворением М. Скребицкой «Учись доброму – плохое на ум не пойдёт».
Как научиться доброте?
Ответ простой – она везде:
В улыбке доброй и в рассвете,
В мечте и в ласковом привете.
По всей земле добра частицы
Их надо замечать учиться
И в сердце собирать своём.
Тогда не будет злобы в нём.
- Перечислите все места на земле, где прячется доброта.
- Почему доброте нужно учиться?
- Как можете объяснить смысл этих строк?
Кто зло мне сунет под ребро
Делами или даже речью,
На зло отвечу я добром
И зло добром я искалечу.
- Хотели бы вы, чтобы в школе были уроки доброты?
Рефлексия урока:
- Что нового узнали на уроке?
- Какие навыки приобрели?
- Что было наиболее интересным?
- Что можно было сделать по-другому? Ваши варианты.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Представьте, что вас попросили организовать «Школу доброты». Подумайте:
1 ряд: как будет устроена школа (рисунок).
2 ряд: какие предметы будут изучать (расписание).
3 ряд: какие правила в этой школе были бы.
Рисунок «Солнце доброты».
Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучей. Сколько своих добрых поступков вспомните, которые вы совершили в этом учебном году.
P.S. - В конце учебного года будет творческий урок. Предлагаю издать «Книгу доброты». Каждый на листе форматом А4 напишет о своём добром поступке, и как этот поступок повлиял на окружающих.
- Спасибо за работу на уроке.
Используемые источники:
1. http://greetings.pwwwq.com/
2. http://stihidl.ru/poem/136980/
Приложение 1.
За добро не жди добра. | Доброе дело без награда не остаётся. |
Живи для людей, поживут люди для тебя. | Нам добро, никому зло – то законное житьё. |
Тому тяжело, кто помнит зло. | Жизнь дана на добрые дела. |
Учись доброму – худое на ум не пойдёт. | Не хвались серебром, а хвались добром. |
Добрые умирают, а дела их живут. | На добрый привет – добрый и ответ. |
Добро наживай, а худо изживай. | Доброта без разума пуста. |
Приложение 2.
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.
- Завтрак потерял…
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? – спросил Миша.
- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
По рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой
Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...
Классный час на тему "Делай добро и жди добра"
Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...
урок благотворительности "За добро добром!"
Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...
В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2
Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"
Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...