"Добро и зло"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Конспект к уроку основы светской этика по теме "Добро и зло". Учащиеся выводят  понятия «добро и зло», учатся правильно оценивать ситуации (в том числе конфликтные) и свою роль в их развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dobro_i_zlo.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Учитель нач. классов: Кисиль Л.Н.

                 

Урок № 5.

Тема урока: «Добро и зло».

Цели и задачи:

познакомить с понятиями «добро и зло»;

учить правильно оценивать ситуации (в том числе конфликтные) и свою роль в их развитии;

воспитывать нравственные чувства и этическое сознание.

Виды деятельности: 

беседа;

комментированное чтение;

 устный рассказ на тему;

самостоятельная работа с источниками информации;

 работа в парах.

Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.

Дополнительная литература: А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости».

I. ВВЕДЕНИЕ.

1. Чтение стихотворения о добре и зле.

Слайд 2.

Добро и Зло идут по жизни рядом. 
Известно, что нет худа без добра. 
Как хорошо, когда на смену злобе 
Приходят к нам улыбка, доброта. 
Когда в глазах людей, в их добром слове 
Почувствуешь божественный тот свет, 
То наполняешься огромным счастьем, 
Способным оградить от разных бед.   

- Вы согласны с мнением поэта? (высказывания детей).

- Как бы вы озаглавили стихотворение?

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

- Внимание на экран (слайд 3).  Прочитайте тему урока.

- Что можете сказать об этих двух словах?

- Слова антонимы.

- На ваш взгляд, что такое добро и что входит в понятие «добро»? Что оно несёт?

- Что такое зло, и какие есть наиболее распространённые его проявления?

(Заполнение таблицы).

добро

зло

Человеколюбие

Уважение

Взаимовыручка

Милосердие

Радость

Помощь

Счастье

Разрушение хорошего

Страдание

Унижение

Насилие

Обман

Беда

Вражда

II. ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ИЗ РАССКАЗА В. ОСЕЕВОЙ «ТРИ ТОВАРИЩА».

1. ( У каждого ученика на парте карточка с текстом. Приложение №2).

- Прочитайте отрывок из рассказа В. Осеевой самостоятельно.

- Понравился? Чем?

- Кто главные герои?

- Витя, Коля, Миша, Володя.

2. Чтение по ролям.

- Обратите внимание на заголовок. Как вы думаете, почему Осеева именно так назвала своё произведение?

- Кого из мальчиков можно назвать товарищем?

- Володю.

- Почему Колю и Мишу нельзя назвать товарищами, они же Вите посочувствовали?

- Какие достоинства произведения вы бы отметили?

- Над чем нам предлагает задуматься автор?

- Вспомните, какая из пословиц, поговорок отразила бы главную идею произведения?

- Друг познаётся в беде.

III. РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ В ПАРАХ.

(На парте у каждой пары карточка с пословицей. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

После обсуждения учащиеся объясняют смысл пословиц.

IV. ЧТЕНИЕ ДРЕВНЕЙ КИТАЙСКОЙ ИСТОРИИ «ДОБРО БЕЗ УМА» УЧИТЕЛЕМ.

- Были ли в вашей жизни случаи, когда вы совершали какое-либо доброе дело, а оно приносило кому-то вред?

- Если бы вы были Императором, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда.

V. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. СТР. 12.

- Вы самостоятельно вывели понятия зла и добра.  А теперь познакомимся со статьёй в учебнике. Узнаем, как авторы учебника понимают, что такое добро и зло.

- Ваши и авторские представления о добре и зле совпадают?

VI. ИТОГ УРОКА.

- Почему важно бороться со злом?

- Трудно быть добрым?

- Урок хочется закончить стихотворением М. Скребицкой «Учись доброму – плохое на ум не пойдёт».

          Как научиться  доброте?

          Ответ простой – она везде:

          В улыбке доброй и в рассвете,

          В мечте и в ласковом привете.

          По всей земле добра частицы

          Их надо замечать учиться

          И в сердце собирать своём.

          Тогда не будет злобы в нём.

- Перечислите все места на земле, где прячется доброта.

- Почему доброте нужно учиться?

- Как можете объяснить смысл этих строк?

                      Кто зло мне сунет под ребро

                      Делами или даже речью,

                      На зло отвечу я добром

                      И зло добром я искалечу.

- Хотели бы вы, чтобы в школе были уроки доброты?

Рефлексия урока:

- Что нового узнали на уроке?

- Какие навыки приобрели?

- Что было наиболее интересным?

- Что можно было сделать по-другому? Ваши варианты.

VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 Представьте, что вас попросили организовать «Школу доброты». Подумайте:

1 ряд: как будет устроена школа (рисунок).

2 ряд: какие предметы будут изучать (расписание).

3 ряд: какие правила в этой школе были бы.

Рисунок «Солнце доброты».

Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучей. Сколько своих добрых поступков вспомните, которые вы совершили в этом учебном году.

P.S. - В конце учебного года будет творческий урок. Предлагаю издать «Книгу доброты». Каждый на листе форматом А4 напишет о своём добром поступке, и как этот поступок повлиял на окружающих.

- Спасибо за работу на уроке.

Используемые источники:

1.  http://greetings.pwwwq.com/

2.  http://stihidl.ru/poem/136980/

Приложение 1.


За добро не жди добра.


Доброе дело без награда не остаётся.


Живи для людей, поживут люди для тебя.


Нам добро, никому зло – то законное житьё.


Тому тяжело, кто помнит зло.


Жизнь дана на добрые дела.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

Не хвались серебром, а хвались добром.


Добрые умирают, а дела их живут.


На добрый привет – добрый и ответ.


Добро наживай, а худо изживай.


Доброта без разума пуста.

Приложение 2.

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? – спросил его Коля.

- Завтрак потерял…

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. – До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? – спросил Миша.

- Не знаю… - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

По рассказу В.А. Осеевой «Три товарища».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Добрые дела, добрые поступки в произведениях В.А. Осеевой

Цели урока:продолжить знакомить с творчеством В.А.Осеевой;развивать умение анализировать текст и делать выводы;развивать навыки правильного и осознанного чтения; образного мышления;развивать реч...

Классный час на тему "Делай добро и жди добра"

Доброта. Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают оттого, что доброты в их жизни не хватает. Оглян...

урок благотворительности "За добро добром!"

Урок" За добро – добром!"Цель:продолжать формировать представления о доброте, учить делать правильный моральный выбор, уважать людей, которые творят добро, воспитывать у детей желание быть милосердным...

В.Осеева "Добрые дела, добрые поступки" часть 2

Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Добрые дела, добрые поступки" в рассказах В. Осеевой...

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра"

Презентация "Дорогою добра" к классному часу "Дорогою добра" в начальной школе...

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...