Сезонное планирование прогулок в ГПД. И беседы к ним.
методическая разработка (2 класс) по теме
Цель: закреплять знания о культуре поведения в природе, учить детей видеть красоту окружающего мира, природы, бережно к ней относиться, способствовать развитию потребности в получении новых знаний о природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sezonnoe_planirovanie_progulok_v_gpd.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
Сезонное планирование прогулок: зима.
Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе зимой, названия зимних месяцев.
2. Познакомить с народными приметами, стихами, загадками, подвижными играми зимней тематики.
3. Развивать внимание, наблюдательность, умение выделять причинно-следственные связи.
4. Формировать умение видеть красоту природы.
5. Воспитывать бережное отношение к птицам, стремление помогать им.
Месяц: декабрь | Наблюдения | Приёмы | Труд | Игры |
1-я неделя | - тематическая прогулка: «Тройка, тройка прилетела, скакуны в той тройке белы» - за снегопадом - за ветром - за погодой | - загадки - вопросы - наблюдение - приметы - опыт | - Изготовление и развешивание кормушек - Уборка территории от мусора | - «Колдуны» - «Ляпки-присядки» - «Снежная карусель» - «Ветер северный и южный» |
2-я неделя | - за изменениями в природе зимой - за прилётом снегирей - экскурсия в зимний парк | - беседа - наблюдение - стихи - рассказ воспитателя | - Расчистка дорожек от снега - Подкормка птиц | - «Мороз» - «Метелица» - «Ловишки со снежком» - «Затейники» |
3-я неделя | - за признаками зимы - за температурой воздуха - за деревьями в снежном уборе - за небом, облаками | - наблюдение - приметы - рассматривание - сравнение | - Подкормка птиц - Расчистка площадки для игр | - «Два Мороза» - катание с горки на дощечках - «Хоккей» - «Замороженные» |
4-я неделя | - за красотой снежного наряда улиц - экск. в снежный городок - за изменением продолжительности дня | - рассматривание - стихи - вопросы - наблюдение - рассказы детей | - Подкормка птиц - Строительство снежной горки | - «Штандер» - катание на санках - катание на лыжах - «Воевода» - «Ровным кругом» |
Месяц : январь | Наблюдения | Приёмы | Труд | Игры |
3-я неделя | - тематическая прогулка: «Скрипит мороз, сердит мороз, а снег сухой и колкий» (признаки января) - за погодой - за зимующими птицами | - приметы - стихи - загадки - наблюдение - рассказ воспитателя | - Подкормка птиц - Подравнивание снежных бордюров | - «Ловишки-ёлочки» - «Белые медведи» - катание с горки на дощечках - «Воробушки и кот» |
4-я неделя | - за свойствами снега в морозную погоду - за изменениями в живой и неживой природе - за снежинками | - подбор эпитетов - опыты с водой - наблюдение - вопросы - рассматривание | - Подкормка птиц - Расчистка площадки для игр от снега | - «Северные олени» - «Рисунки на снегу» - катание на лыжах - «Цветной лёд» |
Месяц:февраль | Наблюдения | Приёмы | Труд | Игры |
1-я неделя | - тематическая: «Рады мы проказам матушки-зимы» - за осадками - за трудом взрослых | - пословицы - наблюдение - беседа | - Подгрести снег к клумбам с многолетниками | - «Земля, вода, воздух» - «Хитрая лиса» - «Караси и щука» - «Цепи кованые» |
2-я неделя | - за погодой - за изменением продолжительности дня - за обрезкой деревьев | - вопросы - наблюдение - знакомство с трудовыми навыками | - Подкормка птиц - Расчистка дорожек от снега | - «Верёвочка» - «Окошечки» - «Фигуры из снега» - «Волки и овцы» |
3-я неделя | - за изменениями в природе - за ветром - за высотой стояния солнца | - приметы - опыт - загадки - наблюдение | - Подкормка птиц - Расчистка площадки для игр | - «Мышеловка» - «Корзинки» - «Хоккей» - «Раз, два, три» |
4-я неделя | - за свойствами снега в тёплую погоду - где зимуют насекомые - за инеем | - опыт - рассказ воспитателя - рассматривание - стихи | - Подкормка птиц - Уборка территории от мусора | - «Заря» - «Дедушка Мазай» - «Золотые ворота» - «Самый большой ком» |
Сезонное планирование прогулок: осень.
Задачи: 1. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе осенью, названия осенних месяцев.
2. Познакомить учащихся с цветочными, лекарственными и дикорастущими травянистыми растениями, деревьями.
3. Учить детей видеть взаимосвязи в природе.
4. Формировать эстетические чувства при наблюдениях за красотой осеннего леса.
5. Развивать познавательный интерес, любовь к родной природе.
Месяц: сентябрь | Наблюдения | Приёмы | Труд | Игры |
1-я неделя | - рассматривание цветочных растений на клумбах - за насекомыми - за грозой - за листвой деревьев | - рассказ воспитателя - сенсорные упражнения - загадки, приметы - дид. игра - вопросы - рассматривание | - труд в уголке природы: уход за комнатными растениями | - «Цветы» - «Цветы и ветерки» - «4 стихии» - «Узнай цветок по описанию» |
2-я неделя | - за дикорастущими лекарс. растениями (подорожник, крапива, пижма, полынь, пастушья сумка и другие) - за росой - за птицами | - рассказ воспитателя - стихи - речевая игра «Прилетели птицы…» - приметы - рассматривание | - сбор лекарственных растений | - «Краски» - «Мосток» - «Садовник» - «Воробушки и кот» |
3-я неделя | - за изменениями в природе - панорамное наблюдение осеннего леса - за солнцем | - наблюдение - сенсорные упражнения (запахи, звуки осеннего леса); - стихи, загадки | - пересадка цветущих растений с клумб в горшки для уголка природы | - «К дереву беги» - «Разведчики леса» - «Солнышко и дождик» - «Дракон» |
4-я неделя | - за тенью - за изменением продолжительности дня - за погодой | - вопросы - опыты - закличка - речевые упражнения | - сбор листьев для поделок, аппликаций | - «Убеги от своей тени» - «Мы весёлые ребята» - «Окошечки» - «Совушка» |
Месяц: октябрь | Наблюдения | Приёмы | Труд | Игры |
1-я неделя | - за туманом - рассматривание уральской рябины - за небом, облаками в солнечный день | - рассказ воспитателя - приметы - загадки - скороговорки - вопросы | - сбор листьев для осеннего букета | -«Земля, вода, огонь и воздух» - «Найди дерево по листочку» - «Бездомный заяц» - «Солнышко и дождик» |
2-я неделя | - за листопадом - плоды и семена - путешественники - за трудом взрослых - хвойные и лиственные деревья | - опыт: определи, какой лист легче - сенсорные упражнения - рассматривание - стихи - загадки - пословицы - приметы | - сбор семян для поделок, подкормки птиц зимой - посильная помощь взрослым | - «Найди такой же листок» - «С какого дерева лист?» - «С какой ветки эти детки?» - «Составь узор из листьев» - «Зайцы в огороде» |
3-я неделя | - деревья и кустарники - рассматривание плодов (ягод) деревьев и кустарников - за погодой - как звери готовятся к зиме | - рассказ воспитателя - загадки - рассматривание - стихи - пословицы | - сбор плодов (ягод) деревьев и кустарников для подкормки птиц | - «Путаница» - «Кто больше запомнит?» - «Белка на дереве, собака на земле»» - «Хитрая лиса» |
4-я неделя | - за изменениями в природе - за дождём - как зимуют лягушки, ящерицы и другие земноводные | - вопросы - загадки - приметы - речевое упражнение - беседа | - уборка опавших листьев в кучи | - игра с пальцами «Дождь» - «Птички и дождь» - «Солнышко и дождик» - «Караси и карпы» - «Лес, болото, море» |
Месяц: ноябрь | Наблюдения | Приёмы | Труд | Игры |
2-я неделя | - за отлётом птиц - за лиственницей - за небом, тучами в пасмурную погоду | - вопросы - рассказ воспитателя - показ карточек со схемой птичьих косяков - стихи - загадки | - уборка опавшей хвои | - «Воробьи и вороны» - «Пчёлки и ласточки» - «Раз, два, три, к дереву беги!» - «Заячий пирог» |
3-я неделя | - за первыми заморозками - за первым снегом - за погодой | - стихи - приметы - поговорки - речевое упражнение - рассматривание снежинок | - уборка территории | - «Льдинка, ветер и мороз» - «На северном полюсе» - «Морозко» - «Северные олени» |
4-я неделя | - за воздухом - за ветром - за изменениями в природе | - вопросы - опыты - загадки - речевое упражнение - дыхательное упражнение - наблюдение | - изготовление кормушек | - «Земля, вода, огонь и воздух» - игры с ветрячками - «Ветер северный и южный» - «Цветы и ветерки» - «Дедушка ветер» |
Сезонное планирование прогулок: весна.
Задачи: 1. Закрепить знания о признаках весны, названия весенних месяцев.
2. Познакомить с народными приметами, стихами, пословицами о весне.
3. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, речь.
4. Учить детей понимать взаимосвязи в природе.
5. Воспитывать бережное отношение к природе и всему живому.
Месяц: март | Наблюдения | Приёмы | Труд | Игры |
1-я неделя | - за погодой - за изменением продолжительности дня - за изменениями в неживой природе - наблюдение следов на свежевыпавшем снегу | - вопросы - наблюдение - рассматривание - сравнение - речевые упражнения | - уборка территории от мусора | - «Дракон» - «Запретное движение» - «Заколдованные» - «Караси и карпы» |
2-я неделя | - за небом, облаками - за высотой стояния солнца - за изменением снежного покрова - за первыми приметами весны | - подбор прилагательных, эпитетов, сравнений - опыты - рассматривание - наблюдение | - посыпание дорожек песком | - «Третий лишний» - «Совушка» - «Кот и мыши» - «Лес, болото, море» |
3-я неделя | - за оживлением поведения зимующих птиц - за таянием снега - за появлением проталин - за сезонными изменениями в природе | - наблюдения - кормление птиц - стихи - приметы | - уборка территории от снега | - «Гуси-гуси» - «Воробьи и вороны» - «Воробушки и кот» - «Птица без гнезда» |
Месяц: апрель | Наблюдение | Приёмы | Труд | Игры |
1-я неделя | - за изменением продолжительности дня - за сосульками - за трудом взрослых - за погодой | - наблюдение - вопросы - стихи - ознакомление с трудовыми навыками - подбор прилагательных | - Откидывание снега от фасада здания | - «День и ночь» - «Цепи кованые» - «Белка на дереве» - «Пустое место» |
2-я неделя | - за изменениями в живой и неживой природе - за дождём - за ручейками | - наблюдение - приметы - стихи - загадки | - Уборка территории (сбор мусора) | - «Волк во рву» - «Солнышко и дождик» - «Ловишки парами» - «Мыши в кладовой» |
3-я неделя | - за появлением почек на иве - за первоцветами: мать-и-мачеха - за подснежниками в ясную и пасмурную погоду - за льдинками на лужицах | - рассматривание - вопросы - сравнение - загадки - стихи | - Прокладывание канавок для ручьёв - Изготовление и пускание корабликов | - «Охотники и звери» - «Горелки» - «Краски» - «Наседка с цыплятами» |
4-я неделя | - за набуханием почек на деревьях - за прилётом грачей - за цветением ольхи, осины, - за цветением ивы | - рассматривание - наблюдение - рассказы детей - сенсорные упражнения - стихи - приметы | - Очистка клумб от прошлогодней листвы - Уборка территории (граблями) | - «Ловишки с мячом» - «Утки и охотники» - «К дереву беги» - «Колпачок и палочка» - «Хоровод с вербочкой» |
Месяц: май | Наблюдение | Приёмы | Труд | Игры |
1-я неделя | - за первоцветами - за появлением травы - за прилётом скворцов - за ростом и развитием одуванчика: 1) листья | - рассматривание - сенсорные упражнения - рассказы детей - наблюдение - объяснение (почему нельзя жечь траву) | - Развешивание скворечников - уборка территории (граблями) | - «Воробушки и автомобиль» - «Скворечники» - «Гори-гори ясно» - «Бездомный заяц» |
2-я неделя | - за цветением черёмухи - за появлением насекомых - за поведением птиц - за цветением одуванчика (длительное): 2) цветы в пасмурную погоду | - рассматривание - сенсорные упражнения - загадки - рассказы детей - сравнение | - Уборка территории (мётлами) - подготовка почвы к посадкам | - «Садовник» - «Бабочки» - «Пчёлки и ласточка» - «Ловишки в кругу» |
3-я неделя | - за цветением яблони - за распусканием листьев - за первой грозой - за цветением одуванчика (длительное): 3) «Золотой луг» (в солнечную погоду) | - рассматривание - пословицы - стихи - речевые упражнения - обобщение | - Уход за многолетниками на клумбах - подготовка почвы к посадкам | - «Мышка в домике» - «Пчёлки и ласточка» - «Зайцы в огороде» - «Мы весёлые ребята» |
4-я неделя | - за цветением сирени - за трудом взрослых - за ростом многолетних цветочных растений - за цветением одуванчика (длительное): 4) пушистые шарики | - стихи - сенсорные упражнения - сравнение - ознакомление с трудовыми навыками | - Высадка цветочной рассады - уход за многолетниками | - «Затейники» - «У медведя во бору» - «Палочка-выручалочка» - «Ловишки с ленточкой» |
Речевой материал к прогулкам.
Осень.
I. Декоративные растения.
Задания:
Срезать несколько цветов для составления букета.
Собрать семена цветов.
Выкопать нераспустившиеся растения для уголка природы.
Вопросы:
Что приносят цветы людям?
Какое у вас настроение, когда вы смотрите на цветник?
Где человек использует цветы?
Какие садовые цветы до первого снега цветут?
Дидактические игры: «Найди цветок по описанию», «Садовник».
Рассказ воспитателя о хризантеме (легенда о её происхождении), о георгинах, об астре. (В книге В.А. Корабельникова «Краски природы»)
II. Насекомые.
Наблюдения:
. 1. В солнечный день за бабочками.
2. За летящей серебристой паутинкой, на них молодые паучки совершают перелёты.
Дом. задание: нарисовать паутинку и паука.
Чтение басни И. Крылова «Стрекоза и муравей».
Вопросы:
Можно ли трогать насекомых руками?
Какое значение в природе имеют комары?
Можно ли коллекционировать насекомых?
Каких полезных насекомых вы знаете?
Какую пользу приносят пчёлы, осы, шмели?
Паук – это насекомое или нет?
Есть ли в наших лесах ядовитые пауки?
Какую пользу приносят пауки?
Что помогает пауку поймать добычу?
Откуда появляется паутина? (Из паутинных бородавок выделяется тугая жидкость).
III. Гроза, дождь, тучи, небо в пасмурную погоду.
Вопросы:
В каком месяце больше всего гроз? (Июль в народе называют грозник, молнии мечет, дубы калечит).
Что нельзя делать при грозе? (Стоять под высоким одиноко стоящим деревом; плавать в реке; ехать в автомобиле; прятаться под навесы с железной крышей).
Какие птицы предсказывают дождь?
Какие бывают облака?
Какое универсальное средство от дождя было изобретено в Китае? (Зонт)
Опыт: определи расстояние до грозы.
После блеска молнии нужно считать. Если до раскатов грома успеешь сосчитать до 3-х, то грозы 1км, до 15-и – 5км, до 30-и – 10км.
Речевое упражнение:
Назови одним словом: погода какая?
Игра с пальчиками «Дождик».
Рассказ воспитателя о грозе: «Гроза – это сильный дождь с молнией и громом, иногда с градом. Влажный тёплый воздух поднимается на большую высоту, резко охлаждается и ливнем дождевых капель обрушивается вниз. При этих процессах в облаках образуется электричество, и тогда между двумя облаками или между облаком и землёй проскакивает искра – молния. Когда молния проходит сквозь воздух, она мгновенно нагревает его на тысячи градусов. От такого перегрева воздух взрывается. Этот взрыв мы и слышим как гром. Грома бояться не надо – это только звук. А вот молния действительно опасна. Молния ударяет преимущественно в места, обладающие хорошей электропроводностью».
IV. Дикорастущие лекарственные растения.
Рассказ воспитателя: «Пижма – или дикая рябинка. Листья у неё замечательные: их рёбра всегда направлены с севера на юг. Пустыри, заросшие пижмой, преображаются, становятся красочными. Лекарственное растение. Полынь – очень горькое растение. Если просто побродить по зарослям полыни, то во рту будет ощущаться горечь. Где растёт полынь, там нет мышей, крыс. Подорожник – если приложить листок к ранке, то кровь остановится. Крапива – жгучее растение, на листьях находятся волоски, которые при прикосновении легко обламываются, а в них находится муравьиная кислота. Употребляют в пищу люди и животные, богата витаминами. Лекарственное растение. Лопух – у молодого лопуха 1-го года жизни растут только листья. На 2-й год он цветет, и появляются шарики-комочки (семена), и зовут его уже «репейник». Корни имеют целебные свойства, соком укрепляют волосы».
Вопросы:
Какие придорожные растения ты знаешь?
Чем они полезны? (Имеют целебные свойства, их семенами питаются птицы, они первыми осваивают почвы, на которых не могут расти другие растения).
V. Перелётные птицы.
Рассказ воспитателя: «Птицы – великие путешественники, стаями и в одиночку летят они из мест, где родились, туда, где проведут зиму. Птичьи стаи летят, в основном, по ночам, поэтому мы редко видим улетающих птиц. Во время полёта птицы придерживаются определённого порядка. Так им удобней и легче лететь. Стаю ведёт вожак. Журавли летят «клином» (углом). У них самый красивый и строгий порядок. «Шеренгой», крылом к крылу летят цапли и гуси. Утки при дальних перелётах выстраиваются в «линию» друг за другом. Но есть утки, строй которых напоминает пологую «дугу». У скворцов, дроздов и других мелких птиц никакого порядка не заметно. Так и летят «скученной стаей». Только большие хищные птицы (орлы, ястребы) летят самостоятельно, в одиночку».
Речевая игра «Прилетели птицы,
Голуби, синицы…»
Вопросы:
Какие птицы прилетают на участок, встречаются в городе?
Каких птиц уже не видно? Почему?
Кто наблюдал отлёт стаи птиц?
Почему птицы улетают на юг?
Любая ли птица может быть вожаком стаи?
Какие птицы называются перелётными?
Наблюдения: понаблюдать за птицами на участке, их повадками. Отметить внешний вид, голоса. Закрепить названия. Предложить детям попрыгать, как воробей, и походить, часто переступая ногами, как голуби.
Игры: «Птицелов», «Охотники и утки», «Перепёлочка», «Журавли-журавли».
VI. Лес, деревья, кустарники, листопад, плоды и семена.
Вопросы:
Какого цвета листья на деревьях? (от лимонно-жёлтого до тёмно-багрового)
Есть ли в парке сосны и ели? Какого они цвета?
Какой главный цвет осени? Поэтому раннюю осень называют золотой.
Листья каких деревьев чаще жёлтые? (берёза, липа, тополь) Красные? (рябина, осина, клён) Зелёные? (ольха, ива, сирень)
О чём говорит появление жёлтых листьев на деревьях?
Почему желтеют листья? (В зелёных листьях есть особое вещество – хлорофилл, который постоянно разрушается, но на свету образуется вновь. Летом солнце светит долго, поэтому лист остаётся зелёным. С наступлением осени света листья получают меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстанавливаться, лист желтеет. Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода).
Где больше жёлтых листьев: на верхушке или внизу? внутри кроны или снаружи?
Отметь и сравни раскраску берёзы, растущей на открытом месте и в тени. Чем она отличается?
Найдите самое высокое дерево. Как оно называется? Самое низкое.
У какого дерева кора гладкая, у какого шероховатая?
Послушать звуки осеннего леса. Почему стало тихо?
Понюхать запахи осеннего леса.
За что люди любят рябину? Какую пользу приносит рябина человеку, птицам?
Что такое листопад? Почему опадают листья?
Пользу или вред приносит деревьям листопадность?
Что помогает деревьям быстрее сбросить листву? (ветер)
Назови красные ягоды опасные для человека. (Бузина, волчья ягода)
Из чего стреляет акация и зачем?
Почему у плодов деревьев есть крылышки?
Сколько крыльев у кленового и берёзового семечка?
Лиственница – почему так называется? Хвойное это дерево или лиственное?
Колючие иголки у лиственницы или нет?
Речевые упражнения:
Как называют рябиновую рощу? Варенье из рябины? Куст рябины?
Что может делать листок? (лететь, кружиться, дрожать, шелестеть, падать, распускаться, желтеть и т.д.)
Опыт: определить, какой лист легче: жёлтый или зелёный? Почему?
Игры: «Раз, два, три, к дереву беги!», «Разведчики леса», «Найди дерево по листку», «Найди такой же листок», «Где детки с этой ветки?», «Найди дерево по семенам», «Путаница» (плоды одного дерева положить к листьям другого и предложить распутать).
Игровые упражнения: послушать, как падают листья; побегать по опавшим листьям; подбрасывать листья вверх, понаблюдать, как кружатся; поваляться на кучах листвы; собрать букет из листьев, собрать веточки лиственницы с шишечками для зимнего букета.
Рассказ воспитателя о бабьем лете: (с 14 по 21 сентября). «С давних времён бабье лето считается лучшей порой осени. Если первый день бабьего лета будет ясным, то и вся осень будет тёплая».
Рассматривание плодов кустарников (ягод) с рассказом воспитателя: «Красные ягоды на калине, рябине, шиповнике, боярышнике, бузине – как светофор на кустах. Но это светофор не для людей, а для птиц: «Прилетайте, угощайтесь!» Растения привлекают гостей не зря. Внутри ягод находятся семена, которые птицы распространяют на далёкие расстояния. У рябины – кисти ягод. Ягоды похожи на маленькие яблочки. Ягоды калины – кисти, но она отличается более густым бордово-красным цветом и ярким блеском, круглые, без отверстий, съедобны, лечебны. Ягоды бузины – мелкие, словно бусинки, сочные, как гроздья винограда. Имеют неприятный запах, ядовиты для человека. Волчья ягода – имеет блестящие красные плоды размером с горошину, почти сросшись, по две рядом плотно сидят на ветке. Ягоды ядовиты. Ягоды боярышника – блестящие красные, чуть вытянутые, внизу у них маленькие тонкие листочки – усики. Ягоды съедобны, лечебны. Плоды шиповника – почти такие же по форме, как и у боярышника, но ягода более округлая, а в нижней части вытянута в форме бутылочки. Полезны».
Рассматривание семян деревьев и кустарников с рассказом воспитателя: «Плод клёна состоит из 2-х частей, каждая имеет крупное крыло, поэтому плод клёна называют крылаткой. Понаблюдайте, как крылатка падает: она быстро вращается, поэтому долго держится в воздухе. А ветер, подхватывая её, далеко относит от дерева. Вскроем плод: внутри его находится семя – зародыш дерева. Акация – плоды – стручки лопаются, слышен треск, оттуда высыпаются маленькие горошины, так она размножается. Мелкие орешки берёзы– имеют два прозрачных крылышка по бокам. А светло-коричневое семечко лиственницы расположилось с краю, похожего на парус крылышка. Подхваченные ветром семена, разлетаются в разные стороны, падают на землю и ложатся спать на зиму. Весной они прорастут и станут новыми деревьями».
Рассказ воспитателя о лиственнице: «Иголки лиственницы – это тоже листья, только изменённой формы, их называют хвоя. У лиственницы крепкая древесина, она не гниёт в воде. В постройках столетиями сохраняет свою прочность. Лиственница имеет большое значение в народном хозяйстве, имеет целебные свойства. Живёт 300-500 лет».
VII. Воздух, ветер, роса, солнце, небо, облака, туман, тень.
Рассказ воспитателя: «Небо – это воздух, который окружает нашу землю. Воздухом дышат люди, животные, растения. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. Солнце нагревает воздух».
Рассказ воспитателя об использовании ветра человеком (ветряная мельница, флюгер, корабли с парусами, самолёты, аэростаты и т.д.); о полезном и опасном ветре (торнадо, смерч, ураган, песчаная буря, цунами, шторм).
Рассказ воспитателя о росе: «Роса – это капельки воды, которые оседают из воздуха при понижении температуры воздуха. Весенняя роса обладает лечебными свойствами».
Рассказ воспитателя о солнце: отметить более низкое положение солнца на небе, чем летом. Зависимость живой природы от солнца, как источника тепла и света. Небесный путь солнца укорачивается, день уменьшается, тепла и света вся живая природа получает меньше.
Рассказ воспитателя об облаках: «Облака – это скопления водяной пыли. Вода тяжелее воздуха, недаром дождевые тучи плывут ниже других облаков. Не падают они на землю только потому, что их поддерживает восходящий поток воздуха, постоянно идущий от земли».
Рассказ воспитателя о тумане: «Осенью часто стелятся туманы. Туман – это охлаждённые капельки воды, повисшие в воздухе. При отсутствии облаков ночью земля охлаждается сильнее, чем в пасмурную погоду. Это вызывает выпадение росы, инея, появление туманов. Самый туманный месяц – сентябрь».
Опыты: 1. Положить в воду кусочек сахара, что произойдёт. (Вокруг сахара появились пузырьки воздуха).
2. Потихоньку выпускайте воздух из воздушного шара. Если подставить руку под струю выходящего воздуха, его можно почувствовать.
3. Утопи в луже пустую закрытую бутылку и полную бутылку. Почему пустая бутылка не тонет? Теперь откроем пустую бутылку, наклоним её, вода входит в бутылку, а воздух выходит: появились пузырьки воздуха.
4. Подуй на листок, пёрышко. Что выдувается изо рта? На чём удерживается пёрышко?
Вопросы:
Можно ли увидеть, услышать или потрогать воздух?
Где воздух холоднее внизу или вверху? У подножья высокой горы или на её вершине? (У подножья горы цветут цветы, на вершине лежит снег).
Где легче дышится: в лесу или на улицах города? В квартире или в парке?
Для чего нужно регулярно проветривать класс, квартиру?
Что загрязняет воздух?
Что должен делать человек, чтобы воздух был чистым.
Что такое ветер? Как определить, есть ли ветер?
Почему галки и вороны сидят носом к ветру? (иначе ветер поднимал бы пёрышки и леденил бы тело).
Чем роса отличается от инея?
На что похожи облака?
Стоят облака на одном месте или передвигаются? От чего зависит движение облаков?
Какого цвета облака? Какой они формы? Много или мало их на небе в ясный день?
Что происходит, когда облако закрывает солнце?
В какое время года и в какую погоду можно наблюдать кучевые облака? Перистые облака?
В какую погоду можно наблюдать тень? Почему? Когда тень длиннее, когда короче?
Где летом люди спасаются от жары? Почему в тени не так жарко?
Задания: 1. Найди на участке тень от деревьев, строений. Тень всегда движется за солнцем. 2. Найти на участке места, где можно спрятаться от своей тени (в тени деревьев, строений)
Речевые упражнения:
Подбери родственные слова к слову «ветер» (ветерок, ветерочек, ветрище, ветрило, ветрогон, ветродуй, ветряк и т.д.)
Каким может быть ветер? (сильным, слабым, северным, южным, холодным, тёплым, ураганным и т.д.)
Каким может быть солнышко? (активизация в речи слов-определений).
Речевая игра «Солнышко ясное»:
- Кто светит нам издалека? (На все вопросы дети хором отвечают:
- Кто красит яблочкам бока? «Солнышко ясное!»)
- Кто любит раньше всех вставать?
- Кто раньше всех ложится спать?
Игры с ветром: бумажные ленточки, ветряки, вертушки, самолётики бумажные.
Игры с солнцем: пускание солнечных зайчиков с помощью зеркала.
Игры с тенью: «Убеги от своей тени», «Обрисуй мою тень».
VIII. Заморозки, иней, первый снег, Покров.
Рассказ воспитателя: «Иней – замёрзшие капельки воды, находящейся в воздухе. Когда иней покрывает деревья, вид у них сказочный. В холодном воздухе влага находится в виде мелких взвешенных кристаллов. Коснувшись предмета, кристаллики задерживаются на нём. Чаще всего иней бывает при тумане, слабом ветре».
Речевые упражнения:
Каким может быть снег?
Подбери слова-определения к слову «иней».
IX. Труд взрослых осенью.
(Перекопка клумб, посадка деревьев, кустарников, уборка и сжигание листвы, сбор овощей, заготовка кормов для животных, уборка зерна, засолка, консервирование овощей, фруктов).
Дидактические игры: «Природа и человек» (что создано человеком и что даёт человеку природа), «Волшебный мешочек», «Узнай по описанию» (угадать овощи, фрукты на ощупь, по описанию).
Трудовые поручения: привлечь детей к посильной помощи взрослым.
Зима.
Речевые упражнения:
Подбор прилагательных к словам: снег, мороз,
небо, погода, деревья.
Вопросы: 1.Почему зимой идёт снег, а не дождь?
2. Почему говорят, что декабрь год завершает, а зиму начинает?
3. Почему иногда падают красивые вырезные снежинки, а иногда снежные колючки или снежные хлопья?
4. Какие птицы какой корм едят?
5. Когда начинается астрономическая зима?
6. Зимой деревья спят или умирают?
Опыты.
В морозную погоду снег рассыпчатый, из него нельзя лепить. От тепла рук снег становится влажным.
В тёплую погоду снег влажный, из него можно слепить снежок.
Снег сохраняет тепло. В морозную погоду вынести 2 бутылки с водой: одну закопать в снег, другую оставить на воздухе. В конце прогулки сравнить, в какой бутылке вода более холодная.
Происхождение осадков. Превращение снега - в воду при таянии, воды - в лёд при замерзании, воды - в пар при кипячении, пара – в воду при охлаждении.
Весна.
Опыты.
1. Предложить потрогать рукой нагретый солнцем ствол дерева. С южной стороны ствол тёплый, здесь снег подтаивает, образуется воронка.
2. Вспомнить, куда осенью делись насекомые. Предложить поискать под корой деревьев, в трещинах. Кусок коры принести в класс, положить на белый лист бумаги, понаблюдать, как оживают насекомые, выползшие из коры.
Вопросы:
Почему снег зимой не падал с крыши, а сейчас стал падать?
Какую птицу называют вестником весны?
Что такое сокодвижение?
Откуда берутся осадки?
Как образуются сосульки?
Какие деревья обрезают и с какой целью?
Почему нельзя жечь прошлогоднюю траву?
Почему молодые листочки клейкие?
Составитель – Барабанова Светлана Николаевна, учитель начальных классов ГБОУ ЦО №1613 ЮЗАО г. Москвы.
2012-2013 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сезонное планирование прогулок в ГПД
Сезонное планирование прогулок в ГПД...
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 1 класс
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 1 класс...
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 2 класс
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 2 класс...
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 3 класс
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 3 класс...
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 4 класс
Тематическое планирование прогулок в группе продлённого дня 4 класс...
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК И ЭКСКУРСИЙ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
План работы для воспитателей ГПД....
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК И ЭКСКУРСИЙ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Календарно – тематическое планирование прогулок и экскурсий группы продленного дня...