рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа (4 класс) по теме

рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_-_zamenit.doc86 КБ
Файл rabochaya_programma_ose.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:


п/п

Изучаемый раздел, тема учебного материала

Кол-во часов

Календ

сроки

Фактич

сроки

Планируемые результаты

Контрольно-измерительный материал

Знания

Умения

Универсаль

ные учебные

действия

  1

Введение в предмет.

1

2

Россия  - Родина моя.

1

Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

культура, мораль, этика


Понятия этика, мораль (нравствен-

ность). Назначение этики, ее кате-

гории. Понятие этикет, его про-

исхождение и назначение. Нормы

этикета, их развитие и совершенс-

твование. Современные правила по-

ведения, манеры поведения челове-

ка, их характеристика








 материальная культура, духовная культура, мораль

свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт.

Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика.




Уметь: следовать правилам хоро-

шего тона.




















Умение прощать –

начало доброго отношения к лю-

дям.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

• постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Самостоятельная творческая работа учащихся..

3

Моя малая Родина.

1

Презентация «Город на Каме»про город Челны.

4

Этика и этикет.

1

5

 Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против».

1

6

Вежливость.

1

подготовка творческой беседы с членами семьи

7

Вежливые слова.

1

8

Добро и зло.

1

9

Добро и зло – язык жестов.

1

9

Дружба.

1

10

Порядочность.

1

Обсуждение результатов самостоятельной работы

11

Честность и искренность.

1

Справедливость. Моральные правила справедливого человека.

Уметь: сравнивать и сопоставлять;

критически осмысливать свои

поступки.

• знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель,

12

Позитивные качества честности.

1


Честность, правди-

вость и тактичность. Позитивные

качества честности. Искренность —

составная часть честности.

оценивать позитивные

ка чества честности; проявлять

честность по выполнению правил

поведения в школе и дома.

умение структурировать знания

13

Гордость и гордыня.

1

Понятия гордость и гордыня. Чувство

собственного достоинства челове-

ка, самоуважения. Порядочность и

скромность. Зазнайство и гордыня,

зависть.

Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм.

14

Я- личность. Положительные качества личности.

1

термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия

Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге.

15

Обычаи и обряды русского народа.

1

Добро и зло. Добродетель. Свобода.Моральный выбор. Моральные нормы.

Уметь: подобрать нужные пос-

ловицы и поговорки;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

16

Обычаи и обряды татарского народа.

1

Сваты. Помолвка. Венчание.

Обычай встречи молодых хлебом-

солью. Этикет царского обеда. Осо-

бенности бракосочетания в совре-

менной России

Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему.  

17

Терпение и труд.

1

Значение труда в жизни человека и

общества. Свободный и посильный

труд.

Уметь: заниматься самообслу-

живающим трудом; выполнять

порученное дело, практические

задания;

• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

18

Профессии моих родителей.

1

Знать профессии родителей.

Уметь рассказывать о профессии своих родителей.

19

Семья. Семья на Руси.

1

Фамилия — наследственное семей-

ное имя. Происхождение фамилии.

Роль родителей в современной се-

мье.

• смысловое чтение определение основной и второстепенной информации; свободная

20

Родословная моей семьи.

1

Уметь рассказывать о родословной семьи.

самостоятельная работа с источниками информации

21

Семейные традиции русского и татарского народа.

1

Разнообразие традиций, собствен-

ные традиции семьи, их создание

извлечение необходимой информации из прослушанных текстов;

22

Презентация «Традиции моей семьи»

1

определение основной и второстепенной информации;

23

Сердце матери.

1

Нравственные идеалы

24

Моя любимая мама.

1

Уметь: проявлять внимательное

и уважительное отношение к

своим близким, к маме.

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

25

Правила твоей жизни.

1

Иметь представление о поняти-

ях: правила, дисциплина, чест-

ность, равнодушие, сочувствие,

вежливость.

Уметь: выполнять требования

соблюдения дисциплины; за-

ниматься самообслуживанием;

• умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

26

Культура общения сверстников.

1

Особеннос-

ти общения детей между собой и с

посторонними взрослыми людьми,

определить свое пове-

дение или свою позицию, обос-

новать поступок

27

Праздники народов России.

1

Иметь представление о поня-

тиях: праздник, религия, христи-

анство, мусульманство, буддизм,

крещение.

Уметь: выполнять правила пове-

дения на праздниках; проявлять

чувство уважительного, терпимо-

го отношения к людям, к их ре-

лигии; соблюдать праздничный

застольный этикет; пользоваться

справочниками и словарями

28

Праздники народов Республики Татарстан.

1

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. 

• смысловое чтение  

29

Защитники Отечества.

1

Иметь представление о поняти-

ях: Отечество, защитник, патри-

от, воин.

Уметь: уважительно относить-

ся к защитникам Отечества,

ветеранам Великой Отечест-

венной войны 1941–1945 гг.;

подготовить сообщение о пат-

риотах России;

30

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

Защита Роди-

ны – долг каждого гражданина РФ,

служба в Вооруженных силах РФ –

почетная обязанность каждого муж-

чины. Подарочный этикет

31

Методика создания морального кодекса в школе.

1

Знать кодекс школьника.

свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей

32

 Образование как нравственная норма

1

Учеба – твой главный труд.

33

 Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования.

1

самостоятельная работа с источниками информации

34

Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»

1

государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ

• поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

35

Проектная работа по теме «Чему меня научила «Светская этика»».

1

Иметь представление о: основ-

ном содержании учебника, важ-

нейших понятиях

Уметь: ответить на вопросы, со-

отнеся определения с поняти-

ями, пословицы с изученными

темами; выполнить тестовые за-

дания

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»для 4 класса

Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»

модуль «Основы светской этики»в 4Б  классе разработана на основе программы курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа)  в соответствии с  учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.

Программа разработана на 35 часов в год, из расчета  1 час  в неделю.

Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:

ПРОГРАММА КУРСАк учебнику М.Т. Студеникина«Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс

        2-e издание, исправленное и дополненное ,Москва ,«Русское слово», 2012года;

2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;

Преобладающие формы текущего контроля знаний- творческие и проектные  работы, результаты самостоятельной деятельности учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль.

«Основы религиозных культур и светской этики»в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г.Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексногоучебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»с делением на соответствующие модули.

Его изучение направлено на достижение следующих целей:

развитие представлений о значении нравственных норм и

ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,

духовному саморазвитию;

знакомство с основными нормами светской и религиозной

морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных

отношений в семье и обществе; формирование первоначальных

представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли

в культуре, истории и современности России; об исторической роли

традиционных религий в становлении российскойгосударственнос-

ти; осознание ценности человеческой жизни;

воспитание нравственности, основанной на свободе совести

и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.

Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия —Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.

На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.

Происходит формирование у детей первичных представлений о куль-

туре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы

«Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».

На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду,они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной

труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.

Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь куль-

тура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.

Требования к уровню подготовки:

В результате изучения «Основ религиозных культур и светской

этики» ученик должен:

знать/понимать:

основные понятия религиозных культур;

историю возникновения религиозных культур;

историю развития различных религиозных культур в истории

России;

особенности и традиции религий;

описание основных содержательных составляющих священ-

ных книг, сооружений, праздников и святынь;

уметь:

описывать различные явления религиозных традиций и

культур;

устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и

поведением людей;

излагать свое мнение по поводу значения религиозной культу-

ры (культур) в жизни людей и общества;

соотносить нравственные формы поведения с нормами рели-

гиозной культуры;

строить толерантное отношение с представителями разных

мировоззрений и культурных традиций;

осуществлять поиск необходимой информации для выполне-

ния заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и изла-

гать свое мнение;

готовить сообщения по выбранным темам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

К результатам освоения программы курса следует отнести:

Личностные результаты

• Формирование основ российской гражданской идентичнос-

ти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю

России;

• формирование семейных ценностей;

• становление гуманистических и демократических ценностных

ориентаций;

• формирование целостного, социально ориентированного

взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,

народов, культур и религий;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци-

онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей.

Предметные результаты

• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов-

ному саморазвитию;

• понимание значения нравственности в жизни человека и об-

щества;

• формирование первоначальных представлений о народных

традициях, их роли в культуре истории и современности России;

• первоначальные представления об исторической роли этики в

российской культуре;

• становление внутренней установки личности поступать со-

гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на

свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов

России;

• осознание ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты

• Освоение начальных форм познавательной и личностной

рефлексии;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность

признавать возможность существования различных точек зрения на

оценку событий;

• овладение начальными сведениями о сущности и особеннос-

тях объектов, процессов и явлений действительности (природных,

социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Литература и средства обучения:

Учебно-методическое обеспечение курса:

1.ПРОГРАММА КУРСА к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс

        2-e издание, исправленное и дополненное , Москва ,«Русское слово», 2012года;

2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;

  2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых

     религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –

    Чебоксары, 2010.

3.  Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.

    Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.

4.Тишков В.А., Шапошникова Т.Д.  Основы религиозных культур и

светской этики. Справочные материалы для общеобразовательны  учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  5.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основырелигиозных

культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5

 классы. Электронное приложение к учебному  пособию. – М.: ЗАО

 «Образование – Медиа». – М.: Просвещение, 2010.

Дополнительная  литература:

1. Народы и религии мира. Энциклопедия /гл.ред.В.А.Тишков. – М.,2001.

2. Религия в истории и культуре / под  ред.М.Г.Писманника. – М.,2000.

3. Энциклопедия религий / под ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова. –

    М., 2008.

4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной

    Культуры - М.,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса

Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе

Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")

Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА  "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы  светской этики») для 4 классов...