рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа (4 класс) по теме
рабочая программа 4 класс«Основы религиозных культур и светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_-_zamenit.doc | 86 КБ |
rabochaya_programma_ose.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п | Изучаемый раздел, тема учебного материала | Кол-во часов | Календ сроки | Фактич сроки | Планируемые результаты | Контрольно-измерительный материал |
Знания | Умения | Универсаль ные учебные действия |
1 | Введение в предмет. | 1 |
2 | Россия - Родина моя. | 1 | Основные термины и понятия: Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы. культура, мораль, этика Понятия этика, мораль (нравствен- ность). Назначение этики, ее кате- гории. Понятие этикет, его про- исхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенс- твование. Современные правила по- ведения, манеры поведения челове- ка, их характеристика материальная культура, духовная культура, мораль свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт. | Работа с понятиями мораль, нравственность, светская и религиозная этика. Уметь: следовать правилам хоро- шего тона. Умение прощать – начало доброго отношения к лю- дям. | самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. | Самостоятельная творческая работа учащихся.. |
3 | Моя малая Родина. | 1 | Презентация «Город на Каме»про город Челны. |
4 | Этика и этикет. | 1 |
5 | Этикетная сторона костюма. Школьная форма – «за и против». | 1 |
6 | Вежливость. | 1 | подготовка творческой беседы с членами семьи |
7 | Вежливые слова. | 1 |
8 | Добро и зло. | 1 |
9 | Добро и зло – язык жестов. | 1 |
9 | Дружба. | 1 |
10 | Порядочность. | 1 | Обсуждение результатов самостоятельной работы |
11 | Честность и искренность. | 1 | Справедливость. Моральные правила справедливого человека. | Уметь: сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступки. | • знаково-символические моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, |
12 | Позитивные качества честности. | 1 | Честность, правди- вость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность — составная часть честности. | оценивать позитивные ка чества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома. | умение структурировать знания |
13 | Гордость и гордыня. | 1 | Понятия гордость и гордыня. Чувство собственного достоинства челове- ка, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. | Работа с толковым словарем. Задание: прочитайте в словаре значение слов альтруизм и эгоизм. |
14 | Я- личность. Положительные качества личности. | 1 | термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия | Составление плана творческой работы – рассказа о своем друге. |
15 | Обычаи и обряды русского народа. | 1 | Добро и зло. Добродетель. Свобода.Моральный выбор. Моральные нормы. | Уметь: подобрать нужные пос- ловицы и поговорки; | выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
16 | Обычаи и обряды татарского народа. | 1 | Сваты. Помолвка. Венчание. Обычай встречи молодых хлебом- солью. Этикет царского обеда. Осо- бенности бракосочетания в совре- менной России | Творческая самостоятельная работа учащихся на выбранную тему. |
17 | Терпение и труд. | 1 | Значение труда в жизни человека и общества. Свободный и посильный труд. | Уметь: заниматься самообслу- живающим трудом; выполнять порученное дело, практические задания; | • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
18 | Профессии моих родителей. | 1 | Знать профессии родителей. | Уметь рассказывать о профессии своих родителей. |
19 | Семья. Семья на Руси. | 1 | Фамилия — наследственное семей- ное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной се- мье. | • смысловое чтение определение основной и второстепенной информации; свободная |
20 | Родословная моей семьи. | 1 | Уметь рассказывать о родословной семьи. | самостоятельная работа с источниками информации |
21 | Семейные традиции русского и татарского народа. | 1 | Разнообразие традиций, собствен- ные традиции семьи, их создание | извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; |
22 | Презентация «Традиции моей семьи» | 1 | определение основной и второстепенной информации; |
23 | Сердце матери. | 1 | Нравственные идеалы |
24 | Моя любимая мама. | 1 | Уметь: проявлять внимательное и уважительное отношение к своим близким, к маме. | понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; |
25 | Правила твоей жизни. | 1 | Иметь представление о поняти- ях: правила, дисциплина, чест- ность, равнодушие, сочувствие, вежливость. | Уметь: выполнять требования соблюдения дисциплины; за- ниматься самообслуживанием; | • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; |
26 | Культура общения сверстников. | 1 | Особеннос- ти общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, | определить свое пове- дение или свою позицию, обос- новать поступок |
27 | Праздники народов России. | 1 | Иметь представление о поня- тиях: праздник, религия, христи- анство, мусульманство, буддизм, крещение. | Уметь: выполнять правила пове- дения на праздниках; проявлять чувство уважительного, терпимо- го отношения к людям, к их ре- лигии; соблюдать праздничный застольный этикет; пользоваться справочниками и словарями |
28 | Праздники народов Республики Татарстан. | 1 | Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни. | • смысловое чтение |
29 | Защитники Отечества. | 1 | Иметь представление о поняти- ях: Отечество, защитник, патри- от, воин. | Уметь: уважительно относить- ся к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечест- венной войны 1941–1945 гг.; подготовить сообщение о пат- риотах России; |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. | 1 | Защита Роди- ны – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого муж- чины. Подарочный этикет |
31 | Методика создания морального кодекса в школе. | 1 | Знать кодекс школьника. | свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей |
32 | Образование как нравственная норма | 1 | Учеба – твой главный труд. |
33 | Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. | 1 | самостоятельная работа с источниками информации |
34 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» | 1 | государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ | • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; |
35 | Проектная работа по теме «Чему меня научила «Светская этика»». | 1 | Иметь представление о: основ- ном содержании учебника, важ- нейших понятиях | Уметь: ответить на вопросы, со- отнеся определения с поняти- ями, пословицы с изученными темами; выполнить тестовые за- дания | самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»для 4 класса
Рабочая программа по предмету « Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»в 4Б классе разработана на основе программы курса: к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики».4 класс / авт.-сост. М.Т. Студеникин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.:ООО «Русское слово — учебник», 2012. — 32 с. — (Начальная инновационная школа) в соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ № 3» на 2012/2013 учебный год.
Программа разработана на 35 часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Для реализации рабочей программы используется УМК, в состав которого входят:
ПРОГРАММА КУРСАк учебнику М.Т. Студеникина«Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс
2-e издание, исправленное и дополненное ,Москва ,«Русское слово», 2012года;
2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;
Преобладающие формы текущего контроля знаний- творческие и проектные работы, результаты самостоятельной деятельности учащихся, самоконтроль и взаимоконтроль.
«Основы религиозных культур и светской этики»в Федеральном компоненте государственного образовательного стандарта (ФК ГОС) 2004 г.Приказом Министерства образования и науки № 69 от31.01.2012 г. были внесены изменения в Федеральный компонентгосударственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования2004 г. Суть их заключается во введении в 4 классе комплексногоучебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»с делением на соответствующие модули.
Его изучение направлено на достижение следующих целей:
• развитие представлений о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию,
духовному саморазвитию;
• знакомство с основными нормами светской и религиозной
морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных
отношений в семье и обществе; формирование первоначальных
представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли
в культуре, истории и современности России; об исторической роли
традиционных религий в становлении российскойгосударственнос-
ти; осознание ценности человеческой жизни;
• воспитание нравственности, основанной на свободе совести
и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задача школы — воспитать будущее поколение россиян, которые должны обеспечить устойчивость, консолидацию, целостность нашего общества и государства.
Модуль «Основы светской этики» призван воспитывать патриотизм, любовь и уважение к нашей Родине — России, готовить юных граждан к службе в армии, к выполнению священного долга по защите Отечества. Этим проблемам посвящены темы: «Россия —Родина моя», «Защитники Отечества». В теме «Защитники Отечества» следует остановиться на Дне защитника Отечества, рассказать о составе Вооруженных сил, об истории ратных подвигов наших далеких предков. При изучении этих тем продолжается формирование гражданских качеств личности подростка, происходит усвоение опыта положительного общественного действия. У детей возникает чувство гордости за свою Родину и свой народ.
На уроках светской этики формируются семейные ценности и традиции, рассказывается о значении взаимопомощи в семье, уважительном отношении к родителям, родственникам, старшим.
Происходит формирование у детей первичных представлений о куль-
туре семейных отношений. Наиболее благоприятны для этого темы
«Обычаи и обряды русского народа», «Семья», «Семейные традиции», «Сердце матери». Ученики знакомятся с образом жизни людей прошлого и настоящего, узнают об обычаях и традициях, семейных ценностях россиян. Наиболее подготовленным учащимся предлагается написать эссе на тему «Моя семья», «Моя родословная», к родительскому собранию подготовить фотогазету «Традиции моей семьи».
На уроке «Терпение и труд» развивается мотивация детей к труду,они учатся бережно относиться к материальным и духовным ценностям. В ходе урока ученики рассказывают о своих поручениях в классе и дома, о поддержании порядка и чистоты, о рациональном сочетании труда умственного и физического. На этом уроке важно раскрыть роль и значение повседневного труда подростка, его посильной помощи взрослым. При этом следует обратить внимание, что основной
труд школьника — это его ответственная и добросовестная учеба.
Особое внимание обращается на формирование спаянного и дружного коллектива класса, умение избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций, относиться с пониманием к детям иной национальности, цвета кожи, иных культурных ценностей. На уроках этики осуществляется развитие у детей терпимого отношения к другим народам, понимание особенностей их культуры, ведь куль-
тура каждого народа ценна сама по себе и к ней следует относиться уважительно. Курс этики вносит также вклад в формирование у детей коммуникативной и социальной компетентности, социокультурной идентичности.
Требования к уровню подготовки:
В результате изучения «Основ религиозных культур и светской
этики» ученик должен:
знать/понимать:
• основные понятия религиозных культур;
• историю возникновения религиозных культур;
• историю развития различных религиозных культур в истории
России;
• особенности и традиции религий;
• описание основных содержательных составляющих священ-
ных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
• описывать различные явления религиозных традиций и
культур;
• устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и
поведением людей;
• излагать свое мнение по поводу значения религиозной культу-
ры (культур) в жизни людей и общества;
• соотносить нравственные формы поведения с нормами рели-
гиозной культуры;
• строить толерантное отношение с представителями разных
мировоззрений и культурных традиций;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполне-
ния заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и изла-
гать свое мнение;
• готовить сообщения по выбранным темам.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
НАРОДОВ РОССИИ. ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
К результатам освоения программы курса следует отнести:
Личностные результаты
• Формирование основ российской гражданской идентичнос-
ти, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю
России;
• формирование семейных ценностей;
• становление гуманистических и демократических ценностных
ориентаций;
• формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
народов, культур и религий;
• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоци-
онально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей.
Предметные результаты
• Готовность к нравственному самосовершенствованию, духов-
ному саморазвитию;
• понимание значения нравственности в жизни человека и об-
щества;
• формирование первоначальных представлений о народных
традициях, их роли в культуре истории и современности России;
• первоначальные представления об исторической роли этики в
российской культуре;
• становление внутренней установки личности поступать со-
гласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на
свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов
России;
• осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты
• Освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии;
• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность
признавать возможность существования различных точек зрения на
оценку событий;
• овладение начальными сведениями о сущности и особеннос-
тях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Литература и средства обучения:
Учебно-методическое обеспечение курса:
1.ПРОГРАММА КУРСА к учебнику М.Т. Студеникина «Основы духовно-нравственной культурынародов России. Основы светской этики» ,4 класс
2-e издание, исправленное и дополненное , Москва ,«Русское слово», 2012года;
2.УчебникМ.Т.Студеникин.Основы светской этики.М. «Русское слово»,2012года;
2.Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых
религиозных культур: методические рекомендации для учителей. –
Чебоксары, 2010.
3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики.
Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2010.
4.Тишков В.А., Шапошникова Т.Д. Основы религиозных культур и
светской этики. Справочные материалы для общеобразовательны учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
5.Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основырелигиозных
культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5
классы. Электронное приложение к учебному пособию. – М.: ЗАО
«Образование – Медиа». – М.: Просвещение, 2010.
Дополнительная литература:
1. Народы и религии мира. Энциклопедия /гл.ред.В.А.Тишков. – М.,2001.
2. Религия в истории и культуре / под ред.М.Г.Писманника. – М.,2000.
3. Энциклопедия религий / под ред. А.П.Забияко, А.Н. Красникова. –
М., 2008.
4. Бородина А.В. История религиозной культуры: Основы православной
Культуры - М.,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 класса уровень базовый
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этики(модуль «Основы светской этики»)для 4 классауровень базовый...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Светская этика» для 4 класса
Рабочая программапо основам религиозных культур и светской этикимодуль «Светская этика» для 4 класса...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики) в 4 классе
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской э...
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Основы светской этики")
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по основам религиозных культур и светской этики (модуль "Светская этика"). Автор примерной программы А.Я. Данилюк. Срок реализации 1 год....
Рабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль « Основы светской этики») для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Для учителя 4-5 классов по Основам светской этики...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» 4 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА "ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ", МОДУЛЬ "ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ" 4 КЛАСС...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов .
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») для 4 классов...