Растительный мир. Знакомство с деревом.
методическая разработка (2 класс) на тему
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Растительный мир. Знакомство с деревом" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Растительный мир. Знакомство с деревом" и рекомендуется просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Бианки "Путешествие муравья"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ
г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.
Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на тему: "Растительный мир. Знакомство с деревом" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Растительный мир. Знакомство с деревом" и рекомендуется просмотр мультфильма по мотивам сказки В. Бианки "Путешествие муравья"
Цели урока:
- Формировать представления детей о видовом разнообразии деревьев, о приспособлении деревьев к климатическим условиям.
- Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях.
- Лексическая работа: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней
интерес.
Материал:
Иллюстрации, гербарий, презентация к уроку, мультфильм по мотивам сказки В. Бианки «Путешествие муравья».
Ход занятия:
- Ребята, перед вами фотографии с разными листьями /показ слайда с разными видами листьев/. Я буду загадывать загадки, а Вы попробуйте отгадать о листьях каких деревьев идет речь. /загадываю по очереди/. После ответа идет знакомство с деревом, его свойствами.
***
1.Клейкие почки
Зеленые листочки
С белой корой
Стоит под горой. /Береза/
****
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок -
Ничего, что плод мой мелок. /Дуб/
***
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. /Ель/
***
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит. /Осина/
***
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. /Сосна/
- Правильно, ребята, вы отгадали, а как их можно назвать одним словом? /Деревья/.
-Сегодня мы будем говорить о самых разных деревьях, тема нашего урока «Знакомство с деревом».
-Как вы думаете, что общего у всех этих деревьев, которые вы видите на слайде? /Строение: корни, ствол, ветки/.
-А чем они отличаются друг от друга? /У одних деревьев - листочки, у других - иголки/.
-Вы совершенно правы, а как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью? /Нет, ель и сосна не сбрасывают/.
- Ребята, оказывается, все деревья условно можно разделить на:
1.лиственные деревья, у которых листочки, например: береза, рябина, каштан и др.
2.хвойные деревья, у которых вместо листочков иголки, например: ель, сосна, кедр. По-другому их еще называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом».
К вечнозеленым относятся деревья южных стран, джунглей, где никогда не бывает зимы, и деревья не меняют и не сбрасывают листву, например: пальмы, баобабы, секвойи и др.
Физминутка «В одном лесу дремучем»
В одном лесу дремучем
(руки над головой из стороны в сторону)
Жила семья могучая.
(обе ладони сжимаются в замок)
У них был дом огромный
(ладони над головой в виде крыши)
И крыша с трубой темной.
(указательные пальцы поднимаются вверх)
Из трубы в колечки дым
(указательные пальцы вращаются).
Плим – плим – плим.
(щелканье пальцами)
- А вы знаете, ребята, оказывается, климатические условия влияют на то, сбрасывать листья или нет. В наших краях деревья сбрасывают листву, потому что меняются времена года: осень сменяет лето, зима сменяет осень. Поэтому, зимой деревья отдыхают, а растут только весной и летом. А в тундре очень короткое лето, а зима длинная и холодная, поэтому деревья растут очень медленно. Если сравнить нашу березу и березу в тундре, то наша береза высокая, а там она карликовая, невысокая.
В степи деревья тоже невысокие, потому что там жарко, сухие ветра, и корни вынуждены уходить далеко вниз в поисках воды, а на рост кроны не хватает сил. А в джунглях очень высокие деревья, с густой кроной и большими листьями, так как там не бывает зимы, много солнца, влаги; поэтому деревья стараются как можно больше впитать в себя влагу и тепло.
-Ребята, я для вас приготовила раскраски. Раскрасьте листочки деревьев и подпишите, какому дереву принадлежит каждый листочек.
- А теперь давайте поиграем: попробуем составить новые слова, например:
«Игра словами»
лист березы – березовый;
иголка сосны /какая?/ - сосновая;
ветка рябины /какая?/ - рябиновая;
лапа ели /какая?/ - еловая;
свечка каштана /какая?/ - каштановая;
желудь дуба /какой?/ - дубовый;
пух тополя /какой?/ - тополиный;
шишка кедра /какая?/ - кедровая; и др.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием.
Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? /Очищают воздух, на них живут птицы, кормятся животные, создают тень от солнца/.
- А как мы можем охранять деревья? /Не разводить огонь, не засорять лес, не ломать ветки./
Анализ занятия:
- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?
- Какие деревья относятся к лиственным?
- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?
- Какую пользу приносят деревья?
- Как и от чего надо охранять деревья?
- Ребята, мы с вами узнали очень много интересного о деревьях. А теперь давайте посмотрим мультфильм по сказке В. Бианки «Путешествие муравья».
Подписи к слайдам:
1-2класс
Цели урока:
- Формировать представления детей о приспособлении деревьев к разным климатическим условиям произрастания: южным, северным, к условиям жарких стран.-Закрепить и расширить знания детей о «хвойных», «лиственных» и «вечнозеленых» деревьях.Лексическая работа: - упражнять детей в образовании прилагательных от существительных;-в согласовании числительных с существительными. -Воспитывать у детей бережное отношение к природе и развивать к ней интерес.
Отгадай загадку!!!
Клейкие почки Зеленые листочкиС белой коройСтоит под горой.
БЕРЕЗА
Это общеизвестное дерево, достигающее 20 м высоты, с гладкой белой корой. Ветви обычно повислые. Цветет во время распускания листьев. Листья березы богаты витамином С, почки-эфирным маслом. В березе содержатся полезные для организма человека.Кроме того, береза выделяет защитные вещества, способные убивать микроорганизмы.
Отгадай загадку!!!
Я из крошки-бочки вылез,Корешки пустил и вырос,Стал высок я и могуч,Не боюсь ни гроз, ни туч.Я кормлю свиней и белок -Ничего, что плод мой мелок.
ДУБ
Дуб – дерево долгожитель, живет в среднем около 100лет но и плодоносит оно только с 30 лет после посадки.Польза дубаВ лечебных целях используют желуди, молодую кору стволов и ветвей, листья дуба. Кора дуба содержит смолы, сахар, кислоты и пектин. Желуди содержат жирное масло, сахар и крахмал. Препараты из коры дуба применяют в качестве противовоспалительного, вяжущего и ранозаживляющего средства.
Отгадай загадку!!!
Ее всегда в лесу найдешь-Пойдем гулять и встретимСтоит колючая, как еж,Зимою в платье летнем.
ЕЛЬ
Древесина ели мягкая, лёгкая, не очень прочная, употребляется как строительный материал (доски, брусья), для мелких поделок.Музыкальные инструменты из ели обладают изумительным звуком, потому что волокна в древесине распределены очень равномерно (такую древесину называют резонансной). Скрипки итальянских мастеров, в том числе Амати и Страдивари, выполнены из ели. Из ели получают бумагу и картон, целлюлозу, скипидар, деготь.
Отгадай загадку!!!
Что за дерево стоит – Ветра нет, а лист дрожит?
Осина
Осина крупное до 35 м высоты дерево, с диаметром ствола до 1м. Идет на производство целлюлозы, используется на постройки и на дрова. Кора, почки и листья осины, а так же осиновый сок, получаемый, из листьев и из свежей древесины используются как лекарственное сырьё. Осина ценное дерево для охотничьего хозяйства её кора и ветки служат кормом для зайцев, лосей и косуль.
Отгадай загадку!!!
У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.Если я не на опушке,Ветви – только на макушке.
Сосна
Сосна-крупное от 25 до 45м дерево. Из хвои, молодых побегов и шишек получают эфирное масло- Сосновое масло. Сосновое масло может применяться в служебных и жилых помещениях, больничных палатах, детских садах, школах, в саунах для ароматизации воздуха.Из сосны делают канифоль и скипидар, хороший строительный материал.
-Ребята, а как можно назвать одним словом березу, осину, ель, сосну, дуб?
-Как вы думаете, что общего у этих деревьев, которые вы видите на слайде? -А чем они отличаются друг от друга? -А как вы думаете, все ли деревья сбрасывают листву осенью?
Строение дерева
- Ребята, оказывается, все деревья условно можно разделить на:
1.лиственные деревья - у которых листочки ( береза, рябина, каштан и др.)2.хвойные деревья - у которых вместо листочков иголки (ель, сосна, кедр). По-другому их еще называют «вечнозелеными», потому что они и в северных, и южных условиях всегда остаются зелеными, не сбрасывают иголки. Недаром, есть загадки: «Зимой и летом одним цветом».
Физминутка
В одном лесу дремучем (руки над головой из стороны в сторону)Жила семья могучая. (обе ладони сжимаются в замок)У них был дом огромный (ладони над головой в виде крыши)И крыша с трубой темной. (указательные пальцы поднимаются вверх)Из трубы в колечки дым (указательные пальцы вращаются).Плим – плим – плим. (щелканье пальцами)
Раскрасим листочки деревьев
Игра словами.
лист березы – березовый;иголка сосны /какая?/ - ?ветка рябины /какая?/ - ?лапа ели /какая?/ - ?свечка каштана /какая?/ - ?желудь дуба /какой?/ - ?пух тополя /какой?/ - ?шишка кедра /какая?/ - ?
Польза и охрана деревьев.
- Как вы думаете, какую пользу приносят деревья? - А как мы можем охранять деревья?
Итоги урока
- Ребята, напомните, пожалуйста, о чем мы с вами говорили на занятии?- Какие деревья относятся к лиственным?- Какие относятся к хвойным вечнозеленым?- Какую пользу приносят деревья? - Как и отчего нужно охранять деревья?
Мультфильм «Путешествие муравья»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Растительный мир. Знакомство с одуванчиком.
Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е.А. Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на ...
Экологический проект «Моё дерево». Бережное отношение и уход за окружающими нас деревьями.
Цель проекта : «Воспитание бережного отношения к деревьям как к живым существам, сопереживание им, понимание необходимости их охраны, основанной не на лозунгах- призывах, а на собственных наблюдениях...
Конспект урока по технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."
Конспект урока по технологии в 5 классе."Знакомство с процессом изготовления тканей растительного происхождения и их свойствами."...
Знакомство с растительным миром Мордовии
Цель: обобщить у учащихся знания о растительном и животном мире Мордовии; формировать умение работать в группах; развивать эрудицию, любознательность; пробуждать желание к познавательной деятель...
Растительный мир нашего края. Деревья.
На занятии ребята учатся различать деревья родного края. Знакомятся с рассказами писателя В. Морозова. Узнают об опасностях сельхозпала....
Растительный мир: Хлебное дерево
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе....
Презентация "Знакомство с деревьями"
Детская презентация по окружающему миру...