Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС Маскарад
рабочая программа по теме
внеурочная деятельность 1-4 класс МАСКАРАД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_po_fgos_1-4_klass_rabochaya_programma_maskarad.doc | 214.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД АРМАВИР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20
Обсуждено Согласовано Утверждено
на заседании МО зам. директора решением пед. совета
протокол № _____от ____201 г. ___________201 г. протокол № _____от ____201 г.
Руководитель МО ______________Г. М. Мороз Председатель пед. совета
_________________________ ________________
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
кружка «Маскарад»
Срок реализации программы - 4года
Количество часов по программе – 270 ч., в неделю – 2ч.
Класс – 1 -4
Возраст обучающихся – 6,5 – 10 лет
Учитель: Чекминева Н.П.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
Программа кружка «Маскарад» составлена на основе:
- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);
- образовательной программы «Основы театрального искусства» Похмельных А.А. (Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей. Детско-юношеский центр
г. Петрозаводска);
- программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина (Санкт – Петербургская государственная академия театрального искусства. Кафедра основ актёрского мастерства).
Цель: воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи:
опираясь на синтетическую природу театрального искусства,
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и
общения;
через театр привить интерес к мировой художественной культуре
и дать первичные сведения о ней;
научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к
любой работе.
Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в
начальной школе даются общие представления о его специфике.
Отличительными особенностями и новизной программы является:
- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературы и музыки, литература и живопись, изобразительное искусство и технология, вокал и ритмика);
- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра
беседа
иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства
мастерская образа
мастерская костюма, декораций
инсценирование прочитанного произведения
постановка спектакля
посещение спектакля
работа в малых группах
актёрский тренинг
экскурсия
выступление
Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.
Программа кружка «Театр в начальной школе» включает разделы:
1. «Мы играем – мы мечтаем!»
2. Театр.
3. Основы актёрского мастерства.
4. Просмотр спектаклей в театрах города.
5. Наш театр.
Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования» И.А. Генералова.
В программу кружка «Театр в начальной школе» (раздел «Наш театр») включено инсценирование произведений, изучаемых в программе «Чтение и начальное литературное образование» авторов: Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.
Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.
Итогом курса «Театр в начальной школе» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе по 2 часа в неделю, 66 часов год в 1 классе, 68 часов в год во 2-4 классах.
Общее количество: 270 часов.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
ФОРМЫ
ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
№ п/п | Тема раздела | Форма | Уровень Ожидаемый воспитательный результат |
1 | «Мы играем – мы мечтаем!» | игра | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
2 | Театр | беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
экскурсия | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
3 | Основы актёрского мастерства | изучение основ сценичес-кого мастерства | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
актёрский тренинг | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
4 | Просмотр спектаклей в театрах города | просмотр спектакля | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
беседа | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
иллюстри-рование | I уровень Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. |
5 | Наш театр | мастерская образа | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
мастерская костюма, декораций | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
инсцениро-вка, постановка спектакля | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
выступле-ние | II уровень Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».
Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Просмотр спектаклей в театрах города. Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.
Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 класс (66 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
аудиторных | внеаудиторных | Всего |
Раздел «Мы играем – мы мечтаем!» | 15 | 15 | 30 |
1-30 | Игры на развитие внимания и воображения. | 15 | 15 | 30 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 3 | 9 | 12 |
31-36 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | 6 |
37-42 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 3 | 3 | 6 |
Раздел «Наш театр» | 12 | 12 | 24 |
43-66 | Инсценирование сказок. | 12 | 12 | 24 |
Итого 66 | Итого | 30 | 36 | 66 |
2 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
аудиторных | внеаудиторных | Всего |
Раздел «Театр» | 3 | 3 | 6 |
1 | Дорога в театр. | 1 | 1 |
2-4 | В театре. | 1 | 2 | 3 |
5-6 | Как создаётся спектакль. | 1 | 1 | 2 |
Раздел «Основы актёрского мастерства» | 3 | 3 | 6 |
7-12 | Мимика. Пантомима. | 3 | 3 | 6 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 6 | 6 | 12 |
13-18 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | 6 |
19-24 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | 6 |
Раздел «Наш театр» | 22 | 22 | 44 |
25-44 | Работа над спектаклями. | 10 | 10 | 20 |
45-56 | Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам. | 6 | 6 | 12 |
57-68 | Инсценирование сказок. | 6 | 6 | 12 |
Итого 68 | Итого | 34 | 34 | 68 |
3 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
аудиторных | внеаудиторных | Всего |
Раздел «Театр» | 8 | 13 | 21 |
1-6 | Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор. | 3 | 3 | 6 |
7 | Древнегреческий театр. | 1 | 1 |
8 | Театр «Глобус». | 1 | 1 |
9 | Театр под крышей. | 1 | 1 |
10 | Современный театр. | 1 | 1 |
11 | Театральный билет. | 1 | 1 |
12 | Театр кукол. | 1 | 1 |
13-15 | Музыкальный театр. | 3 | 3 |
16-17 | Цирк. | 2 | 2 |
18-19 | Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы. | 2 | 2 |
20-21 | Зритель в зале. | 1 | 1 | 2 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 6 | 6 | 12 |
22-27 | Просмотр спектаклей в театрах города. | 6 | 6 |
28-33 | Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. | 6 | 6 |
Основы актёрского мастерства | 2 | 2 | 4 |
34-37 | Театральный этюд. | 2 | 2 | 4 |
Наш театр | 17 | 14 | 31 |
38-52 | Работа над спектаклем по сказкам. | 9 | 6 | 15 |
53-68 | Инсценирование сказок. | 8 | 8 | 16 |
Итого 68 | Итого | 33 | 35 | 68 |
4 класс (68 часов)
№ п/п | Тема | Количество часов |
аудиторных | внеаудиторных | Всего |
Раздел «Театр» | 2 | 2 | 4 |
1-2 | Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. | 1 | 1 | 2 |
3-4 | Театральные жанры. | 1 | 1 | 2 |
Основы актёрского мастерства | 17 | 3 | 20 |
5 | Язык жестов. | 1 | 1 |
6-9 | Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции. | 4 | 4 |
10-11 | Интонация. | 2 | 2 |
12-13 | Темп речи. | 2 | 2 |
14 | Рифма. | 1 | 1 |
15 | Ритм. | 1 | 1 |
16 | Считалка. | 1 | 1 |
17-18 | Скороговорка. | 2 | 2 |
19-20 | Искусство декламации. | 1 | 1 | 2 |
21-22 | Импровизация. | 1 | 1 | 2 |
23-24 | Диалог. Монолог. | 1 | 1 | 2 |
Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» | 10 | 10 |
25-30 | Просмотр спектаклей в театрах города. Беседа после просмотра спектакля. | 10 | 10 |
Наш театр | 15 | 19 | 34 |
31-42 | Работа над спектаклем по басням. | 6 | 6 | 12 |
43-68 | Работа над спектаклем по сказкам. | 9 | 13 | 22 |
Итого 68 | Итого | 34 | 34 | 68 |
Приложение 1
Игры на развитие внимания и воображения к разделу «Мы
играем – мы мечтаем!» (из программы обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
Картинки из спичек
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного вкуса, воображение, и, благодаря однотипности «строительного материала», - чувство пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковёр), так как дети не связаны размером столов и чувствуют себя более раскованно.
Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать, что же было «нарисовано» у него на спине.
Стоит дать рисующему задачу – «не захотеть», чтобы водящий отгадал рисунок, поведение обоих играющих резко меняется: водящий максимально концентрирует внимание, доводя его остроту до максимума, а рисующий, «обманывая», пытается сбить накал внимания партнёра нарочитой расслабленностью. Это – одно из самых увлекательных заданий, но педагог должен тщательно контролировать ход его выполнения, не допуская обид и огорчений, присущих малышам, эмоциональной перегрузки и усталости. В конце концов, не беда, если водящий не сумеет точно определить, что за изображение вывел пальцем на его спине рисующий, - важна осознанная попытка представить себе этот рисунок и выразить это словами.
Рисунки на заборе
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на «заборе» (стена класса) воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о том, что они увидели, причём надо следить за тем, чтобы «рисунок» участника не «налезал» на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь «каждый – гений», что очень важно в воспитании не только уверенности в своих творческих способностях и силах, но и «коллективного воображения», доверия к способностям партнёра.
Цирковая афиша
Каждый ученик, сочинив свой «цирковой номер», рисует свою афишу, в которой пытается наиболее полно выразить своё представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего «номера». Поощряется изобретение псевдонимов и кратких анонсов к номерам. Чем ярче ребёнок воображает свой номер, то, что он делает «на арене», тем ярче работает его художественная фантазия.
Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий «роботу» команды. Второй – «робот», исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими, можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для «робота».
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен чётко проследить за тем, чтобы команды подавались не «вообще», а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой-либо предмет. Говоря о контроле за действиями самого «робота», важно подчеркнуть, что они должны строго соответствовать командам. Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой очерёдности.
Приложение 2
Упражнения для развития хорошей дикции (из программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова)
Тренинг гласных звуков
Произнеси ряд гласных, ставя под ударение один из звуков.
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
И Э А О У Ы И Э А О У Ы
С помощью ряда гласных попытайся задать вопросы, делая ударение поочерёдно на каждом звуке.
Вопрос | Ответ |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
И Э А О У Ы ? | И Э А О У Ы. |
Тренинг согласных звуков
Разминка: а) ведущий произносит звуки, игроки выполняют движения; б) ведущий выполняет движения, игроки произносят звуки.
[л] – руки подняты вверх, как бы завинчивая лампочку;
[р] – руки внизу, как бы закрывая воображаемый кран;
[б] - [п] – хлопки в ладоши;
[д] - [т] – попеременное постукивание кулаком по ладоням;
[г] - [к] – щелчки;
[з] - [с] – соединяем попеременно пальцы с большим пальцем;
[в] - [ф] – отталкивающие движения руками;
[ж] - [ш] – забираемся обеими руками по воображаемому канату.
Прочитай, а затем озвучь текст. Как ты думаешь, что произошло с его героями?
Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ!
Ж Ж Ж Ж
Ж…Ж…
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БАЦ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
БАЦ! БУМ! ДЗИНЬ!
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ТОП.
Ж Ж Ж Ж
ТОП – ТОП.
Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ж
ШЛЁП!!! ШМЯК.
И СТАЛО ТИХО.
Приложение 3
Скороговорки (из сборника скороговорок, http://littlehuman.ru/393/)
Как известно бобры добры,
Добротою бобры полны,
Если хочешь себе добра,
Надо просто позвать бобра.
Если ты без бобра добр,
Значит сам ты в душе бобр!
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
У крошки матрешки пропали сережки,
Сережки Сережка нашёл на дорожке.
Топали да топали,
Дотопали до тополя,
До тополя дотопали,
Да ноги-то оттопали.
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатами к врачу,
Прививки делать им пора
Для укрепления пера!
Список литературы:
1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического
искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы
Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
Список рекомендованной литературы:
1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
2. Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.
3. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
4. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php
5. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. – М.: Просвещение, 1981.
6. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Алгоритм разработки рабочей программы по внеурочной деятельности ФГОС НОО"
Выступление на семинаре о внеурочной деятельности учащихся. Предоставляется алгоритм разработки программы....
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Азбука истоков"
Направленность: социально-педагогическая. Актуальность: В наше время, когда во многом утрачены или разрушены идеалы и нравственные ориентиры, когда деструктивные процессы захватывают общество, к с...
Рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС 1 класс "Доноведение"
Рабочая программа курса «Доноведение» для 1-4 классов разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Гос...
рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности (литературная студия "Русское слово") 2 класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС
Рабочая программа по внеурочной деятельности (экологическая лаборатория "Увлекательное краеведение" 2 класс...
рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС
рабочая программа по внеурочной деятельности ФГОС экологическая студия "Увлекательное краеведение" 3 класс...