Выступление на МО
материал по теме
Текст выступления на МО учителей начальных классов МБОУ СОШ №2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление
на тему
«Упражнения по совершенствованию навыков чтения»
Подготовила
учитель
начальных классов Краснова Е.В.
Общение с детьми первоклассниками, самое трудное и ответственное время для учителя. Найти нужный подход к детям, быть внимательно зорким, жить жизнью детей и в тоже время быть настойчивым в своих справедливых требованиях – это залог успеха на каждой ступеньке обучения умению учиться, а первая ступенька – уметь хорошо читать.
Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересует каждого учителя. И поэтому каждый учитель задумывается над этими вопросами и старается по-своему решить проблему совершенствования навыков чтения, стремится к тому, чтобы уроки чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учебы умения и навыки.
Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы формируются навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.
Уже на протяжении многих лет я использую различные упражнения в работе по совершенствованию навыков чтения? К ним относятся:
Упражнения, направленные на развитие чёткости произношения (это игровые разминки вначале урока, например:
Самолёты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Рядом ползёт змея: ш-ш-ш.
Муха бьётся о стекло: з-з-з
При изучении некоторых звуков используются чистоговорки, которые заучиваются наизусть, например:
Ра-ра-ра – Кате спать пора.
Ры-ры-ры – летают комары.
Ро-ро-ро – на полу стоит ведро.
Ри-ри-ри – на ветке снегири.
Ор-ор-ор – подмели мы двор.
Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
Также при изучении звуков в период обучения грамоте предлагаются фонетические зарядки, например:
Как рычит собака? Р-р-р.
Как подзывают цыплят? Цып-цып.
Как девочка укачивает куклу? А-аа-ааа.
Проводится работа над скороговорками, учимся произносить чётко и быстро, достаточное количество в учебнике «Азбука» Горецкого, например:
Хорош пирожок –
Внутри – творожок.
Упражнения, развивающие оперативное поле чтения и память (по мере того, как дети знакомятся с буквами и учатся читать, предлагаю следующие задания:
Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и
Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко
Найди лишнее слово: слон река
лев речка
мак ручей
тигр ручка
ручеёк
Раздели слова на две группы: ленивый, смелый, жадный, честный, добрый, трусливый
Из какой сказки слова? Я – мышка-норушка…
Бежит молочко по вымечку…
Доскажи словечко: Верещунья, белобока,
А зовут её… (сорока)
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки)
Следующий вид работы учителя называют «Фотоглаз», т.к. за определенное количество времени учащиеся должны прочитать, запомнить и выполнить предлагаемое задание.
Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения:
Чтение согласных с какой-нибудь гласной, например: первый ряд читает с гласным [а], второй ряд с гласным [о], третий – с гласным [у].
Чтение ряда гласных с ударением на одном из них: а, о, у, ы, и, э.
Чтение по таблице-треугольнику (учащиеся смотрят только на точку и читают все слоги или на цифру 1 и тоже читают все слоги)
М А Р 1 А
М О Р 2 О
М У Р 3 У
М Ы Р 4 Ы
М И Р 5 И
Чтение и разбор трудных слов
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.
«Губы» - проводится в целях чёткого разграничения детьми чтения про себя и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении. К плотно сжатым губам по команде «читать про себя» дети прикладывают палец левой руки.
«Инструкция» - способствует поддержанию интереса к уроку, позволяет увеличить текстовый материал для тренировки чтения (последовательность заданий, которая предлагается детям, записана на доске или карточке; дети делают всё молча:
Прочитай загадку. Хожу в пушистой шубке.
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Подойти к учительнице и на ушко сказать отгадку.)
«Наборщик» - также способствует поддержанию интереса к уроку, обогащает словарный запас (даю какое-нибудь слово и на каждую букву этого слова учащиеся придумывают новые слова; или из большого слова, например, ГАСТРОНОМ составляются короткие слова)
«Угадай» - способствует ускорению чтению и углублению восприятия его содержания (в этом помогает материал учебника «Азбука» Горецкого, т.к. его там достаточно; это умение выяснять смысл слов, пословиц, предложений; использование их в речи, соотнесение к прочитанным текстам.)
Знакомясь с новым звуком и буквой, разучиваем небольшие стишки про буквы с показом картинок, например: Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква К!
По мере возможности использую ролевое чтение, где читать могут 2-3 человека. По мнению других педагогов, такой вид деятельности нравится детям.
При закреплении изученного звука и буквы читаем сказки, где используется большое количество слов с данным звуком. Ученик должен запомнить как можно больше слов.
Все эти упражнения больше приемлемы для учащихся первого класса, при дальнейшем обучении во 2-4 классах задания усложняются.
Изучая литературу по этой теме в статье «Ещё раз о навыках чтения» учительницы московской школы Гритчиной прочитала о таком моменте. Она пишет, что нельзя забывать о таком методическом приеме, как частота тренировочных упражнений (небольшие по объёму упражнения ежедневно). И здесь чрезвычайно важно общение с родителями, причём не только на собраниях, но и вне их, повседневно. Рекомендуя им дома читать с детьми порциями, но до 5 раз: про себя (о чём, какие новые слова?), интересный отрывок вслух, с часами перед ребенком (иногда как контроль), обязательно один раз перед сном вслух. Приобщая детей и родителей заучивать стихотворение и рассказывать его перед зеркалом (мимика, движение, осмысление содержания, а не мучительное содержание следующей строки).
Чтение — основа учения. От умения читать зависит успех ученика и его желание учить ся. В ходе проведения игры и заниматель ных упражнений можно прививать уча щимся любовь к книге, формировать у них навыки осознанного чтения и умение са мостоятельно работать с текстом.
Чтение в начальной школе является не только важнейшим самостоятельным предметом, но и средством обучения, и чем успешнее дети овладеют полноценным навыком чтения, тем раньше и полнее будут реализованы их способности по учебным дисциплинам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/08/picture-76086.jpg)
Выступление на педагогическом совете школы Тема выступления: Применение здоровьесберегающих технологий в начальной школе.
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/12/picture-84765.jpg)
Выступление на общешкольном родительском собрании по теме: «Как будут учить наших детей по новым стандартам».Презентация к выступлению.
Выступление на общешкольном род. собрании для родителей 1-х классов. С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образователь...
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/12/picture-84765.jpg)
Выступление по теме :"Роль изложений в развитии речи. Творческие изложения". Презентация к выступлению.
Выступление посвящено важной проблеме совершенствования обучения школьников связной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/22/picture-451605-1584896123.jpg)
Выступление на педсовете. Тема выступления: «Связь наблюдений в природе с другими видами деятельности».
Любая деятельность детей протекает более эффективно, если у них есть сильные мотивы. Поэтому наблюдение, как один из видов деятельности, дает более качественные результаты, если неотрывно связан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-969426-1509973540.jpg)
Выступление на городском заседании творческой группы учителей начальных классов. Тема выступления: « Технология обучения чтению с опорой на звуковой ориентир и зрительную модель слова.
Выступление на городском заседании творческой группы учителей «Актуальные вопросы содержания и методики преподавания предмета « литературное чтение» в начальной школе в соответ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/18/picture-153099-1574093103.jpg)
Выступление на педагогическом совете: "Проблемы преемственности обучения между начальным и основным общим уровнями образования", тема выступления: « Причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в период адаптации»
В своём выступлении я остановилась на том, как предотвратить причины появления пробелов в знаниях пятиклассников в адаптационный период....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-1070648-1539714026.jpg)
Выступление на зональных педчтениях (тема выступления)
Копия из программы выступлений на 5 зональных педчтениях....