Заседание круглого стола Тема: «Дети! Дорога! Безопасность!»
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_doroga_bezopasnost.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание круглого стола
Тема: «Дети! Дорога! Безопасность!»
Повестка заседания:
Рассмотреть статистические данные с участием детей в дорожно-транспортном происшествии по Российской Федерации.
Выявить причины ДТП с участием детей.
Выявить средства в повышении активности педагогов, родителей и детей в обеспечении безопасности жизни дошкольника и младшего школьника.
Активизация работы дошкольных учреждений по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни.
Рассмотреть показатели деятельности: выявить общие трудности, препятствующие расширению и продолжению национальных мер по борьбе с ДТП.
Выступление психолога: взгляд на проблему.
Высказывания гостей.
Практическая часть: рассмотреть ситуации, игры и т.д.
Разработка памяток, методических рекомендаций для педагогов, родителей, детей.
Участникам будет предложено выступить с краткими комментариями продолжительностью не более трёх минут, задавать вопросы и комментировать выступления других ораторов. Предлагается в максимально возможной степени добиваться того, чтобы представители, наблюдатели, гражданского общества выступали поочерёдно. Категорически не рекомендуется зачитывать письменные заявления.
«Безопасность детей в наших руках»
Все что касается сохранения здоровья детей, и обеспечение безопасности их жизни является важным и своевременным. Сегодня мы научились защищать детей от многих страшных болезней. Теперь необходимо научить их избегать опасностей, связанных с одним из величайших достижений цивилизации – с автомобилем!
Говорят, статистика – вещь упрямая, а с фактом не поспоришь. Вот взять статистику с ДТП со всеми ее фактами, цифрами и данными: за первое полугодие 2007 года в РФ произошло 98 614 ДТП, в результате которых погиб 12 901 человек, а 123 069 человек получили ранения. Из этого числа 10 346 аварий произошло с участием детей, 424 ребенка погибли. 10 674 получили ранения.
Спорить и упрямиться здесь сложно. Но продолжать нарушать правила дорожного движения – почему-то по-прежнему легко. Пока это не коснулось лично вас. Внезапная роковая случайность. За каждой цифрой стоит чья-то жизнь. Или, вернее, чья-то смерть. Инвалидность, увечья, травмы, боль. Увидеть несчастья за сухими цифрами статистики сложно. Родители по-прежнему пренебрегают элементарными требованиями безопасности – маленькие пассажиры зачастую путешествуют не пристёгнутыми, а детские кресла в автомобилях отсутствуют.
Вот сегодня хотелось бы обсудить, на сколько эта проблема актуальна сегодня, выявить и проанализировать причины такой плачевной статистики ДТП именно с участием детей, и как можно этого избежать при помощи каких средств, поделиться опытом друг с другом, вспомнить ситуации, встречающиеся в повседневной жизни.
Обсуждение причин ДТП с участием детей.
Предлагается прослушать мнения участников заседания круглого стола. Высказывания продолжительностью не более трёх минут.
Профессиональный взгляд психолога на проблему.
(Временной отрезок 5 минут)
Психика детей и подростков имеет ряд особенностей, проявление которых в той иной дорожной ситуации может стать причиной ДТП. Что необходимо знать родителям, педагогам, водителям, чтобы уберечь ребят от беды – проблема глазами психолога.
К сожалению, все чаще мы узнаем печальную статистику о ДТП с участием детей. За увеличивающимися цифрами жизни детей, искалеченные судьбы. А чаще всего виноваты в трагедиях мы – взрослые.
В этой беседе хочется обратить внимание на психологический аспект проблемы. Чтобы избежать неприятностей на дороге, нужно знать особенности детей и подростков. Медики настойчиво предупреждают, а взрослые эти предупреждения просто игнорируют:
Дети до 13-14 лет видят только прямо, а боковым зрением слабо фиксируют происходящее («тоннельное зрение»);
Ребенку приходится поворачивать голову для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве. Для этого ребенку понадобится 4 секунды, в то время как взрослому – четверть секунды;
Восприятие ребенком скорости, размера транспортного средства и расстояния до него также искажено;
Дети с искажением воспринимают звуки на дороге;
Я как психолог хочу поделиться с родителями своими размышлениями. Все мы знаем, что люди делятся на «левшей» и «правшей» по принципу ведущей руки. Каждый родитель знает о том, какая рука у его ребенка ведущая. Но мало кто знает, что активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а следовательно, разный тип восприятия информации. Так, «правши», те, у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются «мыслителями», то есть логистами. А «левши», те, у кого преобладает работа правого полушария головного мозга, - «художники», у них более развито образное мышление. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети – «левши» лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков. А значит, родителям при обучении детей правилам дорожного движения и поведения на улице следует знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Еще одной психологической особенностью маленьких детей является то, что они не в состоянии понять возможную опасность. Чувство страха не врожденное, а приобретенное человеком. Дети начинают понимать опасность и страх, исходящий от движущего транспорта, по мере объяснения причин этого страха и опасности родителями. Чувство «правильной» тревоги передается от родителей к детям, что должно выражаться в ответственности родителей за жизнь и здоровье детей и воспитании в детях ответственности за свою жизнь.
Рассмотреть методы и приемы, используемые педагогами при работе с детьми. Поделиться личным опытом.
Как правильно нужно строить работу с родителями.
Создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД). Повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил поведения на улицах и дорогах.
Как вы считаете, какие наиболее эффективные формы работы с родителями необходимо использовать в плане просветительской работы.
Наиболее результативными формами оказались беседы, консультации, разыгрывание ситуаций, пропаганда необходимости соблюдения ПДД родителями, оформление фото-стендов и папок-передвижек, оформление мини-книжек по ПДД с целью закрепления знаний детей, сочинение сказок, совместные с детьми экскурсии по городу. С помощью наглядной пропаганды педагоги подчеркивали ту моральную ответственность, которая лежит на взрослых.
Инспекторы ГИБДД призывают родителей не просто любить своих детей слепой любовью, но во имя их жизни быть старшими учителями. Работая инспектором ГИБДД, привыкаешь ко многому: к скоростной езде водителей, шуму моторов, остервенелому ветру на дорогах, даже к нарушениям и авариям. Только к одному нельзя привыкнуть. После каждой аварии с участием детей щемит сердце от боли: а ведь можно было предотвратит…
Предлагаем вашему вниманию прослушать ситуацию, произошедшую на дороге в реальное время и подумать, как нужно было поступить и почему:
Ребенок вроде бы осознал всю серьезность обстановки на дорогах и готов самостоятельно разобраться с любой ситуацией. Но вот однажды мама с папой, опаздывая на отходящий автобус, вместе с ребенком спешно перебегают дорогу на красный свет. Под машину они не попали. (Как вы думаете, правильно ли поступили родители?)
Но все, что проросло в сознании ребенка от зерна истины, посеянного на уроках ОБЖ, гибнет от одного необдуманного поступка родителей. Будьте уверенны: если ребенок один раз увидит, как его взрослые родители перебегают через проезжую часть, то обязательно без вас будет делать то же самое. Но если взрослый способен мгновенно увидеть и оценить ситуацию, то у ребенка поле зрения намного меньше, чем у взрослого, а самооценка неадекватная.
Семья Петровских: мать, отец и двое детей – восьмилетний Сережа и полугодовалый Дениска, отправились на выходные навестить бабушку. Суббота пролетела незаметно, в воскресенье семья стала собираться домой. Бабушка так соскучилась по внукам, что ни как не хотела их отпускать. Выехали Петровские когда уже стемнело. Отец семейства, Григорий, вел машину, а мать с двумя детьми расположилась на заднем сиденье автомобиля. Понадобилось перепеленать маленького Дениску, и Сережа подвинулся, предоставив, матери больше места развернуть пеленки. Но отец скомандовал: «Пересядь на переднее сиденье». Так и поехали – мать с Дениской на заднем, а Сережа рядом с отцом. До города уже оставались считанные километры, когда фары высветили препятствие - огромную фуру. Григорий вдавил педаль тормоза, но было поздно. На полном ходу произошло столкновение, и «Тойота» буквально влетела под фуру. Мама и Дениска не пострадали, отец отделался ушибом грудной клетки и порезами лица. Сережа погиб мгновенно.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что если бы ребенок находился бы не на переднем, а как предписывают правила, на заднем сиденье и был пристегнут ремнем безопасности, он бы не погиб. Скорее всего, даже не пострадал бы.
Практическая часть.
Вопросы на карточках.
Разделить дорожные знаки на группы: указательные, предупреждающие, запрещающие.
Предложить участникам заседания рассмотреть ситуации на дороге, используемые на занятиях ОБЖ в старшей и подготовительной группах.
Дорога в школу! Нужна ли карта?
Сейчас обратим внимание родителей на то, с чем их дети каждый день сталкиваются по дороге в школу, детский сад, а именно, рассмотрим некоторые аспекты безопасной дороги в школу.
Итак, как спланировать и подготовить именно для ребенка, с учетом его восприятия окружающего мира, дорогу в школу, детский сад? Что же такое план дороги в школу?
План дороги в школу – это упрощенное представление микрорайона, в котором находится школа. В этих планах показывается наиболее безопасный путь в школу, как рекомендация родителям и памятка ребенку. Этот путь часто бывает не самым коротким, но зато более безопасным.
Подведение итогов заседания круглого стола. Принятие решения.
8. Презентация методического пособия для педагогов МДОУ «Цветик-семицветик». Пополнение материалами «Профилактика ДТП» методической копилки педагогов при работе с родителями и детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге".
Родительское собрание"Воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге"...
заседание круглого стола по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"
В разработке описано проведение круглого стола для ШМО учителей начальных классов по теме "Патриотическое воспитание младших школьников"...
Обучение родителей методам формирования у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
При подготовке к занятиям по ПДД и в процессе проведения урока перед учителем возникают сложные методические вопросы, связанные как с выбором средств, форм и методов изложения учебного материала, с вы...
Заседание круглого стола «Я тебя слышу, я тебя понимаю.»
Заседание круглого стола«Я тебя слышу, я тебя понимаю.»...
Передовой педагогический опыт по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах
Дистанционный Всероссийский конкурс творческих работ...
Участие в деятельности школьных методических объединений: Заседание круглого стола. 2014 г.
Участие в деятельности школьных методических объединений: Заседание круглого стола. 2014 г....