Практико-значимый проект
материал по теме
Практико-значимый проект на тему: "Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как путь развития самостоятельности и поддержки индивидуальности ребенка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2_obshchestvo.doc | 290.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практико-значимый проект на тему:
«Исследовательская и проектная деятельность
младших школьников как путь развития
самостоятельности и поддержки
индивидуальности ребёнка»
Выполнила: Ковба Т.Г.
2012г.
Содержание:
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников
Введение
Глава 1
1.1 Понятие о исследовательской и проектной деятельности
1.2 Основные требования к использованию метода проекта.
Глава 2
Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности младших школьников в МБОУ Краснопоймской СОШ
2.1 ПРОГРАММА
« Организация проектно - исследовательской деятельности в начальной школе»
2.2 План организации исследовательской и проектной деятельности с младшими школьниками.
3.Заключение.
4.Библиографический список
Введение
В условиях социально-экономической жизни современного общества возрастает потребность в самостоятельных людях, способных быстро адаптироваться к изменяющимся ситуациям, творчески подходить к решению проблем. Современному школьнику предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в процессе приобретения новых знаний и умений в школе, в Вузе и на протяжении всей жизни.
В Концепции модернизации современного Российского образования отмечается, что сегодня необходимо уделять пристальное внимание формированию у учащихся не только глубоких и прочных знаний, но и общеобразовательных умений, универсальных компетенций, функциональной грамотности и социально-значимых качеств. В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую.
Я считаю, что исследовательская деятельность младших школьников - это прежде всего творческая деятельность, направленная на постижение окружающего мира, открытие детьми новых для них знаний и способов деятельности. Она обеспечивает условия для развития их ценностного, интеллектуального и творческого потенциала, является средством их активизации, формирования интереса к изучаемому материалу, позволяет формировать предметные и общие умения.
Данные исследований (Л.П.Виноградова, А.В.Леонтович, А.Н. Поддьяков, А.И.Савенков) говорят о возможности успешного обучения элементам учебного исследования уже на начальном этапе школьного образования.
В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития» (Г. С. Костюк). Такими считаю противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей, между предъявляемыми к нему требованиями и степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками, между новыми задачами и сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения. Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей. В данном случае я имею ввиду исследовательскую деятельность.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, возросших требований к универсальности знаний учащихся, я взяла на вооружение организацию исследовательской работы младших школьников в своём классе. Ученики моего класса под моим руководством успешно разрабатывают исследовательские работы в рамках изучения ряда учебных курсов. Социальный проект по изучению истории родного края «Преданье старины глубокой» Дмитренко А., исследовательские работы Литвиновой С. «Влияние микроволнового излучения на организм подростка», Незнамова Д. «Продукты из магазина - друзья или враги» были отмечены как интересные и актуальные.
В своей работе я стремлюсь реализовать различные способы привлечения каждого школьника к самостоятельной работе в процессе обучения, в том числе я использую исследовательские модели обучения. Мною активно используются: метод проектов, метод погружения, методы сбора и обработки данных, «мозговой штурм», исследовательский и проблемный методы. Особое внимание уделяется анализу справочных и литературных источников. Мы ставим эксперименты, проводим опытную работу, учимся анализировать и правильно оформлять результаты.
Включение исследовательской работы в образовательный процесс в начальных классах сопряжено с рядом трудностей. Во-первых, педагоги с осторожностью относятся к новшеству. Здесь нужна и высокий уровень подготовки педагога, и готовность к дополнительным временным затратам.
Во-вторых, возраст учеников начальной школы накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для исследовательской работы, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
В каждом детском коллективе есть дети популярные и не очень. Есть активные, общительные, а есть тихие, «одиночки». Одних устраивает их второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают, как его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек.. И вот эта детская отверженность - явление, к сожалению, частое и трудно поправимое.
Таким образом, возникла необходимость создания личностной траектории развития каждого учащегося, исходя из его природных возможностей через организацию исследовательской деятельности.
В практике современного обучения имеет место противоречие между потребностями младших школьников в исследовательской деятельности и отсутствием механизмов организации этого вида деятельности. Из данного противоречия вытекает проблема: как заинтересовать школьников исследовательской деятельностью?
Таким образом, актуальность моей работы определяется социальным заказом на творческую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений исследовательской деятельности у младших школьников; необходимостью обогащения существующей в начальной школе практики организации исследовательской деятельности.
Цель работы: стимулирование учебного интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.
Задачи:
обучение проведению учебных исследований младшими школьниками;
развитие творческой исследовательской активности детей;
стимулирование у детей интереса к фундаментальным наукам – ознакомление с научной картиной мира;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Гипотеза: если ребёнок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Предмет: развитие творческих способностей младших школьников в процессе исследовательской деятельности
Объект: совместная учебно-исследовательская деятельность учителя и учащихся
Этапы работы:
Изучение теоретической литературы;
Изучение, анализ и обобщение опыта;
Систематизация и обобщение результатов исследования;
Разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся.
Новизна: индивидуальный подход к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в процессе исследовательской деятельности.
Практическая значимость: использование опыта учителями в своей работе.
Глава 1.
Понятие об исследовательской и проектной деятельности.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская и проектная деятельность, основной функцией которых является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Метод проектов заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в этот процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными, исследовательскими, краткосрочными и долгосрочными.
Цель проекта – создание нового продукта, чаще всего субъективно нового, а цель исследования – создание модели явления или процесса. При проведении исследования отталкиваются от явления природы, процесса: оно описывается словесно, с помощью графиков, схем, таблиц, получаемых, как правило, на основании измерений, на базе этих описаний создается модель явления, процесса, которая и проверяется путем наблюдений, опытов.
Самым сензитивным периодом для формирования основ исследовательской деятельности является подростковый период. В это время, по словам Л. С. Выготского, “происходит подъем воображения и глубокое его преображение”.
1.2Основные требования к использованию метода проекта:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Использование проектной технологии предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Для этого учитель должен:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения;
направлять учащихся на поиск решения поставленной проблемы;
уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
При использовании проектной технологии каждый ученик:
учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
приобретает коммуникативные навыки и умения;
овладевает практическими умениями исследовательской работы:
собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения.
Основными видами учебно-исследовательской деятельности учащихся являются:
проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;
аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;
диагностико-прогностический: изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений о их состоянии в будущем; обычно осуществляются научно-технические, экономические, политические и социальные прогнозы (в том числе в сфере образования);
изобретательско-рационализаторский: усовершенствование имеющихся, проектирование и создание новых устройств, механизмов, приборов;
экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.
Исследования характеризуются следующими методологическими категориями: проблема, тема, актуальность, объект исследования, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза.
Требования к исследованию:
Ограниченность во времени, целям, задачам, результатам. Ограниченность означает, что исследование содержит:
Этапы и конкретные сроки их реализации;
Четкие и измеряемые задачи;
Конкретные и измеряемые результаты;
Планы и графики выполнения исследования.
- Целостность- общий смысл исследования очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
- Последовательность и связность – логика построения исследования, цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы.
- Объективность и обоснованность – выбранная тема не случайна, она требует более глубокого изучения.
Ход исследования можно представить в виде цепочки:
Обоснование темы;
Постановка целей и задач
Определение объекта и предмета исследования
Разработка гипотезы исследования
Непосредственно исследования
Результаты
Оценка полученных результатов и выводы.
Исследование начинается с определения проблемы, которая выделяется для специального изучения. Исследователь должен ответить на вопрос: “Что надо изучить из того, что раньше не было изучено?”
Тема должна отражать движение от доступного к новому. Выдвижение проблемы и формулирование темы предполагает обоснование её актуальности. Необходимо дать ответ на вопрос: “Почему надо изучить данную проблему” Тема отражает проблему в её характерных чертах. Тема уточняет проблему, очерчивает границы исследования, конкретизирует основной замысел.
Предмет исследования – включает связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данном исследовании. Предмет обозначает объект рассмотрения, установления границ исследования, дает представления о том, как изучается объект, какие новые отношения, свойства и функции объекта рассматривает данное исследование. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования. Предмет исследования отвечает на вопросы: “Когда?”, “В связи с чем?”, “В каких условиях?”.
Очень важно на завершающем этапе решения проблемы осознать те пути и способы своих действий, которые привели к полученному результату, выявить возникшие трудности и методы, которыми они преодолевались. Такой анализ деятельности (психологи называют его рефлексией) – ещё одно важное средство для решения проблем и задач. Именно с помощью самосознания своих действий накапливается познавательный инструментарий, который затем позволяет все более успешно решать новые задачи.
В организации исследовательской работы большое значение имеет отбор учебного материала для всех исследований, который должен строго соответствовать основным принципам дидактики: научности, систематичности, последовательности, доступности, наглядности, индивидуальному подходу к учащимся в условиях коллективной работы, развивающему обучению, связи теории с практикой.
Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить, чтобы все творческие задания были:
простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
разнообразными по содержанию;
интересными по замыслу и содержащими элементы занимательности;
разными по форме проведения, взаимосменяемыми, привлекательными для учащихся;
исследовательские работы должны способствовать раскрытию физических основ явлений природы, воспитанию любви к труду, бережному отношению к природе, формированию элементарных навыков научного труда.
Как выбрать тему исследования. Все темы можно разделить на 3 группы:
фантастические (несуществующие: самим разработать);
эмпирические (проведение собственных наблюдений и экспериментов);
теоретические (работы по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках. Это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах и т. п. и др. ).
Правила выбора темы:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).
Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).
Кроме этого проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.
Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т. е. база для решения данной проблемы.
Характер заданий при исследовательском методе может быть самым разным: классные лабораторные работы и домашние практические задания; решение аналитических проблем; задания кратковременные и предполагающие необходимым определенный срок (неделю, месяц); задания групповые и индивидуальные; работы для участия в учебно-исследовательских проектах. Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”. К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе исследовательской деятельности. Это:
рефлексивные умения;
поисковые (исследовательские) умения;
навыки оценочной самостоятельности;
умения и навыки работы в сотрудничестве;
менеджерские умения и навыки;
коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки.
Негативные стороны исследовательской технологии:
неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя;
риск неудачного окончания работы;
повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя;
невозможность включить значительное число учащихся в исследовательскую работу.
Решить проблему внедрения исследовательской и проектной деятельности в школе могут:
создание в школах научных обществ учащихся
введение элективного курса “Исследовательская деятельность учащихся”
материальное стимулирование педагогов, занятых исследовательской и проектной деятельностью.
Глава 2.
2.1 Особенности реализации исследовательской и проектной деятельности в моей работе.
В своей работе с учениками начальных классов значительное место уделяю организации самостоятельной проектной деятельности, направленной на создание ими собственных творческих, исследовательских проектов, который можно назвать учебными исследованиями потому, что главный их результат лежит в педагогической плоскости. Дети младшего школьного возраста, как отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи.
Первый класс — время знакомства с детьми, первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже в сентябре организую мобильный классный музей под девизом «Расскажи нам о себе». Каждый день кто-нибудь из детей приносит из дома альбомы с фотографиями, любимые игрушки, книги, рисунки, поделки, сувениры из поездок: ракушки, засушенные листья и другие вещицы. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребёнку высказаться, рассказать о себе и о том, что он принёс. Я ищу первых «исследователей», а дети получают опыт первого публичного выступления.
Постепенно начинаю задавать небольшие задания, требующие проведения микроисследований: «Когда снег скрипит под ногами?», «Где появляются узоры на стёклах?», «Какие сказки любят в твоей семье?»
уже во второй четверти первого класса, проводится урок-тренинг, на котором мы учимся, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предлагаю задание, приготовить сообщение о буром медведе. Моя задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начинаем собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
По очереди все первоклассники в течение года участвуют в классном конкурсе мини - исследовательских работ «Хочу всё знать», дети получают представление о таком конкурсе, возможно, проявится интерес к какой-то теме.
Теперь важно привлечь в союзники родителей. Провожу родительское собрание на тему «Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». С помощью презентации знакомлю родителей с разными темами исследовательских работ. Приглашаю на родительское собрание одного–двух учеников своего выпускного класса — участников школьной научно-практической конференции «Академия малых наук» для того, чтобы помочь составить представление о том, каким может быть результат исследовательской работы. Всегда находятся такие родители, которые могут поделиться впечатлениями о «научных» изысканиях своих детей, и мы договариваемся о том, как представить эту работу в классе.
Тему будущей исследовательской работы мы выбираем в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае это выбор происходит по-разному. Самый продуктивный способ — идти за интересами ученика.
Артём любит собирать грибы, хорошо их различает. Его любимая книга — определитель «Грибы». Уже в первом классе мальчик сделал открытие о существовании особого царства и сделал вывод: «Грибы — это грибы». Проводя исследование, он измерил урожайность грибов по годам в банках заготовленных на зиму грибов.
Исследовательское поведение ребёнка универсально и может быть реализовано в различных сферах: общении с природой, рисовании, конструировании, игре на музыкальных инструментах, в общении и играх со сверстниками и взрослыми, а также в других видах деятельности.
Предлагаю задания и упражнения для развития умения видеть проблемы, которые применяю на практике. Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Естественно, если смотреть на один и тот же объект с разных точек зрения, то обязательно увидишь то, что ускользает от традиционного взгляда и часто не замечается другими.
Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге);
опишите один день вашей воображаемой жизни) или используя данную концовку (…нам так и не удалось выехать на дачу; …и зайчонок мирно заснул на руках у Оли);
определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учимся выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена."Познание начинается с удивления тому, что обыденно",- говорили ещё древние греки. Гипотезы (или гипотеза) возникают как возможные варианты решения проблемы. Затем эти гипотезы подвергаются проверке в ходе исследования. Построение гипотез - основа исследовательского, творческого мышления.
В умении выработать гипотезы используем следующее упражнение:
давайте вместе подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры, полезна ли газированная вода, существует ли прямая связь между осанкой и здоровьем и т.д.Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим допустим, возможно, может быть и т. д.
Ещё важным умением для исследования является умение задавать вопросы. Ведь любое познание начинается с вопроса. Для этого использую следующие упражнения: показываю картинки с изображением людей, животных и предлагаю задать им вопросы. Другое задание, какие вопросы помогут тебе узнать новое о предмете, лежащем на столе? Игра «Найди загаданное слово» (дети задают разные вопросы об одном и том же предмете, начинающие со слов «что», «как», «почему», «зачем»). Я готовлю детей к тому, что настоящее всегда продолжается в будущем, а потому я приучаю их к дальнейшим вопросам: что ещё может интересовать тебя в этой проблеме? Что ещё ты можешь предложить или сделать? Эти вопросы пробуждают любопытство, бросают вызов воображению ребёнка.
Также необходимо научить давать определения понятиям. Поступая в первый класс по результатам исследования, у меня из 29 обследуемых – 6 человек имели высокий уровень словарного запаса, 17 человек - средний, 6 человек - низкий. Детям трудно было дать определение какому-либо предмету, ещё сложнее признаку или действию.
Для того чтобы учиться определить понятие, я применяю относительно простые приёмы: описание, сравнение своих описаний с описанием этих же предметов учёными-классиками или одноклассниками, различение (например, весна и осень - времена года, но чем они отличаются), обобщение.
Обобщение – это логическая операция перехода от видового понятия к родовому путём отбрасывания от содержания видового понятия его видообразующего признака (признаков). Для этого использую следующее задание – из приведённых понятий надо построить такие ряды, в которых каждое последующее понятие было бы родовым по отношению к предыдущему. Важным средством развития умений давать определения являются обычные загадки. Я смотрю на них не просто как на забаву, а как на весёлое, но всё же вполне серьёзное задание. Отгадка загадки – это её определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Составление и разгадывание кроссвордов также можно рассматривать как упражнение в определении понятий.
Также с детьми мы учимся классифицировать. Исследование и познание мира не сводится к восприятию предметов и явлений, их чувственному отражению. Она предполагает выделение в предметах и явлениях общих существенных признаков. С помощью классификации люди не только упорядочивают опыт в значимые для них блоки, но и преобразовывают конкретные наблюдения в абстрактные категории. Классификацией называют операцию определения понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Например, я предлагаю детям популярное задание «четвёртый лишний». Предметы классифицируем по основному признаку, по цвету, по форме и т. д. Чем больше деления, больше продуктивность мышления. А это качество очень важно в творческой деятельности. Для формирования последних умений использую задачи на классификацию с явными ошибками. Такие задачи позволяют развивать и критическое мышление, что очень важно в исследовательской деятельности.
Ещё мы учимся наблюдать. Для того чтобы наблюдение стало возможным, важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: первое – ставлю перед детьми какую-нибудь из любимых ими вещей. Рассматриваем вместе этот предмет внимательно и спокойно. Затем предлагаю детям закрыть глаза. Убираю предмет и прошу вспомнить и назвать все его детали. Следующий этап упражнения – рисуем изученную вещь по памяти. Другой блок заданий – парные картинки, содержащие различия. Хорошую возможность для развития способности к наблюдению и умению анализировать зрительные образы дают задания с намеренно сделанными ошибками.
С ребятами учимся проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют мне сформировать необходимые умения для создания исследовательской работы или проекта в третьем классе. Как же мы над этим работаем?
Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Вначале работы над исследованием знакомлю родителей и выдаю детям памятки следующего содержания:
Не ограничивай собственных исследований, дай себе волю понять реальность, которая тебя окружает.
Действуя, не бойся совершить ошибку.
Будь достаточно смел, чтобы принять решение.
Приняв решение, действуй уверенно и без сомнений.
Сосредоточься и вложи в исследование всю свою энергию и силу.
Внимательно анализируй факты и не делай поспешных выводов (они часто бывают неверными).
Затем мы детьми составляем план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта.
Темы, которые мы используем в своей работе, можно определить в три основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Применяя проектную технологию, я реализую модель ‘’обучение через открытие’’, ученик осознаёт, каким способом получен результат, какие встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Данная технология в интегрированном обучении, делает учебный процесс более полным, интересным, насыщенным.
Маша очень любит мамины торты и разные сладости, которые употребляет в очень больших количествах. При этом она худенькая. А её одноклассник Рома – наоборот. Она всё время тихонечко задавала мне вопрос: «Почему так?» Тогда мы решили выяснить всю правду о сахаре и сделать правильные выводы, развеяв некоторые мифы. При анкетировании выяснилось, что все Машины одноклассники (кроме Ромы) любят сладкое.
Самый лучший вариант, если тема исследовательской работы вытекает из интересов самого ребенка. Но часто бывает так, что ребенок хочет участвовать в конкурсе, но не знает, какую тему выбрать. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика.
Где найти темы для детских исследований, я отвечаю, что они рядом: в окружающих нас предметах и явлениях, в заголовках стихотворений и рассказов, в пословицах и детских играх. В доказательство этому приведу ещё несколько примеров исследовательских работ, сделанных моими выпускниками: «В лесу родилась ёлочка», «Моя подружка — кукла», «Экология жилища», «Экология пришкольного участка», «Как рождаются кристаллы?», коллективные проектные работы «Современный писатель Э.Успенский», «Полезные ископаемые», «Растениеводство»
К моменту выбора или окончательной формулировки темы ученик и учитель могут находиться или в начале, или в середине исследовательской работы. Чтобы помочь ребёнку довести работу до конца, потребуются время, терпение и изобретательность. Интерес к теме не погаснет, если у младшего школьника постоянно возникают новые вопросы (а их задавание нужно провоцировать), чтобы в поиске ответов ребёнок пытался выдвигать гипотезы (а это требует тренировки). Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в “помощники”, обращаясь к ним с просьбой о помощи. “Послушай, Давид Я нигде не могу найти материал о… (тема). Посмотри, пожалуйста, в своей домашней библиотеке или в Интернете.” Ребёнок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. Найденный материал мы просматриваем, попутно выясняется, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент, подобрать фотографии. Готовый материал мы вместе оформляем, и ребёнок готовится выступать на классном часе или мы включаем его выступление на одном из уроков. Естественно темы таких работ должна быть заранее продуманы учителем, а дети должны получить положительный результат.
Считаю, что в первом и во втором классах не следует требовать от ученика оформление текста доклада о результатах исследовательской работы или перекладывать эту работу на родителей. В этом возрасте опыт написания сочинений ещё недостаточный, а родители, как правило, ищут готовый текст или пишут его за ребенка. Мы выполняем эту важное дело вдвоем с учеником. Сначала вместе составляем план, затем по плану ученик устно излагает содержание работы, а я следом записываю текст или набираю его на компьютере. При этом стараюсь сохранять индивидуальные особенности речи ребенка, обороты, словарь, эмоциональную окраску — это же его доклад, а не мой. Тут же вместе прочитываем получившийся текст и редактируем его.
Вместе с тем, интересна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, я целенаправленно обучаю своих ребят использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.
Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Защита проекта - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою. Мы приглашаем администрацию лицея, родителей учеников своего и других классов, учителей начальной школы и ребят из разных классов... Презентация работ становится праздником для школьников, на котором дети получают оценку своего труда. Ребята говорят о том, что чувствуют себя настоящими учёными, общаясь между собой, находя единомышленников. В нашем классе на конкурсе исследовательских проектов места не присуждаются: все участники — победители, даже если что-то не совсем получилось. Ведь главное то, что уже произошло: ребёнок сделал открытие и рассказал о нём людям. Как у айсберга, невидимая его часть во много раз больше видимой, а значит, важнее. Но после защиты проекта проводим рефлексию проектной деятельности, в которой учащиеся отвечают на следующие вопросы:
Была ли достигнута цель проекта?
Что нового ты узнал для себя?
Научился ли ты распределять время, когда работаешь?
Что ты сделал бы по-другому?
Что получилось у тебя лучше всего?
Что для тебя было трудным в процессе работы над заданием?
Что для тебя было лёгким в процессе работы над заданием?
В процессе этого воспитывается умение воспринимать критику и уважительно относиться к точке зрения другого человека.
Ученики, чьи работы оказываются наиболее успешными, получают право на участие в школьных и городских научно-практических конференциях.
2.2 ПРОГРАММА « Организация проектно - исследовательской деятельности в начальной школе»
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.
А.Н. Колмогоров
Актуальность проблемы
Для успешного существования в динамичном окружении природа наделила человека способностью к исследовательскому поведению. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становиться важнейшей задачей современного образования.
Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются нами самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения.
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Уже в начальной школе учитель встречает таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в процессе наблюдений, опытов, экспериментов.
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Современной школе потребовались такие методы обучения, которые
- формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивают общие учебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся; - реализуют принцип связи обучения с жизнью.
Эксперты и аналитики, занимающиеся вопросами образования, в последние годы не устают повторять: если мы хотим, чтобы выпускники наших школ были успешными, знающими, чего они хотят в жизни, людьми, то особое внимание надо уделять начальному образованию детей.
Начав развивать в детях навыки научно-исследовательской работы уже в первых-четвертых классах, учителя средней школы замечают в своих учащихся, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы. А это значит, что работать с такими детьми будет не только легче, но увлекательнее и приятнее.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная и непростая работа. Она требует от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования живых объектов, наличия солидной библиотеки с серьезной литературой, и, вообще, желания углубленно работать с учащимися по изучению живых объектов.
2. Цели нашей работы можно сформулировать следующим образом:
выявление наиболее одаренных учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью в разных областях науки, и развитие их творческих способностей;
совершенствование умений и навыков самостоятельной работы детей и повышение их уровня знаний и эрудиции;
пропедевтика научно-исследовательской деятельности младших школьников;
обучение учащихся начальной школы работе в рамках саморазвития и самообразования;
поддержание тесного контакта с родителями, взаимодействие с ними в плане расширения кругозора учащихся в области научных достижений.
активизация познавательной деятельности учащихся через исследовательскую и проектную деятельность.
3. Исходя из поставленных целей, перед учителями начальной школы были поставлены задачи:
- воспитывать интерес к познанию мира, углубленному изучению дисциплин;
– готовить к выбору будущей профессии, развивать интерес к избранной специальности, помочь приобрести дополнительные знания, умения и навыки в интересующей области;
– развивать навыки научно-исследовательской работы, умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике;
– овладевать правилами обращения с необходимыми для исследовательской работы приборами и оборудованием;
– развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению отчета и доклада о результатах научно-исследовательских работ;
– пропагандировать достижения отечественной и мировой науки, техники, литературы, искусства;
В этой связи важно, чтобы учащийся с первых шагов понял конкретную значимость своего исследования, возможность его использования не только в прикладных целях, но и в практическом плане.
4. Для развития у детей навыков исследовательского поведения необходимо сформировать у них следующие умения.
1)Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2)Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3)Навыки оценочной самостоятельности.
4)Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5)Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6)Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
5. Готовность младших школьников к проектно-исследовательской деятельности.
Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям.
Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем:
1) наличие у детей ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать, то есть выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий;
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение и аргументировано его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
2) развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду формирование обобщенности умственных действий как интерактивной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформирование алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность. К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
3) опыт развернутой, содержательной, дифференцированной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на позитив;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
6. Методика работы над развитием проектно-исследовательских умений младших школьников.
Инновационный поиск новых средств работы с детьми привел педагогов нашей школы к пониманию того, что нам нужны деятельные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.)
6.1. Основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Таким образом, мы видим, что проект – это “пять П” : Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
6.2. Рекомендации по организации подготовительного периода проектно-исследовательской работы.
В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня развития проектно-исследовательской деятельности и реализации их на практике:
Преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащемуся.
Преподаватель ставит проблему, но уже метод её решения ученик ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).
На третьем - высшем - уровне постановка проблемы, поиск методов исследования и разработки решения осуществляется учащимися самостоятельно.
. Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоемок. Учитель начальной школы должен продумать замысел и разработать структуру проекта; создать организационные, дидактические и методические материалы; оформить грамоты и благодарственные письма.
На подготовительном этапе очень эффективными являются обучающие игры – исследования на различные темы, интересующие детей, в которых они знакомятся с основами проектно-исследовательской работы, получают все необходимые рекомендации по построению своей первой научной работы. Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
1) Как выбрать тему исследования. Выбрать тему не сложно, если точно знаешь, что тебя интересует, какая проблема волнует. Если не можешь сразу понять, попробуй задать себе вопросы:
- Что мне интересно больше всего?
- Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
- Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?
Правила выбора темы проекта
Способы решения проблем начинающими исследователями во многом зависят от выбранной темы. Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, выделить общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные; сделать выбор, оценив эффективность каждого способа.
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска школьник будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное мероприятие.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограниченна.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
2) Какими могут быть темы исследования?
«фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях;
«экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
«теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках (книгах, фильмах и т.д.)
3) Цель исследования.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим.
4) Задачи исследования.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
5) Гипотеза исследования.
Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.6.3. Этапы реализации проекта.
Они являются ведущими в формировании у младших школьников основных умений и навыков самостоятельной творческой поисковой работы, развитии ключевых компетенций.
Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на протяжении этапа проекта). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в классе во время проекта и др.).
Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им, задавая наводящие вопросы или предлагая ситуации, способствующие выявлению проблем. Ученики самостоятельно выбирают предмет деятельности, обсуждают подходящие методы решения проблемы, составляют расписание работы над проектом и характеризуют "конечный продукт".
Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают возможные методы исследования, поиска информации, принимают творческие решения. Они работают по индивидуальным или групповым исследовательским и творческим задача.
Источники для сбора материала во многом зависят от избранной темы. Но и актуализация поиска новых сведений создает прекрасную почву для привлечения ребенка на основе его собственных исследовательских, познавательных потребностей к работе с самыми разными источниками и средствами.
Следует учитывать, что в книге, видеофильме, информационном обзоре мы встречаемся с добытой информацией. Главный смысл настоящего исследования – найти знания самостоятельно. Учащимся можно предложить список допустимых методов исследования:
- подумать самостоятельно;
- прочитать книги о том, что используешь;
- познакомиться с фильмами по этой проблеме;
- найти информацию в сети Интернет;
- спросить у других людей;
- понаблюдать;
- провести эксперимент.
Этап подготовки к защите исследования.
Кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом. Для этого потребуется:
- Дать определения основным понятиям.
- Классифицировать основные предметы, явления, проблемы.
- Выработать суждения.
- Сделать выводы.
- Подготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования.
- Приготовить текст, макеты, рисунки, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.
Этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное ее решение: советы, рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, альманах, доклад и т. д.).
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться завершенным. Это один из главных этапов обучения начинающего исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом, ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. Время представления проекта целесообразно ограничить 7–10 мин. Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и тех, кто задавал интересные вопросы.
Отчет о работе должен содержать следующие разделы:
Введение, в котором следует четко сформулировать цель исследования (она должна быть отражена и в названии проекта) и указать проблему, на решение которой направлено исследование, место, сроки и продолжительность его выполнения, состав исследовательской группы.
Отчет о проведенных исследованиях: описание объекта исследования, методика работы, полученные результаты. Результаты должны быть систематизированы в соответствии с целью исследования и представлены в наиболее удобном для интерпретации виде: в таблицах, графиках, диаграммах, тезисах.
Выводы и прогноз: на основании полученных результатов оценивается состояние объекта на момент проведенного исследования. Можно спрогнозировать изменение этого состояния в ближайшее время и в отдаленном будущем при сохранении существующей ситуации.
Программа действий: описать мероприятия, выполненные самими ребятами, и рекомендации – перечень дел, которые дети планируют выполнить, в том числе совместно с кем-то.
Список использованной литературы.
От чего зависит секрет исследования.
- Не ограничивать собственные исследования.
- Внимательно анализировать факт и не делать поспешных выводов.
- Быть смелым, чтобы принять решение.
- Сосредоточиться, и вложить в исследование свою энергию.
- Действовать, не боясь совершить ошибку.
6.3 Презентация проектов.
Одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа.
Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными. Набор типичных форм презентации не очень велик, поэтому здесь требуется особый полет фантазии в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей ребенка – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Мультимедийная презентация обеспечивает наглядное представление результатов исследовательской работы (видеозаписи опытов, снимки полевых изысканий, календарные графики замеров температуры и др.), формирует у младших школьников навыки публичного выступления.
Особенностью проведения учебных проектов в начальной школе является активное участие родителей в исследовательской деятельности своих детей, поэтому целесообразно защиту проектов проводить во время открытых внеклассных мероприятий с приглашением и награждением взрослых благодарственными письмами.
В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Педагогической целью проведения презентации является выработка презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:
- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 7-10 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.
Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
Модель реализации исследовательских проектов в начальной школе
Этапы проектной деятельности |
| Примерные виды проектной деятельности |
Подготовительный этап проекта | Создание замысла проекта и разработка структуры |
| Заполнение шаблона разработки проекта (идея, тема, цель проекта, основополагающий и проблемные вопросы, ход проекта) |
Разработка и создание организационного материала |
| Разработка маршрута исследования; оформление пригласительных билетов для родителей и педагогов, дипломов (почетные грамоты, медали и т. д.) |
Разработка и создание дидактического материала |
| Разработка: входной и выходной анкеты для первичного |
Разработка и создание методического материала |
| Создание учебной презентации по теме исследования, web-сайта проекта; определение критериев оценивания проектов учащимися, родителями, педагогами |
Этап реализации проекта | Организационный (подготовка) |
| Демонстрация на уроке презентации проекта; создание визитки исследовательской группы; заполнение входной анкеты; проведение первичного среза знаний по теме исследования |
Текущая рефлексия |
| Заполнение шаблонов рефлексии |
Планирование |
| Корректировка маршрута исследования учителем совместно с учащимися |
Поиск |
| Поиск информации в мультимедийной энциклопедии, справочнике, сети Интернет, электронном каталоге |
Промежуточные результаты и выводы |
| Обработка информации, полученных данных с использованием электронных шаблонов; создание отчета о проделанной работе (презентация, стенгазета, альбом и др.); заполнение выходной анкеты, итоговый срез знаний по теме исследования |
Текущая рефлексия |
| Заполнение шаблонов рефлексии |
Защита проекта |
| Демонстрация отчета о проделанной работе; вручение грамот, дипломов |
Рефлексия результатов проекта |
| Заполнение шаблонов рефлексии |
Заключение
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
2.2 Организация исследовательской и проектной деятельности с младшими школьниками.
План:
Этап | Содержание | Время | Примечание |
1. Презентация педагогического опыта (Презентацию можно взять у автора) | Краткое обоснование основных идей опыта | 5 мин | Слайды |
2.Определение основных приемов работы | Раскрытие особенностей методических приемов | 5 мин | Слайды |
3. Имитационная игра | Занятия со слушателями, на котором демонстрируются технологические этапы разработки учебного исследования с использованием конкретного инструмента | 10 мин | Слайды “Алгоритм создания учебного исследования” |
4. Моделирование | Организация самостоятельной деятельности слушателей по разработке собственного учебного проекта | 10 мин | Памятки, шаблон визитной карточки проекта |
С первого класса я приучаю учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”. В первом классе на уроках возможно включение заданий, направленных на овладение общелогическими умениями (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение). Подобные задания могут иметь место на уроках обучения грамоте, математике, окружающего мира.
Например, задания, направленные на формирование мыслительных умений и навыков: выделение на слух основных компонентов ритмически организованного текста, разделение целостного изображение на элементы, проведение анализа небольшого текста, завершая его эмоциональной оценкой.
Со 2-го класса проводятся специальные занятия по исследовательской деятельности – 1 ч в неделю. Работа осуществляется по следующим направлениям:
знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.;
осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов) по различным темам.
При организации таких игр-исследований использую общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Это применение карточек с символическими изображениями методов сбора информации: подумать, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в книгах и др. Набор используемых методов исследования зависит от реальных возможностей учащихся. Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. С этой целью целесообразно показать младшим школьникам, как можно делать на бумаге краткую запись или рисунок. После этого надо выяснить, что нового узнали школьники, подумать какие выводы позволяет сделать собранная информация, что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования.
Как показывает опыт, этих кратких записей и несложных значков оказывается достаточно для фиксации несложной информации на короткий срок. Школьники быстро обучаются умению делать такие записи и создавать символы, обозначающие различные идеи.
Таким образом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.
В 3-х и 4-х классах продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин. На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления, творческих способностей младших школьников, они учатся выделять главное и видеть второстепенное. Эта работа по степени мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящих ученых.
С 1-го по 3-й класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3–4-х классах многие ученики уже знают какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору.
Тема исследования может быть фантастической, экспериментальной, изобретательской, теоретической. Учащимся начальных классов трудно определить цели и задачи исследования, выдвинуть гипотезу. Помочь им в этом – задача педагога. Главное при этом – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка. Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах своих детей. Я даю им возможность сблизиться, участвую в научно-исследовательской деятельности. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В период обучения грамоте я предложила ребятам поработать над созданием творческого альбома “Разноцветный алфавит”. По мере знакомства с новой буквой ведется оформление соответствующей странички. Такая работа позволяет приобрести коммуникативные навыки, умение работать в группе, положительно сказывается на повышении качества обучения школьников, позволяет реализовать принципы личностно-ориентированного обучения. Работа строится таким образом: кто-то из ребят проявляет свою инициативу и оформляет страничку сам, подбирая соответствующие данной букве ребусы, игры со словами, схемы-модели слов, скороговорки и другой материал. А кому-то нужно работать в паре, в группе. Не все дети умеют найти нужный материал. В этом помогает учитель. Иногда кто-то из группы только и умеет пока обвести букву по трафарету и раскрасить её. Но такая работа, безусловно, воспитывает положительное отношение к учебе.
3.Заключение.
Наблюдения за учащимися показало, что процент детей, у которых данные умения сформированы или частично сформированы, увеличивается по всем исследуемым модулям. Это говорит о том, что описанная методика работы активизирует исследовательское поведение детей.
Результаты моей работы уже видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной, детской и центральной библиотеки, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и осветить поставленный перед ними вопрос. Все ученики моего класса ежегодно принимают участие в разных конкурсах, проектах. Учащиеся имеют достаточно широкое представление об исследовательской работе ученых, в её назначении, имеют представление о планировании работы, проводят вместе со взрослыми (с группой) учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей теме, имеют и желание и возможность поделиться результатами своей исследовательской работы. А работы получаются очень интересными.
Исходя из вышеизложенного, мною сделан вывод, о том, что исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, который позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Для меня главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое, которую определяю из мониторинга мотивации к исследовательской деятельности: в первом классе наличие только ситуативного интереса; но уже начиная со второго класса – рост устойчивого и обобщённого интереса к исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
Я буду продолжать начатую работу, постараюсь найти новые формы использования исследовательской деятельности на уроках и внеклассной работе.
Библиографический список
1.Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
2.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
3.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
4.Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.
5.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
6.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
7.Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
8.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
9.Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.
10.Лакоценина Т.П. Современный урок. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.
11.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
12.Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
13.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.
14. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.
15. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.
16. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
17. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
19.Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
20.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
21.Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
22.Чечель И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула. //Директор школы. – 1998. - №3.
Приложение
Приведу пример мини-исследования:
Тема “МЕДВЕДИ”.
Первый пункт плана исследования, как правило, обозначается карточкой “Подумать!”. Например, подумав, школьники могут сделать следующее заключение о местах обитания медведей: “Медведи живут в тайге или на Севере”. Для того, чтобы зафиксировать это, ученикам надо написать несколько предложение или нарисовать на месте изображение льдин или леса. Рисунок леса будет напоминаем о тайге, а рисунок льдины – о холодном климате на Севере. Далее можно порассуждать о цвете шерсти медведей: медведи бывают бурыми и белыми. Это тоже фиксируется на местах. Далее дети выясняют (задание “Найди в книгах”) чем питаются медведи. На местах можно нарисовать землянику, грибы, корешки, рыбу и другую пищу, которой питаются медведи.
Покажу, как можно организовать исследовательскую работу во 2-м классе на уроке русского языка.
Тема: “Безударные гласные”
Цель: осуществление коллективного исследования проблемы по определенному плану (с соблюдением всех этапов), в процессе которого учащиеся овладевают практическими знаниями исследовательской деятельности.
Оборудование: карточки с названиями отделов: научный, проектный, художественный, информационный, независимые эксперты, листы-заготовки для работы в отделах, сигнальные карточки.
В ходе игры учитель выступает в роли консультанта фирмы.
1 этап (мозговой штурм)
Учитель объявляет тему и цель урока, проводит инструктаж начальников отделов.
Научный отдел – будет заниматься выдвижением гипотез; проектный – построением алгоритма; художественный – представлением проблемы в виде схемы; информационный – сбором информации (подбором конкретных примеров по теме); независимые эксперты будут заниматься индивидуальной работой по разным направлениям.
2 этап (проектирование конкретной деятельности)
Ученики работают в группах отделах.
Научный | Мы знаем 6 гласных звуков: а, о, у, ы, э, и. В корне слова в безударном положении вместо одного гласного слышится другой, следовательно, опасное место (орфограмма) требует проверки правописания. |
Проектный | Найди орфограмму Выдели корень Подбери однокоренные слова Сравни написание корней в безударном и ударном положениях Напиши правильно |
Художественный | Грибы – гриб, коты – кот
|
Информационный | Лесной – лес, речной – речка, гористый – горы, стена – стены, глаза – глаз. |
Независимые эксперты | Есть слова с безударными гласными, не проверяемые ударением: корова, огород, горох, солома и др. |
3 этан (обмен информацией, тренинг)
Ученики создают группы, в которые входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму:
Алгоритм учебного исследования:
Формулирование проблемы (выявление противоречия между имеющимися знаниями и отсутствием знаний по данной теме).
Формулировка понятия (члены научного отдела).
Алгоритм действия – постановка целей и задач (организация поиска сведений, связанных с разными сторонами данной проблемы – члены проектного отдела).
Схема-формула (члены художественного отдела).
Тренинг (члены информационного отдела).
4 этап (подведение итогов)
На этом этапе происходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов.
А теперь, уважаемые коллеги, перейдем к завершающему этапу нашей работы: моделированию, в ходе которого вы выполните самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии урока-исследования.
Предлагаю вам сделать проект урока по окружающему миру (3-й класс) на тему “Без особого труда, но не детская еда”.
Цели урока: | 1. Познакомить учащихся с необходимыми организму питательными веществами; |
2. Через исследование качественного и количественного состава питательных веществ в различных продуктах, вывести способ выбора рационального питания; |
3. Воспитание полезных привычек и внимательного отношения к своему здоровью. |
Оборудование: тетрадь “Проверь себя”, таблицы для исследования количественного состава питательных веществ, этикетки от продуктов питания, карточки с меню, картинки с изображением овощей и фруктов, сообщение о ценности витаминов.
Научный отдел | Анализ ситуации и выявление проблемы. В последнее время на российском рынке появился большой ассортимент продуктов быстрого приготовления: гамбургеры, супы быстрого приготовления, каши-минутки, чипсы, сухарики. Очень часто в рекламе этих продуктов принимают участие дети. Однако, это вовсе не значит, что рацион питания школьника должен состоять из “супов в стакане” и “хот-догов”. Некоторые из этих продуктов дети очень любят, а для тех родителей, которые живут в быстром темпе и не имеют возможности, сил и времени готовить ежедневно “правильную” еду, эти продукты представляются удачным выходом. Но так ли это? Что же представляют собой эти продукты? И всегда ли можно доверять своим вкусовым пристрастиям? |
Проектный отдел | Цель проекта: Формирование компетентности, личностного совершенствования в условиях многообразия продуктов питания; Объект исследования – наиболее употребляемые в пищу продукты питания. Задачи: Проанализировать ситуацию вкусовых предпочтений среди детей и подростков; Расширить теоретическую базу информационного поля по проблемам сохранения и укрепления здоровья школьников; Систематизировать мнения в виде схем и моделей; Организовать обсуждение результатов работы с целью выбора смысловой установки для своих действий. |
Срок реализации проекта – 5 дней.
Этапы проектной деятельности:
I этап: разработка проектного задания
1-й день: Ответить на вопросы:
все ли продукты питания полезны?
всегда ли вкусное полезно?
как ограничить вредное воздействие продуктов питания на организм человека?
II этап: проектировочный
2-й день: Обсуждение плана дальнейшей работы, распределение заданий по группам (информационный отдел)
III этап: реализация проекта
3-й день: Поиск информации (информационный отдел)
4-й день: Анализ и систематизация полученной информации в виде схем, моделей и рекомендаций (художественный отдел)
Оформление презентации.
IV этап: заключительный
5-й день: Обсуждение работ учащихся, обмен мнениями по проблеме, принятие решений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-значимый проект «Слагаемые профессионального имиджа педагога в учебно-воспитательном процессе современной школы»
Профессия педагог – особенная. Учителя – это те люди, которые всегда на виду, рядом с ними всегда находятся родители, ученики, коллеги. Однако многие убеждены, что педагогические вузы должны, пр...
Этика в профессиональной культуре педагога (практико-значимый проект)
Цель данной работы - рассмотреть роль и место этики в профессиональной культуре педагога, помочь учителю провести тестирование на определение уровня общительности, уровня культуры в общении, узнать. л...
Практико-значимый проект « Здоровьесберегающие технологии на уроках"
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческ...
Практико-значимый проект «Формирование универсальных учебных действий»
Формирование универсальных учебных действий в проектной деятельности...
Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».
Цель: показать необходимость использования игровой технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....
Практико-значимый проект по курсу: Образование и общество. Актуальные проблемы психологии и педагогики." Тема проекта: Учебная деятельность:содержание, структура, развитие.
Материал будет полезен в образовательной практике школ и учителей-предметников с целью решения следующих задач:-развитие познавательных возможностей и способностей школьников; -Расширение кругозора ; ...
Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка. Практика - значимый проект Тема работы: Обучающие игры на уроках иностранного языка.
Обучающие игры на уроках иностранного языка....