Целебные растения.
методическая разработка (2 класс) по теме

Пархоменко Елена Андреевна

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Целебные растения" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Целебные растения" и рекомендуется просмотр мультфильма "Ночной цветок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ

 г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.

Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на  тему:  "Целебные растения" первый год обучения (начальная школа). К разработке прилагается презентация "Целебные растения" и рекомендуется просмотр мультфильма "Ночной цветок"

Цели: 1. Сформировать представления  детей о лекарственных растениях.

            2. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и  человека.

            3. Развивать связную речь детей.

            4. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений.

            5. Развивать интерес к природе своей страны.

Оборудование: Компьютер, проектор, высушенные лекарственные растения (гербарий), аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав, травяной чай в кружках по количеству детей.

Словарь:  душица, лаванда, шалфей, зверобой, чабан.

                                                      Ход занятия:

 - Ребята, какие лекарственные растения вам известны?

Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.

Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. А вы догадались,  о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»? (Ответы детей).

За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.

Часто люди сами собирают травы. Может быть,  кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения?

Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие?

Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Взгляните на это растение. (Показ слайда «Душица»). Как вы думаете, почему растение так названо? (Ответы детей).

Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

  А кто угадает это растение?

       Тонкий стебель у дорожки,

       На конце его – сережки,

       На земле лежат листки –

       Маленькие лопушки.

       Нам он – как хороший друг

       Лечит раны ног и рук.          (Подорожник)

  (Показ слайда «Подорожник»).  Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы детей).

   Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

   А это растение тоже обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. (Показ слайда «Лаванда»). Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

  Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название.

     В поле сестрички стоят,

     Желтые глазки на солнце глядят,

     У каждой сестрички –

      Белые реснички.      (Ромашка)

  Может быть, кому-то из вас, приходилось лечиться с помощью ромашки? (Ответы детей). Ромашка поможет больному животику. (Показ слайда «Ромашка»).

А это шалфей. (Показ слайда «Шалфей»). Его еще зовут «чабан-чай». Кто такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

  Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу нашей страны. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это Природа.

   Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

                Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений.

2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.

3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.

4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).

7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы детей).

   Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного: беречь ее!

  А с этими растениями хорош  чай. Это чабрец и зверобой. Вот так скромно выглядят эти цветы, но зато от многих болезней лечат, а нам помогут остаться здоровыми и не заболеть.

 (Показ слайда «Чабрец и «Зверобой»).

                                     ФИЗМИНУТКА:  

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.  
( наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова.  
( вращение головой)

Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит.

                               Игра: «Аптека»:

- Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателям.

- Ребята, возможно, кто-то из Вас в будущем станет врачом и своим пациентам, кроме таблеток, будет советовать пропивать курсы целебных травок, растений. А сейчас,  давайте с Вами посмотрим мультфильм «Ночной цветок», герои этого мультфильма утенок, котенок и цыпленок  с помощью целебного цветка помогли старому псу Полкану излечиться от всех болезней. (Просмотр мультфильма).

                    Спасибо за урок!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Целебные растения. 1-2класс

Слайд 2

Цели и задачи урока: Цель: сформировать представления о некоторых лекарственных растениях страны. Задачи: 1. Закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека. 2. Развивать связную речь. 3. Познакомиться с правилами сбора и сушки лекарственных растений. 4. Развивать интерес к природе своей страны.

Слайд 3

Ребята, какие лекарственные растения вам известны?

Слайд 4

Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней.

Слайд 5

«Хранилища» знаний о лекарственных растениях. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно догадаться об их содержании. - А вы догадались, о чем написано в «Травнике»? «Цветнике»? «Зельнике»?

Слайд 6

Травы, настойки из целебных растений. За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.

Слайд 7

Часто люди сами собирают травы. Может быть, кто-то из знакомых вам взрослых тоже собирал лекарственные растения? - Кто из вас видел в аптеке лекарственные растения? Какие? - Кого из вас лечили с помощью трав? От каких болезней? Какими травами?

Слайд 8

Душица. Взгляните на это растение. - Как вы думаете, почему растение так названо? Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.

Слайд 9

А кто угадает это растение? Тонкий стебель у дорожки, На конце его – сережки, На земле лежат листки – Маленькие лопушки. Нам он – как хороший друг Лечит раны ног и рук.

Слайд 10

Подорожник. - Попробуйте догадаться, почему это растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.

Слайд 11

Это растение обладает приятным запахом, а называется оно – лаванда. Свое название она получила от древних греков, которые использовали его для растирания и мытья тела. Слово «лаванда» на их языке значит «мыть, очищать». А еще лаванда своим запахом отпугивает моль. Если в шкафу будет лежать пучок лаванды, то ни одна прожорливая моль не залетит туда.

Слайд 12

Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название. В поле сестрички стоят, Желтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички – Белые реснички.

Слайд 13

Ромашка. - Может быть, кому-то из вас, приходилось лечиться с помощью ромашки? Ромашка поможет больному животику

Слайд 14

Шалфей. А это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». - Кто такой чабан?

Слайд 15

Чабан- Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны, пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и внимательно следить за овцами и баранами. А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.

Слайд 16

Самая лучшая аптека – это Природа. Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу нашей страны. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы. Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Мы живем в мире лекарств. Но необходимо знать, что лекарственные растения могут заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут только помогать.

Слайд 17

Правила сбора лекарственных растений. 1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых растений. 2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса. 3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта. 4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок. 5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце. 6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? 7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему?

Слайд 18

Чабрец и зверобой. А с этими растениями хорош чай. Это чабрец и зверобой. Вот так скромно выглядят эти цветы, но зато от многих болезней лечат, а нам помогут остаться здоровыми и не заболеть.

Слайд 19

Физминутка. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. ( наклоны вперед и назад) Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. ( вращение головой) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.

Слайд 20

Игра «Аптека». Желтый цвет, дыряв листок, но, как доктор Айболит всех излечит, исцелит. Правила игры: Чтобы купить какое-либо лекарственное растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться, нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь». Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть вежливыми покупателям.

Слайд 21

Что я узнал о целебных растениях? Ребята, возможно, кто-то из Вас в будущем станет врачом и своим пациентам, кроме таблеток, будет советовать пропивать курсы целебных травок, растений.

Слайд 22

«Ночной цветок». - А сейчас, давайте с Вами посмотрим мультфильм «Ночной цветок», герои этого мультфильма утенок, котенок и цыпленок с помощью целебного цветка помогли старому псу Полкану излечиться от всех болезней. (Просмотр мультфильма).

Слайд 23

Спасибо за урок!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целебные звуки

Все звуки основаны не на смысловом значении, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при их произношении.Любой человек может использовать звуковую настройку для улучшения своего физического и...

Презентация "Целебное лукошко" (лекарственные растения Томской области)

Презентация выполнена  обучающимися 4 класса. Дети сами рисовали и нашли необходимую информацию о каждом представленном растении....

Реферат Целебные травы Липецкой области

Реферат Целебные травы Липецкой области...

Классный час: "Целебное чудо - овощи"

систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей;познакомить с витаминами;раскрыть значение их для человека;дать представление о рациональном пит...

Исследовательская работа по теме: "Целебные ягоды земли Тюменской"

       На сегодняшний день Тюменская область является крупнейшей в стране и одной из самых крупных в мире кладовой природных запасов, занимает ведущее место среди регионов Р...

Презентация " Целебные ягоды земли Тюменской"

Презентация к исследовательской работе....