Родительское собрание Мама или компьютер?!
план-конспект урока (3 класс) по теме

Круглова Татьяна Юрьевна

Родительское собрание в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рдительское собрание36 КБ

Предварительный просмотр:

Мама или компьютер?! Получается ничья...

    Сегодня я хотела бы обсудить проблему экранной зависимости наших детей, то есть зависимости от телевизора, компьютера, видеомагнитофона и многочисленных игровых приставок с электронными играми. Вопрос этот очень актуален сейчас для многих. (анализ анкет)

    Обсуждая сегодня с вами тему экрана, я буду обращаться к очень интересной и, безусловно, широко информационной книге Веры Абраменковой "Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба?", которая, если вы прочтете ее, расскажет вам много интересного о современном мире детства.

    Вначале же мне хочется рассказать вам, об одном психологическом исследовании, имеющем непосредственное отношение к нашей теме. Детям предложили игровую ситуацию, в которой необходимо представить себя на необитаемом острове, откуда по рации, работающей через час после приезда, через день, потом через неделю, месяц и, наконец, через год, можно заказать что-то одно из предложенного списка. В список же входили: сладости, книги, игрушки, радиоприемник, телевизор, компьютер, "видак", друг или подруга, мама, папа.

    Результат эксперимента был таким: наши дети отдали предпочтение друга, затем шли телевизор и компьютер, по 10% выбора составили мама, книги, радио.

    Вот так, мои дорогие родители, мы с вами в холостую проигрываем компьютеру. А ведь ребята еще не вполне, может быть, оценили прелести экрана, поскольку в их раннем детстве он еще не имел такого распространения. А дети предпочитают компьютер маме, папе, игрушкам, книгам, и даже сладостям! Какими же вырастут наши мальчики и девочки?!

    Да, безусловно, нам, взрослым, стоит серьезно задуматься о причинах столь парадоксального выбора самыми маленькими учащимися. Ребенок, оказавшись (пусть в воображаемой ситуации) в одиночестве на необитаемом острове, выбирает прежде всего для себя то, что более всего ему необходимо, что отвечает его насущным потребностям, мечте. И оказывается, что это компьютер и телевизор!

   Вот отрывок из одного родительского письма: "У нас проблемы со старшим сыном. Учится он неплохо, вернее учился, так как во второй четверти принес в дневнике почти одни тройки. Учителя говорят, что он способный мальчик, но какой-то пассивный, учеба его мало интересует. Зато компьютером он может заниматься часами. Сначала я даже радовалась – у сына появилось серьезное увлечение. Но увлечен он только компьютерными играми – ходилки, бродилки, стрелялки. Дня не проходит, чтобы не было ссор из-за невыполненных уроков. Пытались запретить играть на компьютере – хлопнул дверью, ушел к другу и домой вернулся только к 12 часам ночи. Не знаем, что делать..."

А вот другое письмо:

"Просто не знаем, что делать. Очень много смотрит телевизор, увлечена сразу несколькими сериалами – "Зачарованные", "Бедная Настя" и что-то там еще... Уроки не успевает делать вовремя, садится только тогда, когда приходит мама, в семь часов. Делает часто их до 10, а то и до 11 ночи. Что же будет в старших классах?.."

         Я не пытаюсь уверить вас в том, что ребенка вообще нельзя подпускать к компьютеру. Обучающие компьютерные игры, рассчитанные на детей от 3-х до 15-ти лет и старше, могут быть весьма полезными и эффективными при обучении иностранным языкам, математике и ряду других предметов, а игры-имитаторы можно использовать при освоении вождения автомобиля. Однако некоторые игры (спортивные, военные, единоборства, азартные и др.) могут быть негативны для физического и психического здоровья растущих ребят.

     Во-первых, электромагнитное излучение оказывает вредное воздействие на организм ребенка, грозя, как уверяют врачи, мозговыми нарушениями, эндокринными заболеваниями, снижением иммунитета и пр. Излучение в учебных компьютерных классах превышает норму, как показали замеры в школах, в 2, а иногда и в 50 раз!

     Во-вторых, психическое напряжение, возникающие в процессе электронных и компьютерных игр, вызывает стрессовые состояния у ребенка.

     А теперь представьте себе, уважаемые взрослые, что, придя из школы (а так бывает в современных семьях очень часто), ваш сын или дочка садится за компьютер, играет где-то около часа (уж никак не меньше), а потом садится за уроки. Практика показывает, что качество их выполнения при этом значительно снижено, да и времени затрачивается значительно больше!

     Сам по себе компьютер, конечно, ни хорош и ни плох. Он лишь инструмент, и часто весьма полезный. Но содержание, которым его наполняем мы, взрослые (разработчики, родители, покупающие определенную компьютерную продукцию), может быть весьма различным.

      О воздействии экрана на здоровье человека, и, прежде всего на психологическое здоровье, написано довольно много, хотя все-таки до широкой аудитории информация доходит очень скупо. Я обращу ваше внимание лишь на два важных момента.

     Во-первых, экран может изменить базовые потребности наших детей, такие, как потребности в игре, общении со взрослыми и сверстниками и др. Живое, человеческое уступает место технократическому, опосредованному общению и обучению. Виртуальная реальность мощно захватывает ребят.

     Во-вторых, экран посредством оптических эффектов, клиповости и других приемов влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, трансформирует традиционную детскую картинку мира в иную (виртуальную) реальность, погружая его в особые измененные состояния сознания.

     Недавний случай в Японии подтверждает сказанное. Когда около 700 детей после просмотра мультика "Карманные монстры" обратились к врачам по поводу рвоты, головной боли, эпилептических судорог, многих пришлось госпитализировать. Специалисты полагают, что эти симптомы вызваны частыми ритмическими вспышками голубого, красного и белого цветов, которые могут нарушать нормальное функционирование головного мозга.

     "Ну и что же делать? Что можно предложить ребенку вместо телевизора или компьютера?" – спросите вы. Вопрос, честно говоря, очень сложный. Сложен он хотя бы потому, что решаться должен как на уровне семьи, так и на уровне государственных структур. Ведь это очень прибыльный бизнес, и компьютерная индустрия расширяется год от года. Государственной власти не до игр и игрушек, как и не до наших детей. Защитить их от экранной зависимости, "укрепить иммунитет" против новой компьютерной идеологии  может только семья.

     Если в семье ребенку уделяется много времени, с ним играют, ходят в походы, читают и обсуждают книги, посещают театры и выставки, занимаются спортом и много еще чего делают в совместной семейной деятельности, то никакой экранной зависимости у него не возникнет. Телевизор и компьютер займут в сознании ребенка ровно столько места, насколько он для них важен и интересен.

НО!!! Вот диалог одного из моментов психологической консультации.

Мама. ...Как приходит из школы, сразу хватается за пульт телевизора. Обедаем мы у телевизора, там как раз какие-то мультяшки идут. Потом садится за уроки. Делает их еле-еле. За час кое-как пишем русский. Потом опять телевизор – очередные мультики показывают...

Психолог. Скажите, а кто в вашей семье еще любит смотреть телевизор и что обычно вы смотрите?

Мама. Вообще-то бабушка. Она смотрит утренние сериалы, потом днем что-то интересное идет, а вечером мы с нею вместе смотрим... Муж вечером смотрит свои спортивные передачи на кухне, я с бабушкой – в ее комнате, а в комнате сына нет телевизора...

     Ну что мы с вами можем требовать после этого от ребенка? Ведь подле него проходит жизнь семьи! Обычно дети увлечены телевизором в тех семьях, где им увлечены и взрослые. Здесь "ящик" становится настоящим хозяином дома. А все общение происходит под свет голубого экрана, и создается иллюзия покоя и любви.

       А я желаю вам, уважаемые родители, не виртуальной, а реальной любви, поддержки и живого человеческого общения с вашими детьми. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Мама, папа, я - дружная семья!"

Увлекательное родительское собрание-игра "Мама, папа, я - дружная семья" ....

Родительское собрание "Мама, папа, я - читающая семья!"

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьюторов и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют. что замедленность процесса чтения, отсут...

Родительское собрание"Мама, папа, я - читающая семья!"

родительское собрание для родителей первоклассников о пользе чтения...

Родительское собрание "Мамы, папы и школьные отметки"

Родительское собрание проводится с целью ознакомления родителей с нормами оценок в начальной школе....

Родительское собрание "Мамы, папы и школьные отметки"

Данное родительское собрание направлено на формирование адекватного отношения родителей к отметкам ребенка....

родительское собрание" Мама, папа и я читающая семья"

В конспекте есть памятки для родителей...