Рабочие программы 2 класс УМК "Планета знаний"
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочие программы УМК "Планета знаний " 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochie_programmy_2_klass_umk_planeta_znaniy.rar | 160.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Программа: Планета Знаний. Изобразительное искусство. Н.М.Сокольникова. Традиционная система. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. УМК «Планета Знаний». М.: АСТ, «Астрель». 2011г
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Учебный план образовательного учреждения на 2012/2013учебный год.
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:
— приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;
—освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования повседневном окружении ребёнка;
—воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:
—эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
—ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
—арт-терапевтическая, состоящая в коррекции негативных психологических состояний и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
—информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).
Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:
—сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
—сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
—ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;
—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;
—сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры,
умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
—обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
—обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;
—обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования чувству стиля);
— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;
— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
— развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.
Общая характеристика учебного предмета
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно - прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка. Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства. Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне. Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа. Изучение народного искусства учащимися включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина). Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.); декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля. Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля. На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются. Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность. Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна. Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование). Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически в процессе упражнений и творческих заданий. На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий. Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания. Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства. Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний. Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития и саморазвития ребёнка. На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности: рассматривание картин, рисование, лепка, конструирование, работа с природными материалами, иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др. Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Место учебного предмета в учебном плане
Количество часов в неделю по учебному плану 1
Количество часов в год 34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс (34 ч)
«Мир изобразительного искусства» (14 ч)
«Путешествие в мир искусства» (1 ч).
Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
«Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура.
«Мир декоративного искусства» (8 ч)
Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные
цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование
солью. Коллаж.
«Мир народного искусства» (7 ч)
Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись. Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья.
«Мир дизайна и архитектуры» (5 ч)
Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры.
Основные задачи обучения и развития:
—продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.);
—освоение живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.);
—освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями);
—продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски;
—продолжение изучения способов передачи пространства
на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых
объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа);
—продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица);
—освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.);
—продолжение знакомства с приёмами ассоциативного
рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.);
—продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры;
—продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм;
—продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
К концу 2 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;
· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;
· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;
· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;
· понимания разнообразия и богатства художественных
средств для выражения отношения к окружающему миру;
· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;
· интереса к посещению художественных музеев, выставок;
· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;
· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);
· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;
· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;
· использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.
Учащиеся получат возможность научиться:
· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);
· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;
· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);
· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;
· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;
· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна
на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;
· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;
· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
· понимать цель выполняемых действий,
· понимать важность планирования работы;
· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;
· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;
· адекватно оценивать правильность выполнения задания;
· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;
· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
· решать творческую задачу, используя известные средства;
Учащиеся получат возможность научиться:
· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;
· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;
· различать и соотносить замысел и результат работы;
· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).
Познавательные
Учащиеся научатся:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;
· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;
· характеризовать персонажей произведения искусства;
· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;
· конструировать объекты дизайна.
Учащиеся получат возможность научиться:
· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;
· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;
· уметь слышать, точно реагировать на реплики;
· учитывать мнения других в совместной работе;
· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Дата фактическая | Примечание | ЭОР |
ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА (14 ч) |
1 | Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живописца. Т.б. на уроках. | 1 |
2 | Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» | 1 |
3 | Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (продолжение работы) | 1 |
4 | Акварель. Теплый цвет. «Небо на закате» | 1 |
5 | Акварель. Холодный цвет. «Облака», «Зимнее окно» | 1 |
6 | Школа живописи. «Краски и настроение» | 1 |
7 | Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево» | 1 |
8 | Выразительные средства графики. Что может карандаш. «Нарядные елочки» | 1 |
9 | Тушь и перо. «Кувшин и яблоки» | 1 |
10 | Школа живописи и графики. «Осенний листок» | 1 |
11 | Скульптура. В мастерской художника-скульптора | 1 |
12 | Лепка декоративной чаши | 1 |
13 | Лепка рельефа «Птички». «Котик и Медвежонок» | 1 |
14 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 |
ДЕКОРАТИВНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО (15 ч) |
Декоративное искусство |
15 | Декоративное искусство вокруг нас | 1 |
16 | Декоративное рисование. «Грибы и елочки» | 1 |
17 | Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент | 1 |
18 | Монотипия. «Бабочка». «Волшебные ладошки» | 1 |
19 | Печать предметами. Печать листьями | 1 |
20 | Декоративные эффекты. Рисуем кляксами. Рисование солью | 1 |
21 | Коллаж. «Грибы». «Лесные человечки» | 1 |
22 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 |
Народное искусство |
23 | Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись | 1 |
24 | Пермогорские узоры. Прялки | 1 |
25 | Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы | 1 |
26 | Каргопольская игрушка. Полкан | 1 |
27 | Печенье «Тетёрки» | 1 |
28 | Архангельская Птица счастья | 1 |
29 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 |
МИР ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (5 ч) |
30 | Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей | 1 |
31 | Пирамиды. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки | 1 |
32 | Конусы. «Петушок». «Веселая мышка» | 1 |
33 | Цилиндры. «Веселые зверята». «Гусеничка». | 1 |
34 | Проверочный урок. Твои творческие достижения | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа по русскому языку для УМК Планета знаний 4 класс с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабосая программа УМК Планета знаний 4 класс по математике с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа УМк Планета знаний 4 класс по литературному чтению с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс
Рабочая программа УМК Планета знаний 4 класс по окружающему миру с контрольно - измерительными материалами....
Рабочая программа УМК "Планета знаний" 1 класс ФГОС
Календарно-тематическое планирование Русский язык....
Рабочие программы УМК "Планета знаний" 4 класс
Рабочие программы по всем предметам...