работа с одаренными детьми
материал по теме
Предварительный просмотр:
Роль методического объединения учителей начальных классов в работе с одарёнными детьми
Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший дар природы. Очень важно помнить, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но также очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Одарённым же принято называть того, чей дар явно превосходит некие средние возможности, способности большинства.
Идея неравномерности этого распределения вполне очевидна, однако не все с ней согласны. Как-то, смеясь, Мишель Монтень заметил, что из всех способностей Бог наиболее справедливо распределил умственные – ибо никто не жалуется на их недостаток.
Многие специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог (результата развития), так и темп развития. Внешнее окружение, или, как говорят в профессиональной литературе, среда и воспитание, либо подавляют его, либо помогают этому дару раскрыться. И подобно тому, как ювелир может превратить алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить этот природный дар в выдающийся талант.
Специалисты рассматривают детскую одарённость ещё в одном аспекте – насколько она в данное время проявлена ребёнком. Проявленную, очевидную одарённость, то есть замеченную психологами, педагогами, родителями, называют «актуальной». И напротив, одарённость, которая не сразу заметна, не очевидна для окружающих, называют «потенциальной».[1]
Многие известные учёные, музыканты, художники и даже писатели проявили свои выдающиеся способности сразу в раннем возрасте. Всем известны блестящие творческие достижения маленького В.А. Моцарта, выдающиеся успехи в детстве Ф. Гальтона, И.И. Мечникова, К. Гаусса, Н. Виннера, Г.В. Лейбница, В. Гюго. Этот список можно продолжить. Довольно часто одарённые дети становятся выдающимися взрослыми, но не всегда.
И наоборот, не менее часто дети, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Нередко выдающийся умственный потенциал, как свидетельство биографии многих известных людей, долгое время остаётся незамеченным окружающими.
Естественно, что в каждом случае причины, по которым одарённость оставалась незамеченной, различны. Потенциал может быть действительно не проявлен до определённого времени. А может быть, родители, педагоги и другие взрослые, были невнимательны к тонким движениям души и им не хватило знаний, у них не сработала интуиция и они не заметили выдающихся потенциальных возможностей и даже не рассматривали проявление творческости.
Трудно определить, кто из детей одарён. Ещё сложнее сказать, кто из них может стать и станет выдающимся учёным, художником, общественным деятелем. Но на вопрос о том, сколько всего одарённых, как и на вопрос, сколько в обществе может быть выдающихся людей, как ни странно, ответить несколько проще.
Правда, опыт показывает, что не следует спрашивать об этом у психологов и педагогов. Большинство из них при ответе на него буквально начинают захлёстывать эмоции, и они называют то 1%, то 2%, то 5%, то 20% от общего числа детей.
Более объективны в данном случае специалисты по математической статистике. Для ответа на этот вопрос они пользуются не наблюдениями, в которых уже по определению велик элемент субъективизма, и не результатами экспериментов, которые можно истолковать по-разному, и уж конечно не руководствуясь эмоциональными порывами, а опираясь на строгие математические законы, описывающие природные явления. Один из них – закон нормального распределения (закон Гаусса).
Показатели интеллектуальной одарённости по тесту американского психолога Дэвида Векслера
IQ (показатель) | Уровень интеллектуального развития | % | |
1 | 130 и выше | Весьма высокий интеллект | 2,2 |
2 | 120-129 | Высокий интеллект | 6,7 |
3 | 110-119 | Хорошая норма | 16,1 |
4 | 90-109 | Средний уровень | 50,0 |
5 | 80-89 | Сниженная норма | 16,1 |
6 | 70-79 | Пограничный уровень | 6,7 |
7 | 69 и ниже | Умственный дефект | 2,2 |
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]
Естественно, возникает вопрос, о каких достижениях идёт речь. В специальной литературе чаще всего выделяют несколько категорий детей, которых обычно и называют одарёнными:
- дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (интеллектуальная одарённость);
- дети с высоким уровнем творческих способностей (творческая одарённость);
- дети, достигающие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др.); эту категорию детей чаще всего называют талантливыми;
- дети, хорошо обучающиеся в школе (академическая одарённость).[1]
Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления. Отметим. Что все они не точны с точки зрения современной психологии. Но приходится констатировать, что образовательная практика реагирует преимущественно на эти четыре категории.
Согласно учению Джозефа Рензулли, одарённость представляет собой сочетание трёх характеристик:
- интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
- творческости;
- настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).
Задача наших педагогов в том, чтобы создать условия, при которых любой ребёнок мог бы продвигаться по пути к собственному совершенству, умел мыслить самостоятельно, нестандартно.
Этот путь мы называем «самосовершенствование ребенка в условиях образовательного процесса».
Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.[1]
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими и очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки таких достижений) в том или ином виде деятельности.[1]
Проблема одарённых детей рассматривается и нашим Методическим Объединением. Одной из задач, над которой работают учителя МО, является разработка системы мер по организации индивидуального сопровождения одарённых детей:
- теоретическое изучение проблемы детской одарённости на заседаниях МО;
- составление картотеки одарённых детей по разным направлениям, предметам;
- организация индивидуальной и дифференцированной работы на уроках;
- выбор рационального темпа обучения;
- всемерное стимулирование интереса сильноуспевающих;
- внедрение на уроках заданий повышенной трудности, на смекалку, сообразительность, заданий, требующих нахождения различных способов решения;
- привлечение одарённых детей к участию в различных предметных конкурсах, викторинах, олимпиадах, Дне науки, КВН, конкурсе «Кенгуру»;
- использование на уроках дополнительных заданий;
- привлечение одарённых учащихся к подготовке и изложению некоторых вопросов нового материала на уроке, к выполнению заданий творческого характера, нестандартных задач.
С целью выявления одарённых детей в школе в течение ряда лет проходят международные конкурсы: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «Английский бульдог» где учащиеся моего класса принимают активное участие. Они занимают призовые места и получают сертификаты об участии.
В рамках нашей школы ежегодно по параллелям проходят различные конкурсы и соревнования. Так, например, у нас ежегодно проходит шахматный турнир, среди учащихся 2–4 классов. Победители были награждены грамотами.
В школе ежегодно проходят и творческие конкурсы. В выставке творческих работ «Умелые руки моей семьи» приняли участие пятеро учащихся класса (Васильев Андрей, Зинкевич Павел, Шванченкова Алина, Новикова Маргарита, Тимофеева Анастасия) и стали победителями в различных номинациях.
В преддверии Нового года в декабре месяце прошёл конкурс рисунков «Зимушка – зима». Ребята приняли активное участие. Лучшие художники были награждены грамотами (Левченкова Алина, Новикова Маргарита).
В нашей школе уже традиционной стало проведение предметных недель. Каждая неделя посвящается отдельному предмету. На этой неделе проводятся нетрадиционные уроки, олимпиады по параллелям, конкурсы и викторины. В ходе олимпиад, конкурсов и викторин выявляются лучшие. Победители награждаются грамотами. Также на каждой предметной неделе учащиеся выпускают предметные газеты с заданиями на смекалку, логическое мышление, развитие творческих способностей и воображения учащихся.
В рамках предметной недели проводятся викторины по чтению и окружающему миру. Принимая активное участие в викторинах по чтению, учащиеся придумывают загадки, пословицы. И оформляют их в книжки-малышки. А некоторые из учащихся сочиняют стихотворения.
Новый год для друзей
Пришла холодная зима,
Укрыла снегом все дома.
Красиво белый снег кружится.
На землю тихо он ложится,
Сугробы спрятали леса.
И мы опять ждём чудеса.
В улыбках наши лица,
Ведь Новый год к нам мчится!
И добрый Дедушка Мороз,
С мешка достанет радость воз.
А ёлка зелёного цвета
В гирлянды и бусы одета.
Зазываем мы гостей.
Приходите к нам скорей,
Ждём мы в гости
Всех друзей! (Терещенков Евгений, 9 лет)
Работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одарённых. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.
Литература:
1. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одарённости / Д.Б. Богоявленская. – М.: 2003
2. Бурменская Г.В. Одарённые дети / Г.В. Бурменская, В.М. Слуцкий. – М.: Просвещение, 1991
3. Монтень М. Опыты / М. Монтень. – М.: Правда, 1991
4. Савенков А.И. Одарённый ребёнок дома и в школе / А.И. Савенков. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004
5. Тест Векслера / Детский вариант (показатели интеллектуальной одарённости)
План проведения предметных недель в начальной школе
дата | мероприятие | время |
С 1 по 5 февраля | Неделя математики Олимпиады по математики 3 февраля: 3 классы (каб.33) 4 классы (каб.206) С 1 по 4 класс уроки математики проводятся в нетрадиционной форме 3а,в,д,4а,в,д готовят предметную газету | 12.40-13.30 13.40-14.25 |
С 8 по 12 февраля | Неделя русского языка Олимпиады по русскому языку 10 февраля: 3 классы (каб.33) 4 классы (каб.205) С 1 по 4 класс уроки русского языка проводятся в нетрадиционной форме 3б,г,4б,г готовят предметную газету | 12.40-13.30 12.40-13.30 |
С 16 по 20 февраля | Неделя знатоков природы и любителей книги Олимпиады по природоведению 18 февраля: 3 классы (каб.31) 4 классы (кааб.33) День книголюба 19 февраля Обзор книг «Я советую вам прочитать» Викторины по литературным произведениям, конкурс иллюстраций к произведениям | 12.40-13.30 12.40-13.30 |
22 февраля | Подведение итогов предметной недели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/28/picture-209926-1380377818.jpg)
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/01/picture-335060-1591034823.jpg)
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/12/picture-663928-1552410787.jpg)
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/13/picture-842247-1510601913.jpg)
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/09/picture-200359-1520566790.jpg)
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/29/picture-210109-1375088601.jpg)
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-547042-1610641130.jpg)
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....