Отчёт творческой группы по теме: «Работа над реализацией ФГОС в первых классах»
статья (1 класс) на тему
В данной статье представлен отчёт о проделанной работе творческой группы учителей, работающих над реализацией ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г. Асино
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_realizaciey_fgos_v_pervyh_klassah.docx | 23.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчёт о работе творческой группы по теме:
«Работа над реализацией ФГОС в первых классах»
С 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ №4 г. Асино введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО), который потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.
В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработан план работы творческой группы по введению и апробации ФГОС, перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы.
Пройдены курсы повышения квалификации учителей начальных классов по проблемам внедрения ФГОС НОО. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта: оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 1а, в, г классы (кл.рук.Леонова Е.А., Далалаева В.А, Заврина С. С.) обучаются по УМК «Школа России»; 1б класс (кл.рук. Шефер Т. В)– по УМК «Школа XXI век», утвержденным МО РФ.
Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в кружковой работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.
С родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.
Внеурочная деятельность у нас организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Во внеурочную деятельность у нас входят: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи, отработка вычислительных навыков и работа по обучению чтению), занятия с психологом и логопедом: индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки в школе и вне школы, посещение которых мы отслеживаем, занятия в музыкальной школе
Вся работа вне урока относится к внеурочной деятельности.
Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе нашего общеобразовательного учреждения.
Разработали и утвердили программы и планирование для организации внеурочной деятельности учащихся первых классов. (Октябрь) (Программы у завуча Андреевой Оксаны Леонидовны).
- Это работа в модулях(«Все цвета кроме чёрного» Шефер Т.В., «Занимательная математика» Леонова Е.А., «По тропе здоровья» Далалаева В.А., «Россия – Родина моя» Заврина С.С., ), кружки: тестопластика (Далалаева В.А., Заврина С.С.), творческие мастерские (Ефименко И.В., Горбунова О.Н.), «Спортивная планета» (Леонова Е.А., Шефер Т.В., Далалаева В.А., Заврина С.С.), в школе для первоклассников работает работает ИЗО кружок (Бедарева Т.Б.).
С учениками дополнительно после уроков занимались логопед, психолог. Они помогли учителям при работе с учениками, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной подготовкой и нарушениями речи.
Одним из важнейших условий реализации основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.
Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей. Для успешной учебной деятельности учащихся школа частично оснащена печатными и электронными носителями учебной (образовательной) информации, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет.
Школой были направлены финансовые средства на создание современных условий необходимых для реализации ФГОС, для формирования современной образовательной среды, для достижения нового результата образования.
Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования, школа должна решить следующие проблемы:
обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;
- обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.
- продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг.
Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:
• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;
• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;
• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;
• дифференцировать учащихся по успешности обучения.
В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:
- анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;
- восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);
- восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).
Проведена входная диагностика.
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.
Результаты комплексной работы, проведенной в 1-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:
- Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;
- Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;
- Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний.
Итоговое оценивание школьника за год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями 1-х классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.
К концу года был собран соответствующий накопительный материал.
Таким образом, подходы стандарта предопределяют аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.
Первый год показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.
2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.
3. Финансовое обеспечение реализации ФГОС.
Для успешной реализации ФГОС второго поколения необходимо:
1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями ФГОС.
2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.
3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.
4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.
5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;
6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.
ПРОВЕДЕНА РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС НОО
1.Работа с родителями будущих первоклассников:
- Мы провели общешкольное родительское собрание в августе, а так же общешкольное родительское собрание в сентябре по теме «Нововведения в учебную и внеурочную деятельность в рамках реализации ФГОС НОО» начального общего образования
- Подписали договора с родителями о предоставлении общего образования
МОУ СОШ №4.
2.Диагностические работы совместно с психологом по темам:
- "Готовность ребёнка к школе" (Сентябрь), "Адаптация к школьному обучению" (Ноябрь). Ольга Ивановна провела диагностику и представила отчёт о результатах на родительских собраниях в классах. (Результаты диагностики находятся у кл. рук.)
3.Разработали и утвердили календарно-тематическое планирования программ учебных предметов, которые находятся в метод. кабинете. (Сентябрь)
4.Разработали и утвердили программы и планирование для организации внеурочной деятельности учащихся первых классов. (Октябрь) (Программы у завуча Андреевой Оксаны Леонидовны).
5.Изучение системы оценки планируемых результатов обучающихся.
- Разработаны карты индивидуального развития и листы индивидуальных достижений, а так же система оценки этих достижений. (Октябрь). Карты и критерии оценки имеются у классных руководителей.
6. Практическая работа по обмену опытом
«Организация и проведение опытно-поисковой, исследовательской деятельности учащихся в первых классах».
7. Работа по организации системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся, т.е. портфолио.
8. Проведены комплексные контрольные работы в первых классах
Выводы:
1.Проделана большая работа в ходе реализации ФГОС НОО;
2. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии
3.Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы (презентация) "Реализация ФГОС НОО: первые результаты и опыт"
В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призв...
Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.
Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....
Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»
В статье говорится о методах организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО. ...
Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»
В данной статье разбираются формы работы группы продленного дня в условиях реализации ФГОС НОО...
Актуальные педагогические технологии и практика работы педагога-воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС.
В данной работе рассмотрены наиболее актуальные педагогические технологии в работе воспитателя ГПД в современной школе....
Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО» Киселева А.Ю.
Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро мен...
«Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»
laquo;Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»Калиберда Е.В. воспитатель ГПДГБОУ гимназия №540 Приморского района Санкт-ПетербургаОсновной целью образовательной...