Отчёт творческой группы по теме: «Работа над реализацией ФГОС в первых классах»
статья (1 класс) на тему

В данной статье представлен отчёт о проделанной работе творческой группы учителей, работающих над реализацией ФГОС НОО второго поколения в МБОУ СОШ №4 г. Асино

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_realizaciey_fgos_v_pervyh_klassah.docx23.29 КБ

Предварительный просмотр:

 Отчёт о  работе творческой группы по теме:

«Работа над реализацией ФГОС в первых классах»

         С 1 сентября 2011 года в МБОУ СОШ №4 г. Асино введён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС  НОО), который  потребовал серьёзных изменений на начальной ступени образования, в организации школьной жизни, в деятельности всего педагогического коллектива.

В школе была собрана вся необходимая нормативно-правовая база. Имеется в наличии в электронном виде  нормативно-правовая база федерального, регионального и муниципального уровня, регламентирующая деятельность по апробации условий внедрения ФГОС. Документация школьного уровня так же подготовлена в полном объёме. Разработан план работы творческой группы по введению и апробации ФГОС,   перечень мероприятий по апробации материалов, регламентирующих создание методических, кадровых, материально-технических и санитарно-гигиенических условий для полноценной реализации основной образовательной программы начального общего образования.

             Накануне нового учебного года интенсивно проводилась информационная работа с родителями будущих первоклассников по вопросам организации обучения детей, обсудили проект стандартов, познакомили родителей с образовательной программой школы.

                           Пройдены курсы повышения квалификации учителей начальных классов по проблемам внедрения ФГОС НОО. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Их можно достигнуть, благодаря современным УМК, включающим  учебные пособия нового поколения, отвечающие всем требованиям стандарта:  оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. 1а, в, г классы (кл.рук.Леонова Е.А., Далалаева В.А, Заврина С. С.) обучаются по УМК «Школа России»; 1б класс (кл.рук. Шефер Т. В)– по УМК «Школа XXI век», утвержденным  МО РФ.  

             Система заданий разного уровня трудностей, сочетание индивидуальной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в кружковой работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития.

            С родителями учащихся заключён договор новой формы, закрепляющий права и обязанности всех участников образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

 Внеурочная деятельность у нас организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Во внеурочную деятельность у нас  входят: индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи, отработка вычислительных навыков и работа по обучению чтению), занятия с психологом и логопедом: индивидуальные и групповые консультации для детей различных категорий, экскурсии, кружки в школе и вне школы, посещение которых мы отслеживаем, занятия в музыкальной школе

 Вся работа вне урока относится к внеурочной деятельности.

 Содержание внеурочной деятельности отражено в основной образовательной программе нашего общеобразовательного учреждения.

Разработали  и утвердили программы и планирование для организации внеурочной деятельности учащихся первых классов. (Октябрь) (Программы у завуча Андреевой Оксаны Леонидовны).

-  Это  работа в модулях(«Все цвета кроме чёрного» Шефер Т.В., «Занимательная математика» Леонова Е.А., «По тропе здоровья» Далалаева В.А., «Россия – Родина моя» Заврина С.С., ),  кружки:  тестопластика (Далалаева В.А., Заврина С.С.), творческие мастерские (Ефименко И.В., Горбунова О.Н.), «Спортивная планета» (Леонова Е.А., Шефер Т.В., Далалаева В.А., Заврина С.С.), в школе для первоклассников работает  работает ИЗО кружок (Бедарева Т.Б.).

  С учениками  дополнительно после уроков занимались логопед, психолог. Они помогли учителям при работе с учениками, требующими индивидуального подхода, с низкой школьной подготовкой и нарушениями речи.

          Одним из важнейших условий реализации  основной образовательной программы начального общего образования является материально-техническое обеспечение как общепредметное, так и оснащение внеучебной деятельности – это, в первую очередь, библиотечный фонд, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, наглядные средства – приоритеты отдаются средствам и объектам обучения нового поколения, учитывающим современные тенденции в технике и технологиях, ориентированным на применение и реализацию компетентностного подхода.

           Информационно-методические ресурсы занимают свое место в системе ресурсного обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования. Учителями накапливаются и сохраняются материалы о личностном развитии учащихся (портфолио, диагностические карты, отслеживается мониторинг обученности учащихся), дифференцированно составляются планы по предметам, обобщаются опыты работы учителей. Для успешной  учебной деятельности учащихся  школа частично оснащена печатными  и электронными  носителями учебной (образовательной) информации, цифровыми образовательными ресурсами. Имеет доступ в Интернет.

               Школой были направлены финансовые средства на создание современных условий    необходимых для реализации ФГОС, для формирования современной образовательной среды, для достижения  нового результата образования.

            Для полной реализации условий и ресурсного обеспечения образовательных программ начального общего образования, школа  должна решить  следующие проблемы:

обеспечение современным нормативно-программным и учебно-методическим сопровождением содержательной части новых стандартов;

- обеспечение диагностическим инструментарием по оценке достижения планируемых результатов обучения.

- продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

         С первых дней педагогами школы ведется образовательный мониторинг.

       Диагностический анализ даёт возможность получить объективную и очень конкретную информацию об уровне усвоения каждым школьником программного материала:

• выявить и измерить уровень успешности обучения по предметам каждого ученика, класса;

• определить уровень усвоения отдельных тем из изученного курса;

• выявить затруднения учащихся и пробелы в их подготовке;

• дифференцировать учащихся по успешности обучения.

       В начале сентября в  классах был проведен  мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Оценка процесса адаптации проводилась через:

        - анализ собственной продуктивной деятельности ребенка и результатов его психологического тестирования;

        -   восприятие учителя (который взаимодействует с ребенком в школе);

          - восприятие родителя (который видит проявление реакций адаптации ребенка в домашней обстановке).

Проведена входная диагностика.

         Входные диагностики  были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.

          Результаты  комплексной работы, проведенной в 1-х классах, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило:

  - Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность;

   - Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов;

- Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить  взаимосвязь разных областей знаний.

              Итоговое оценивание школьника за  год непосредственно зависит от интегральной критериальной оценки сформированности универсальных учебных действий, отражающейся в их «Портфолио - портфеле достижений». Учителями 1-х  классов заведены «Портфолио» на каждого ученика.

К концу  года был собран соответствующий накопительный материал.

              Таким образом, подходы стандарта предопределяют  аналогичный тип отношений между учителем и учащимся – на основе принятия взаимных обязательств (договоренностей) в отношении изучаемого содержания образования и уровня его освоения, составляющих основной предмет их взаимодействия. Тем самым закладываются основы для реализации педагогики сотрудничества. Практическая значимость диагностических исследований заключается в том, что систематизированные качественные характеристики и показатели образовательного мониторинга позволяют определить фактический уровень успешности обучения и развития учащихся.

          Первый год показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:

1. Недостаточность оснащения современными техническими средствами в каждом отдельном классе.

2. Отсутствие комнат релаксации для детей с ослабленным здоровьем, которым необходим дневной сон и дополнительный отдых.

3. Финансовое обеспечение реализации ФГОС.

            Для успешной реализации ФГОС второго поколения    необходимо:

1. Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии с Требованиями   ФГОС.

2. Формировать материальную базу, комнаты отдыха и игровые.

3. Разработать критерии системы оценивания учащихся во второй половине дня.

 4. Продолжить работу по формированию банка образовательных программ для второй половины дня.

5. Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с планируемыми результатами освоения программ начального образования;

6. Сформировать электронные ресурсы для обеспечения деятельности учителей начальных классов.

ПРОВЕДЕНА РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИЮ ФГОС НОО

1.Работа с родителями будущих первоклассников:

-   Мы провели  общешкольное родительское собрание в августе, а так же общешкольное родительское собрание в сентябре по теме «Нововведения в учебную и внеурочную деятельность  в рамках реализации ФГОС НОО» начального общего образования

 -  Подписали договора с родителями о предоставлении общего образования

 МОУ  СОШ №4.

2.Диагностические работы  совместно с психологом по темам:

-  "Готовность ребёнка к школе" (Сентябрь),  "Адаптация к школьному обучению" (Ноябрь).  Ольга Ивановна провела диагностику и представила отчёт о результатах на родительских собраниях в классах. (Результаты диагностики находятся у кл. рук.)

3.Разработали  и утвердили  календарно-тематическое планирования программ учебных предметов, которые   находятся в метод. кабинете. (Сентябрь)

4.Разработали  и утвердили программы и планирование для организации внеурочной деятельности учащихся первых классов. (Октябрь) (Программы у завуча Андреевой Оксаны Леонидовны).

5.Изучение системы оценки планируемых результатов обучающихся.

-  Разработаны карты индивидуального развития и листы индивидуальных достижений, а так же система оценки этих достижений. (Октябрь). Карты и критерии оценки имеются у классных руководителей.

6. Практическая работа по обмену опытом

 «Организация и проведение опытно-поисковой, исследовательской деятельности учащихся в первых классах».

7. Работа по организации системы внутренней накопительной оценки достижений обучающихся, т.е. портфолио.

8. Проведены комплексные контрольные работы в первых классах

Выводы:

1.Проделана большая работа в ходе реализации ФГОС НОО;

2. Большая часть педагогов школы знакомы и умеют применять на практике различные инновационные технологии

3.Анализ инновационной деятельности школы показывает, что модернизация структуры и содержания образования, педагогических технологий, существенно повысила эффективность функционирования и развития ОУ. Что позволило сформировать такие параметры, как вариативность, открытость, адаптивность, органично интегрирующие школу в социальную инфраструктуру района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы (презентация) "Реализация ФГОС НОО: первые результаты и опыт"

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призв...

Основные направления деятельности воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС. Психолого-педагогическая характеристика группы.

Основные задачи в работе воспитателя ГПД, примерная психолого-педагогическая характеристика группы....

Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»

В статье говорится о методах организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО. ...

Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»

В данной статье разбираются формы работы группы продленного дня в условиях реализации ФГОС НОО...

Актуальные педагогические технологии и практика работы педагога-воспитателя группы продленного дня в условиях реализации ФГОС.

В данной работе рассмотрены наиболее актуальные педагогические технологии в работе воспитателя ГПД в современной школе....

Статья: «Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО» Киселева А.Ю.

Основной целью образовательной деятельности, обозначенной в федеральном государственном образовательном стандарте, является воспитание всесторонне развитой личности, способной к адаптации в быстро мен...

«Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»

laquo;Организации работы группы продлённого дня в условиях реализации ФГОС НОО»Калиберда Е.В. воспитатель ГПДГБОУ гимназия №540 Приморского района Санкт-ПетербургаОсновной целью образовательной...