Детское научное общество
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Цель min – проявить и поддержать творчество, поддержать собственную творческую деятельность ребенка.

Цель max – целенаправленно в процессе обучения и воспитания формировать и развивать творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dno.doc221 КБ

Предварительный просмотр:

Организация детского научного общества ДНО

учащихся  4 класса Б

как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Пояснительная записка.

Актуальность.

Современная система образования столкнулась с беспрецедентной в своей истории задачей. Темпы и содержание происходящих вокруг изменений необычно высоки. Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире. Принятие новых образовательных стандартов диктует нам, учителям, новые подходы в организации учебной и внеучебной деятельности учащихся.

Содержание.

В нашей школе из всего разнообразия концепций одарённости, была выбрана концепция «Творческой одарённости» (автор академик Матюшкин А. М.), согласно которой, одним из главных показателей одарённости является творчество: одарённый ребенок = творческий ребенок, причем творческий ребенок не столько усваивает чужое, сколько создает своё. Отсюда выдвигаются требования к содержанию и организации образовательного процесса, к обучению и воспитанию:

Цель min – проявить и поддержать творчество, поддержать собственную творческую деятельность ребенка.

Цель max – целенаправленно в процессе обучения и воспитания формировать и развивать творческие способности.

 Учителями нашей школы Черепановой О.П. –учитель начальных классов; Гуренковой Е.А. - зам.директора по информатизации и введению ФГОС была разработана РАБОЧАЯ ПРОГРАММА детского научного общества «Три кита» (курс начальной школы – 1, 2, 3, 4 классы),где  за основу содержания программы ДНО взят УМК «Перспективной начальной школы», которая легла в основу создания ДНО в 4 классе Б.

  Деятельность детей в ДНО была построена в форме клубной работы (с участием учащихся из одного класса).

Обучающиеся объединяются в клубы по трём направлениям :

1. Клуб «Мы и окружающий мир» (проектно-исследовательская деятельность в предметной области «Обществознание и естествознание»).

2. Клуб «Секреты математики» (решение практических и проектных задач в

интеграции с предметной областью «Обществознание и естествознание»).

3. Клуб «Ключ и заря» (Посредством интеграции предметных областей «Филология» и «Искусство» освоение основ нравственно-этических и эстетических норм, принятых в обществе, художественной культуры, развитие устной и письменной речи, приобретение навыков собственного суждения на основе анализа, сравнения, олицетворения, контраста, синтеза и аргументирования его с учётом ситуации общения).

Механизм работы.

1. Работа ДНО была начата с диагностики участников ДНО, которая проводилась совместно с психологом.

2. Дальнейшее сотрудничество учеников 4 класса Б и педагога предполагало различные формы работы:

-индивидуальная и групповая работа учащихся над проектом под руководством педагога;

-массовая работа ДНО «Поиск»:

  1. Заседания;
  2. Творческие мастерские;
  3. Научно-практические конференции;
  4. Предметные классные, школьные и муниципальные олимпиады по русскому языку и математики;
  5. Международный математический конкурс «Кенгуру»;
  6. Конкурс «Русский медвежонок»;
  7. Всероссийский конкурс «Классики»

Заседание ДНО проводится 4 раза в четверть, где ребята в доступной форме знакомятся с постановкой цели и задачи исследования, с различными методами исследования, учатся оформлять свои работы.

3. Заключительным этапом является участие детей в школьной научно-практической конференции. Защита- венец исследования. О выполненной работе надо рассказать и защитить. В ходе защиты ребёнок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

  Тематическое планирование занятий в научном клубе

СЕКРЕТЫ МАТЕМАТИКИ

1

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ПУТЬ «ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.7-9

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

2

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ЗВЁЗДЫ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.7-10

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

3

Заседание клуба по теме «Практическая задача «СЛАВЯНСКИЕ ЦИФРЫ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с. 9-12

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

4

Заседание клуба по теме «Практическая задача «КОПЕЙКА»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.15-17

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

5

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ОРЕХИ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.18-21

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

6

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ЛЕСНЫЕ БОГАТСТВА РОССИИ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.13-15

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

7

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ЗЕМЛИ, НЕ ОСВОЕННЫЕ ЧЕЛОВЕКОМ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.16-18

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

8

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ГРОМ И МОЛНИЯ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.21-23

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

9

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.26-28

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

10

Заседание клуба по теме «Практическая задача «КОЛОКОЛА»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.29-34

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

11

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ ПО ЧЕРНОМОРСКОМУ ПОБЕРЕЖЬЮ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.19-21

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

12

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.35-38

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

13

Заседание клуба по теме «Практическая задача «СКОЛЬКО СОЛИ В СОЛЁНОЙ ВОДЕ?»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.22-23

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

14

Заседание клуба по теме «Практическая задача «СКОЛЬКО ВОДЫ ВЫТЕКАЕТ ИЗ КРАНА»

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.42-44

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

15

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ТРУДОЛЮБИВЫЕ ПЧЁЛЫ»»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.24-25

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

16

Заседание клуба по теме «Практическая задача «БЫСТРО ЛИ РАСТЁТ ЧЕЛОВЕК?»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.26

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

17

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ВОЛОСЫ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.27-28

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

18

Заседание клуба по теме «Практическая задача «СКОРОСТЬ, С КОТОРОЙ ТЕЧЁТ КРОВЬ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.29

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

19

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ СЕРДЦА»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.30-31

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

20

Заседание клуба по теме «Практическая задача «СКОЛЬКО СТОЯТ ДЕНЬГИ»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-1 с.32-33

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

21

Заседание клуба по теме «Практическая задача «ТАРИФ ИНТЕРНЕТА»

1

Тетрадь в практических заданиях № 3-2 с.45-47

Подготовить отчёт и отправить в Конструкторское бюро

Итого

21

Всего за 4 года

55

Результативность.

        1. В 2012г в школьной научно- практической конференции обучающихся «Мы и мир вокруг нас» участвовали 10 учащихся 4 класса Б , предоставив 8 проектов на суд строго жюри. Свои исследования учащиеся защитили достойно:

I место Кораблёва Марина «Куклы из бабушкиного сундука»

II место Фёдорова Валерия «Чудеса света»

III место Абышева Софья «Единорог»

         2. На  областном конкурсе детских исследовательских работ «Твори, исследуй, пробуй!» ТГПУ, который проходил 23 марта 2012г.,  приняли участие 2 учащихся, предоставив групповой проект «Чистота залог успеха». Работа была оценена высшим баллом.

Дипломом  за лучшую групповую исследовательскую работу были награждены Антонюк Даниил и Ромашенко Александр.

        3. В областной творческой конференции учащихся «Наука. Творчество. Исследование» ( г. Северск 2012г.) с проектом « Изготовление мыла в домашних условиях» приняли участие Антонюк Даниил и Ромашенко Александр. В секции «О, сколько нам открытий чудных…» были награждены Дипломом практическая значимость.

4. На Межрегиональной научно-практической конференции школьников «Я изучаю мир» 18.12.2011г. Антонюк Даниил 4класс Б  был награждён почётной грамотой за оригинальность проекта.

5. На областном конкурсе «Растения нашего края»  в номинации «Весёлый гербарий» 2011г.Антонюк Даниил 4класс Б  был награждён дипломом II степени.

6.I место Хайрова Ольга на всероссийском игровом конкурсе «Золотое руно-Х».

7. Результаты игры- конкурса «Русский медвежонок»-2011г.:

I место по школе- Кораблёва Марина

II место по школе- Неушев Константин

III место по школе – Исаева Алиса

8. Результаты игры- конкурса «Кенгуру»:

III место по школе- Хайрова Ольга.

9. На очном  Всероссийском конкурсе «Классики»- октябрь 2011г. приняли участие 10 человек:

I место в регионе (14место в России)– Гилёв Кирилл

I место в регионе(14место в России)- Кораблёва Марина

II место в регионе(43место в России) - Ромашенко Александр

IV место в регионе(50 место в России) - Ромашенко Екатерина

V место в регионе(51место в России) - Хайрова Ольга

 6. Ученик 4 класса Б, Антонюк Даниил, принял активное участие во Всероссийской  заочном конкурсе «Познание и творчество» 2011/2012г.г. (задания осеннего тура):

  1. Конкурс «Лес наше богатство» - награждён дипломом  III степени.
  1. Конкурс «Лингвистическая археология» - лауреат, свидетельство участника.
  2. Конкурс «Окружающий мир» - лауреат, свидетельство участника.
  3. Конкурс «Тайны животного мира» -лауреат, свидетельство участника.

        

Нужно также отметить, что своим опытом работы мы поделились на городском семинаре «Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие формирования УУД», где провели занятие клуба «Производительность сердца». Занятие получило только отличные отзывы.

Развивая исследовательское мышление младших школьников, учит их сомневаться, искать, сравнивать, активно развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, что без всякого сомнения очень пригодится ребятам в последующем обучении в средних и старших классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научное общество "Совет всех существ"

В данном материале рассмотрены экологические проблемы района и взгляд детей на данную ситуацию....

Организация деятельности в научном обществе младших школьников

Задача учителя – дать каждому ребенку возможность раскрыть собственный потенциал, позволить ему свободно действовать. Усилия учителя не должны быть направлены только на изучения школьных предметов. Вн...

План работы научного общества учащихся "Поколение"

План  работы  научного общества учащихся начальной школы "Поколение" на четыре года. Для чего нужно знать историю своей семьи? Составление родословной. Составление генеалогического древа....

Заседание Научного общества учащихся "Своя игра"

Обобщающее занятие проводится в виде интеллектуальной игры "Своя игра".Предлагаются детям разные по сложности задания по разделам:"Логика", "Наблюдательность", "Умение видеть проблему", "Классификация...

Положение о научном обществе учащихся "Юный исследователь"

Организация научно-исследовательской деятельности школьников позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, позволяет систематизировать, обобщать, ...

Обобщение опыта работы по теме "Детское научное общество как одна из форм организации исследовательской деятельности младших школьников"

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения. Поэтому столь громко звучит сейчас требование реализаци...

Программа работы научного общества младших школьников «Детская академия наук «Совёнок".

        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и спе...