Модель портфолио ученика начальной школы
материал по теме
Один из вариантов создания портфолио для учеников начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portfolio.docx | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика начального класса.
«Собраться вместе – это начало.Оставаться вместе – это прогресс.Работать вместе – это успех». Эти слова отражают глубокий смысл педагогической деятельности любого учителя. Принимая ребёнка в 1й класс, классный руководитель вступает на новый большой и трудный путь. Известно, что создать и сохранить коллектив – дело очень непростое, а если работать вместе дружно,слажено, интересно и результативно, то это залог большого успеха. Мне как классному руководителю очень хотелось бы, чтобы класс был дружным на протяжении всех лет обучения в школе. Но для этого важно заложить ценностные основы в коллективе, создать в классе ощущение большой семьи, где детям живётся комфортно и уютно. Сегодня в нашей школе эту проблему мы решаем, используя технологию портфолио. Такой подход даёт нам возможность повысить качество образовательной деятельности, в том числе и воспитательной работы, так как создание такого альбома становится объединяющим делом для каждого ребёнка, его родителей и классного руководителя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте чётко говорится о необходимости формировать у ученика таких личностных качеств, как социальная и культурная зрелость, уверенность в себе,инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества. Именно эти задачи и позволяет решать технология портфолио.
В результате внедрения технологии портфолио у учащихся наблюдается повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности, развитие творческих и спортивных способностей, личностный рост. Альбом класса способствует созданию ситуации успеха через демонстрацию положительного опыта, повышение ответственности классного руководителя и детей за качество выполняемой работы.Таким образом, создание модели портфолио достижений классного коллектива решает важные воспитательные задачи, объединяет ученический коллектив и родителей, включает элементы индивидуального ученического портфолио, значимого для каждого учащегося, рассказывает о традициях и общественной жизни коллектива, тем самым формируя у детей чувство дружбы и заботы друг о друге, как история жизни всех, кто вместе провёл 4 года. В итоге каждый уносит с собой историю школьной жизни и, надеюсь,самое главное: дружбу, успех, уверенность в завтрашнем дне, веру в справедливость. В начале учебного года было принято решение совместно с родителями создать «Портфолио класса», альбом, отражающий историю жизни классного коллектива в начальной школе. Кроме того, портфолио в качестве личной карты класса может стать помощником будущим учителям и классному руководителю в педагогическом сопровождении учащихся по дальнейшему образовательному маршруту. Теперь в создании классного портфолио принимают участие все учащиеся, и это общее дело объединяет ребят уже в течение четырёх лет. В конце 4го класса портфолио будет подарено каждому ученику на память.
Любая деятельность учащихся и классного коллектива в целом нуждается в оценке.
Цель создания портфолио класса:
оценить учебную и внеучебную познавательную деятельность классного коллектива, его реальные достижения.
Задачи:
– поддерживать высокую учебную и внеучебную мотивацию учащихся и поощрять их активность и самостоятельность;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, сплачивать классный коллектив;
– формировать умения учиться –ставить цели, планировать и организовывать учебную и внеучебную деятельность;
– поддерживать ученическое самоуправление;
– организовывать участие класса в мероприятиях как внутри коллектива, так и в школе, городе, округе.
Сегодня в российском образовании меняются формы и методы обучения, требования к результативности; происходит переход на качественно новый тип образования. Примером нового подхода к оцениванию количественных и качественных показателей, результатов работы является введение школьного портфолио класса. При этом необходимо помнить, что у каждого класса модель портфолио может и должна быть своя, в зависимости от целей и задач, которые ставит классный коллектив.Какие разделы могут быть в портфолио класса?
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях подготовки к введению ФГОС
Титульный лист - портфолио ученика начальных классов. Портфолио ученика начальных классов - скачать. Это первый долгосрочный проект, увлекательная работа для детей и их родителей. К нему следует отнестись серьезно, т.к. это лицо школьника, копилка его знаний и достижений. Первый лист портфолио школьника содержит краткие данные об ученике и об его учебном заведении.
Мой мир - портфолио ученика начальных классов. На этом листе кратко раскрывается содержание портфолио ученика начальных классов
Мое имя - портфолио ученика начальных классов. На этом листе раскрывается тайна имени, а так же указываются знамениты люди, которые носили данное имя.
Моя семья - портфолио ученика начальных классов. Рассказ о семье, семейных традициях и праздниках, можно приложить семейные фотографии.
Мои друзья - портфолио ученика начальных классов. Краткий рассказ о твоих друзьях, их увлечениях и характере, почему вам интересна дружба с ними, какие качества вы в них цените, как вы познакомились. Можно приложить фотографии совместных игр и увлечений.
Мое увлечение - портфолио ученика начальных классов. Рассказ о хобби, любимом деле, увлечении.
Моя школа - портфолио ученика начальных классов. Краткий рассказ об учебном заведении и о педагогах (учителях, тренерах, художественных и классных руководителях).
Мои оценки - портфолио ученика начальных классов. В таблицу вписывается успеваемость школьника по четвертям и за год.
Мои занятия - портфолио ученика начальных классов. Заполнить информацией о внешкольных занятиях ребенка, посещении им кружков, спортивных секций или музыкальной школы и других учреждений дополнительного образования.
Творческая часть раздела. На этом листе в хронологическом порядке отмечаются творческие успехи школьника - поделки, литературные работы, рисунки, участие в конкурсах, выступления. В данный раздел так же можно добавить фотографии работ (поделки, аппликации, вязания и.т.д.) и их описание. Если работа участвовала в конкурсе, дать описание конкурса, когда и кем проводился.
Мои награды - портфолио ученика начальных классов. В этот раздел в хронологическом порядке вкладываются грамоты, сертификаты, благодарноственные письма ученику, поздравительные открытки к началу учебного года.
Мой город - портфолио ученика начальных классов. В этом разделе ученик рассказывает об истории своего города и об его достопримечательностях, или интересных местах, где он любит бывать. Так же заполняется схема безопасного маршрута из школы до дома, отмечаются места, где необходимо быть более внимательным (дорога, пешеходный переход, светофор и т.д.)
Хочется обратить внимание коллег, что разделы формируются по решению педагога и детей, исходя из имеющихся материалов и результатов деятельности. При этом портфолио класса является частью индивидуального портфолио ученика и наоборот.
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития. УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен. Основная задача: проследить динамику учебного прогресса. Основные цели такой формы работы: 1.Смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет; в интеграции количественной и качественной оценки; в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку, что позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио; 2. Создание места для накопления способов и средств действий («инструментов») учащегося и изготовления их с помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач,- «ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ» СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио; 3. Создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся – РЕФЛЕКСИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио. Общая цель – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений. Для достижения поставленных целей учащийся использует «Дневник моего роста» (накопительная папка (1, 2 класс) или портфолио (папку индивидуальных достижений ( 3, 4 класс). Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями (законными представителями). Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося и является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО. Портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него ученик собирает документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. «ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки и профильного обучения. «ПОРТФОЛИО РАБОТ» включает в себя: · Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования; · Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса ( классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п. ); · Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.). · Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»: - Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. - Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п. - Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание; - Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; - Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах; - Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия; - Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила; ее продолжительность; - Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты; - Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат; - Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика; - Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. В «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» учащемуся предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил; саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби. Примерный перечень документов « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ »: · Заключение о качестве выполненной работы; · Рецензия на статью; · Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции; · Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений; · Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; · Рекомендательные письма; Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОРФОЛИО. В конце учебного года в каждом классе проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: · « Самый оригинальный портфолио »; · « За лучшее оформление работ »; · « Идея! »; · « За многогранность таланта »; · « За трудолюбие »; · « За творческий подход » и др.
Портфолио ученика начальной школы
как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Структура портфолио:
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная структура портфолио для ученика 1 класса
Титульный лист.
Я о себе.
Моя семья.
Моя родословная. Родословное древо.
Моя малая родина. Мой адрес.
Я и мои друзья.
Безопасный маршрут «Дом – школа».
Предметные результаты. Стартовая диагностика.
Личностные результаты.
Выборки детских работ - формальные и творческие:
-материалы стартовой диагностики;
-промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам;
-остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижения более высоких уровней формирования учебных действий.
Например, по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру - диктанты, изложения, сочинения, «дневники читателя», математические диктанты, мини - исследования, мини - проекты, творческие работы, аудиозаписи;
по технологии - фото- и видео - изображения продуктов исполнительской деятельности;
по физической культуре - самостоятельно составленный режим дня, комплексы физических упражнений.
Систематизированные материалы и наблюдения:
- оценочные листы;
- материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями.
Материалы, характеризующие достижения учащихся:
во внеучебной ( школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Грамоты, лучшие рисунки, фотографии выступлений на концертах и конкурсах.
Анализ и оценка
Анализ и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором ведётся достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории с учётом зоны ближайшего развития.
Портфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны для скачивания, структура портфолио, рекомендации по составлению
Опубликованно 07 Апреля 2011 в рубрику Файлы
Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены образцы портфолио, которые вы можете скачать и использовать их как пример для оформления портфолио вашего ребенка.
Введение портфолио для начальной школы
Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер. Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.
Цель составления портфолио для учеников
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Структура портфолио
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Личные данные:
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о себе;
г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
2) Достижения:
а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;
б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
г) характеристика;
д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
е) поставленные цели.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).
3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:
а) фотографии;
б) видеозаписи;
в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
д) заполненные бланки:
«Исследовательские, творческие работы»;
«Посещение дополнительное образование»;
«Индивидуальные (элективные) курсы».
е) список прочтенной литературы;
ж) учебный план;
з) информация о награждениях.
В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.
4) Отзывы и пожелания:
а) отзывы за проделанную работу;
б) рекомендации в письменном виде;
в) ободрительные письма;
г) цели на начало учебного года;
д) итоги учебного года.
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Ну и как обещали в начале статьи, размещаем шаблоны и образцы для скачивания, в архиве предложены 4 образца портфолио:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
портфолио ученика начальной школы (шаблон)
Портфолио ученика начальной школы (шаблон) Заполнить титульный лист и стр.3 "Моя семья"...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС.
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей. Портфолио достижений обучающегося – это средство предъявления собственных достижений обучающегося для и...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...