Модель портфолио ученика начальной школы
материал по теме
Один из вариантов создания портфолио для учеников начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Портфолио ученика начального класса.
«Собраться вместе – это начало.Оставаться вместе – это прогресс.Работать вместе – это успех». Эти слова отражают глубокий смысл педагогической деятельности любого учителя. Принимая ребёнка в 1й класс, классный руководитель вступает на новый большой и трудный путь. Известно, что создать и сохранить коллектив – дело очень непростое, а если работать вместе дружно,слажено, интересно и результативно, то это залог большого успеха. Мне как классному руководителю очень хотелось бы, чтобы класс был дружным на протяжении всех лет обучения в школе. Но для этого важно заложить ценностные основы в коллективе, создать в классе ощущение большой семьи, где детям живётся комфортно и уютно. Сегодня в нашей школе эту проблему мы решаем, используя технологию портфолио. Такой подход даёт нам возможность повысить качество образовательной деятельности, в том числе и воспитательной работы, так как создание такого альбома становится объединяющим делом для каждого ребёнка, его родителей и классного руководителя.
В Федеральном государственном образовательном стандарте чётко говорится о необходимости формировать у ученика таких личностных качеств, как социальная и культурная зрелость, уверенность в себе,инициативность, овладение навыками общения и сотрудничества. Именно эти задачи и позволяет решать технология портфолио.
В результате внедрения технологии портфолио у учащихся наблюдается повышение мотивации к учебной и внеучебной деятельности, развитие творческих и спортивных способностей, личностный рост. Альбом класса способствует созданию ситуации успеха через демонстрацию положительного опыта, повышение ответственности классного руководителя и детей за качество выполняемой работы.Таким образом, создание модели портфолио достижений классного коллектива решает важные воспитательные задачи, объединяет ученический коллектив и родителей, включает элементы индивидуального ученического портфолио, значимого для каждого учащегося, рассказывает о традициях и общественной жизни коллектива, тем самым формируя у детей чувство дружбы и заботы друг о друге, как история жизни всех, кто вместе провёл 4 года. В итоге каждый уносит с собой историю школьной жизни и, надеюсь,самое главное: дружбу, успех, уверенность в завтрашнем дне, веру в справедливость. В начале учебного года было принято решение совместно с родителями создать «Портфолио класса», альбом, отражающий историю жизни классного коллектива в начальной школе. Кроме того, портфолио в качестве личной карты класса может стать помощником будущим учителям и классному руководителю в педагогическом сопровождении учащихся по дальнейшему образовательному маршруту. Теперь в создании классного портфолио принимают участие все учащиеся, и это общее дело объединяет ребят уже в течение четырёх лет. В конце 4го класса портфолио будет подарено каждому ученику на память.
Любая деятельность учащихся и классного коллектива в целом нуждается в оценке.
Цель создания портфолио класса:
оценить учебную и внеучебную познавательную деятельность классного коллектива, его реальные достижения.
Задачи:
– поддерживать высокую учебную и внеучебную мотивацию учащихся и поощрять их активность и самостоятельность;
– развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности, сплачивать классный коллектив;
– формировать умения учиться –ставить цели, планировать и организовывать учебную и внеучебную деятельность;
– поддерживать ученическое самоуправление;
– организовывать участие класса в мероприятиях как внутри коллектива, так и в школе, городе, округе.
Сегодня в российском образовании меняются формы и методы обучения, требования к результативности; происходит переход на качественно новый тип образования. Примером нового подхода к оцениванию количественных и качественных показателей, результатов работы является введение школьного портфолио класса. При этом необходимо помнить, что у каждого класса модель портфолио может и должна быть своя, в зависимости от целей и задач, которые ставит классный коллектив.Какие разделы могут быть в портфолио класса?
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях подготовки к введению ФГОС
Титульный лист - портфолио ученика начальных классов. Портфолио ученика начальных классов - скачать. Это первый долгосрочный проект, увлекательная работа для детей и их родителей. К нему следует отнестись серьезно, т.к. это лицо школьника, копилка его знаний и достижений. Первый лист портфолио школьника содержит краткие данные об ученике и об его учебном заведении.
Мой мир - портфолио ученика начальных классов. На этом листе кратко раскрывается содержание портфолио ученика начальных классов
Мое имя - портфолио ученика начальных классов. На этом листе раскрывается тайна имени, а так же указываются знамениты люди, которые носили данное имя.
Моя семья - портфолио ученика начальных классов. Рассказ о семье, семейных традициях и праздниках, можно приложить семейные фотографии.
Мои друзья - портфолио ученика начальных классов. Краткий рассказ о твоих друзьях, их увлечениях и характере, почему вам интересна дружба с ними, какие качества вы в них цените, как вы познакомились. Можно приложить фотографии совместных игр и увлечений.
Мое увлечение - портфолио ученика начальных классов. Рассказ о хобби, любимом деле, увлечении.
Моя школа - портфолио ученика начальных классов. Краткий рассказ об учебном заведении и о педагогах (учителях, тренерах, художественных и классных руководителях).
Мои оценки - портфолио ученика начальных классов. В таблицу вписывается успеваемость школьника по четвертям и за год.
Мои занятия - портфолио ученика начальных классов. Заполнить информацией о внешкольных занятиях ребенка, посещении им кружков, спортивных секций или музыкальной школы и других учреждений дополнительного образования.
Творческая часть раздела. На этом листе в хронологическом порядке отмечаются творческие успехи школьника - поделки, литературные работы, рисунки, участие в конкурсах, выступления. В данный раздел так же можно добавить фотографии работ (поделки, аппликации, вязания и.т.д.) и их описание. Если работа участвовала в конкурсе, дать описание конкурса, когда и кем проводился.
Мои награды - портфолио ученика начальных классов. В этот раздел в хронологическом порядке вкладываются грамоты, сертификаты, благодарноственные письма ученику, поздравительные открытки к началу учебного года.
Мой город - портфолио ученика начальных классов. В этом разделе ученик рассказывает об истории своего города и об его достопримечательностях, или интересных местах, где он любит бывать. Так же заполняется схема безопасного маршрута из школы до дома, отмечаются места, где необходимо быть более внимательным (дорога, пешеходный переход, светофор и т.д.)
Хочется обратить внимание коллег, что разделы формируются по решению педагога и детей, исходя из имеющихся материалов и результатов деятельности. При этом портфолио класса является частью индивидуального портфолио ученика и наоборот.
Одной из основных целей составления портфолио ученика начальной школы является установка тесного сотрудничества между родителями, педагогом и ребенком. Ученики младших классов, которые впервые оформляют портфолио, не смогут обойтись без помощи родителей. Но помощь должна заключатся в постоянном побуждении ребенка проявлять инициативу и самостоятельность в заполнении данных. Таким образом, он сможет производить оценку своих достижений и возможностей, а так же формировать личное отношение к полученным результатам.
Ребенок, ощущая на себе груз ответственности, будет самостоятельно работать с портфолио, производить оценку результатов. Он сможет развивать коммуникабельность, потому что портфолио требует общения и консультаций с родителями и педагогами. Портфолио помогает ребенку развивать уравновешенный взгляд на себя, свои достоинства и на свои цели.
Роль учителя в работе со школьным портфолио так же нельзя недооценивать. Это серьезный труд. Педагог обязан объяснять правила ведения и заполнения портфолио, производить своевременную оценку заполнений всех разделов. На плечи классных руководителей ложатся такие обязанности как подготовка выставок, конкурсов, которые позволят ученикам проявить себя. Они помогают ученикам принимать участие в разных сферах деятельности. Все это помогает формироваться личности ребенка.
Основные усилия в образовательном процессе направляются на развитие у учеников способностей, которые помогут ему полностью реализоваться и стать успешным человеком. Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.
УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – новая форма контроля и оценки достижений учащегося, как средство мотивации личностного развития. УЧЕБНЫЕ ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени. Основной смысл: показать всё, на что ты способен. Основная задача: проследить динамику учебного прогресса. Основные цели такой формы работы: 1.Смещение в сознании детей, их родителей и администрации школы акцента с того, чего младший школьник не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет; в интеграции количественной и качественной оценки; в переносе педагогического ударения с оценки на самооценку, что позволяет сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути – ОЦЕНОЧНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио; 2. Создание места для накопления способов и средств действий («инструментов») учащегося и изготовления их с помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных практических задач,- «ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ» СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио; 3. Создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути как всего класса, так и отдельных учащихся – РЕФЛЕКСИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ портфолио. Общая цель – выращивание опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, её анализу и оценке, формам презентации своих достижений. Для достижения поставленных целей учащийся использует «Дневник моего роста» (накопительная папка (1, 2 класс) или портфолио (папку индивидуальных достижений ( 3, 4 класс). Классный руководитель проводит информационную работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями (законными представителями). Руководитель школьного методического объединения координирует деятельность учителей по данному направлению работы. Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе информирует педагогов о мероприятиях, проводимых в муниципальном образовании, субъекте РФ, участие в которых гарантирует пополнение содержания портфолио обучающегося и является ответственным за внедрение в практику работы школы портфолио как метода оценивания. СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО. Портфолио состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов». «ПОРТФОЛИО ДОКУМЕНТОВ» включает сертифицированные (документированные) индивидуальные образовательные достижения и предполагает возможность как качественной, так и количественной их оценки. В него ученик собирает документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования, участия в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. «ПОРТФОЛИО РАБОТ» дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки и профильного обучения. «ПОРТФОЛИО РАБОТ» включает в себя: · Работы, проекты, исследования, которые учащиеся выполнили в учреждениях дополнительного образования; · Работы, позволяющие проследить динамику учебного прогресса ( классные, домашние работы; прикладные проекты; упражнения и задачи, выполненные сверх учебной программы; сочинения, рефераты, наглядные пособия, творческие работы, фотографии, зарисовки, копии текстов из интернетовских сайтов, описание экспериментов, аудио-, видеокассеты с записью выступления; листы самоконтроля с описанием того, что учащийся не понимает по данной теме, почему и в какой помощи он нуждается; лист целей и т.п. ); · Собственные изделия учащегося (модели, поделки, картины, стихи, музыкальные произведения собственного сочинения, фотографии, компьютерные программы и т.п.). · Примерная форма фиксации работ ученика в «портфолио работ»: - Проектные работы – указывается тема проекта, дается описание работы. Возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте. - Исследовательские работы и рефераты – указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц и т.п. - Техническое творчество – модели, макеты, приборы. Указывается конкретная работа, дается ее краткое описание; - Работы по искусству – дается перечень работ, фиксируется участие в выставках; - Другие формы творческой активности: участие в школьном театре, хоре. Указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях, концертах; - Элективные курсы и факультативы. Делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия; - Различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая. Фиксируется вид практики, место, в котором она проходила; ее продолжительность; - Занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах. Указывается название учреждения, продолжительность занятий и их результаты; - Участие в олимпиадах и конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учащимся результат; - Участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях. Указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика; - Спортивные достижения. Делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда. В «ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ» учащемуся предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил; саморефлексия ученика на разнообразную выполняемую им деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби. Примерный перечень документов « ПОРТФОЛИО ОТЗЫВОВ »: · Заключение о качестве выполненной работы; · Рецензия на статью; · Отзыв о работе в творческом коллективе дополнительного образования, о выступлении на научно-практической конференции; · Резюме школьника с оценкой собственных учебных достижений; · Эссе школьника, посвященное выбору направления дальнейшего обучения; · Рекомендательные письма; Отзывы родителей, учителей, одноклассников и т.д. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПОРФОЛИО. В конце учебного года в каждом классе проводится презентация портфолио. Определяются победители и лауреаты в различных номинациях: · « Самый оригинальный портфолио »; · « За лучшее оформление работ »; · « Идея! »; · « За многогранность таланта »; · « За трудолюбие »; · « За творческий подход » и др.
Портфолио ученика начальной школы
как метод оценивания личностного роста в рамках внедрения ФГОС
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Для решения этих задач (по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел "ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения!
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) - комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
Структура портфолио:
Как выглядит портфолио ученика начальной школы?
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио ученика начальной школы не назывался "Портфель моих достижений" ("Мои достижения" и т.п.) и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения (всевозможные грамоты и сертификаты).
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно- оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная структура портфолио для ученика 1 класса
Титульный лист.
Я о себе.
Моя семья.
Моя родословная. Родословное древо.
Моя малая родина. Мой адрес.
Я и мои друзья.
Безопасный маршрут «Дом – школа».
Предметные результаты. Стартовая диагностика.
Личностные результаты.
Выборки детских работ - формальные и творческие:
-материалы стартовой диагностики;
-промежуточные и итоговые стандартизированные работы по отдельным предметам;
-остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающую успешность, объём и глубину знаний, достижения более высоких уровней формирования учебных действий.
Например, по русскому языку, литературному чтению, иностранному языку, математике, окружающему миру - диктанты, изложения, сочинения, «дневники читателя», математические диктанты, мини - исследования, мини - проекты, творческие работы, аудиозаписи;
по технологии - фото- и видео - изображения продуктов исполнительской деятельности;
по физической культуре - самостоятельно составленный режим дня, комплексы физических упражнений.
Систематизированные материалы и наблюдения:
- оценочные листы;
- материалы и листы наблюдений за процессом овладения универсальными учебными действиями.
Материалы, характеризующие достижения учащихся:
во внеучебной ( школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Грамоты, лучшие рисунки, фотографии выступлений на концертах и конкурсах.
Анализ и оценка
Анализ и оценка отдельных составляющих портфолио и портфолио в целом ведётся с позиций достижения планируемых результатов с учётом основных результатов начального образования, устанавливаемых требованиями стандарта Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором ведётся достижение опорного уровня и его превышение, что позволяет поощрять продвижение учащихся, выстраивать индивидуальные траектории с учётом зоны ближайшего развития.
Портфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны для скачивания, структура портфолио, рекомендации по составлению
Опубликованно 07 Апреля 2011 в рубрику Файлы
Портфолио - это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены образцы портфолио, которые вы можете скачать и использовать их как пример для оформления портфолио вашего ребенка.
Введение портфолио для начальной школы
Несколько лет назад в учебный процесс добавили это нововведение, которое сейчас носит повсеместный характер. Многие родители учеников начальной школы, получая задание от учителей, которое связанно с оформлением портфолио, испытывают недоумение и растерянность, как и что, делать. Да и сами педагоги иной раз затрачивают много сил и времени, чтобы разобраться со структурой и оформлением портфолио для учеников. На сегодняшний день жестких требований к нему не предъявляют, что очень хорошо, можно привлечь к его созданию и самих учеников.
Цель составления портфолио для учеников
Для самореализации ребенку уже в начальных классах необходимо иметь правильную мотивацию, умение ставить цели и добиваться их. Учебный процесс требует самодисциплины от учащегося, способности проводить самоанализ, чтобы преодолевать неудачи и уметь радоваться своим победам. Поэтому родители и педагоги должны помочь ему раскрыть свой внутренний потенциал. Портфолио ученика для начальной школы создается для структуризации его работ, успеваемости и достижений. Весь собранный материал впоследствии станет основой при выборе профильных классов или может даже школы и профессии ученика. Основная цель школьного портфолио - выявить все достоинства учащегося и дать ему правильный вектор для дальнейшего развития его способностей.
Структура портфолио
Портфолио ученика начальных классов включает в себя следующие разделы:
1) Личные данные:
а) титульный лист;
б) автобиография;
в) рассказ о себе;
г) список долгосрочных и краткосрочных планов учебы и карьеры.
Для титульного листа потребуется вклеить фотографию ребенка. Будет лучше, если он сам выберет свое фото. Таким образом, можно развивать его инициативность. Ребенок мог бы описать свои увлечения, рассказать о своем городе, семье, друзьях, о своем имени или фамилии, написать о своей школе. Главное, чтобы он описывал то, что ему интересно и то, что он считает важным.
2) Достижения:
а) заполненный бланк под названием «Перечень моих достижений»;
б) творческие работы, статьи, исследовательские проекты, работы, которые признаны самыми лучшими в процессе обсуждения ученика с учителем;
в) полученные ребенком грамоты, дипломы за достижение успехов в разных сферах деятельности;
г) характеристика;
д) информация, которая подтверждает учебную инициативу и самостоятельность выполнения работ;
е) поставленные цели.
В этом разделе все имеющиеся грамоты и дипломы лучше записывать в хронологическом порядке. В начальных классах для ребенка важны все его успехи, поэтому лучше не делить их на главные достижения (например, в учебе) и второстепенные (например, в спорте).
3) Демонстрация процесса и развития ученика в определенной сфере:
а) фотографии;
б) видеозаписи;
в) результаты контрольных работ, тестирования, экзамена, рисунки;
г) информация, которая отражает всю общественно-полезную деятельность ребенка;
д) заполненные бланки:
«Исследовательские, творческие работы»;
«Посещение дополнительное образование»;
«Индивидуальные (элективные) курсы».
е) список прочтенной литературы;
ж) учебный план;
з) информация о награждениях.
В бланках может потребоваться оформление фотографиями объемных работ или подделок, которые делал ребенок. Так же можно помещать в этом разделе рисунки, стихи, сказки или любое другое творчество ученика. Для оформления этого раздела у ребенка должна быть полная свобода, чтобы он мог наглядно видеть, каких успехов достиг.
4) Отзывы и пожелания:
а) отзывы за проделанную работу;
б) рекомендации в письменном виде;
в) ободрительные письма;
г) цели на начало учебного года;
д) итоги учебного года.
Этот раздел один из самых важных для повышения самооценки у ученика. Педагоги, которые уделяют достаточно внимание стараниям ребенка, смогут положительно оценить их. Если использовать не просто слово «молодец», а хвалить ребенка за что-то конкретное, то его мотивация в учебе будет только расти. Дети, которых хвалят за конкретные достижения, намного лучше учатся. Этот раздел так же может помочь учителю выразить свои рекомендации и пожелания родителям ученика.
Портфолио может содержать дополнительные разделы, которые может добавить учитель.
Распределение ответственности в ведении портфолио
Ну и как обещали в начале статьи, размещаем шаблоны и образцы для скачивания, в архиве предложены 4 образца портфолио:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-490-1508599525.jpg)
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/20/picture-12180-1403262894.jpg)
портфолио ученика начальной школы (шаблон)
Портфолио ученика начальной школы (шаблон) Заполнить титульный лист и стр.3 "Моя семья"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-114948-1515561571.jpg)
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения нового ФГОС. Положение о «портфолио» обучающегося.
1. Общие положения. 2. Цель и задачи «портфолио». 3. Оформление «портфолио». 4. Функциональные обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио» обучающегося. 5. Учёт резуль...
Модель портфолио ученика начальной школы в условиях введения ФГОС.
Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей. Портфолио достижений обучающегося – это средство предъявления собственных достижений обучающегося для и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/12/picture-253981-1368357819.jpg)
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...