Доклад Школа устойчивого развития
статья по теме
Доклад "Школа устойчивого развития" прочитан на краевых курса повышения квалификации заместителей директоров по УВР в ходе конкурса ораторского искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oratorskoe_iskusstvo_doklad_shkola_ustoychivogo_razvitiya.docx | 22.15 КБ |
shkola_uchtoychivogo_razvitiya.ppt | 1.43 МБ |
Предварительный просмотр:
Крутько Вера Ивановна заместитель директора по УВР в начальных классах Сотниковской средней общеобразовательной школы №4
Тема моего выступления – школа устойчивого развития. В каком направлении нужно искать пути к школе устойчивого развития? Об этой проблеме я задумалась после прочтения статьи Андрея Русакова. Затронутый автором вопрос является действительно актуальным. Он всегда волновал человека и в частности педагога, а сегодня стал еще острее, постоянно поднимается на страницах газет и журналов, звучит в теле - и радиоэфире, обсуждается в интернете.
Каково обычное восприятие понятия «устойчивое развитие?» «Устойчивое развитие - это когда сохраняем все как есть, а еще немного развиваемся». В школе это выглядит так: сохраняем как есть «устойчивость традиционной школы» и добавляем новации с компьютерами и прочими «элементами передовых технологий».
Похоже, именно к этому сводится сегодняшняя идеология современной российской системы образования.
Постепенно стало понятно, что дело не только в изменении законодательств и промышленных технологий, а в готовности людей к переменам в жизни.
Было осознано: рецепты перемен каждая страна должна находить сама. Каждый город, поселок, школа, предприятие разрабатывают собственный план действий: нужно изменять жизнь так, чтобы удерживать равновесие во взаимоотношениях с природой и обеспечением человеческих потребностей, между развитием за счет места обитания и «умного развития» самого этого места.
Удалось ли это кому-то осуществить? Во многих странах - в значительной мере. Почти во всем это получилось у скандинавов. .
Что удалось шведам, финнам, датчанам, норвежцам? - именно «экологическое» пе реосмысление и переустройство индустриального мира.
Заработали пограничные между экономикой-экологией-обществом категории справедливости, взаимоприемлемости, общедоступности, жизнеспособности.
Таким образом, «устойчивое развитие» - это принцип отношения к жизни, основанный на открытии возможностей развития для каждого (причем не столько равных возможностей, сколько вариативных, почти индивидуальных). «Устойчивое развитие» запускается движением не «вперед», а «вглубь и вширь». При этом резко меняются и структуры производства, и отношения местных сообществ к экономике, образованию, пространству жизни.
Вряд ли продуктивно копировать отдельные организационные моменты скан динавских перемен; куда важнее понять в каком направлении искать свои пути к ней.
Что значит принцип «устойчивого развития» для школы? - это как минимум означает желание стать школой-домом для всех детей и домом, открытым в окружающую местность, согласующим с ее обстоятельствами свои задачи, замыслы и правила.
Вот наиболее очевидные черты школы, следующей идеалам «устойчивого развития»:
- переосмысление характера школьной жизни с точки зрения «экологии человеческих отношений». То есть нарабатывание опыта общения, сотрудничества, творческой инициативности рассматривается не как дополнительный эффект обра зования, а становится стерженем личностного развития школьника;
- переосмысление акцентов в методах обучения с точки зрения их соответствия местным возможностям, потребностям и ресурсам
- переосмысление важного и неважного с точки зрения предполагаемых «ближних» и «дальних» перспектив детей;
- все, кто прямо или косвенно связан со школой, могут быть причастны к ее жизни, и эта причастность специально организуется;
- восприятие «школьной энергетики» как «душевной энергетики» и политика «энергосбережения»; сохранность здоровья, творческих сил и общего эмоционального благополучия учителей, учеников и их семей
Выбор одного из двух идеалов образования ведет за собой и выбор одного из двух хорошо заметных сегодня в России вариантов «инновационного развития».
Первый путь - наиболее распространенный:
- Инновационные технологии - это или броские «бирюльки» для забавы и отчетов, или форма изящной ликвидации взаимной ответственности, способ замены системы обучения системой проверки знаний.
- Управленческие технологии: мобилизация средств для «главных задач» за счёт «второстепенных направлений» (за счет упразднения должностей психологов, социальных педагогов, «слишком затратных» учебных заведений). Главное внимание - оцениванию, рейтингам, селекции, сортировке:
- Качество работы такой школы - это сумма учебных и карьерных достижений наиболее успешных учеников плюс пристойные учебные достижения большинства.
Второй путь наиболее перспективный:
- Инновационные технологии - средство адаптации учебного содержания к детям, учителям, местным обстоятельствам; средство налаживания взаимодействия детей между собой, детей с учителями, школы с родителями и местной жизнью.
- Управленческие технологии - практика экспертных оценок внутренней ситуации и внешних возможностей
- Главное внимание тому, чтобы каждый ученик находил свой путь развития и укреплял свои силы.
- Качество работы школы - качество жизни людей в школе и вокруг нее, дальнейшая «умная особость» учебной судьбы каждого выпускника.
Цели «устойчивого развития» требуют использования методов, которые принято зачислять в «альтернативные» (отличные от общепринятых).
Впрочем, в сегодняшней России у «альтернативников» слишком шаткая основа для прочного положения. Быть как все, планировать жизнь по инерции, чутко реагировать на поступающие сверху сигналы - это означает быть гораздо более адаптированным в рамках сложившейся административной системы. ,
Но если действительно стремиться к «устойчивому развитию» то необходимым станет использование тех «альтернативных» методов, которые на деле обращены к успешному образованию учеников, укрепляют уверенность детей в своих силах и их умение продуктивно действовать, связывают цели развития школы и проекты территориального развития.
Эти методы давно уже не являются секретом. Трудность в другом: как, за счет каких усилий их воспроизвести в том или ином месте в сегодняшних обстоятельствах, на нынешней стадии социального разложения. И ряд образовательных учреждений показывают, что это вполне возможно.
Например, устойчивое развитие НАУКОГРАДА г. ДУБНА;
Школа № 174 Нижний Новгород,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» города Усть-Илимск
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Швеция — лидер и образец «школы устойчивого развития» делегирование большинства полномочий на уровень педагогических и родительских сообществ проектный характер обучения сочетание определенного уравнивания предоставляемых ресурсов с многообразием педагогических решений по их использованию фактическая общедоступность высшего образования
Международная научная школа "Проектное управление устойчивым инновационным развитием"
Школа № 174 г. Нижний Новгород
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» УСТЬ-ИЛИМСКА Инновационная модель экологического образования включает в себя блоки: - экология деятельности (системообразующий) - направлен на реализацию экосиситемного подхода при проектировании индивидуальной и групповой деятельности в окружающей природно-социальной среде; - экология среды; - экология человека (защиты здоровья человека и безопасности жизни); - устойчивое развитие (удовлетворение потребностей людей в настоящем времени с сохранением этой возможности для будущих поколений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Развитие беглости чтения в начальной школе»
Работа над техникой чтения....
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ".
ДОКЛАД ПО ТЕМЕ "РАЗВИТИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"....
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности учащихся начальной школы в различных видах его деятельности»...
Доклад на тему: "Развитие толерантности в начальной школе"
Формирование толерантности у учащихся начальных классов...
Выступление на педагогическом совете с докладом "Школа как носитель умственного развития детей".
quot;Школа как носитель умственного развития детей".Выступление на педагогическом совете....