«Декларация прав ребенка».
классный час (3 класс) по теме

сценарий классного часа по правам детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_na_temu.deklaraciya_prav_rebenka.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему:

«Декларация прав ребенка».

                                                                   Составила

                                                                                     учитель начальных классов:

                                                                Журавлева Н.В.

Цели:

- Работа над понятием «права человека», «права ребенка».

- Знакомство детей с Декларацией; развитие чувства человеческого достоинства; воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства.

-Побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Форма проведения: учебно – игровое занятие.

Оборудование: знаки к игре «Разрешается – запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей, памятка, пословицы, записанные на доске.

Ход классного часа:

1.Вступительная часть.

Дорогие, ребята, сегодня мы проведем классный час на тему: «Декларация прав ребенка». Сегодня у нас будет царить любовь, доброта и взаимопонимание. Все вместе мы попробуем сами определить свои права и свои обязанности.

2.Разминка-игра «Знакомство».

            Начиная с учителя, каждый ребенок представляется: «Меня зовут…, я люблю…». Каждый последующий ученик повторяет всю информацию о предыдущих. (Например, «Меня зовут Даша, я люблю мороженое». Следующий должен повторить: «Даша любит мороженое. Меня зовут Андрей, я люблю играть». Третий ученик: «Даша любит мороженое, Андрей любит играть. (Меня зовут… я люблю…» и так далее). Игра развивает внимательность, позволяет детям узнать что-то новое о вкусах и интересах друг друга. Также эта игра создает дружественную атмосферу в классе.

          Учитель.   Давным – давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов, людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.

- А есть ли какие – нибудь права у детей?

И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).

  Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. А что же такое – право?

         Ученик. Право – это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.

Ученица.

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

3. «Путешествие» по стране Правознайке».

   Учитель. Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость – сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.

    Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, обижают их.

      Учитель. Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.

Вопросы учащимся:

  1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино»). (Карабас Барабас.)
  2.  В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)
  3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга)

На доске 3 листа:

  1. Право на бесплатное образование.
  2. Право на свободный труд, защита от безработицы.
  3. Право на неприкосновенность жилища.

         Учитель. Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино». Перед нами три островка, чтобы узнать их название, надо ответить на вопросы:

  1. Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то, какое право они нарушили? (Дети выбирают из 3 листов ответ-№3)
  2. Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ-№2)
  3. Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ-№1)

         Учитель. Мы продолжаем путешествие по стране Правознайке.

Сценка «Морозко»

Выходит дед, садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Сказочник. Жил-был дед, да с другой женой. И у деда была дочка, и у бабы была дочка. Все знают, как за мачехой жить: перевернешься - бита и не перевернешься - бита. А родную дочь, за все, что не сделает, гладят по головке: «Умница». Падчерица дрова и воду в избу носит, печь топит, избу метет еще до свету. Ничем старухе не угодишь - все не так, все худо. Ветер хоть и пошумит, да затихнет, а старая баба расходится - не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить.

Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес на трескучий мороз!

Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего: бабы не переспорить.

Старик. Собирайся, милая дочь.

Уходят.

        Учитель. Ну что, ребята, вспомнили сказку? А героев ее вспомнили? Скажите, на какое право детей посягала старуха?

Дети отвечают.

         Учитель. Правильно, ребята! Эта жестокая женщина нарушала права ребенка. Она подвергала жизнь и здоровье девочки опасности.

  Сейчас, ребята, вы увидите отрывок из другой сказки. Попробуйте угадать эту сказку. На какое право посягались в ней?

Сценка «Снежная королева»

Герда. Бабушка, а правда, что Снежная королева не сможет сюда войти?

Кай. Пусть только попробует! Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает.

Бабушка. Кай, давай не будем говорить о ней.

Кай. Ах, меня кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз! Я ничего не вижу.

Герда. (обняв Кая). Бедняжка, это, наверное, осколок зеркала Снежной королевы. Теперь твое сердце превратится в кусочек льда. (Плачет)

Кай. Что ты плачешь? Мне совсем не больно. Какая ты некрасивая становишься! Фу! И розы какие-то гадкие! (Толкает вазу)

Герда. Кай, что ты делаешь?

Кай. Посмотри, насколько эти снежинки за окном красивее, чем эти розы. (Смотрит в окно)

Герда. Кай, кто это?

Входит Снежная королева.

Снежная королева. Кай, я вижу тебе нравятся мои снежинки! Поехали со мной, я покажу тебе еще много снежинок и других красивых вещей. А еще дам тебе мороженое.

Кай. Нет, я не пойду с тобой!

Снежная королева накрывает его плащом, и они уходят.

Кай (кричит) Герда, спаси меня. Мне холодно!

Герда. Она украла его. Кай, я обязательно тебя спасу.

     Учитель. Ну что, ребята, как называется эта сказка? Какое право ребенка нарушила королева?

Учащиеся отвечают.

     Учитель. Правильно, ребята, запрещены похищения детей и торговля ими. Дети не вещи. Дети – это люди! Люди не принадлежат никому, кроме себя.

     Учитель. Одна из статей Конвенции дает детям право на собрания, то есть дети имеют право создать свои клубы, любительские объединения. Но эти объединения должны приносить пользу людям, охранять, защищать кого –  либо.

Следующая статья запрещает все формы физического насилия, отсутствие заботы или небрежного отношения, грубого обращения, эксплуатации детей со стороны другого лица.

Сценка «Золушка»

На стульчике сидит Золушка и что – то шьет.

Голос. Внимание! Внимание! Сегодня вечером принц устраивает бал. Приглашаются все знатные люди!

Появляются сестры.

1-я сестра. Золушка! Ты слышала? Нас пригласили на бал принца?

2-я сестра. Помоги нам поправить наряды. (Золушка поправляет)

1-я сестра. А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на бал?

Золушка. Что вы, сестрицы? Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и башмаках?

Мачеха (дочерям). Красавицы мои, вы собрались?

2-я сестра. Сейчас, маменька, только в зеркало посмотрим. Золушка копается, никак нас не оденет.

Золушка. Матушка, можно я тоже поеду. Я надену какое – нибудь из старых платьев сестриц?

Мачеха. И думать забудь! Не хватало еще, чтобы ты в таком виде показалась в приличном обществе. Да у тебя и дел много: пол подмести, ужин приготовить, посуду перемыть, посадить розы у меня под окном, перебрать гречку и горох. Ну а если управишься, то можешь потом приехать на бал.

Золушка. Я и за три дня не смогу все это переделать!

      Учитель. Ребята, вы, конечно, тоже узнали эту сказку. Я надеюсь, что среди ваших родителей нет таких, которые нарушали бы ваши права на отдых  и досуг.

Работа с памяткой

- Ребята, давайте вспомним, какие же вы имеете права. Дети перечисляют, а потом учитель вывешивает памятку «Права, которые у меня есть»

Памятка для учащихся

У меня есть:

- право на имя, отчество и фамилию;

- право знать своих родителей, совместно с ними проживать;

- право на заботу и воспитание;

- право на общение со своими родителями, бабушками, дедушками, братьями и сестрами;

- право на защиту и воспитание;

- право на общение с обоими родителями;

-право выражать свое мнение;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на защиту своих прав и законных интересов;

- право на личное имущество, на получение содержания от родителей.

           Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др.

   Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки). Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».

    Я буду говорить о каком – то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается».

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка

Разрешается.

Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить-

Это разрешается.

Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Это разрешается.

Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа

Запрещается.

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Это разрешается.

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго запрещается.

         Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых я вам говорила.

     На последний знак обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жестокому, бесчеловечному отношению».

     - Каким вы представляете себе жестокого, злого человека? Какие черты его лица? Как он ведет себя?

        Дети составляют словесные портреты и рисуют на бумаге.

        Учитель. Ребята, а как вы понимаете такие пословицы:

  1. Злой не верит, что есть добрые люди.
  2. Зла за зло не воздай.
  3. Доброе слово лечит, а худое калечит.
  4. Хорошо тому добро делать, кто помнит.

(Ответы детей)

Учитель. А каким вы представляете себе доброго человека?

Дети составляют словесные портреты и рисунки на бумаге.

- А можно сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?

Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации.

- Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?

- Как бы вы поступили в данных ситуациях?

Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.

            - Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?

             Вы живете не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми:

  1. умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
  2. умейте признавать, что были не правы;
  3. помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
  4. говорите всегда только правду;
  5. радуйтесь успеху товарища;
  6. дал слово – держи его, дал обещание – выполни!

Ученик читает стихотворение «Новый закон»

На час начальником бы стать

Среди законодателей,

Велела б я закон издать

Для взрослых обязательный.

«В дни отдыха, - гласил бы он,-

Одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион

Не допускать как зрителей»

Пусть надпись – буквы покрупней!-

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Строжайше запрещается».

Тогда бы поняли они,

Все взрослое сообщество,

Как детям

В праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

-На этом наше мероприятие закончено и я напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека – не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:

              * Худо тому, кто добра не делает никому.

До встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декларация прав ребенка.

Права и обязанности детей....

Декларация прав ребенка

Разработка классного часа:«Декларация прав ребенка. Что я знаю об этом?»...

Декларация прав ребенка

Декларация прав ребенка....

Декларация прав ребенка

Декларация прав ребенка...

Извлечения из "Декларации прав ребенка"

Международные и российские нормативно-правовые акты и документы, сопровождающие деятельность классного руководителя...

Декларация прав ребенка

Декларация прав ребенка...

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКАПровозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 года...