Программа "Общение без проблем"
методическая разработка по теме
Насущной потребностью общества на современном этапе является воссоздание в окружающем человека пространстве атмосферы духовности, человечности, гуманности взаимоотношений. Сближению людей, их взаимопониманию способствуют добрые, чуткие, внимательные отношения между ними, проявления сопричастности проблемам ближнего, отзывчивость, сочувствие и сопереживание. Только в условиях духовного единства, неразрывной связи с судьбой окружающих людей человек достигает высот своего совершенства, внутреннего покоя и согласия. Актуальность данной проблемы и необходимость ее решения подтверждает не только сложившаяся ситуация в обществе, но появление ФГОС второго поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА «ОБЩЕНИЕ БЕЗ ПРОБЛЕМ»
Цель программы: создать условия для повышения коммуникативной культуры младших школьников.
Задачи программы:
Создание условий для:
1. Развития навыков взаимодействия и конструктивного общения, поведения в обществе.
2. Развития чувства взаимопомощи и дружелюбных отношений.
3. Развития рефлексии и эмоциональной сферы у младших школьников.
4. Коррекции негативных проявлений и агрессии, направленных на других людей.
Программа строится по блочно-модульной системе.
Первый блок «Эмоции». Цель: научить различать эмоции.
Второй блок «Общение». Цель: развить навыки взаимодействия и конструктивного общения, поведения в обществе.
Третий блок «Дружба». Цель: развить чувство взаимопомощи и дружелюбное отношение.
Особенности содержания программы.
Данная программа ориентирована на учащихся начальной школы, может быть использована в любом классе. Программа рассчитана на один учебный год, периодичность занятий – раз в неделю по 30-40 минут. По данной программе может работать как психолог, так и учитель, и воспитатель ГПД, специальных знаний от «ведущего» не требуется. Каждое занятие будет строиться по следующему алгоритму: 1. Ритуал приветствия. Учащимся выдается белый лист. На нем нужно нарисовать рожицу (смайлик), которая отражает настроение учащегося. Затем каждый ученик рассказывает коротко про свой день и свое настроение. 2. Основная часть занятия. 3. Ритуал прощания. Учащимся выдается лист со шкалой от 5 до -5. Нужно оценить продуктивность занятия и его значимость для учащегося. Также с занимающимися можно установить (совместно разработать) правила поведения. В занятия без двигательных упражнений необходимо включить физ.минуту.
Форма обучения – игровая, по результатам которой учащиеся заполняют тесты, выполняют творческие задания.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия |
БЛОК «ЭМОЦИИ» | |
1 | Организационное занятие. |
2 | Вводное занятие. Понятие «эмоции». |
3 | Виды эмоций. Умение их различать. |
4 | Умение выразить свои эмоции мимикой, словами, цветом и т.д. |
5 | Анализ своего эмоционального состояния. Умение понять эмоциональное состояние другого человека. |
6 | Положительные эмоции, доверие друг к другу. |
7 | Тема страха. |
8 | Продолжение работы с темой «Страх». |
9 | Гнев |
БЛОК «ОБЩЕНИЕ» | |
11 | Вводное занятие. Понятие «общение». Виды общения. |
12 | Что мешает общению. Агрессия. |
13 | Коррекция агрессивного поведения. |
14 | Снятие невербальной агрессии. |
15 | Что мешает общению. Излишняя эмоциональность, зацикленность на себе. |
16 | Что мешает общению. Некоторые правила поведения в обществе. |
17 | Что помогает общению. Некоторые правила общения с людьми. |
18 | Что помогает общению эмпатия. |
19 | Развитие чувства эмпатии. |
20 | Развитие чувства эмпатии. |
21 | Развитие навыков невербального общения |
БЛОК «ДРУЖБА» | |
22 | Что такое дружба. Чувство привязанности. |
23 | Что значит дружить. Что скрепляет дружбу. |
24 | Что скрепляет дружбу. Общие интересы. |
25 | Что значит дружить. Что мешает дружбе. |
26 | Продолжение работы с эмпатией. |
27 | Повышение уровня эмпатии. |
28 | Важность оказания поддержки и помощи другому |
29 | Проверка готовности помощь другому человеку |
Игры и упражнения, рекомендованные к блоку «Эмоции»
№1. Ритуал приветствия. Учащимся выдается белый лист. На нем нужно нарисовать рожицу (смайлик), которая отражает настроение учащегося. Затем каждый ученик рассказывает коротко про свой день и свое настроение.
№2. Ритуал прощания. Учащимся выдается лист со шкалой от 5 до -5. Нужно оценить продуктивность занятия и его значимость для учащегося.
№3. «Первое впечатление». Ученики класса описывают себя для незнакомого человека, которого предстоит встретить впервые в людном месте. Описать нужно свое поведение, местоположение, жесты, мимику. Цель: осознание своего внутреннего состояния через внешние признаки, развитие навыка «чтения» другого человека по внешним признакам.
№4. «Комплимент». Цель: преодолеть скованность участников в начале занятия, развить эмпатию, приобрести навык видеть положительные качества окружающих, пробуждение у детей сознания необходимости делать приятное окружающим, прочувствовав их радость от добрых слов.
№5. «Дружба начинается с улыбки…»
Дети в парах поворачивается лицом друг к другу. Смотрят соседу в глаза и дарят ему молча свою улыбку. Она должна быть искренней, доброй. Затем учащиеся делятся впечатлениями, приятно ли им было получить улыбку, что они в этот момент почувствовали, легко ли самому дарить улыбку.
№6. Нарисуйте себя в различном эмоциональном состоянии. Помогает детям вспомнить определенные «детали», по которым можно определить состояние человека. При обсуждении рисунков педагог обращает внимание на характерные признаки того или иного эмоционального состояния. Дети учатся по жестам, выражению лица и т.д.определять настроение другого человека.
№7. Игра «Угадай настроение» - по фотографиям дети пытаются угадать, какое настроение у изображенных людей, какие эмоции они испытывают. На фотографиях изображены люди разного возраста и пола, что дает возможность подвести детей к обобщению: все люди на свете могут испытывать, переживать любую эмоцию. После просмотра фотографий, сгруппированных по принципу принадлежности к определенной эмоции, проводится мини - беседа по вопросам: когда люди могут пережить подобное? Наблюдали ли вы когда-нибудь подобные переживания? Расскажите об этом.
№8. «Доброе животное»
Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.
Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».
№9. «Покажи эмоцию». Учащиеся вытягивают карточку, на которой написана эмоция (радость, страх, гнев, раздражение и т.д.). Каждый должен показать «свою» эмоцию без слов. Остальные определяют, что это за эмоция. Обсуждается, что именно помогло угадать, какие жесты, взгляды, мимика особенно указывают на то или иное состояние человека. Говорится о практической значимости этих знаний в жизни.
№10. «Соломинка на ветру».
Все встают в круг, вытягивают руки вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными глазами. По команде педагога: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!» - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующему. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу.
Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих. Педагог следит за безопасностью.
№11. Рассказ «Страх»
После того, как Миша остался один дома без электричества, его мама очень переживала и старалась не отлучаться из дома надолго. Но один раз им с Мишиным папой пришлось уйти по делам. Сидеть с Мишей приехала бабушка. Не та, у которой жила в деревне Ксюша, а папина мама. Эта Мишина бабушка была очень старенькая, болезненная. Когда она болела, папа и мама всегда очень огорчались. Говорили, что у бабушки опять было плохо с сердцем.
«Ты бабушку пожалей,- сказала Мише мама,- веди себя хорошо, не проказничай, чтобы она зря не нервничала». «Хорошо»,- согласился Миша. Он любил бабушку, потому что она была очень добрая.
Родители ушли. Бабушка напоила Мишу чаем со своими пирожками. Они весело поболтали, а потом мальчик стал проситься гулять.
«Хорошо, Мишенька,- согласилась бабушка,- Только возвращайся домой, пожалуйста, засветло. Не позже 19 часов, чтобы я не волновалась». Миша согласно кивнул и выбежал на улицу. Там сегодня собралось много ребят. В их числе был и Антон. Он принес футбольный мяч. Миша всегда был нападающим своей команды. Началась игра.
«А здорово мы их!- радовался позже Антон,- Счет 6:2 пользу».
Миша радостно улыбнулся и хотел сказать, что тоже доволен, как вдруг заметил, что во дворе уже темно.
«А сколько сейчас времени?»- спросил он.
«Девять»,- ответил Антон.
Миша похолодел и почувствовал страх, потому что…
Вопросы после прочтения рассказа.
-С кем из вас происходило подобное?
-Как стоит закончить рассказ?
-Почему бабушка переживала за Мишу?
-Как можно избавить бабушку от переживаний?
-Что должен сделать Миша?
№ 12. Класс разбивается на пары. Один из одноклассников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, «Сегодня мне грустно». А другой спрашивает «Ты грустишь потому, что получил плохую оценку?». Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа – «да». Данное занятие позволяет ребенку поставить себя на место другого, задуматься о его мыслях, чувствах и мотивах поведения. А в последующем приобретенный опыт позволит легче устанавливать контакт с ровесниками и взрослыми, то есть ускорит процесс социализации.
№ 13. «Нарисуй свой страх». До рисования нужно поговорить с ребенком: «Чего ты боишься, когда тебе бывает страшно, было ли такое, когда ты сильно испугался». Затем ребенку предлагают нарисовать то, чего он боится. Необходим большой лист бумаги, карандаши или краски. После рисования еще раз поговорите, чего же он конкретно боится. Затем попросите ребенка разорвать «страх» на мелкие кусочки, а мелкие – еще на более мелкие. Когда «страх» рассыплется на крошечные кусочки, покажите ребенку, что теперь его собрать невозможно. Заверните эти мелкие кусочки в большую бумагу, подойдите к мусорному ведру и выкиньте туда, затем скажите ребенку, что мусор увезут и сожгут, а вместе с мусором сожгут и «страх», и больше его никогда не будет.
Игры и упражнения, рекомендованные к блоку «Общение»
№ 14. «Два барана»
Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.
Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки «Бе-е-е».
Необходимо соблюдать технику безопасности, внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.
№ 15. «Возьми себя в руки».
Учащиеся встают полукругом. Педагог говорит: «Как только вы почувствуете, что забеспокоились, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть проверенный способ доказать себе свою силу: обхватите свои локти ладонями и сильно прижмите руки к груди – это поза выдержанного человека. Постойте в такой позе какое-то время, пока не начнете успокаиваться. Можно почувствовать как пятки «впиваются» в пол».
№ 16. «Контрабанда». Участники делятся на 2 группы. Одна из них – «контрабандисты», другая – «таможенники». Контрабандисты прячут у себя какой-то мелкий предмет. Задача «таможенников»– догадаться по внешним признакам и поведению «контрабандистов», у кого из них спрятан этот предмет.
№ 17. "Воздушный шарик"
Данная игра поможет научиться расслаблять мышцы живота. Для начала вспомните с ребенком, когда вы в последний раз надували воздушные шары. Как меняется шарик по мере поступления воздуха? Конечно, он увеличивается в размере и напрягается, стенки его становится непросто продавить пальцем. Теперь пусть ребенок представит себя таким воздушным шаром. Нужно сделать очень глубокий вдох и затаить дыхание. Попросите игрока положить руку на живот и почувствовать, стал ли он круглым и напряженным. Если стал, то можно выдохнуть и ощутить, как приятно, когда живот расслаблен. Повторите игру еще три-пять раз: напряжение на вдохе, задержка на несколько секунд, выдох и расслабление.
№ 18. «Зеркало».
Учащиеся делятся на пары и встают лицом друг к другу. Один - ведущий, другой - ведомый. Ведущий начинает делать медленные движения руками, ногами, туловищем под музыку. Ведомый отражает движения одноклассника - как зеркальный образ. Через 3 минуты меняются ролями. Данное игровое занятие в непринужденной форме на невербальном уровне позволяет развивать чувство эмпатии.
№ 19.
ЦВЕТЫ
1.Можно ли дарить один цветок?
Несомненно, да. Нобелевский лауреат Ясунари Кавабата писал: «Один цветок лучше, чем сто, передает великолепие цветка».
2.Можно ли дарить цветы в горшке?
Некоторые считают это дурным тоном. Кто-то видит в этом плохую примету. «А вдруг они увянут?» Но эти опасения напрасны! Да рить цветы в горшках можно, если вам точно известно, что адресат их очень любит и не против получить их в подарок. Потрудитесь узнать, ка кой сорт цветов он предпочитает, и тогда вы не ошибетесь. Вместе с цве тами в горшках можно преподнести справочник по цветоводству.
3. Как дарить цветы - завернутыми или нет?
Если, придя в гости на торжество, вы вручаете цветы в прихожей, можно передать их в упаковке, если же вы с цветами входите в комнату, то снимите бумагу и преподнесите букет без нее. Однако говорить об упаковке можно лишь тогда, когда она эстетична и гармонирует с самим букетом.
Не забудьте, что подают букет цветками вверх, а не наоборот.
4. Если вы посылаете цветы с доставкой из цветочного салона, что нужно вложить в букет?
Вложите в корзинку или внутрь букета записку с пожеланиями.
5.Какие цветы не следует приносить в больницу?
Цветы с резким запахом и осыпающиеся пыльцой.
МАНЕРЫ ПОВЕДЕНИЯ
6. Принято ли выражать свою благодарность за мелкую услугу хорошо знакомому человеку?
Благодарить необходимо в любом случае. Благодарность не бывает излишней. Вы можете выразить ее, преподнеся в подарок что-либо, соот ветствующее интересам человека: книгу, словарь, справочник, картину, музыкальный диск, «толстый» журнал и т.д. Формой благодарности также может выступать и письмо с уведом лением, что услуга была полезной и важной.
7. Кто такой брюзга?
Это человек, всегда вечно всем недовольный и сообщающий об этом окружающим. Общение с ним дело трудное и малоприятное. Но ху же всех приходится ему самому: люди избегают его, к тому же плохое настроение вредно для здоровья.
8. Реклама все назойливее пытается преподнести жвачку как «свежесть, чистое дыхание»... Когда, по-вашему, можно жевать жвачку, а когда не следует этого делать?
Воспитанный человек жует жевательную резинку, только остав шись наедине с самим собой. Во время общения, пребывания на людях лучше отказаться от жвачки, если вы не хотите, чтобы ваши партнеры по общению запомнили вас только жующим.
9. Что такое элегантность?
Существует множество взглядов на понятие элегантности. Элегантность - это манеры, их не полу чишь искусственным путем. Создать себе имидж элегантного человека - значит, быть безупречной во всем и всегда, даже когда от правляешься за хлебом. И дело не только в том, чтобы не навешивать на себя сразу все украшения, и даже не в тщательном подборе обуви, сумки - надо просто уметь расположить к себе окружающих. Вежливость и взаимо уважение - тоже своего рода элегантность».
10.Что называется «дежурной улыбкой»?
Обычно так говорят об улыбке неискренней, когда человек улыба ется по обязанности, потому что «так надо». Однозначного решения здесь нет. Однако этикет предполагает, что лучше дежурная улыбка, чем ис кренние грубость и хамство.
Стихотворение:
Упражнения и игры к блоку «Дружба»
№20. Представь, что ты в летнем лагере.
Ситуация 1: В умывальной комнате твой приятель никак не может повесить полотенце на вешалку, а вожатый зовет обедать, все уже за столом. Как ты поступишь?
№ 21.Ситуация 2: В отряд приехал новенький. Все шкафы и тумбочки уже заняты и ему некуда положить свои вещи. Как ты поступишь в данной ситуации?
№22. Учащиеся должны вспомнить рассказы из жизни (можно придумать). Они должны содержать информацию о взаимопомощи, отражать различные чувства, эмоциональные состояния, показывать пути решения и выхода из различных ситуаций. После каждого рассказа педагог задает вопросы про чувства героев, про необходимость помощи. Они оперируют к личному опыту учащихся и к формирующемуся у них умению пониманию чувств и переживаний окружающих людей.
№ 23. «Глаза в глаза». Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Педагог говорит: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуйите молча передать разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!» «Мне весело, давай поиграем!» «Я не хочу с тобой дружить.» Потом обсуждается сложность передачи эмоции, когда было легко понять партнера, а когда лицо не выражало нужной эмоции.
№ 24. Ритуал прощания. Учащиеся делятся впечатлениями от занятий. Высказывают свои мысли, пожелания, чувства. Говорят, что особенно запомнилось, что оказалось полезным. Желают своим одногруппникам что-то на будущее, благодарят их.
№ 25. Рассказ «Как Вовка с Сережей поссорились».
«Вовка и Сережа дружили давно. Они вместе готовились к урокам, иг рали, ходили в кино и в библиотеку. Иногда они ссорились из-за пустяков, но быстро мирились и забывали о споре. Но однажды Вовка, возвращаясь от своей бабушки, увидел у дверей подъезда брошенного котёнка. Котёнок был малень кий, худенький и весь дрожал. Вовка взял его, погладил, согрел и котёнок заур чал. Вовка очень обрадовался и побежал к Серёже. «Смотри, какой у меня те перь котик есть! Я всегда такого и хотел!» - сказал он другу, протягивая ему ко тёночка. Сережа брезгливо отодвинул от себя котёнка и сказал: «Вот ещё друга нашёл, всякую дрянь подбираешь. У них одни блохи да болезни. Выброси!» Вовка с котёночком выскочил на лестницу, а про себя подумал, что не будет разговаривать с Серёжкой и никогда ему этого не простит. Но однажды он уви дел, как Серёжа кормит бездомных кошек, живущих под крыльцом и направил ся к нему...»
Вопросы к тексту:
- Как можно закончить рас сказ?
- Жалко ли тебе кого-нибудь из героев, а если да, то кого больше?
- Правильно ли поступил Сережа? Как можно охарактеризовать его поступок?
- Как бы ты поступил на месте героя?
- Можно ли как-то оправдать поведение Сережи?
6. Опиши чувства Вовы к Сереже. Изменились ли они в конце рассказа?
№ 26. «Ласковые лапки»
Цель: снять мышечное напряжение рук, помочь снизить агрессивность ребенка, развить чувственное восприятие, способствовать гармонизации отношений между ребенком и взрослым.
Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
№ 27. «Прогулка с компасом»
Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.
Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.
После окончания игры дети могут описать, что они чувствовали, когда были с завязанными глазами и полагались на своего партнера. Поговорить с детьми о том, кто в реальной жизни испытывает такие затруднения. Как нужно относиться к таким людям, чем им можно помочь.
№ 28. Картинка «Оскорбление».
На картинке два мальчика. Только что закончилась репетиция сценки к новогоднему празднику. Один другому говорит: «Ты плохо играл свою роль, ты дурак, ты ничего не умеешь, тебя надо заменить». Младшего школьника просят описать чувства оскорбленного мальчика, сказать, как поступить на его месте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/07/picture-45688.jpg)
Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/26/picture-62544.jpg)
ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на тему "Меньше мусора- меньше проблем"
Творческие РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ на тему "Меньше мусора- меньше проблем"...
Мастер - классс "Устранение учебных проблем на уроках русского языка и чтения в начальной школе"
1. Как развивать мелкую моторику рук и навык фонематического анализа? 2. Как устранить бедность словарного запаса и неумение выразить свою мысль распространёнными предложениями? 3. В чём проблема уч...
10 проблем первоклашки
С чем сталкивается школьник в первые недели за партой Как помочь маленькому школьнику, рассказывают детский психолог Наталья Гришаева и директор Института возрастной физиологии Марьяна Безруких....
Решение проблем здоровьесбережения в начальных классах
Отчёт о работе по здоровьесбережению в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/13/picture-58752.jpg)
Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?
Как решить проблему компьютерной зависимости в жизни современного ребенка?"Современный ребёнок рано знакомится с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки домашней техн...