ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.
статья по теме

Васильченко Марина Александровна

     У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon u_odarennyh_detey_ne_takaya_uzh_i_prostaya_zhizn.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ  ЗДОРОВЬЕ И АДАПТАЦИЯ ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ.

 

                                                           Васильченко М.А. учитель нач. классов.

                                                                                                  МБОУ СОШ № 5

                                        п. Октябрьский, Красноармейский район,  Россия                                                                                                                                    

                                                                                            nndm000@mail.ru

 

     У одаренных детей не такая уж и простая жизнь, как может показаться на первый взгляд. Они сами зачастую становятся жертвами своего развитого интеллекта и особой восприимчивости.

     Приято считать, что гениальный человек рождается раз в сто лет, а вот одаренных детей больше, в среднем 15-20 % от всего населения. При этом только около 5% таких детей вырастают полноценными личностями, а остальными находятся под угрозой социальной изоляции, становятся порой изгоями в среде своих сверстников, не могу легко адаптироваться к взрослой жизни.  В классе общеобразовательной школы  из  25- 30  учеников  это 1-2 человека, которых  можно отнести к числу одаренных детей.

     Общие особенности одаренных детей:

Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам:

     В целом принято считать, что ребенок отличается одаренностью тогда, когда показатель его IQ выше 130 баллов. Но во внимание принимают не только результаты таких тестирований, а учитывают также такие критерии, например:

- способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений;

- потребность сосредоточиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них;

-  способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения;

-  обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников.

- стремление чаще общаться с взрослыми, чем с сверстниками;

- выбор друзей из детей старшего возраста;

- повышенная чувствительность;

- высокая требовательность по отношению к себе самому, склонность к самокритике;

- развитое воображение;

- интерес к миру взрослых;

- стремление быстрее научиться читать, любовь к чтению;

- развитое чувство юмора;

- интерес к  сложным играм;

- критичное отношение к окружающим;

      Среди прочих отличительных черт, у одаренных детей обычно ярко доминируют исключительная интеллектуальная любознательность, порой неосознаваемое стремление к одиночеству и самоизоляции, вызванное за частую осознанием своей яркой индивидуальности.

     А. Маслоу выделил несколько уровней функционирования одаренного ребенка в своем жизненном пространстве:

1.первый уровень  -   уровень выживания (ребенок в ситуации находится лишь физически и отчаянно борется за сохранение своего Я во внешнем окружении);

2.второй уровень  -  уровень  обороны (ребенок сохраняет свое "Я", старается удержать свои позиции и борется против всего, что квалифицируется им как угроза);

3. третий уровень – уровень уверенности (ребенок находит компромисс в преодолении социального отчуждения и неприятия, старается учиться, самоутверждаться, саморазвиваться);

 4. четвертый уровень – процветание (преобладание творческих, продуктивных занятий).

Однако, четвертого уровня, к сожалению, далеко не всегда может достичь одаренный ребенок – нередко преобладают первых 2 уровня.

      Одаренность не спасает от школьных неудач

 Система современного среднего образования в России не сильно соответствует особенностям одаренных детей, так сама его структура в большей степени универсальна и рассчитана на детей с соответствующими их возрасту умственными способностями. Зачастую одаренному ребенку просто не интересно на уроке, потому что с изучаемым предметом он успел разобраться сам и его знания в этой области идут далеко за рамки установленных школьной программой норм. А порой такой ребенок имеет накопленные по учебному предмету знания, превосходящие даже по своему уровню знания преподавателя. Все это выделяет ребенка среди его школьных сверстников, такие его блестящие способности могут стать даже предметом насмешек и издёвок со стороны его одноклассников.

     Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об одаренных детях, представляющих собой особую ценность для общества.

     Особое значение для современной школы приобретают вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.

      Одаренные часто становятся «трудными» или подавленными

 Такое неправильно отношение и учителей и одноклассников способствует тому, что одаренные дети нередко попадают в разряд «трудных». Ребенок может активно протестовать против сформировавшегося к нему отношения, и такой протест порой принимает агрессивные формы. К тому же стремясь подогнать себя под общепринятый стандарт, ребенок подавляет свои потребности, избегает проявлять все свои незаурядные способности. Это также может стать причиной его нарочито агрессивного поведения в отношениях с учителями и сверстниками, хотя такая агрессия, по мнению психологов, имеет скорее защитный характер.

     Другим совершенно полярным вышеописанному может стать депрессивное поведение одаренного ребенка как реакция на неприятие его школьной средой, учителями и сверстниками. В ситуации постоянного подавления проявлений своей одаренности ребенок может замкнуться в себе, стать апатичным и потерять интерес к общению. Такое отношение к окружающему миру может усугубляться и тем, что ребенок не может найти близких себе по духу друзей и товарищей.

     Девочки адаптируются легче

 Специалисты считают, что одаренные девочки проще адаптируют к такой усредненной школьной программе и реже проявляют недисциплинированность. Мальчики же более эмоциональны и чаще девочки демонстрируют поведенческие проблемы. Они более подвижны, менее усидчивы и внимательны. Зачастую это объясняется тем, что одаренные мальчики просто не считают нужным концентрироваться на изучении того предмета, который и так им понятен. Однако среди девочек реже встречаются одаренности и проявляются они в более позднем по сравнению с мальчиками возрасте.

     Как помочь одаренному ребенку адаптироваться в обществе?

 Возможную проблему адаптации советуют начинать решать заблаговременно, еще в дошкольном возрасте. Не стоит обособлять ребенка от его сверстников, пусть он имеет возможность общаться, как и с «обычными» детьми, так и с детьми своего интеллектуального уровня развития. Это поможет одаренному ребенку приобрести навыки социального взаимодействия, научиться понимать людей, реально оценивая их достоинства и недостатки и ценить индивидуальность каждого из них.

      Родителям стоит поостеречься демонстрировать своему одаренному ребенку оценочное и сравнительное отношения к другим детям. Здесь важно научить ребенка не сравнивать себя с другими детьми, а показать ему, что каждый из них по- своему особенный.

     В случае, если у ребенка в детском саду возникают какие-либо проблемы и если пребывание там не вызывает у него положительной реакции (при этом ребенок может быть постоянно встревожен, видеть кошмары, быть в подавленном настроении), стоит на некоторое время отказаться от посещения ДОУ, возможно даже подыскать другой детский сад. В этот период, однако, не надо «запирать» ребенка дома, изолировать его от общества сверстников, а организовать для него полноценный круг общения.

      При выборе школы для одаренного ребенка, многие психологи советуют обратить внимание на специализированные школы и колледжи. Это оказывается целесообразным с точки зрения возможности максимальной самореализации, которую получает одаренный ребенок, поступив в специализированное школьное учреждение. К тому же именно в подобных школах реально на практике применить принципы индивидуального подхода к обучению одаренного ребенка. Этому способствует, в том числе и низкая наполняемость классов и возможность выбрать учебную программу, составленную с учетом потребностей самого ребенка и, что немаловажно, помочь ему многосторонне развиваться.

     Со стороны родителей одаренному ребенку  требуется особенно много внимания, терпения и заботы. Ведь одаренный ребенок тонко чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Родители также не должны забывать, что их вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становится очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия.

     В школе должно быть создано такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; ограждения от негативного влияния на ребенка с признаками одаренности «обычных» реакций детей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.

     Основные принципы работы с одаренными детьми:

- реализация личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;

- использование системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих выявление и раскрытие творческого потенциала детей с признаками одаренности;

- психолого-педагогическое содействие процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся;

- развитие учащихся внутри всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности;

- целенаправленное развитие интеллектуальных способностей учащихся;

- максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;

- увеличение роли внеурочной деятельности с такими детьми;

- индивидуализация обучения;

- дифференциация обучения;

- совместная разновозрастная работа учащихся при руководящем и направляющем участии взрослых и др.

    Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в школе победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад, призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и спортивных конкурсов и соревнований.    

     Благодаря системной и планомерной работе всего коллектива сотрудников школы одаренные дети становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.

Список литературы

Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.

Одаренные дети. - Под. ред. Карне М. – М.: Прогресс. 1991. – 246с.

Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.

Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51.

Тищенко Е.Г. Развитие системного обучения одаренных учащихся в общеобразовательной школе США. Автореф. дис.канд.пед.наук, М., 1993.

Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности первоклассников. Адаптация к школе. Помощь родителей в адаптации.

Материал для родительского собрания по вопросам адаптациии в 1 классе....

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации

Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...

Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де

Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...