Земля моя родная.
рабочая программа по теме

Меньшова Вера Евгеньевна

Авторская программа работы детского объединения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_moya_rodnaya.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Программа деятельности детского общественного объединения

« Земля моя родная».

                                                                            Автор:  Меньшова В.Е.

                                                                       

                                                                     2010 год

Программа разработана на основе программы СПО – ФДО « Возрождение»,  «Лидер», « Отечество», « Игра – дело серьёзное», комплексной программы Воронежской области  « Мир, в котором ты живёшь», программы краеведческого музея Каменка – Садовской СОШ « Времён связующая нить», концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области.

                                 

                                           Актуальность программы.

Детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается « здание» общества.

  Задача социального становления личности ребёнка является важной и актуальной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания у них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культур, составляющие тот феномен, который формируются в человеке - интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность. В формировании уважения и любви к Родине исключительное значение имеют детские впечатления. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей родного края, с его природными богатствами, тем больше дети осознают привязанность и бережное отношение к нему.

Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл программы « Земля моя родная», которая рассчитана на детей от 7 до 17 лет.  1 ступень(1-4 кл) – члены ДО  «Земляне»; 2 ступень(5 -11 кл) - члены  «РУМИД», летний пришкольный оздоровительный лагерь « Звёздочка» ( эколога – краеведческий профиль). Срок реализации программы – 3 года.

 Эта программа  позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины преодоления препятствий и обеспечения безопасности; выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих.

Цель программы: воспитание гражданина России, патриота  малой родины, знающего и любящего свой край, село ( его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.

                                   Задачи:                      

- создание условий для воспитания духовно – нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, способной к активной и общественно – полезной деятельности;

- привлечение детей к изучению родного края, приобщение к истории и культуре родной земли;

- формирование высокой культуры поведения в окружающей среде, ответственного поведения в природе как общественному достоянию;

- воспитание патриотизма, бережное отношение к истории и культуре своего края, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование позитивного – сберегающего отношения к окружающей среде и социально – ответственного поведения в ней;

- сохранение исторической памяти;

- реализация интересов и прав каждого члена организации на разнообразную деятельность;

- формирование навыков общения, лидерских, организаторских способностей, владение основами управления и самоуправления;

- воспитание доброты, чуткости, заботы, сострадания.

- изучение жизни края в семье через беседы;        

Программа «Земля моя родная» определяет приоритеты:

  1. организация постоянного общественно – педагогического диалога;
  2. расширение положительного влияния на детскую и подростковую среду;
  3. взаимодействие с районным общественным объединением  «Родник»;
  4. создание условий для самореализации, совершенствования личности в общественно – значимой деятельности;

     Опирается на традиции детского общественного движения:                          

  1. социально – активная, социально – полезная деятельность;
  2. уважение к старшему поколению, забота о нём;
  3. забота о младших, содействие их развитию;
  4. совместная с взрослыми деятельность;
  5. изучение истории и культуры родного края, страны.

                        Направления программы:

« Здоровье» - организация деятельности здорового образа жизни, туристической и спортивной работы.

« Семья» - организация работы с семьёй, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы.

« Наша Родина» - организация деятельности по изучению национальных традиций, участие в  самоуправлении.

« Культура» - организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей, формирование чувства прекрасного.

« Труд» - организация деятельности по воспитанию у детей  трудолюбия, культуры труда.

«Человек» - организация деятельности, ориентированной на воспитание личности школьника, развитие его индивидуальных качеств, культуры общения,  правовой культуры.

                          Содержание программы. ( 4 блока)

  1. Моя Родина.
  2. Дом, в котором я  живу.
  3. Мой заповедный уголок.
  4. Россыпи народного творчества.

Каждый блок разбит на темы КТД, которые проходят в следующих формах:

- экскурсия;                       - интервью;

- игра;                                   - поход;

                               - соревнование;                    - проект;                                                                                                                                                                              

     - концерт;                            - презентация;

  - выставка;                             -  конкурс;

    - викторина;                          - конференция;

                                                 

                                     Моя родина.

  1. Истоки села.
  2. Улица, на которой я живу.
  3. Герб страны, области, района, моего села.
  4. Я горжусь своими земляками.
  5. Как живёшь ветеран?
  6. Вахта памяти.
  7. Дети и война.
  8. Военные истории.
  9. Мы в ответе за будущее нашего края.
  10. Здоровое поколение 21 века.

                    Дом, в котором я живу.

  1. История происхождения имён.
  2. Слово о  роде.
  3. Родословная  моей семьи.
  4. Как вырастить генеалогическое  дерево.
  5. История семьи в вещах.
  6. Традиции и обычаи моей семьи.
  7. Мой дом – моя крепость.                                                       Заповедный  уголок.
  1. Моё прихопёрье.
  2. Памятники природы нашего села.
  3. Моя родная природа.
  4. Богатства земли Садовской.
  5. Экологический светофор.
  6. Как прекрасен этот мир!
  7. Охранять природу – охранять родину.
  8. Красная книга села Каменка – Садовки.

           Россыпи народного творчества.

  1. Из уст в уста.
  2. Умелые руки не знают скуки.
  3. Наша ярмарка.
  4. Из бабушкиного сундучка.
  5. Русская краса  Садовки.
  6. Приглашаем всех на праздник.
  7. Песенный край.

     На основе содержания программы « Земля моя родная» составляется план работы детского общественного объединения « РУМИД» и  «Земляне», учитывая возрастные особенности детей, строится работа в пришкольном летнем лагере  «Звёздочка».

Примерная тематика КТД в  эколога – краеведческом  лагере.

  1. В мире русской старины.
  2. Герб моей семьи.
  3. Презентация « Край родной».
  4. Виртуальная экскурсия по городам Воронежского края.
  5. Экскурсия в краеведческий музей города Новохопёрска.
  6. Экологический капустник.
  7. Викторина « Здоровье в саду и на грядке».
  8. Презентация книги « Хопёрский государственный заповедник»
  9. Конкурс рисунков « Береги родную природу!»
  10. Праздник « Путешествие на поезде « Здоровье».
  11. Презентация творческих работ « Село моё родное»
  12. Выставка « Рукоделье моих земляков».
  13. Акция « Как живёшь ветеран?»

Необходимые условия для реализации данной программы – внутреннее и внешнее сотрудничество.

Внутреннее

сотрудничество

Программа « Земля моя родная»

Внешнее сотрудничество

Новохопёрский муниципальный район

Каменка-Садовское

сельское поселение

  1. Администрация школы;
  2. Классные руководители;
  3. Самоуправление «РУМИД»;
  4. Родительский комитет;
  5. Попечительский совет;
  6. Краеведческий музей;
  7. Библиотека;
  8. Газета « Школьный мир».

  1. ЦДОД ;
  2. СЮН;
  3. Варваринский Заповедник;
  4. Некрыловское лесничество;

  1. Местное самоуправление;
  2. Совет ветеранов Великой Отечественной войны;
  3. Сельская библиотека;
  4. Сотрудничество с бизнесом;

Результаты деятельности  детского общественного объединения при реализации данной программы.

  1. Грамоты  районного центра дополнительного образования « За активное участие в ДО «Родник» 2008 г. 2009г.
  2. Грамота  «За активное участие в районной экологической конференции»  2007 г 2008 г.
  3. Второе место в районной краеведческой конференции « Край родной» 2009 г.
  4. Третье место в районном туре конкурса « Моя малая родина» 2010 г.
  5. Грамота  за участие в международной природоохранной акции «Марш парков» 2008 г.
  6. Второе место в районной краеведческой конференции « Эхо войны».

Секции « Из семейного архива», « Экспонаты рассказывают» 2010 г.

  1. Грамота районного конкурса « Салют победы» 2007 г.
  2. Свидетельство участника областного конкурса рисунков  «Живому – жить!» 2009 г.
  3. Второе место в районной краеведческой конференции . Секция  «Моя родная природа» 2007 г.

                                          Литература.

1.Барышева Ю.А. Формирование эколога – краеведческих знаний.М, 1997 г.

2. Панова В. И. История Воронежского края. В,  2001 г.

3. Программа туристко – краеведческого движения школьников « Край родной», 2001 – 2005 г.

4. Остапец А. А. Педагогика туристко – краеведческой деятельности в общеобразовательной школе. М. « Педагогика», 1985 г.

5. Общественно – педагогический журнал « Вожатый века», 2006 г №1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".

Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...

Презентация ученика. Проект "Земля - наш родной дом!"

Презентация ученика о проектной деятельности. Экологический проект....

Урок русского языка «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)

2013год объявлен годом охраны окружающей средя. Урок русского языка во 2 классе приурочен этой тематике....

Конференция по теме: «ЗЕМЛЯ – НАШ РОДНОЙ ДОМ»

Конференция по теме: «ЗЕМЛЯ – НАШ РОДНОЙ ДОМ»...

ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьном конкурсе-игре, посвященном всемирному дню Земли «Земля наш дом родной»

1. Цель и задачи школьного конкурса.1.1. Целью школьного конкурса «Земля наш дом родной» является расширить знания младших школьников о планете Земля.1.2. Задачи школьного конкурса «Земля наш дом родн...

«Саратовский край – земля моя родная» (Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию образования Саратовской области )

Цели мероприятия:образовательные:   Углубить знания о знаменитых людях Саратовской области;развивающие: развивать познавательный  интерес к профессиям, интеллектуальные и творческие способно...