Земля моя родная.
рабочая программа по теме
Авторская программа работы детского объединения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zemlya_moya_rodnaya.docx | 31.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа деятельности детского общественного объединения
« Земля моя родная».
Автор: Меньшова В.Е.
2010 год
Программа разработана на основе программы СПО – ФДО « Возрождение», «Лидер», « Отечество», « Игра – дело серьёзное», комплексной программы Воронежской области « Мир, в котором ты живёшь», программы краеведческого музея Каменка – Садовской СОШ « Времён связующая нить», концепции воспитательной деятельности образовательных учреждений Воронежской области.
Актуальность программы.
Детство – фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается « здание» общества.
Задача социального становления личности ребёнка является важной и актуальной для любого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того, насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания у них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.
В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культур, составляющие тот феномен, который формируются в человеке - интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальная активность. В формировании уважения и любви к Родине исключительное значение имеют детские впечатления. Чем раньше мы начинаем знакомить детей с историей родного края, с его природными богатствами, тем больше дети осознают привязанность и бережное отношение к нему.
Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл программы « Земля моя родная», которая рассчитана на детей от 7 до 17 лет. 1 ступень(1-4 кл) – члены ДО «Земляне»; 2 ступень(5 -11 кл) - члены «РУМИД», летний пришкольный оздоровительный лагерь « Звёздочка» ( эколога – краеведческий профиль). Срок реализации программы – 3 года.
Эта программа позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины преодоления препятствий и обеспечения безопасности; выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих.
Цель программы: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село ( его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Задачи:
- создание условий для воспитания духовно – нравственной, физически и интеллектуально зрелой личности, способной к активной и общественно – полезной деятельности;
- привлечение детей к изучению родного края, приобщение к истории и культуре родной земли;
- формирование высокой культуры поведения в окружающей среде, ответственного поведения в природе как общественному достоянию;
- воспитание патриотизма, бережное отношение к истории и культуре своего края, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование позитивного – сберегающего отношения к окружающей среде и социально – ответственного поведения в ней;
- сохранение исторической памяти;
- реализация интересов и прав каждого члена организации на разнообразную деятельность;
- формирование навыков общения, лидерских, организаторских способностей, владение основами управления и самоуправления;
- воспитание доброты, чуткости, заботы, сострадания.
- изучение жизни края в семье через беседы;
Программа «Земля моя родная» определяет приоритеты:
- организация постоянного общественно – педагогического диалога;
- расширение положительного влияния на детскую и подростковую среду;
- взаимодействие с районным общественным объединением «Родник»;
- создание условий для самореализации, совершенствования личности в общественно – значимой деятельности;
Опирается на традиции детского общественного движения:
- социально – активная, социально – полезная деятельность;
- уважение к старшему поколению, забота о нём;
- забота о младших, содействие их развитию;
- совместная с взрослыми деятельность;
- изучение истории и культуры родного края, страны.
Направления программы:
« Здоровье» - организация деятельности здорового образа жизни, туристической и спортивной работы.
« Семья» - организация работы с семьёй, изучение семейных традиций, организация совместной деятельности семьи и школы.
« Наша Родина» - организация деятельности по изучению национальных традиций, участие в самоуправлении.
« Культура» - организация деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей, формирование чувства прекрасного.
« Труд» - организация деятельности по воспитанию у детей трудолюбия, культуры труда.
«Человек» - организация деятельности, ориентированной на воспитание личности школьника, развитие его индивидуальных качеств, культуры общения, правовой культуры.
Содержание программы. ( 4 блока)
- Моя Родина.
- Дом, в котором я живу.
- Мой заповедный уголок.
- Россыпи народного творчества.
Каждый блок разбит на темы КТД, которые проходят в следующих формах:
- экскурсия; - интервью;
- игра; - поход;
- соревнование; - проект;
- концерт; - презентация;
- выставка; - конкурс;
- викторина; - конференция;
Моя родина.
- Истоки села.
- Улица, на которой я живу.
- Герб страны, области, района, моего села.
- Я горжусь своими земляками.
- Как живёшь ветеран?
- Вахта памяти.
- Дети и война.
- Военные истории.
- Мы в ответе за будущее нашего края.
- Здоровое поколение 21 века.
Дом, в котором я живу.
- История происхождения имён.
- Слово о роде.
- Родословная моей семьи.
- Как вырастить генеалогическое дерево.
- История семьи в вещах.
- Традиции и обычаи моей семьи.
- Мой дом – моя крепость. Заповедный уголок.
- Моё прихопёрье.
- Памятники природы нашего села.
- Моя родная природа.
- Богатства земли Садовской.
- Экологический светофор.
- Как прекрасен этот мир!
- Охранять природу – охранять родину.
- Красная книга села Каменка – Садовки.
Россыпи народного творчества.
- Из уст в уста.
- Умелые руки не знают скуки.
- Наша ярмарка.
- Из бабушкиного сундучка.
- Русская краса Садовки.
- Приглашаем всех на праздник.
- Песенный край.
На основе содержания программы « Земля моя родная» составляется план работы детского общественного объединения « РУМИД» и «Земляне», учитывая возрастные особенности детей, строится работа в пришкольном летнем лагере «Звёздочка».
Примерная тематика КТД в эколога – краеведческом лагере.
- В мире русской старины.
- Герб моей семьи.
- Презентация « Край родной».
- Виртуальная экскурсия по городам Воронежского края.
- Экскурсия в краеведческий музей города Новохопёрска.
- Экологический капустник.
- Викторина « Здоровье в саду и на грядке».
- Презентация книги « Хопёрский государственный заповедник»
- Конкурс рисунков « Береги родную природу!»
- Праздник « Путешествие на поезде « Здоровье».
- Презентация творческих работ « Село моё родное»
- Выставка « Рукоделье моих земляков».
- Акция « Как живёшь ветеран?»
Необходимые условия для реализации данной программы – внутреннее и внешнее сотрудничество.
Внутреннее
сотрудничество
Программа « Земля моя родная»
Внешнее сотрудничество
Новохопёрский муниципальный район
Каменка-Садовское
сельское поселение
- Администрация школы;
- Классные руководители;
- Самоуправление «РУМИД»;
- Родительский комитет;
- Попечительский совет;
- Краеведческий музей;
- Библиотека;
- Газета « Школьный мир».
- ЦДОД ;
- СЮН;
- Варваринский Заповедник;
- Некрыловское лесничество;
- Местное самоуправление;
- Совет ветеранов Великой Отечественной войны;
- Сельская библиотека;
- Сотрудничество с бизнесом;
Результаты деятельности детского общественного объединения при реализации данной программы.
- Грамоты районного центра дополнительного образования « За активное участие в ДО «Родник» 2008 г. 2009г.
- Грамота «За активное участие в районной экологической конференции» 2007 г 2008 г.
- Второе место в районной краеведческой конференции « Край родной» 2009 г.
- Третье место в районном туре конкурса « Моя малая родина» 2010 г.
- Грамота за участие в международной природоохранной акции «Марш парков» 2008 г.
- Второе место в районной краеведческой конференции « Эхо войны».
Секции « Из семейного архива», « Экспонаты рассказывают» 2010 г.
- Грамота районного конкурса « Салют победы» 2007 г.
- Свидетельство участника областного конкурса рисунков «Живому – жить!» 2009 г.
- Второе место в районной краеведческой конференции . Секция «Моя родная природа» 2007 г.
Литература.
1.Барышева Ю.А. Формирование эколога – краеведческих знаний.М, 1997 г.
2. Панова В. И. История Воронежского края. В, 2001 г.
3. Программа туристко – краеведческого движения школьников « Край родной», 2001 – 2005 г.
4. Остапец А. А. Педагогика туристко – краеведческой деятельности в общеобразовательной школе. М. « Педагогика», 1985 г.
5. Общественно – педагогический журнал « Вожатый века», 2006 г №1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа по краеведению "Родная земля Волгоградская".
Данная программа является дополнением к основному курсу по изучению окружающего мира. Программа составлена для учащихся 1-4 классов.В работе решаются следующие задачи:*познакомить обучающихся с -...
Презентация ученика. Проект "Земля - наш родной дом!"
Презентация ученика о проектной деятельности. Экологический проект....
Урок русского языка «Ты на земле своя, родная» (знакомство со словарным словом земляника)
2013год объявлен годом охраны окружающей средя. Урок русского языка во 2 классе приурочен этой тематике....
Конференция по теме: «ЗЕМЛЯ – НАШ РОДНОЙ ДОМ»
Конференция по теме: «ЗЕМЛЯ – НАШ РОДНОЙ ДОМ»...
ПОЛОЖЕНИЕ Об открытой школьном конкурсе-игре, посвященном всемирному дню Земли «Земля наш дом родной»
1. Цель и задачи школьного конкурса.1.1. Целью школьного конкурса «Земля наш дом родной» является расширить знания младших школьников о планете Земля.1.2. Задачи школьного конкурса «Земля наш дом родн...
«Саратовский край – земля моя родная» (Внеклассное мероприятие, посвященное 80-летию образования Саратовской области )
Цели мероприятия:образовательные: Углубить знания о знаменитых людях Саратовской области;развивающие: развивать познавательный интерес к профессиям, интеллектуальные и творческие способно...