презентация "Невские крепости"
презентация к уроку (3 класс) по теме
Презентация знакомит учащихся с историей взятия шведских крепостей и историей их названий. Данную презентацию можно использовать как в курсе изучения истории СПб, так и на внеклассном занятии по знакомству с историческими и культурными памятниками России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nevskie_kreposti_publik.zip | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
ЕВСТАФЬЕВА
ЕЛЕНА АНАТОЛЬЕВНА
УЧИТЕЛЬ НАЧ. КЛАССОВ
ГБОУ СОШ №262
Г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРЕЗЕНТАЦИИ.
ЦЕЛЬ: воспитание эстетического восприятия, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга.
ЗАДАЧИ:
1.Знакомство с историей взятия шведских крепостей и историей их названий.
2.Знакомство с основными архитектурными памятниками
3.Расширение словарного запаса учащихся: знакомство с архитектурными терминами, историческими названиями.
4. Воспитание любви к родному городу, бережного отношения к его историческому наследию.
1 сл. | - Пётр Первый твёрдо решил открыть России путь к Балтийскому морю. В 1700 году он начал долгую войну со Швецией за невские берега. В это время Петру было 28 лет, а королю Швеции Карлу Двенадцатому – 18 лет. Война эта продолжалась долгие годы и была названа Северной. Вернуть исконно русские земли, «прорубить окно в Европу» - в этом был смысл Северной войны (1700-1721). «…В19-й день объявили войну против шведов», - узнаем из письма царя Ф.М.Апраксину от 22 августа 1700 года. С этого момента все в государстве и в деятельности царя было подчинено главному – победе над врагом. С северной войной связано и рождение Санкт – Петербурга – морских ворот России на Балтике. Как справедливо заметил один из историков. Россия «вступила в войну сухопутной , отсталой Московией, окончила её в 1721 году могущественной, великой морской державой, с честью отстоявшей своё право на независимое существование и пробившейся в ряды сильнейших и величественных государств мира». |
2 сл. | В октябре 1702 года русское войско подошло к крепости Нотебург (бывший Орешек). Крепость располагалась у истоков Невы из Ладожского озера, на Ореховом острове. Основана она была новгородцами в 1323 году как форпост для борьбы со шведскими феодалами и до 1612 года называлась Орешек. В мае 1612 года крепостью завладели шведы, перестроили её и переименовали в Нотебург. Крепость защищал гарнизон из 500 человек, а сильная артиллерия насчитывала около 140 орудий. Пётр Первый хорошо осознавал значение Нотебурга – шведам он служил опорой на Ладожском озере и отлично прикрывал вход в Неву. Это был ближайший путь к морю. Вот почему главный удар Пётр направил против небольшой шведской крепости и сам участвовал в её осаде в качестве капитан – бомбардира. Осада крепости началась 1 октября. Русские войска под командованием Бориса Петровича Шереметева расположились на обоих берегах Невы и на отмелях. |
3 сл. | Осада продолжалась 10 дней. 11 октября царь отдал приказ на штурм. Шведы оказали отчаянное сопротивление, осыпая нападавших гранатами и картечью. Русские несли большие потери. |
4 сл. | В один из моментов сражения Пётр усомнился в успехе и даже приказал отступать. Но князь Голицын не послушался приказания. Семёновцы и часть преображенцев под предводительством князя продолжили штурм крепости, наконец, на стену со знаменем в руках взбежал князь Голицын. Шведы сдались. Удивлённый иноземец заметил «… поистине удивительно, как русские могли взобраться на такую крепость и взяли её с помощью одних осадных лестниц». Пётр торжествовал, так как «… сей орех… был… счастливо разгрызен», и, осознавая значение древней русской крепости, Пётр Первый приказали её укрепить. |
5 сл. | На левом берегу Невы напротв крепости находилось поселение. Пётр Первый назвал его Шлиссельбург - ключ- город. Этот ключ должен был открыть России выход к морю. Замком же Пётр считал Ниеншанц, расположенный ниже по течению Невы. |
6 сл | Следующей преградой была крепость Ниеншанц, которая находилась на мысу между Невой и Охтой. Ниеншанц (новое укрепление) являлся одной из важнейших шведских крепостей на территории земель, захваченных Швецией у России. |
7 сл | Расположенная на возвышенности, крепость имела пятиугольную форму. Её окружали валы высотой 18 метров и шириной 12 метров. Гарнизон насчитывал 800 солдат. |
8 сл | В конце апреля 1703 года русская пехота под командованием графа Шереметева подошла к Ниеншанцу. Шведам предложили сдаться, но они ответили отказом. Русская артиллерия начала громить крепость. После длительной бомбардировки Ниеншанц сдался. Всех пленных отпустили в Выборг, а устье Невы вновь стало русским. |
9 сл | По распоряжению Петра Первого вдоль реки Охты Расселили рабочих корабельных верфей. Эти поселения стали называться Охтинскими слободами. По правому берегу Охты возникла Матросская слобода, которую населяли рабочие пильных мельниц и канатного двора. Пороховые мельницы положили началу пороховому заводу. После взятия Ниеншанца Пётр переименовал его в Шлотбург, что по-голландски означало «город – замок». Замок в устье Невы был открыт. За 8 дней была одержана победа, но не окончательная. В море плавали шведские военные суда, в лесах скрывался шведский генерал Крониорт с войсками и ждал удобного момента для нападения. Все отвоёванные русскими солдатами крепости и земли нужно было укреплять, и оборонять. |
10 сл | Итак появились «ключ и замок» к будущему Петербургу. Место для нового города царь выбрал возле самого моря. На Заячьем острове началось возведение новой крепости. Но шведы по-прежнему грозили с моря. Они могли помешать строительству. Наконец поздней осенью 1703 года шведские корабли ушли зимовать в город Выборг. |
11 сл | Пётр Первый немедленно вышел в море на яхте, взяв с собой солдат. Он сам измерил глубины между берегом залива и островом Котлин. Там оказалась длинная мель. Она тянулась от берега почти до самого острова. Большие корабли могли пройти только по узкому глубокому проходу возле Котлина. |
12 сл. | На остров Котлин были высажены русские войска и поставлена пушечная батарея. Другое укрепление – форт царь велел ставить прямо на оконечности мели. Как только спал лёд, солдаты стали возить сюда брёвна и камни. |
13 сл. | Из брёвен собирали ряжи – огромные ящики. Их заполняли камнями. Затем вокруг ящиков откалывали лёд, и они уходили на дно. Ряжи ставили друг на друга, и наконец надо льдом появился искусственный островок. На нём выстроили деревянную башню. Она имела десять граней и состояла из четырёх ярусов. Стены башни были двойными. В них проделали бойницы и кие поставили пушки. Внутри устроили казармы, склады, кухни и госпиталь. Наверху возвели смотровую башенку. Строился форт по проекту архитектора Доменико Трезини. 7 мая (18 мая по новому стилю) 1704 года под фортом возвели русский флаг. Форт получил имя Кроншлот – «коронный замок». Так пролив возле острова Котлин оказался заперт: с одной стороны батарея на острове Котлин, с другой – форт Кроншлот. |
14 сл. | Позже на Котлине были построены город и порт. Город получил название Кронштадт – «коронный город». |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города. Выпуск 1. СПб Корона принт 2011 г.
2.И.И. Георгиев, И.Н. Иванова, В.Г. Исаченко, Л.Е. Лавренова, Ю.А. Раков, И.Б. Чижова, О.О. Шарипова
Санкт-Петербург, занимательные вопросы и ответы. Санкт-Петербург «Паритет» 2007 г.
3.Е.В. Дмитриева Санкт-Петербург, пособие по истории города с заданиями и тестами. 12-е издание
Санкт-петербург КОРОНА принт 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивно-развлекательное мероприятие для начальной школы СНЕЖНАЯ КРЕПОСТЬ.
Во время зимних каникул для начальной школы проводилось спортивно-развлекательное мероприятие "Снежная крепость"...
История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"
Эту презентацию можно использовать на уроке по истории города....
Урок изобразительного искусства. Древние города нашей земли. Древнерусский город-крепость.
Цель:Создать условия для творческого коллективного воплощения учащимися образа древнего русского города с архитектурными особенностями, постройками, основными элементами.Задачи: Обра...
Семикаракорск. Хазарская крепость.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №1 им. Б.Н. Куликова» СемикаракорскХазарская крепость Работу вы...
социальный проект "Моя семья- моя крепость".
вспомогательный материал о родственных отношениях....
Конспект "Крепость Орешек"
Конспект по истории города, история Крепости Орешек....
Викторина по истории создания Петропавловской крепости
Вопросы с вариантами ответов на тему: "История Петропавловской крепости"....