Моя семья
методическая разработка (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Моя семья.
Цель:
1. Познакомить детей с различными родословными;
2. Научить самостоятельно, составлять свою родословную;
3. Воспитание чувства благодарности к предкам, родным и близким.
Оборудование:
1. Карточки с названиями древних племён.
2. Генеалогическое древо.
3. Родословные детей.
Вводная беседа.
Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Вы видите на доске прекрасные родословные, которые вы составили вместе со своими родителями.
На башкирском языке слово «шежере» означает «родословная».
В древние времена башкиры, как и многие другие народы, жили племенами. Одно племя обычно состояло из нескольких родов. Каждое племя и каждый род имели свои названия. Например, были племена Бурзан, Кыпсак, Усерган, Юрматы, Табын, Мин, Катай, Гайна и др.
У башкир издревле существовал обычай писать историю своего рода. Она и называлась - родословная. В родословной указывались все члены рода по мужской линии. По родословной записи легко можно было узнать о предках (прапрадедах, прадедах, отце, внуке) и потомках ( детях, внуках, правнуках, праправнуках) любого человека из данного рода. Считалось, что каждый человек должен был знать историю своего рода, помнить имена своих предков до седьмого поколения.
Шежере писались в нескольких формах в виде таблиц, описаний истории каждого поколения.
Изложение нового материала.
В настоящее время учёными республики обнаружено около 200 шежере различных башкирских родов и племён. Самые ранние из них были написаны ещё в 15 – 16 веках. Наиболее поздние относятся к концу 19 началу 20 столетий.
Шежере содержит самые разнообразные и интересные исторические сведения о различных периодах жизни башкир. Они, как и устные сочинения сэсэнов, написаны сочным, образным языком. В некоторые из них включены сюжеты из башкирских эпических сказаний, легенд и преданий. А шежере племени Усерген имеет стихотворную форму. Поэтому памятники такого рода имеют сегодня огромную ценность для учёных. К ним обращаются в своих исследованиях историки, литературоведы, языковеды, этнографы. А отдельные тексты шежере можно рассматривать как произведения современных писателей на историческую тему.
2. Основная часть.
а) Рассказы детей о своей семье по родословной.
б) Стихи детей о родных, о семье.
Наша бабушка.
Много у бабушки с нами хлопот.
Варит нам бабушка сладкий компот.
Шапочку тёплую надо связать,
Сказку весёлую нам рассказать.
Трудится бабушка целые дни.
Бабушка, милая, сядь, отдохни.
Мы тебе песенку нашу споём.
Дружно мы с бабушкой нашей живём.
( Т. Волгина)
Буду как мама.
Так уютно в доме нашем,
Потому что есть ты, мама.
Вкусный суп у нас и каша –
Ведь варила их ты, мама.
Буду у тебя учиться
Я заботам и старанью.
Буду я, как ты, трудиться,
Подыматься утром рано.
(Гариф Гумер)
Письма с БАМа.
Брат работает на Каме.
Пишет письма мне и маме.
Маме пишет, что здоров,
Мне рисует комаров.
Пишет брат:
«У нас на Каме
Чудеса мы строим сами.
Гору мы отодвигали.
И, сваливши гору с плеч,
Бойкой речке помогали
По другому руслу течь,
Чтобы путь не затопила,
Место рельсам уступила.»
в)Вопросы учителя.
1. А есть ли в вашей семье семейные реликвии?
(книги, часы, фотографии, комод, картина)
2. От кого они перешли к вам?
3. Есть ли интересные истории из жизни семьи?
( может быть что то произошло с дедушкой или бабушкой, истории знакомства)
- слушаем рассказы детей.
4. А знаете ли вы, что обозначают ваши имена?
Арина – мир, покой
Даниил – мой судья, бог
Дарья – сильная, побеждающая
Евдокия – благоволение
Алина – благородная
Евгения – благородная
Евгений – благородный
Дмитрий – посвященный богине Деметре
Индира - луна
в) А сейчас я проведу небольшую анкету, по которой узнаю хорошо ли вы знаете своих родственников.
Дети работают на листочках.
1. Как зовут вашу любимую тётю?
2. Как зовут вашего любимого дядю?
3. Напишите телефон тёти или дяди. Вдруг вам понадобится их помощь.
4. Сколько у вас двоюродных братьев и сестёр?
5. Кто из них самый младший?
6. Кто из них самый старший?
Закрепление.
Умный, сильный наш нард.
Далеко глядит вперёд.
Но преданья старины
Забывать мы не должны.
Люблю тебя, родной Башкоротостан!
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю твои луга и нивы,
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Есть на свете зелёном
Разные края.
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой.
Помни главные слова:
«МАМА», «РОДИНА», «СЕМЬЯ»
Домашнее задание.
Составить родословную своей семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"
Анализ моего опыта работы как классного руководителя....
Сценарий праздника "Моя семья - моя радость" (8 июля - День семьи, любви и верности)
ДОЛ "Юбилейный"...
Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.
проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»
Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...
Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».
Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...
Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"
Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....
Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»
Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...