Авторская программа "Здоровье"
материал по теме
В программе представлены мероприятия по укреплению здоровья младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma_zdorove.doc | 173.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено: Согласовано:
заседание ШМО с научно-методическим советом
учителей начальных классов. МОУСОШ №2.
Протокол № ______ Протокол № _______
«______ « ____________ 2008 г. « ______ « _____________ 2008 г.
"Здоровье»
Автор: Карамушко Е.Г., учитель начальных классов.
Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающей деятельности в процессе образования начальной школы МОУ СОШ №2 им. И.И.Тарасенко ст. Выселки Краснодарского края, ориентированная на охрану и укрепление здоровья школьников, получение полноценного образования в системе дополнительного образования.
Программа предназначена для учителей и воспитателей начальной школы.
Программа имеет как оздоровительное, так и научно-исследовательское значение. Путём реализации программы раскрываются возможности образовательного учреждения в применении здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни младших школьников.
Понятие здорового образа жизни рассматривается как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие с окружающей средой. Здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует его социализации и является необходимым условием воспитания гармонической личности.
“Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”, - В.А.Сухомлинский.
Анализ социально-экономической, социально-педагогической и медико-педагогической ситуации.
В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей и подростков относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Важность такой ориентации очень высока, поскольку по статистическим данным лишь 16% всего населения здоровы, 50% имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, 34% - хроническую патологию. Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьёзные опасения специалистов. Так, по данным НИИ педиатрии (С.В.Хрущев, 1994), у 50% детей школьного возраста отмечаются отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии. По данным Института возрастной физиологии РАО, около половины школьников страдают теми или иными невротическими синдромами.
Исследования Центра здоровья детей и подростков РАМН свидетельствуют о том, что около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом здоровье. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число нарушений зрения и осанки, в 4 раза увеличивается количество нарушений психического здоровья, в 3 раза увеличивается число детей с заболеваниями органов пищеварения и т.п. При этом отмечается чёткая зависимость числа и характера нарушений в состоянии здоровья школьников от объёма и интенсивности учебных нагрузок.
Исследование причин ухудшения состояния здоровья учащихся занимались многие учёные. Так, доктор медицинских наук, профессор В.Ф.Базарный и сотрудники его лаборатории пришли к выводу, что “среди школьников – детей “новых русских”, обучающихся в элитарных, всем обеспеченных гимназиях, нервно-психических нарушений в 1,5-2 раза больше, чем в государственных школах”. В.Ф.Базарный считает, что “основная причина всеобщего нездоровья – изъяны в системе воспитания детей, как в семье, так и в школе”.
Опытно-экспериментальная работа, проводимая в различных регионах страны, убеждает, что для того, чтобы успешно решить проблему улучшения состояния здоровья школьников, необходимо создать новую систему организации педагогического процесса.
Основными критериями здоровья растущего организма ребёнка служат:
а) Уровень физического развития и его гармоничность;
б) Уровень развития функциональных систем;
в) Способность организма к сопротивлению неблагоприятным воздействиям окружающей среды, в том числе к заболеваниям;
г) Хорошая адаптация к меняющимся внешним условиям.
Детство самый важный этап в жизни человека, фундамент всей его судьбы, его здоровья. Согласно исследованию специалистов 75% болезней взрослых заложено в детстве.
Залогом успешного развития нашего общества является здоровье подрастающего поколения.
Концепция укрепления здоровья детей, использования системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в образовательном процессе.
Глобальная проблема нашего времени – это охрана физического и психического здоровья детей. В средней общеобразовательной школе №2 им.И.И.Тарасенко ст. Выселки:
- Создана благоприятная эмоционально-психологическая среда, которая содействует дружелюбию во взаимоотношении детей и взрослых;
- Созданы условия для достаточной двигательной активности детей в соответствии с их возрастными физиологическими потребностями в движении (спортивный зал, тренажёрный зал, бассейн).
В основе организации всех видов деятельности используется принцип индивидуально-дифференцированного подхода – в играх, на уроках, во время внеклассной работы, в самостоятельной деятельности при проведении физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Чтобы обеспечить воспитание здорового ребёнка работа в детском образовательном учреждении должна строиться по следующим направлениям:
- Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;
- Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов учреждения;
- Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в тесном контакте с медицинскими работниками, психологической службой;
- Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями школы и семьи.
Вне сомнения, результативность такой работы возможна лишь при условии тесного контакта педагогических и медицинских работников, семьи и наличии глубоко продуманной программы по укреплению здоровья детей.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников внедряется в учебно-воспитательный процесс с учётом возрастных и индивидуальных морфо-физических и психологических особенностей детей. Существенное значение имеет и адекватная оценка психологической ситуации в семье, классе, неформальном объединении школьников.
Понятие здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения включает в себя формы и методы нравственно-гигиенического воспитания, условия выполнения правил и требований психогигиены, организацию рационального питания и личной гигиены, активного двигательного режима и систематических занятий физической культурой, продуманную организацию досуга.
Для более углублённого изучения психического здоровья детей и своевременной его коррекции в классах проводятся диагностические срезы эмоционально-чувственной сферы. Важнейшим фактором развития психического здоровья является создание благоприятного психологического климата и взаимоотношений сотрудников с детьми, с родителями, родителей с сотрудниками.
Обоснование программы.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей за последние годы охрана и укрепление здоровья детей и подростков являются одним из приоритетных направлений в деятельности образовательного учреждения.
Цели программы:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся.
2. Разработка профилактических мероприятий, включающих категорию здоровья как резерв жизни, жизнеспособность человека – целостного существа в единстве его телесных и психических характеристик.
3. Устранение изъянов в системе воспитания детей в школе как основных причин всеобщего нездоровья детей.
4. Воспитание у учащихся чувства ответственности за свое здоровье, стремления к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
1. Внедрение современных методов мониторинга здоровья.
2. Разработка и внедрение учебной, методической и дидактической литературы, обеспечивающей образовательные и просветительские аспекты программы для различных возрастных групп учащихся.
3. Разработка мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни детей и подростков.
4. Пропаганда здорового образа жизни.
Выбор приоритетных направлений программы осуществлён с учётом практики решения вопросов охраны и укрепления здоровья в условиях воспитательно-образовательного пространства сельского поселения.
- Первое направление – повышение квалификации педагогов по оптимизации учебно-воспитательного процесса, использованию системы мер по сохранению и укреплению здоровья младших школьников в образовательном учреждении. Роль педагогов в создании таких условий в образовательном учреждении, которые бы обеспечили все составляющие “состояния полного благополучия” - крепкое тело, здоровую психику, умение общаться с людьми. К этим условиям относятся: комфортный психологический климат в коллективе, рациональный режим дня, полноценное питание, соблюдение правил личной гигиены, профилактика заболеваний, понимание ребёнка, готовность и умение помочь ему в трудных ситуациях.
- Второе направление – мониторинг состояния здоровья детей, то есть создание системы учёта и контроля состояния здоровья на основе комплексных психологических, социально-педагогических, морфофункциональных и медицинских обследований детей.
- Третье направление – разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей, организация их активного отдыха.
Данное направление предполагает формирование потребности в здоровом образе жизни; рациональную организацию режима труда (учёбы) и отдыха, основанного на индивидуальных биоритмологических особенностях; стимулирование оптимальной и физической активности; осуществление комплекса психологических и психопрофилактических воздействий.
- Четвёртое направление – создание адаптивной среды и обеспечение оптимальных условий для полноценного образования и воспитания детей, имеющих недостатки физического и психического развития.
Комплекс лечебно-оздоровительных мероприятий составляется в соответствии с результатами мониторинга состояния здоровья и предполагает индивидуально ориентированное использование здоровьесберегающей деятельности в процессе образования.
Механизм реализации программы:
- Разработка и апробация комплекса диагностических методик для определения эффективности здоровьесберегающей деятельности, используемых в образовательном учреждении.
- Мониторинг состояния здоровья детей, проводимый периодичностью 2 раза в год (май, декабрь). Учёт заболеваемости детей, контроль физической подготовленности.
- Комплексная профилактика, развивающая и диагностико-коррекционная работа, направленная на предупреждение и преодоление недостатков психического развития.
- Создание благоприятного психологического климата в классах.
- Организация работы валеологических уголков в классах.
- Пропаганда здорового образа жизни среди младших школьников, их родителей.
- Организация работы спортивных секций, кружков. Вовлечение родителей в активный досуг.
- Организация лечебно-профилактической работы в образовательном учреждении.
- Введение и сохранение в учебный план уроков валеологии (формирование основ здорового образа жизни).
- Обсуждение проблем здоровья на педагогических советах, конференциях, семинарах, консультациях. Обмен опыта работы по сохранению здоровья детей с педагогами других образовательных учреждений.
Содержание программы.
Мероприятия на каждый день.
- 8.50 – утренняя гимнастика;
- на каждом уроке – упражнения для предупреждения зрительного утомления и близорукости (перечень упражнений 1-4 классы)
- физкультминутки – на каждом уроке: 1 класс – через каждые 10 минут работы; 2 класс – через каждые 20 минут работы; 3,4 классы – 1 физкультминутка в середине урока;
- влажная уборка в классных комнатах;
- 1-4 классы 2-разовое питание.
Цикл бесед и мероприятий
по здоровьесберегающим технологиям.
Класс | Тема занятия |
1 класс | Дружи с водой. |
Советы доктора Воды. | |
Друзья Вода и Мыло. | |
Забота о глазах. | |
Глаза-главные помощники человека. | |
Уход за ушами. | |
Чтобы уши слышали. | |
Уход за зубами. | |
Почему болят зубы. | |
Чтобы зубы были здоровыми. | |
Как сохранить улыбку красивой. | |
Уход за руками и ногами. | |
«Рабочие инструменты» человека. | |
Забота о коже. | |
Зачем человеку кожа. | |
Надежная защита организма. | |
Если кожа повреждена. | |
Питание-необходимое условие для жизни человека. | |
Здоровая пища для всей семьи. | |
Как сделать сон полезным. | |
Сон-лучшее лекарство. | |
Настроение в школе. | |
Как настроение? | |
Настроение после школы. | |
Поведение в школе. | |
Я-ученик. | |
Вредные привычки. | |
Мышцы, кости и суставы. | |
Осанка-стройная спина! | |
Как закаляться. Обтирание и обливание. | |
Как правильно вести себя на воде. | |
Игры и упражнения на воде. | |
Народные игры. | |
2 класс | Почему мы болеем. |
Признаки болезни. | |
Как здоровье? | |
Кто и как предохраняет нас от болезней. | |
Как организм помогает себе сам. | |
Кто нас лечит. | |
Какие врачи нас лечат. | |
Прививки от болезней. | |
Инфекционные болезни. | |
Что нужно знать о лекарствах. | |
Домашняя аптечка. | |
Как избежать отравлений. | |
Отравление лекарствами. | |
Пищевые отравления. | |
Безопасность при любой погоде. | |
Если солнечно и жарко. | |
Если на улице дождь и гроза. | |
Правила безопасного поведение в доме, на улице, в транспорте. | |
Опасность в нашем доме. | |
Как вести себя на улице. | |
Правила безопасного поведения на воде. | |
Вода-наш друг. | |
Правила обращения с огнём. | |
Как уберечься от поражения электрическим током. | |
Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. | |
Как защититься от насекомых. | |
Предосторожности при обращении с животными. | |
Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом. | |
Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. | |
Первая помощь при травмах. | |
Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос. | |
Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек. | |
Воспитай себя. | |
Расти здоровым. | |
3 класс | Чего не надо бояться. |
Как воспитывать уверенность и бесстрашие. | |
Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным. | |
Учимся думать. | |
Спеши делать добро. | |
Почему мы говорим неправду. | |
Поможет ли нам обман. | |
«Неправда-ложь» в пословицах и поговорках. | |
Почему мы не слушаемся родителей. | |
Надо уметь сдерживать себя. | |
Все ли желания выполнимы. | |
Не грызи ногти, не ковыряй в носу. | |
Как отучить себя от вредных привычек. | |
Как относиться к подаркам. | |
Я принимаю подарок. | |
Я дарю подарки. | |
Как следует относиться к наказаниям. | |
Как нужно одеваться. | |
Как вести себя с незнакомыми людьми. | |
Ответственное поведение. | |
Как вести себя, когда что-то болит. | |
Как вести себя за столом. | |
Сервировка стола. | |
Как вести себя в гостях. | |
Как вести себя в общественных местах. | |
«Нехорошие слова». Недобрые шутки. | |
Что делать, если не хочется в школу. | |
Чем заняться после школы. | |
Как выбрать друзей. | |
Что такое дружба. | |
Как помочь родителям. | |
Как помочь больным и беспомощным. | |
Путешествие в страну здоровья. | |
Культура здорового образа жизни. | |
4 класс | Что такое здоровье. |
Что такое эмоции. | |
Чувства и поступки. | |
Стресс. | |
Учимся думать и действовать. | |
Учимся находить причину и последствия событий. | |
Умей выбирать. | |
Принимаю решение. | |
Я отвечаю за свое решение. | |
Злой волшебник – табак. | |
Что мы знаем о курении. | |
Почему некоторые привычки называют вредными. | |
Зависимость. | |
Умей сказать нет. | |
Как сказать нет. | |
Почему вредной привычке ты скажешь нет. | |
Я умею выбирать-тренинг безопасного поведения. | |
Помоги себе сам. | |
Волевое поведение. | |
Злой волшебник – алкоголь. | |
Алкоголь-ошибка. | |
Алкоголь-сделай выбор. | |
Злой волшебник – наркотик. | |
Наркотик-тренинг безопасного поведения. | |
Мы – одна семья. | |
Мальчишки и девчонки. | |
Моя семья. | |
Дружба. | |
День здоровья. | |
Умеем ли мы правильно питаться. | |
Чистота и здоровье. | |
Будем делать хорошо и не будем плохо. | |
КВН «Наше здоровье» | |
Я здоровье берегу – сам себе я помогу. |
Мероприятия
по спортивно – оздоровительной деятельности.
| Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1. | Дни здоровья | ежемесячно | Физрук |
2. | "Праздник чистоты и здоровья - в гостях у Мойдодыра" | ежегодно | Классные руководители |
3. | "Путешествие в страну Спортландию" 1-4 классы | ежегодно | Зам. директора по ВР, физрук |
4. | Анкетирование учащихся и родителей на различные темы | ежегодно | Классные руководители, психолог |
5. | Уроки здоровья в 1-4 классах | ежегодно | Классные руководители |
6. | Беседы на различные темы о здоровье детей (1-4 классы) | ежегодно | Классные руководители |
7. | "Зимние забавы" 1-4 классы | ежегодно | Классные руководители |
8. | Спортивный конкурс "А ну-ка, мальчики" | Февраль, ежегодно | Классные руководители, физрук |
9. | Старты надежд | ежегодно | Физрук |
Ожидаемые результаты:
1. Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья детей.
2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
4. Совершенствование системы физического воспитания на основе индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
5. Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
6. Повышение заинтересованности работников просвещения в укреплении здоровья учащихся.
7. Повышение социальной защищенности детского населения.
8. Стимулирование внимания школьников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка олипиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов
Данная публикация представляет собой авторскую разработку олимпиадных заданий по русскому языку для 2-4 классов....
Авторская поэзия. Мастерская стиха. Хокку. 4 класс
Поэзия хокку таинственна как и сама Япония. Но если учитель полюбил её, то и дети будут относиться точно также. А какие прекрасные хокку они создают! На этом уроке они знакомятся с правилами перевода,...
Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс)
Авторский урок технологии по теме: Работа с природным материалом «Чудесный мир живых красок»(2 класс) ...
Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс
Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...
Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")
Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....
Авторская разработка по чтению "Сказки - народные и авторские"
данный материал позволяет сравнить сказки, дает возможность творческой деятельности всех учеников класса, дает возможность учителю организовать интересный урок....
авторская разработка - презентация к уроку чтения "Сказки- народные и авторские"
используется в помощь к технологической карте урока...