ИКТ в начальной школе
методическая разработка на тему
Использование современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО (из опыта работы).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО.
Кочнева С.А., МОУ г.Кургана «СОШ №10»
2 слайд
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти качества помогают развивать информационно-коммуникационные технологии.
3 слайд
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствуют яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
4 слайд
Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями , однако не надо забывать и о том ,что наши ученики очень живо реагируют на всё новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса , желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками . Таким образом , формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим , от всех ко всем.
5 слайд
Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, а также позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
6 слайд
Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:
-создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов к урокам;
-использование готовых обучающих программ;
-работа с ресурсами Интернет;
-разработка и использование собственных авторских программ.
7 слайд
Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока.
Но в то же время нужно помнить, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Таким образом, применение информационных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Активно начала осваивать и внедрять в образовательный процесс ИКТ с 2009 года.
Мною используются готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, собственные мультимедийные презентации.
8 слайд
На уроках обучения грамоте и письма использую электронное учебное пособие «Обучение грамоте». Оно содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для ознакомления с новой буквой и звуками, звуко-буквенным анализом слов, правильным написанием букв, слоговые таблицы, задания по развитию речи. Дети с удовольствием выполняют задания на уроке и дома.
На уроках математики использую диск «Математика». Данное пособие содержит материал по всем темам, изучаемым в 1 классе. Это и наглядное объяснение нового материала, и проверка знаний по каждой теме.
Аналогичный диск есть у каждого и по окружающему миру.
Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в эти пособия, способствуют повышению интереса к предметам у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе на данный момент являются презентации, созданные в программе ПОВЕР ПОИНТ. Я использую презентации, созданные коллегами, в которые вношу изменения, адаптируя к своему классу, и свои.
9 слайд
Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря Интернету я составляю презентации по самым разнообразным темам и предметам, использую фотографии, рисунки, картинки, дополнительную информацию, учусь применять анимацию.
10 - 12 слайды
Использую презентации:
- на этапе актуализации знаний, (так в учебники за 4 класс есть упр. про хлебное дерево. Думаю что не только дети, но и взрослые не слышали и не видели его, поэтому возникла идея создать презентацию.
Для лучшего восприятия и написания текста изложения была создана презентация про ластоногих животных.
13 - 16 слайды
- при объяснении нового материала по всем предметам (так при изучении темы «Родной край» была создана презентация о Курганской области учащимися 4 класса.)
17 – 20 слайды
- при закреплении, повторении материала, контроле знаний;
(это может быть диктант; при проведении практических работ (это этап работы урока окружающего мира по теме «Леса России» 4 класс. Учащиеся работали в группах по 4 человека с гербарием, опираясь на свои знания и атлас – определитель «От земли до неба» они определяли названия растений лесной зоны, а затем была самопроверка выполненной работы.
- на этапе рефлЕксии используется авторский клип, с помощью программы для создания и редактирования видео МУВИ МЕЙКЕР.
21 слайд
- при проведении физминуток и гимнастик для глаз.
21 – 26 слайды
Говоря о возможностях ИКТ на уроках, нельзя не остановиться и на внеурочной деятельности. Так, при проведении занятий с первоклассниками по программе «Умники и умницы» я создаю небольшие презентации к «Графическим диктантам», учащиеся узнают о животном что-то новое. Так были созданы презентации о кошках, о собаках, живущих на севере и другие.
27 – 31 слайды
Очень многому учимся с детьми, участвуя в сетевых проектах сайта НАЧАЛКА.КОМ. В 2011 году это были проекты для 4 класса- Со скоростью света по млечному пути, посвящённый 60-летию первого полёта человека в космос; в сентябре-октябре проект по адаптации первоклассников – школа Буратино;
Ноябрь – декабрь – проект для 1-2 классов «Моя семья – моё богатство». В нём принимала участие сборная команда.
Например, в проекте Школа Буратино учащиеся составляли пазл, разгадывали кроссворд, составляли слайд презентации с помощью сервиса ГУГЛ ДОКС, включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций. Перед составлением пазла была создана и просмотрена презентация о том, что такое пазл, какие бывают виды и формы.
Благодаря проекту «Моя семья – моё богатство» мы познакомились и выполняли задания на виртуальной интерактивной доске STIXY, составляли облако слов с помощью сервиса Wordle.net, размещали фотографии в фотогалерее сайта.
32 – 34 слайды
ИКТ помогают при проведении родительских собраний.
35 слайд
Учебная и внеурочная деятельность с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Я убедилась ,что использование информационных технологий на уроке способствует положительной мотивации обучения, активизации мыслительных процессов, развитию творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе.
Использования ИКТ – самое главное направление в моей педагогической деятельности. Это самообразование и саморазвитие, важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога. ИКТ только для ищущих, любящих осваивать новое учителей, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности и формирование всесторонне развитой личности.
36 слайд
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"
Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.
Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...
Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.
Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...
Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"
Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС. ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...
О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...
Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»
В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...
Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов
Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...