ИКТ в начальной школе
методическая разработка на тему

Использование современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО (из опыта работы).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование современных информационных и коммуникационных технологий при введении ФГОС НОО.

Кочнева С.А.,  МОУ г.Кургана «СОШ №10»

2 слайд

Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. На этом этапе важно развивать самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти качества помогают развивать информационно-коммуникационные технологии.

3 слайд

Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Этому способствуют яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

4 слайд

Проводя мультимедийный урок, учитель не ставит перед собой цель «удивить» ученика новыми современными технологиями , однако не надо забывать и о том ,что наши ученики очень живо реагируют на всё новое. Освоение и применение учителем новых технологий не может не вызвать у учащихся интереса ,  желания обмениваться информацией с учителем и одноклассниками . Таким образом , формируется новый стиль отношений в учебном коллективе, когда процесс передачи информации идёт не от одного ко многим , от всех ко всем.

5 слайд

     Практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения, а также  позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.

6 слайд

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

-создание презентаций, видео- и аудио файлов, фотослайдов  к урокам;

-использование готовых обучающих программ;

-работа с ресурсами Интернет;

-разработка и использование собственных авторских программ.

7 слайд

Использовать информационные технологии можно на всех этапах урока.

Но в то же время нужно помнить, что ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Таким образом, применение информационных технологий на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок  в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.  

     Активно начала осваивать и внедрять в образовательный процесс ИКТ с 2009 года.

     Мною используются готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, собственные мультимедийные  презентации.

8 слайд

     На уроках обучения грамоте и письма использую электронное учебное пособие «Обучение грамоте». Оно содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для ознакомления с новой буквой и звуками, звуко-буквенным анализом слов, правильным написанием букв, слоговые таблицы, задания по развитию речи. Дети с удовольствием выполняют задания на уроке и дома.

      На уроках математики использую диск «Математика». Данное пособие содержит материал по всем темам, изучаемым в 1 классе. Это и наглядное объяснение нового материала, и проверка знаний по каждой теме.

Аналогичный диск есть у каждого и по окружающему миру.

Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в эти пособия, способствуют повышению интереса к предметам у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.

 Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе на данный момент являются презентации, созданные в программе ПОВЕР ПОИНТ. Я использую презентации, созданные коллегами, в которые вношу изменения, адаптируя к своему классу, и свои.

9 слайд

     Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность. Благодаря Интернету я составляю презентации по самым разнообразным темам и предметам, использую фотографии, рисунки, картинки,  дополнительную информацию, учусь применять анимацию.

10 - 12 слайды

 Использую презентации:

  1. на этапе актуализации знаний, (так в учебники за 4 класс есть упр. про хлебное дерево. Думаю что не только дети, но и  взрослые не слышали и не видели его, поэтому возникла идея создать презентацию.

Для лучшего восприятия и написания текста изложения была создана презентация про ластоногих животных.

13 - 16 слайды

  1. при объяснении нового материала по всем предметам (так при изучении темы «Родной край» была создана презентация о Курганской области учащимися 4 класса.)

17 – 20 слайды

  1. при закреплении, повторении материала, контроле знаний;

   (это может быть диктант; при проведении практических работ (это этап работы урока окружающего мира по теме «Леса России» 4 класс. Учащиеся работали в группах по 4 человека с гербарием, опираясь на свои знания и  атлас – определитель «От земли до неба» они определяли названия растений лесной зоны, а затем была самопроверка выполненной работы.

  1. на этапе рефлЕксии используется авторский клип, с помощью программы для создания и редактирования видео МУВИ МЕЙКЕР.

21 слайд

  1. при проведении физминуток и гимнастик для глаз.

21 – 26 слайды

Говоря о возможностях ИКТ на уроках, нельзя не остановиться и на внеурочной деятельности. Так, при проведении занятий с первоклассниками по программе «Умники и умницы» я создаю небольшие презентации к  «Графическим диктантам»,  учащиеся узнают о животном что-то новое. Так были созданы презентации о кошках, о собаках, живущих на севере и другие.

27 – 31 слайды

Очень многому учимся с детьми, участвуя в сетевых проектах сайта НАЧАЛКА.КОМ. В 2011 году это были проекты для 4 класса- Со скоростью света по млечному пути, посвящённый 60-летию первого полёта человека в космос; в сентябре-октябре проект по адаптации первоклассников – школа Буратино;

Ноябрь – декабрь – проект для 1-2 классов «Моя семья – моё богатство».  В нём принимала участие сборная команда.

Например, в проекте Школа Буратино учащиеся составляли пазл, разгадывали кроссворд,  составляли слайд презентации с помощью сервиса ГУГЛ ДОКС,  включающий в себя текстовый, табличный процессор и сервис для создания презентаций. Перед составлением пазла была создана и просмотрена презентация о том, что такое пазл, какие бывают виды  и формы.

Благодаря проекту «Моя семья – моё богатство» мы познакомились и выполняли задания на виртуальной интерактивной доске STIXY, составляли облако слов с помощью  сервиса  Wordle.net, размещали фотографии в фотогалерее сайта.

32 – 34 слайды

ИКТ помогают при проведении родительских собраний.

35 слайд

Учебная и внеурочная деятельность с использованием ИКТ стали привычными для учащихся моего класса, а для меня стали нормой работы. Я  убедилась ,что использование информационных технологий на уроке способствует положительной мотивации обучения, активизации мыслительных процессов, развитию творческих способностей и познавательных интересов, что является приоритетной целью уроков в начальной школе.

         Использования ИКТ – самое главное направление в моей педагогической деятельности. Это самообразование и саморазвитие, важная составляющая профессиональной деятельности каждого современного педагога. ИКТ только для ищущих, любящих осваивать новое учителей, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности и формирование всесторонне развитой личности.

36 слайд

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для учащихся начальной школы, обучающихся по программе "Начальная школа 21 века"

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом....

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Выпускной в начальной школе "До свидания, начальная школа!"

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС.  ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр...

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Аннотация журналов: «Начальная школа плюс до и после»,«Начальная школа», «Начальное образование»

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...