Курс внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика"
презентация по теме

В материале содержатся основные задачи курса внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика"  и планируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kurs_ritoriki.zip1.09 МБ

Предварительный просмотр:

В феврале 2010 года президент  (Слайд №2)России Анатолий Дмитриевич Медведев  утвердил  инициативу "Наша новая школа", в которой отметил, что школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационном развитии России. Определил, что  главными  задачами  современной школы  является  раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.

Одним из направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты.(Слайд№3).
В Федеральных государственных  образовательных стандартах второго поколения  особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.

И вот здесь помочь нам может   риторика (Слайд №4)   - наука   о законах   подготовки   и произнесения   публичной  речи с   целью   оказания    желаемого воздействия  на  аудиторию , в основе которой лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы, – это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов.

(Слайд №5) Цель курса «Риторика»: научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях , решать различные коммуникативные задачи, с которыми они  сталкиваются в жизни.

(Слайд№6) Задачами курса является формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне; развитие у младших школьников качеств личности, отвечающих  требованиям информационного общества.

(Слайд №7) Программа курса  внеурочной деятельности «Риторика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской программы Таисы Алексеевны Ладыженской и Натальи Винианимовны Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы.

(Слайд №8) По словам Таисы Алексеевны Ладыженской    риторику необходимо изучать для того, «чтобы вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность»

(Слайд №9) В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

  1. сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением;
  2. компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

  1. тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
  2. типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
  3. речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

(Слайд №10)  Планируемым результаты: 

личностные:

  1. овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и  эмоционально-нравственной отзывчивости;

(Слайд №11)

метапредметные:

  1. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
  2. овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
  3. умение слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;

(Слайд №12)

предметные:

  1. овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
  2. овладение умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного  решения коммуникативных   задач.

(Слайд №13) Объем учебного времени, отводимого  на изучение риторики с 1 по 4 класс – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени – 135 часов.

Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, «устные журналы», проекты.

Литература:

  1. Журнал «Управление начальной школой». 2012 г. №2
  1. Л.С.Кузина . Программа курса внеурочной деятельности «Риторика».
  1. Журнал «Начальная школа плюс До и После». 2012г.  №3
  1.   М.Э. Сафонова. Возможности уроков риторики в развитии нравственных качеств учащихся.
  1. Ю.Р. Заика. Коммуникативно-нравственное  развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности.

Учитель начальных классов: Мирошник Галина Геннадьевна.

МБОУ «СОШ №1» г. Микунь

2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс

Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы

Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:²    быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...

Программа курса внеурочной деятельности для начальной школы"Маленький Мастер"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству будет интересна учителям начальных классов и учителям технологии....