Курс внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика"
презентация по теме
В материале содержатся основные задачи курса внеурочной деятельности в начальной школе "Риторика" и планируемые результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_ritoriki.zip | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
В феврале 2010 года президент (Слайд №2)России Анатолий Дмитриевич Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", в которой отметил, что школа является критически важным элементом в процессе модернизации и инновационном развитии России. Определил, что главными задачами современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Одним из направлений развития общего образования является переход на новые образовательные стандарты.(Слайд№3).
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения особое внимание уделяется формированию коммуникативных компетенций школьника, так как признание его активной роли в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия ученика с учителем и одноклассниками, от установления контактов до организации совместной деятельности и налаживания межличностных отношений.
И вот здесь помочь нам может риторика (Слайд №4) - наука о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию , в основе которой лежат благородные методические идеи, цементирующие, объединяющие весь курс начальной школы, – это идеи воспитания внимания, уважения, доброго отношения к людям, желания контактировать, сотрудничать, находить компромисс; овладевать умением слушать и понимать собеседника, пользоваться свободой и красотой слова для самовыражения и осуществления жизненных задач и идеалов.
(Слайд №5) Цель курса «Риторика»: научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях , решать различные коммуникативные задачи, с которыми они сталкиваются в жизни.
(Слайд№6) Задачами курса является формирование у детей универсальных учебных действий (личностных и метапредметных) на межпредметном уровне; развитие у младших школьников качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества.
(Слайд №7) Программа курса внеурочной деятельности «Риторика» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Таисы Алексеевны Ладыженской и Натальи Винианимовны Ладыженской «Риторика» для 1-4 классов начальной школы.
(Слайд №8) По словам Таисы Алексеевны Ладыженской риторику необходимо изучать для того, «чтобы вызвать у учащихся размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство. Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность»
(Слайд №9) В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:
Первый блок – «Общение» даёт представление о
- сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением;
- компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).
Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.
Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о
- тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;
- типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);
- речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.
(Слайд №10) Планируемым результаты:
личностные:
- овладение начальными навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
(Слайд №11)
метапредметные:
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умение слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;
(Слайд №12)
предметные:
- овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета;
- овладение умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
(Слайд №13) Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики с 1 по 4 класс – 1 час в неделю. Общий объём учебного времени – 135 часов.
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, «устные журналы», проекты.
Литература:
- Журнал «Управление начальной школой». 2012 г. №2
- Л.С.Кузина . Программа курса внеурочной деятельности «Риторика».
- Журнал «Начальная школа плюс До и После». 2012г. №3
- М.Э. Сафонова. Возможности уроков риторики в развитии нравственных качеств учащихся.
- Ю.Р. Заика. Коммуникативно-нравственное развитие учащихся в системе непрерывного риторического образования: итоги экспериментальной деятельности.
Учитель начальных классов: Мирошник Галина Геннадьевна.
МБОУ «СОШ №1» г. Микунь
2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «РОДНИЧОК» в соответствии с ФГОС II поколения 3 класс
Программа разработана для занятий с учащимися 3 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе программы «Художеств...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
тематическое плпнирование на 4 года...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Вежливые ребята» в соответствии с ФГОС II поколения
Духовно - нравственное направлениев соответствии с ФГОС II поколения...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Умелые ручки»1 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельностидля начальных классов«Умелые ручки»1 б класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности в начальной школе «УМЕЛЫЕ РУЧКИ» 1-4 классы
Новые жизненные условия, в которые поставлены современные обучающиеся, вступающие в жизнь, выдвигают свои требования:² быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать с...
Программа курса внеурочной деятельности для начальной школы"Маленький Мастер"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по декоративно-прикладному творчеству будет интересна учителям начальных классов и учителям технологии....