Работа с одаренными детьми
статья по теме
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных, редких, ярких и сильных разнообразных талантов. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям. В здоровой социальной среде индивиды эффективно взаимодействуют в труде, культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности, взаимодополняют, взаиморазвивают и взаимовозвышают друг друга. Одни в большей степени одарены интеллектуально, другие – эмоционально, физически, двигательно, третьи – в нравственно – волевом, организационном, художественном, социально – милосердном отношениях. Творческие, ярко одаренные индивиды, вовлекая в круг своего общения идущих рядом, пробуждают в них творческие способности, делают социальную среду нравственно и интеллектуально чище, благоприятнее для развития человека.
Особое значение для развития детской одаренности является система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности, стихийности детского самопроявления Ии самоутверждения. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально содержательной деятельностью. Её осуществление детьми, обеспеченное консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями, должно быть самостоятельным.
Самостановление одаренной натуры, творчески мыслящей личности обусловлено не только с помощью педагогического мастерства, которое, безусловно, играет огромную роль в становлении, но нравственно- психологической установкой, диктующей искать себе поддержку не столько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, но, прежде всего в себе самом, своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и свое призвание.
Центральным в проблеме одаренности является вопрос о её типах, силе и полноте проявления, а также об основных критериях талантливости. Типы одаренности детей весьма разнообразны. В целях определения, выявления типов одаренности необходимо тесное сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Одаренность различных направлений и типов как качественное новообразие в человек проявляется в результате разнообразных комбинаций всех сущностных сил. Развитию её в ребенке способствует информацию о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе, форме её выражения. Ранее проявление талантливости обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественного творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания) – решающее условие приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерстве. Но не всегда проявление одаренности происходит в раннем возрасте, но это не значит, что ребенок вообще бездарен. Не все находят себя в повседневных обыденных делах.
Наблюдения за способными детьми показывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой и однозначной положительной зависимости. Больше того, как убеждает повседневная практика, высокую успешность по всем образовательным предметам проявляют, как правило, учащиеся средних, ярко не обозначающихся способностей. Необходимость одинаково равнозначного напряжения душевных сил для успешного освоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических сил приглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развития дарования, в каком – либо одном направлении. Вот почему, включая школьников в процесс освоения различных общеобразовательных наук, ремесел, видов трудовой деятельности, совсем не обязательно требовать от них уравнительного распределения сил и одинаковой успешности по всем дисциплинам. Вместе с тем существует прямая и жесткая зависимость между определившейся одаренностью и детской активностью, проявлением целенаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия.
Детские таланты обнаруживаются и раскрываются в обстановке, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. В организации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их творческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненное пространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Пусть совсем ненадолго, но все учащиеся попадают в ситуацию необходимости проявления самостоятельности, своего нестандартного мышления. На следующей ступени творческого развития каждый ученик получает возможность выбора предмета по интересу и осуществляет его творческое освоение. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация – выбор для каждого ученик оптимальных форм и средств обучения. Наибольшие возможности творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной, внешкольной работы, участием в многообразных общественных организациях и неформальных объединениях, в том числе по месту жительства. Общеобразовательные и дифференцированные учебные занятия, система внешкольных государственных и общественных учреждений позволяют вовлечь буквально всех школьников в процесс саморазвития способностей и дарований.
Реализация идеи всеобщего развития детского творчества и одаренности не снимает проблемы раннего, специального, обоснованного воспитания и обучения отдельных юных талантов. Это вызвано, обусловлено и оправдано проявлением у части совсем маленьких детей интересов, склонностей, а также природных психических, психофизиологических и физических данных, требующих для своего развития ранней специализации и включения в специфическую деятельность. Ряд профессий в области науки, языка, искусства требует специфической тренировки и развития психики, мышления, приобретения умений и навыков ещё в дошкольном возрасте. Возникновение и умножение школ для особо одаренных обусловлено ещё и острой потребностью общества в кадрах особо сложных, тонких, дефицитных профессий. В ответ на неё возникают и развивают физико-математические, балетные, языковые, художественно – изобразительные, художественно – промысловые, музыкальные, физкультурно-спортивные, актерские, а теперь и педагогические специальные классы и школы.
Таким образом, проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется на практике одновременно как необходимость всеобщего развития творческих способностей всех детей, создания талантливого человеческого благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем как требование осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества.
В своей работе я использую различные формы уроков, которые помогают выявить одаренных детей, уже начиная с первого класса. В 3 – 4 классах провожу нестандартные уроки для выявления претендентов на участие в олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, что является первым этапом для подготовки к олимпиадам. Вашему вниманию представляется нестандартные уроки, которые я использую для выявления способностей обучающихся, а в старших классах начальной школы - участников олимпиад (см. в практической части).
В 2006 – 2007 учебном году обучающиеся 4 класса приняли участие в муниципальном конкурсе «Большие надежды» и муниципальных олимпиадах, где показали хорошие результаты. Шишелова Ольга стала лауреатом муниципального конкурса «Большие надежды - 2007», а также принимала участие в муниципальной олимпиаде по русскому языку. Будакова Мария заняла 1 – е место в муниципальной олимпиаде по литературному чтению. Стеценко Елена - 2 – е место в муниципальной олимпиаде по окружающему миру, также стала лауреатом муниципального музыкального конкурса «Песенные россыпи».
В свою работу я включила практический и дополнительный материал, который возможно поможет вам при работе с одаренными детьми, а также в подготовке обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odarennost.docx | 67.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила:
учитель начальных классов
Волосникова Татьяна Владимировна
Одаренность, талант, гениальность проявляются в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Каждый нормальный ребенок одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично. При благоприятных обстоятельствах каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Чем больше создается возможностей для творческого самопроявления всем детям, тем больше шансов обнаружения и выращивания в общей массе одаренных, редких, ярких и сильных разнообразных талантов. Поэтому задача педагогов состоит в том, чтобы, опираясь на идею всеобщей генетической одаренности детей, создать методику работы не только с ярко заявляющими о себе талантами, но и обеспечивать поле деятельности для творческого самопроявления и самовыражения всем детям. В здоровой социальной среде индивиды эффективно взаимодействуют в труде, культуре, общественных отношениях, благодаря разноодаренности, взаимодополняют, взаиморазвивают и взаимовозвышают друг друга. Одни в большей степени одарены интеллектуально, другие – эмоционально, физически, двигательно, третьи – в нравственно – волевом, организационном, художественном, социально – милосердном отношениях. Творческие, ярко одаренные индивиды, вовлекая в круг своего общения идущих рядом, пробуждают в них творческие способности, делают социальную среду нравственно и интеллектуально чище, благоприятнее для развития человека.
Особое значение для развития детской одаренности является система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности, суть которой не сводится только к спонтанности, стихийности детского самопроявления Ии самоутверждения. Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально содержательной деятельностью. Её осуществление детьми, обеспеченное консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями, должно быть самостоятельным.
Самостановление одаренной натуры, творчески мыслящей личности обусловлено не только с помощью педагогического мастерства, которое, безусловно, играет огромную роль в становлении, но нравственно- психологической установкой, диктующей искать себе поддержку не столько в других людях и благоприятных внешних обстоятельствах, но, прежде всего в себе самом, своем внутреннем духовном мире, исполненном верой в себя и свое призвание.
Центральным в проблеме одаренности является вопрос о её типах, силе и полноте проявления, а также об основных критериях талантливости. Типы одаренности детей весьма разнообразны. В целях определения, выявления типов одаренности необходимо тесное сочетание общеразвивающих и специальных упражнений. Одаренность различных направлений и типов как качественное новообразие в человек проявляется в результате разнообразных комбинаций всех сущностных сил. Развитию её в ребенке способствует информацию о возрастных проявлениях талантливости, степени, силе, форме её выражения. Ранее проявление талантливости обнаруживается в области теоретико-интеллектуального и художественного творчества. Включение в активную деятельность соответствующих сущностных сил дошкольников (слуха, зрения, осязания, психических процессов, нервной системы, дыхания) – решающее условие приобретения ими специальных навыков, успеха в достижении в будущем мастерстве. Но не всегда проявление одаренности происходит в раннем возрасте, но это не значит, что ребенок вообще бездарен. Не все находят себя в повседневных обыденных делах.
Наблюдения за способными детьми показывают, что между их одаренностью и успешностью в учебе нет жесткой и однозначной положительной зависимости. Больше того, как убеждает повседневная практика, высокую успешность по всем образовательным предметам проявляют, как правило, учащиеся средних, ярко не обозначающихся способностей. Необходимость одинаково равнозначного напряжения душевных сил для успешного освоения всех учебных предметов, рассредоточение духовных и физических сил приглушает, сдерживает, обескровливает, притормаживает процесс развития дарования, в каком – либо одном направлении. Вот почему, включая школьников в процесс освоения различных общеобразовательных наук, ремесел, видов трудовой деятельности, совсем не обязательно требовать от них уравнительного распределения сил и одинаковой успешности по всем дисциплинам. Вместе с тем существует прямая и жесткая зависимость между определившейся одаренностью и детской активностью, проявлением целенаправленного интереса, увлеченности, трудолюбия.
Детские таланты обнаруживаются и раскрываются в обстановке, когда творчество пронизывает всю жизнь школьников. В организации жизни, воспитания и обучения учащихся поток их творческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все большее жизненное пространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Пусть совсем ненадолго, но все учащиеся попадают в ситуацию необходимости проявления самостоятельности, своего нестандартного мышления. На следующей ступени творческого развития каждый ученик получает возможность выбора предмета по интересу и осуществляет его творческое освоение. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация – выбор для каждого ученик оптимальных форм и средств обучения. Наибольшие возможности творческого совершенствования всех школьников обеспечиваются широчайшей сферой внеклассной, внешкольной работы, участием в многообразных общественных организациях и неформальных объединениях, в том числе по месту жительства. Общеобразовательные и дифференцированные учебные занятия, система внешкольных государственных и общественных учреждений позволяют вовлечь буквально всех школьников в процесс саморазвития способностей и дарований.
Реализация идеи всеобщего развития детского творчества и одаренности не снимает проблемы раннего, специального, обоснованного воспитания и обучения отдельных юных талантов. Это вызвано, обусловлено и оправдано проявлением у части совсем маленьких детей интересов, склонностей, а также природных психических, психофизиологических и физических данных, требующих для своего развития ранней специализации и включения в специфическую деятельность. Ряд профессий в области науки, языка, искусства требует специфической тренировки и развития психики, мышления, приобретения умений и навыков ещё в дошкольном возрасте. Возникновение и умножение школ для особо одаренных обусловлено ещё и острой потребностью общества в кадрах особо сложных, тонких, дефицитных профессий. В ответ на неё возникают и развивают физико-математические, балетные, языковые, художественно – изобразительные, художественно – промысловые, музыкальные, физкультурно-спортивные, актерские, а теперь и педагогические специальные классы и школы.
Таким образом, проблема детской одаренности осознается в теории и реализуется на практике одновременно как необходимость всеобщего развития творческих способностей всех детей, создания талантливого человеческого благополучие, богатство и разнообразие общения людей, и вместе с тем как требование осуществления специфического воспитания и обучения особо одаренных детей в уникальных областях человеческого творчества.
В своей работе я использую различные формы уроков, которые помогают выявить одаренных детей, уже начиная с первого класса. В 3 – 4 классах провожу нестандартные уроки для выявления претендентов на участие в олимпиадах и различных интеллектуальных конкурсах, что является первым этапом для подготовки к олимпиадам. Вашему вниманию представляется нестандартные уроки, которые я использую для выявления способностей обучающихся, а в старших классах начальной школы - участников олимпиад (см. в практической части).
В 2006 – 2007 учебном году обучающиеся 4 класса приняли участие в муниципальном конкурсе «Большие надежды» и муниципальных олимпиадах, где показали хорошие результаты. Шишелова Ольга стала лауреатом муниципального конкурса «Большие надежды - 2007», а также принимала участие в муниципальной олимпиаде по русскому языку. Будакова Мария заняла 1 – е место в муниципальной олимпиаде по литературному чтению. Стеценко Елена - 2 – е место в муниципальной олимпиаде по окружающему миру, также стала лауреатом муниципального музыкального конкурса «Песенные россыпи».
В свою работу я включила практический и дополнительный материал, который возможно поможет вам при работе с одаренными детьми, а также в подготовке обучающихся к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам.
- Логическая задача: Лена сделала 6 шагов вперед, повернула направо и сделала ещё 6 шагов, затем повернула налево и сделала 3 шага. Витя с того же места, что и Лена, повернул направо и сделал 6 шагов, затем повернул налево и сделал 8 шагов. Окажутся ли ребята в одном месте?
- Логическая задача: Игорь задумал число. Чтобы его получить, надо из наибольшего двузначного числа вычесть наибольшее однозначное число и полученный результат увеличить на наименьшее двузначное число. Какое число задумал Игорь?
- Логическая задача: И сказал Кащей Ивану-Царевичу: «Жить тебе до завтрашнего дня. Утром явишься перед мои очи, задумаю цифры a,b,c. Назовешь ты мне три числа x,y,z. Выслушаю я тебя и скажу, чему равна сумма:
ax + by + cx. Тогда отгадай, какие a,b,c я задумал? Не отгадаешь –
голову с плеч долой». Запечалился Иван-Царевич, пошёл думу думать.
Надо ему помочь.
- Сравните и поставьте знаки: «<», «>» или «=».
22*** 11*** 46** 28*** 7*8* 7*6*
*4** ***** **** *7* 1*587 10632
6* *6* 75** 80** **52* 3678
39828 3*845 950** *4*3* **412 **9*
14*7* *5*4*
- Продолжите ряды чисел, соблюдая некоторую закономерность.
37500, 38500, 39500, ……, ……, …….., ……… .
8410, 8310, 8210, ……., …….., …….., ……… .
- Расшифруйте слово.
а) | О | 7-2 | Ц | 6-4 | Л | 6+3 | М | 5-1 | Е | 6-5 | Д | 2+1 |
4 | 5 | 9 | 5 | 3 | 1 | 2 |
б) 7 – 2 – 1 = Н 4 – 1 – 2 = С
5 – 4 + 1 = О 2 + 2 + 2 = Е
3 + 4 – 2 = Ц 4 – 3 + 2 = Л
- Вставьте знаки арифметических действий, чтобы равенства были верными.
22 * 8 * 4 = 26 64 * 6 * 8 = 62 73 * 7 * 8 * = 88
25 * 7 * 34 = 66 38 * 26 * 45 * 13 = 44 18 * 7 * 34 * 45 = 0
57 * 28 * 22 * 37 = 100
- Напишите девять цифр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9. Не меняя порядка этих цифр, расставьте между ними «+» и «-», всего три знак таким образом, чтобы в результате получилось 100.
- В записи 5 5 5 5 поставьте между некоторыми цифрами знак сложения так, чтобы получилось выражение, значение которого равно: а) 110; б) 560.
- Задача: На лужайке возле дома бегают цыплята. Белых – несколько, а пестрых в 2 раза больше, чем белых. Всего 138. Сколько цыплят белых и сколько пестрых?
- Задача: Марина родилась 8 февраля 1991 года. Ирина на 3 года 6 месяцев и 21 день младше Марины. Когда родилась Ирина?
- Задача: Пролетает расстояние от Москвы до Хабаровска за 9 часов. А скорому поезду удается преодолеть это расстояние лишь за 9 суток. Во сколько раз быстрее можно добраться на самолете, чем на скором поезде?
- Задача: Отцу 38 лет, сыну 11 лет. Сколько лет дочери, если через 18 лет возраст дочери и сына вместе будет равен возрасту отца?
- Задача геометрического характера: Проведи линию так, чтобы получилось: а) два треугольника; б) четырехугольник и треугольник; в) пятиугольник и треугольник.
| |
- Головоломка: Переложите 2 палочки так, чтобы получилось два квадрата.
- Головоломка: а) Уберите 4 палочки так, чтобы получилось 5 равных квадратов. б) Уберите 8 палочек так, чтобы получилось 5 равных квадратов
- Задача: Самое высокое дерево в мире – австралийский царственный эвкалипт. Его высота 152 метра. Второе место принадлежит хвойному дереву дуглассии, которое ниже эвкалипта на 34 метра. Третье место у секвойи вечнозеленой, растущей в США. Её высота на 14 метров меньше, чем у дуглассии. Какова высота секвойи?
- Задача: Береза прожила 50 лет, что составляет 1/5 часть продолжительности её жизни. Какова продолжительность жизни березы?
- Задача: Ель может жить 1200 лет, сосна – ½ этого возраста, а рябина на 520 лет меньше, чем сосна. Сколько лет живет рябина?
- Задача: Дано 5 чисел. Известно, что первое число больше пятого, второе меньше третьего, пятое больше третьего, а четвертое меньше пятого. Какое из чисел больше: первое или четвертое, пятое или второе? Можно ли утверждать, что второе число меньше четвертого?
- Задача: 30 пирожных стоят на 25 рублей дороже, чем 40 пирожков. Те же 30 пирожков стоят на 5 рублей дороже, чем 50 таких же пирожков. Сколько стоят одно пирожное и один пирожок?
- Задача: Петя, Вася, Коля и Толя подсчитывали после рыбной ловли свои трофеи. Толя поймал больше, чем Коля. Петя с Васей вместе поймали рыбы столько же, сколько поймали Коля и Толя. Петя и Толя вместе поймали меньше рыбы, чем Вася и Коля. Какое место занял каждый по количеству выловленной рыбы?
- Логическая задача: Из чисел 21, 19, 30, 25, 3, 12, 9, 15, 6, 27 выбери такие три числа, сумма которых будет равна 50, и напиши равенство.
* + * + * = 50
- Напишите выражение СУХАЯ ТРАВА четырьмя буквами.
- Напишите слово, состоящее из четырёх букв в котором О встречается трижды.
- Найдите и подчеркните лишние пары слов.
говорить – молчать
ужасный – замечательный
идти – стоять
бедный – убогий
любить – ненавидеть
приятный – отвратительный
лакомиться – кушать
грубый – нежный
- Есть в яблоке и сливе, а в саду нет: есть в луке и салате, а в огороде нет. Что это? Напишите ответ.
- Из данных слов составьте известную пословицу и запишите её.
Труд, без, рыбка, и, вытянешь, из, пруд, не.
- Употребите слова экскаватор и эскалатор правильно. Вставьте их в предложения
Для того, чтобы вырыть траншею, необходим …….
Чудо – лесенка в метро называется……..
- Вставьте, где нужно, предлог за
Я …. три года учила грамматику.
Я … три года выучила грамматику.
- Впишите в четыре клеточки слово ласточка.
- Подберите вопросы к прилагательным. Правильный ответ обведите.
А Дедушка ходил в бараньем тулупе.
Чьём? Каком?
Б У неё были лисьи повадки.
Чьи? Какие?
В Из дупла выглянула беличья головка.
Чья? Какая?
- Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите, получилось 510141. Напишите имя мальчика.
- Сколько раз встречается звук [т] в предложении? Напишите ответ.
Документ подписан директором.
- Поставьте правильно запятые между однородными членами предложения.
…Лебедь около плывёт
Злого ворона клюёт
Гибель близкую торопит
Бьёт крылом и в море топит…
- Расшифруйте слова и запишите получившееся предложение.
Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 со 100ла.
- Из каждой пары слов образуйте и запишите одно сложное слово.
Лёд, колоть - ……..
Копать, земля - ……..
Падать, листья - ……
Птицы, ловить - ……..
Мясо, рубить - ……..
Тушить, огонь - ……..
- Подчеркните словосочетания, в которых слова употреблены в переносном значении.
жар солнца – жар чувств
каменное здание – каменное сердце
строить планы – строить мост
- В каждом ряду подчеркните слова с одинаковым окончанием.
Домов, столов, коров, ковров.
Ножей, батарей, шей, ушей.
- Найдите подлежащее в каждом предложении и подчеркните его.
Яркие краски утомляют глаза.
Глаза утомляют яркие краски.
- В каждом предложении подчеркните имя существительное, к которому относится имя прилагательное пышный.
Люблю я пышное природы увяданье.
Люблю я пышной природы увяданье.
- Соедините слова правого и левого столбика так, чтобы получить новые слова.
Сено овод
Банк рот
Стол ежи
Зал глас
Свет ода
Яр вал
Воз очки
Газ елка
Гриб марка
Хор он
Бор яр
- Отгадайте слова, запишите отгадки.
Корень мой ищи в «цене»,
В «очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
Корень с «дорогой» роднится,
В «сборе» приставка таится,
Суффикс – как в слове «родник»,
Целым же в космос проник.
Мой корень – родственник «сраженью».
Приставка – в слове «заявление»,
В «наборщике» есть суффикс мой,
А весь - тружусь я под землёй.
- Из каждого слова строчки возьмите один слог (подчеркни его), образуйте и запишите новое слово.
Пластинка, картина, павлин.
Сапоги, парашют, фантазия.
Косари, заморозки, летчик.
- Допиши слова
Зазелене.. молод.. озимь. Появил.. горьк.. полынь. Клонил.. под ветром степн.. ковыль. Сломал.. садов.. инвентарь. Образовал.. болезнен.. мозоль. Отломил.. виноградн.. гроздь. Сиял.. красотой голуб… эмаль. На поверхности моря появил… мертв… зыбь.
- Поставь ударения в словах.
Лыжня, каталог, хвоя, статуя, столяр, пихта, гражданство, звонил, торты, жаворонок.
- Столица первых Олимпийских игр.
- Самое глубокое озеро в мире.
- Искусственный водоем для плавания.
- Участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами.
- Дерево с белой корой, символ России.
- Зимнее логовище медведя.
- Грызун с ценным мехом.
- Хвойный, сосновый лес.
- Наука – «цветник».
- Денежная единица стран.
- Хищная ящерица, которая не гнушается питаться другими ящерицами.
- Первый президент США (столица США).
- Действующий вулкан на юге Италии.
- В римской мифологии: богиня любви и красоты.
- Европейский город, в котором мостов больше всего.
- Народное собрание на Руси, где большинство определяли по силе крика.
- Крупнейший водопад в Африке.
- Химический элемент, газ, самый распространенный элемент космоса. Составляет более 70 % массы Солнца.
- Утка, утепляющая гнездо собственным пухом.
- Звание, установленное Петром I для воспитанников старших рот Морской Академии.
- Какое звание получил Наполеон Бонапарт при осаде Тулона в 1793 году?
- Сын Зевса, чей поединок с Антеем запечатлен на одной из своих картин великий голландец Рубенс.
- Человек, придумавший издавать самую рекордсменую книгу в мире.
- Что отказался платить хану Золотой Орды великий князь Московский Иван Васильевич?
- Живет в воде, а не рыба; умный, но не человек; быстрый, но не птица. Кто такой?
- Основатель Москвы.
- Любимое дерево лесного кабана.
- Именно благодаря ему Россия Сибирью прирастать начала.
- Органы дыхания водных животных.
- Белоцветный кустарник с одуряющим ароматом.
- «Родственник» кролика.
- Бог, которому были посвящены первые Олимпийские игры.
- Самое «плакучее» дерево.
- Прозвище князя, который мало воевал, зато много сделал для Москвы.
- Западное овощное растение, которое при Петре I потеснило в России горох и редьку.
- Река, народ, язык, впадина и республика в Африке.
- В названии какой всемирно известной реки спрятались сразу три ноты?
- Насекомое, которое, начав размножаться в апреле, к августу, если бы никто из его потомков не погиб, покрыло бы Землю слоем примерно полтора метра.
- Богиня победы в греческой мифологии.
- Водяная крыса с ценным мехом.
- Гора в Греции, обиталище муз.
- 9 мая 1945 года.
- Какой злак называют «вторым хлебом человечества»?
- Таежная кошка, в 1939 году впервые проникшая на Камчатку.
- Злаковое растение, из муки которого выпекают черный хлеб.
- Женщина, летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза.
- Река, в которую смотрится Эйфелева башня.
- В Древнем Египте – каменная фигура лежащего льва с человеческой головой.
- Сибирский густой лес, город в Кемеровской области.
- Самый скромный океан.
- Начало реки – исток, конец - …
- Самая большая планета.
- Какое море имеет название страны?
- Река и город в Кемеровской области.
- Почему лесную подстилку нельзя уносить в сады, домой?
- Из – за каких причин возникают лесные пожары?
- Какой снег тает быстрее: чистый или грязный?
- Может ли паук под водой жить.
- Почему облака на землю не падают?
- Когда образовалась Земля?
- Что такое экватор?
- Какое самое высокое дерево в мире?
- Собака доктора Айболита.
- На чью лапу упала роза в диктанте, который Мальвина заставила писать Буратино?
- У меня зазвонил телефон. Кто говорит? У кого зазвонил телефон?
- Русский художник – «поэт моря» (Картину «Девятый вал» кто написал?).
- Иванушкина сестра.
- Чудесная героиня Страны чудес.
- Человечек из кукольного театра Карабаса Барабаса, «весь клетчатый, как шахматная доска».
- Опасное место для детских прогулок (по Чуковскому).
- Уральский сказочник; хозяин Медной горы.
- Имя кота из сказки «Золотой ключик».
- Праздник, на котором Золушка познакомилась с Принцем.
- Поэтесса, автор бессмертного творения о Тане, которая плачет, потому что потеряла мячик.
- Детский писатель, выпускавший «Лесную газету на каждый день».
- Средство передвижения по морю-океану в пушкинской сказке о царе Салтане.
- Крем, с помощью которого Тибул из фильма «Три толстяка» превратился в негра.
- Кузнец – молодец, использовавший черта как средство передвижения.
- Предмет, сыгравший роковую роль в сказке Перро «Спящая красавица».
- Что общего, помимо озорства, у Тома Сойера и Пеппи Длинныйчулок?
- Любимое блюдо у Тотоши и Кокоши.
- В русских сказках – Иван; в немецких - …. .
- Чук и …. – мальчики в известной повести Гайдара.
- Девочка, высвободившая своего друга из плена Снежной королевы.
- Писатель, «поднявший» «Алые паруса».
- Миниатюрная героиня Андерсена.
- Королевич из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Пушкина.
- Белый пушистый кот из рассказа Чарушина, который сам ловил рыбу.
- Несостоявшаяся свекровь Дюймовочки.
- Сооружение, благодаря которому Том Сойер превратился из жалкого бедняка в богача.
- Как называла Золушку в сказке Перро её старшая сестра.
- «О Волька ….. Алеша!» - обращался к нему старик Хоттабыч.
- Мудрый удав из «Книги Джунглей» Киплинга.
- «Чудо-юдо рыба» из сказки «Конек - Горбунок».
- Посуда, в которой сварился из сказки Ершова «Конек - Горбунок».
- Он проглотил солнце в одной из сказок Чуковского.
- Писатель, создавший бессмертного Старика Хоттабыча.
- Как звали гуся, на котором Нильс из сказки Сельмы Лагерлёф совершил свое удивительное путешествие.
- «…. Старика Хоттабыча было заключено в его бороде».
- Он отказался до теплых только дней прокормить и обогреть попрыгунью Стрекозу из басни Крылова.
- Должность Арины Радионовны в доме Пушкиных.
- Сказочная страна, которую писатель Волков переименовал в Волшебную, заодно запустив туда Элли вместе с Дороти.
- Место действия сказки Родари «Приключения Чиполлино».
- Сказка Перро «… Шкура».
- Метла, которой Гингема расплескивала свое варево.
- Герой книги А. Милна «Вини – Пух и все-все-все», прототипом которого является сын писателя.
- Сказочная девушка, живущая в воде, дочь Нептуна.
- Кто срезал огромную бороду Черномору, лишив его тем самым могущества.
- Сказка В. Катаева «Цветик - ….»
- Личный транспорт Бабы – Яги.
- Город – место рождения Чехова.
- Кто помог Золушке превратиться в сказочную принцессу?
- Искусство, в котором, в конце концов, нашел себя старик Хоттабыч.
Тема: Части речи ( урок КВН)
Цели:
- Обобщение знаний по частям речи, формирование навыка распознавать части речи и их особенности; формирование навыка проверки изученных орфограмм;
- Развитие интереса к предмету, логическое мышление, речь;
- Воспитание чувство коллективизма, взаимовыручки, сотрудничества.
Оборудование: шары ( зелёный, жёлтый, красный), настольная эмблема каждой команды, ребусы, грамоты, сигнальные карточки, карточки с заданием.
Литература:
- Развивающие игры для 1 – 4 классов. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов./ М. А. Калугин, Н.В. Новоторцева. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
- «Я иду на урок в начальную школу». Внеклассная работа. Олимпиады и интеллектуальные игры. Книга для учителя. – м.: 2000 г.
- Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Методическое пособие. (Серия «Игровые технологии») – М.: ТЦ Сфера, 2003 г.
Ход урока |
Орг.момент: Орешек знаний твёрд, но всё же Мы не привыкли отступать. Нам расколоть его поможет Наш КВН, девиз которого: «Хочу всё знать!» Постановка целей и темы:
Правила :
1 балл – зелёный шар, 2 балл – жёлтый шар, 3 балл – красный шар.
- Итак, начнем. |
Основная часть:
Команда 1: Являюсь важной частью речи….. Давно живу я в мире этом, Даю названия предметам….. Что я за часть речи… Команда 2: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь! Команда 3: Нам с тобою он служит . С другими частями речи дружит! У существительного, числительного и местоимения Берет взаймы род и число Для лучшего общения! Занимает второе место после существительного Как наиболее употребительный!
Задание 1 (Словарно – орфографическая работа):
Загадки для первой команды: 1. Ты откуда, ты откуда 2. Есть, ребята у меня Прилетел к нам красногрудый? Два серебряных коня. - Облетел я всю Сибирь. Езжу сразу на обоих, Как зовут меня? Что за кони у меня? (Снегирь) (Коньки) 3. Под гору – коняшки, 4. Стучит, бренчит, вертится, В гору – деревяшки. Никого не боится. По обеим сторонам, Считает весь свой век, Маленькие горы. А все не человек? (Лыжи) (Часы) Загадки для второй команды:1. Домовитая хозяйка 2. Горит столб, а дыму нет. Полетела над лужайкой. (Свеча) Похлопочет над цветком, Он поделится медком. 3. Стоит над водою, трясет бородою. (Пчела) (Камыш)
Загадки для третьей команды: 1. Что выше леса, краше света 2. В лесу у пня суетня, беготня. И без огня горит? Народ рабочий весь день хлопочет, (Солнце) Себе город строит. (Муравьи) 3. Чтобы было где писать, В школе нам нужна ……… 4. Кто альбом раскрасит наш? (тетрадь) Ну, конечно……. (Карандаш)
1 команде мы даем….. 2 команде мы даем …. 3 команде мы даем….. Задание 2 (составление слов). На доске вы видите круг, на нем написано шесть букв. Сколько различных слов – имен существительных – сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде, на данное задание вам дается три минуты. Читать разрешается в разных направлениях; буквы обязательно читать подряд. Время пошло. (см. Приложение) Максимум 11 слов(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код ) (Если найдены однокоренные слова, выделить корень, \приставку , суффикс, \- если есть; окончание, основу ). Задание 3 (Правописание слов): У каждой команды на столе лежит текст. Текст испорчен, в нем много ошибок (19 ошибки). Молина. Молина – растет витвистый кустарник. Цвитки её бывают зиленоватыми. А ягада состаит из сочьных шариков с косточьками внутри. Спелые плады слаткие, вкустные и полезные. Особенно лисная молина - душистая. Люди любят ворить из неё вкустное воренье. Ещё спелую молину можно сушить. Чясто её применяют при простудных забалеваниях. Её пют как лечебный чай. 1.Исправить текст.
Физминутка: По родному краю Дружно мы шагаем.(марш на месте) Справа от нас – зелёный луг. (поворот) Слева находится лес. (поворот) В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. ( прыжки) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух!( махи руками) Солнце над берёзами светит нам. ( повороты головы) Мы рады ягодам, грибам. ( наклоны) Задание 4 ( Разминка ): Вопросы:
Задание 5 (Предложение. Члены предложения. Части речи): На доске записаны предложения для каждой команды, все предложения разобраны под цифрой 4 и определены части речи. Ваша задача проверить верно ли сделан разбор и определены части речи. Для 1 команды: Зимнее солнце уходило за лес. От легкого ветерка на землю слетают желтые облачка пыльцы. Для 2 команды: Наш маленький сад навещали пернатые обитатели лесов и полей. Забралась лиса в густые заросли. Для 3 команды: Мальчишки бегут на шумную речку. По высоким вершинам пробегал ветер и сбрасывал на землю большие шишки. Задание 6 (Состав слова):
Слово для первой команды: Корень в слове «снежинка», Приставка в слове «подъехали», Суффикс в слове «лесник», Окончание в слове «ученики». ( Подснежники ) Слово для второй команды: Приставка в слове «посмотрел», Корень в слове «дороженька», Суффикс в слове «лыжник». Окончание в слове «тетрадка». ( Подорожника ) Слово для третьей команды: Корень в слове «въезд», Суффикс в слове «книжка», Приставка в слове «побежали», Окончание в слове «доска». ( Поездка ) Задание 7 (Фонемный разбор): Для каждой команды дано слово, необходимо по его звуковой оболочке составить слова и произвести его фонемный разбор. Слово – 1 ком.: 1 – й звук, парный глухому т ; 2 – й звук, гласный, ударный э ; 3 – й звук, сонорный, звонкий р ; 4 – й звук, безударный гласный и ; 5 – й звук, парный глухому ф ; 6 – й звук, его обозначают первой буквой алфавита. ( Дерево ) Слово – 2 ком.: 1 – й звук, сонорный мягкий л ; 2 – й звук, безударный гласный и ; 3 – й звук, парный звонкому з ; 4 – й звук, сонорный мягкий н ; 5 – й звук, ударный гласный и ; 6 – й звук, парный звонкому г . ( Лесник ) Слово – 3 ком.: 1 – й звук, сонорный мягкий л ; 2 – й звук, безударный гласный и ; 3 – й звук, парный звонкому з ; 4 – й звук, ударный гласный и ; 5 – й звук, согласный шипящий ц ; 6 – й звук, его обозначают первой буквой алфавита. ( Лисица) |
Итог урока:
|
Тема: Разностное и краткое сравнение чисел и величин.
Класс: 2
Цель: - исследование двух видов сравнения чисел и
величин, совершенствование практических
навыков измерения объектов исследования;
- развитие аналитического мышления,
умения сравнивать, находить главный
признак изучаемых объектов, делать выводы.
Оборудование: ленты, тесьма (различной длины и
цвета), сигнальные карточки, метровая линейка,
раздаточный материал, полоски бумаги( разного
цвета и длины).
Х О Д У Р О К А
Учитель: В жизни мы часто сравниваем одного человека с другим, сравниваем времена года, погоду и многое другое.
Носит ли эти сравнения математический характер?
Давайте порасуждаем. Если мы говорим, например, о
двух наших знакомых и хотим их сравнить, то что мы
обычно сравниваем?
Ученики: Мы говорим: этот добрый, а другой не очень,
один щедрый, а другой – скупой, один вежливый, а
другой – грубиян и т. д.
Учитель: Мы сравниваем людей по их качествам, чертам
характера, может быть, и по внешнему виду. А когда обсуждают
погоду, что сравнивают?
Ученики: Говорят, что сегодня теплее, чем вчера, или
наоборот, что сегодня дождь, а вчера стояла ясная
погода и т д.
Учитель: Думаю достаточно примеров, чтобы ответить на
вопрос: являются ли эти сравнения математическими?
Ученики: Нет не являются.
Учитель: Вот две разные ленты ( красная – узкая и
длинная, голубая – короткая и широкая). Их надо
сравнить. Я предлагаю несколько видов сравнения (
запись на доске) . Если сравнение математическое – то
поднимайте зелёную карточку, если нет – красную.
Красная лента длиннее голубой?
Одна лента красная, другая – голубая?
Голубая лента шире красной?
Красная лента мне нравиться больше.
Учитель: Вы хорошо думали. Именно первое и третье
сравнение математические сравнения. Проведём
исследования, которые подтвердят ваш выбор.
длина ширина
Красная лента 90 см 3 см
Голубая лента 30 см 5 см
Учитель: Теперь подумаем, как мы можем сравнить длину
и ширину красной и голубой ленты ( 90 см – 30 см = 60
см; 90 30 = 3 раза), ( 5 – 3 = 2 см; не делиться).
Учитель: Сделаем вывод:
- Сравнивать, на сколько одно число больше или меньше другого, мы можем всегда, а во сколько раз – когда одно число делится на другое.
Учитель: Предлагаю практическую работу: измерить
линейкой две полоски бумаги, которые лежат на партах ( значение их длин, сравнение).
Учитель: Настало время решить задачу, в которой один
вид сравнения уже выполнен, и он может помочь найти
одну из величин, а второй вид вы сделаете сами.
Задача
Длина грядки – 24 м, а ширина – в 3 раза меньше. На сколько метров длина грядки больше её ширины
( самостоятельный анализ).
Учитель: Выполнить задание и сделать выводы. Найти два
способа сравнения ( 28 и 7; 32 и 9; 72 и 8; 56 и 30; 71 и
5; 48 и 6) в два столбика ( задание выполняется в парах).
Д\з : составить две задачи на два вида сравнения.
Тема: Табличное сложение.
(В пределе 20, с переходом через десяток)
Цели: Закрепление и обобщение знаний учащихся о табличном сложение;
Развитие быстрого вычислительного навыка, внимания, быстроты ума, памяти.
Воспитание чувства коллективизма, взаимодействия.
Оборудование: эмблемы, сигнальные знаки, карточки с заданиями, счётная таблица, жетоны,
Иллюстрация корабликов, листы бумаги, ручки, карандаши, кубок, грамоты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми
Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...
Детская одаренность. Система работы с одаренными детьми
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯМеждународная научно-практическая конференцияРабота с одаренными детьми является одним из приоритетных направле-ний в образовании на государственном уровне,...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Работа с одаренными детьми. Конспект занятия по авторской программе "Развитие одаренности средствами арт-терапии".
Конспект занятия по работе с одаренными детьми для развития творческого воображения и абстрактного мышления....
«Одаренный ребенок. Формы и методы работы с одаренными детьми. Презентация опыта»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Б...
Одаренный ребенок. Кто он? Формы и методы работы с одаренными детьми.
Одаренный ребенок. Кто он?Формы и методы работы с одаренными детьми....