Я - исследователь. Почему летит ракета?
занимательные факты (1 класс) по теме

Шмакова Александра Семёновна

Цель: первичноезнакомство учащихся с  устройством ракеты и способом её полёта.

Задачи:формировать положительное отношение к занятиям исследовательской деятельностью; первоначальные представления о космосе; позитивную самооценку;

стремление к успешности в исследовательской деятельности; (личностные)

учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий; (регулятивные)

учить работать с информацией, искать информацию в энциклопедиях;  выполнять логические действия (анализ, сравнение); (познавательные)

формировать умение уважать мнение собеседников;  задавать вопросы и отвечать на них;  входить в коммуникативную игровую ситуацию;

учить проявлять интерес к общению и групповой работе. (коммуникативные)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_-_issledovatel.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс   Шмакова А.С.


Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тема. Почему летит ракета?

Цель: первичное знакомство учащихся с  устройством ракеты и способом её полёта.

Задачи:формировать положительное отношение к занятиям исследовательской

  деятельностью; первоначальные представления о космосе; позитивную самооценку;

   стремление к успешности в исследовательской деятельности; (личностные)

   учить  принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; понимать цель и смысл выполняемых заданий; осуществлять первоначальный контроль своих действий; (регулятивные)

   учить работать с информацией, искать информацию в энциклопедиях;  выполнять

   логические действия (анализ, сравнение); (познавательные)

     формировать умение уважать мнение собеседников;  задавать вопросы и отвечать на них;  входить в коммуникативную игровую ситуацию;

     учить проявлять интерес к общению и групповой работе. (коммуникативные)

 

Ход занятия.

Парты расставлены для 3-х групп.  Группа  определяется цветом: зелёный, синий, красный.

Учащиеся входят в класс и занимают места  в соответствии со цветом своего стикера.

  1. Приветствие.

- Ребята, сегодня у нас гости.  Поприветствуйте их.

  1. Орг. момент.

Звучит песня «Ужасно интересно…», в это время  4 учащихся  в академических шапках с лупой,  с блокнотом, с рулеткой, с зонтиком  ходят по классу. Затем подходят к гостям и ребятам и задают вопросы:

- Почему дождь идёт с неба?

- А микробы можно увидеть?

- Почему у зайца длинные уши?

- Зачем слону хобот?

Садятся на места.

  1. Формулирование темы, цели занятия.

- Как вы поняли, у нас очередное заседание клуба  почемучек.  Сегодня  вы вновь будете  исследователями, и мы поговорим…   впрочем, об этом вы скажите сами чуть позже, выполнив следующее задание: прочтите слово:  КАРЕТА.  С л а й д

- Что это такое? Объясните  лексическое значение этого слова. (Большой  закрытый  четырёхколёсный  конный  экипаж, повозка на 4-х колёсах (с польского – «воз»)) С л а й д

- Используя буквы этого слова, составьте другое слово. (Подсказка: в первой половине апреля будет отмечаться праздник, напрямую связанный с этим словом.)  РАКЕТА  С л а й д

- Назовите  ваши ассоциации с этим словом. (Записываются на маркерной доске)

                                                               космос

                                           звёзды                                       скорость

                                                               РАКЕТА

                                       

                                             космонавт              луноход

- Как вы думаете, какова тема занятия?

- Какую цель вы поставите?

  1. Актуализация знаний.

- Что вы уже знаете по этой теме. Давайте проверим это с помощью небольшого теста.

  1. Как называется прибор для наблюдения за звёздами?
  2. Первый «землянин», полетевший в космос?
  3. Когда это было?
  4. Как зовут первую женщину-космонавта?
  5. Как звали собак, побывавших в космосе?
  1. Новая тема.
  1. Работа с энциклопедиями.

- Какой вы знаете самый простой и доступный метод исследования? (обратиться за помощью к  книгам)

- Давайте  сначала  заглянем в прошлое. Итак, немного истории (рассказы учащихся):

Русское слово "ракета" произошло от немецкого слова "ракет". А это немецкое слово - уменьшительное от итальянского слова "рокка", что значит "веретено". То есть, "ракета" означает "маленькое веретено", "веретёнце". Связано это, конечно, с формой ракеты: она похожа на веретено - длинная, обтекаемая, с острым носом.

Ракеты человек изобрёл очень  давно. Их придумали в Китае много сотен лет тому назад. Китайцы использовали их для того, чтобы делать фейерверки. Они долго держали в секрете устройство ракет, им нравилось удивлять чужестранцев. Но неко-торые из этих удивлённых чужестранцев оказались людьми очень любознательными. Вскоре во многих странах научились делать фейерверки и праздничным салютом отмечать торжественные дни. Долгое время ракеты служили только для праздников. Но потом их стали использовать на войне. Появилось ракетное оружие. Это очень грозное оружие. Современные ракеты могут точно поразить цель на расстоянии в тысячи километров.

А в XX веке школьный учитель физики Константин Эдуардович Циолковский (наверное, это самый знаменитый учитель физики!) придумал ракетам новую  профес-сию. Он мечтал о том, как человек станет летать в космос. Он назвал нашу планету колыбелью человечества. Для того чтобы выйти из этой колыбели и начать шагать в космическом пространстве, и нужны ракеты. К сожалению, Циолковский умер до того, как первые корабли отправились в космос, но его всё равно называют отцом космонавтики.

-  Просмотрите энциклопедии, найдите информацию, относящуюся к нашей теме.

- Кто желает рассказать то, о чём прочитал?

  1.  «Мозговой штурм».

- Почему плывёт лодка? Потому, что гребец работает вёслами. Вёсла загребают воду и толкают лодку вперёд. Почему летит птица? Потому, что она крыльями машет. Крылья, словно вёсла, загребают воздух и толкают птицу вперёд. Почему летит самолёт? Потому, что у него двигатель работает и вращает воздушный винт. Винт врезается в воздух, словно шуруп в доску, и тянет самолёт вперёд.  А вот в космос  даже самолёт не полетит.  Дело в том, что там нет воздуха.  Там пустота, она называется  вакуум.  Поэтому там нельзя использовать ни самолёты, ни вертолёты, ни воздушные шары.  А вот ракете, чтобы взлететь, воздух не нужен. Всё, что ей нужно для полёта, у неё с собой.  Какая же сила поднимает ракету?
Итак, сейчас проведём «Мозговой штурм».
 Ваша задача за 2 минуты выдвинуть как можно больше гипотез по прозвучавшему вопросу.  С л а й д

Возможно …

Предположим …

Что, если …

Допустим …

(Выступление спикеров.)

  1. Физкультминутка.

- Правильность ваших гипотез мы проверим после физкультминутки.

Мы идём на космодром,

Дружно в ногу мы идём.

Мы походим на носках,

А потом -  на пятках.

Вот проверили осанку

И свели лопатки.

Побежим, ребята, дружно:

Разминаться всем нам нужно.

Подготовка: В разных концах зала кладут 5 больших обручей (чертят круги). Это посадочные места ракет, готовых отправиться в полёт. Эти кружки можно обвести контурами ракет. Условливаются, что в одной ракете может поместиться два (или три) космонавта. Всем мест в ракетах не хватает.

Игра: Дети берутся за руки, идут по кругу и хором произносят:

         Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на  планеты.

На какую захотим — на такую полетим!
Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

С последним словом все разбегаются и стараются быстрее занять места (вбежать в кружок, обруч) в одной из ракет. Опоздавшие собираются в центре круга, а занявшие места объявляют свои маршруты  (например, Земля - Луна—Земля; Земля—Марс— Земля и др.).

Затем все собираются в общий круг, берутся за руки, и игра повторяется.

  1. Знакомство с устройством ракеты.       С л а й д

- Послушайте рассказ и посмотрите на слайд.   Сейчас вы поймёте, чья же гипотеза самая верная.

 Современная ракета — это сложное сооружение.  Почти всю внутренность её занимают баки с топливом.  В головной части ракеты помещаются приборы, управляющие её полётом. Сзади ракета имеет стабилизатор. Он похож на оперение стрелы или на хвост самолёта. При движении в атмосфере он не даёт ракете «вилять» из стороны в сторону. А в дне у ракеты дырка. Называется сопло. Из этого сопла газы вырываются сильной струёй. Это от них за ракетой  словно огненный  хвост остаётся.  Откуда берутся эти газы? (сгорает топливо)

- Струя бьёт в одну сторону — ракета летит в другую, т.е. вперёд. Непонятно?  Что же делают в таком случае настоящие исследователи? (проводят  опыты)

  1. Проведение опытов.

- Внимательно слушайте инструкции.

1 опыт.

- Нет, на Луну мы с вами пока не полетим. Наша ракета будет летать только в классе. Мы сделаем её... Впрочем, мастерить здесь  ничего не придётся.  Возьмите  воздушный шарик. Приложите  его горловину к губам и надуйте.  Затем отведите  шарик от губ, оставив отверстие открытым.

- Что вы почувствовали? (Воздух устремился наружу из шарика; почувствовали на лице дуновение.)

- Если поднести отверстие шарика к горящей свече, её пламя затрепещет и может даже погаснуть. (1 ученик показывает это)

- Но если из надутого шарика бьёт струя воздуха, как вы думаете, он может летать, как ракета?

Да, может! Надуйте его снова, подняв лицо вверх.

- А теперь отпустите. Что произошло? (Шарик взлетел.)

- Почему? (Потому что воздух из шарика вылетает и толкает шарик в другую сторону.) 

- Сколько времени наши шарики были в полёте? (несколько секунд)

- Почему? (В шарике мало газов.)

- А почему ракета может лететь достаточно долго? (Потому что  в ней есть топливо, которое сгорает и превращается в газ, который вылетает наружу и толкает ракету вперёд.)

2 опыт:

- Куда полетели ваши «ракеты»? (в разные стороны)

- А настоящая ракета должна лететь по заданному курсу.  Сейчас мы проведём ещё один опыт.

(Подготовка:  толстая нить 3-4 м, надутый шар с прикреплённым к нему  коктейльной трубочкой.)

2 учащихся  на расстоянии 3-4 м держат нитку.  1 ученик  вставляет нить в трубочку. Затем шар развязывается.

- Что мы проверили  этим опытом? (ракета может лететь по заданному курсу)

  1. Итог занятия.

- Почему же летит ракета?

- А для чего люди запускают ракеты? (для связи, прогноза погоды, изучение Земли и Солнечной системы)

-Ребята, а как вы думаете, для атмосферы, окружающей нашу планету, запуск ракет полезен?

  1. Рефлексия.

- Какое у вас было настроение?

- Почему?

- Кем вы себя почувствовали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие кружка "Я - исследователь" по теме "Почему болят зубы"

Занятие по внеурочной деятельности  с использованием   методики исследовательской деятельности А. И.Савенкова....

Исследовательская работа "Почему летают самолеты"

Самолеты весят значительно больше вытесняемого ими воздуха. Что же их удерживает в небе? Оказывается, им помогает подъемная сила. Но она работает лишь в том случае, если самолет движется в воздухе с б...

Исследовательская работа "Почему ракеты летают?"

Слово Ракета в настоящее время имеет множество значений. Это и вид оружия, и летательный аппарат, и даже детская игрушка. Но по своему определению ракета – это летательный аппарат, приводимый в движен...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Почему падают звезды"

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945).Цели и задачи:·        Расширить знания учащихся о событиях Великой От...

Почему самолеты летают?

Это проект учащегося 1 класса по окружающему миру и в рамках проведения конкурса проектно-исследовательских работ. Цель проекта-исследование причин, удерживающих самолеты в воздухе....

Внеурочное занятие "Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ" Тема. Почему летит ракета?

Тема. Почему летит ракета?Цель: первичное знакомство учащихся с  устройством ракеты и способом её полёта.Задачи:-формировать положительное отношение к занятиям исследовательской  деятельност...

Проект "Почему летит самолёт"

Учащиеся проводили опыты,исследования, встречи с пилотами для решения проблемы - почему стальная машина держится в воздухе - в полёте....