Проект "Умные переменки"
занимательные факты по теме

Канаева Татьяна Анатольевна

Цель:   создание условий для активного отдыха учащихся начальной школы  через интеллектуальные

подвижные игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon проект "Умные переменки"118 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сорская СОШ №3 с УИОП»

Проект

 «Умные переменки»

Разработчик: Канаева Татьяна Анатольевна

Я.А. Коменский: «Спеши в школу, как на игру,

                                                      она и есть такова».

                         1.  Умные переменки

                                       

2. На вопрос, как правильно организовать перемену, существуют различные взгляды. Одни считают, что перемена нужна для того, чтобы школьники побегали, другие подчёркивают, что беготня на перемене нередко бывает, причиной детского травматизма.

    Мы считаем, что хорошо организованная перемена - важный фактор улучшения двигательного режима в борьбе против гиподинамии предлагаемые нами игры сочетают в себе выполнение физических упражнений с лёгкой  умственной  деятельностью. Они могут быть использованы для проведения не только перемен, но и тематических физминуток, отдыха во дворе школы на спортивной площадке.

   Такие игры развивают интерес к овладению определёнными знаниями, развивают организационные навыки младших школьников. Круг пользователей: учителя начальных классов, воспитатели ГПД, учителя физкультуры, классные руководители, вожатые.

  3. Цель:    создание условий для активного отдыха учащихся

начальной школы  через интеллектуальные

подвижные игры.

4. Задачи:

1)   увеличить время активного отдыха младших школьников;

2)   вызвать интерес к интеллектуальным играм;

3)   совершенствовать организационные навыки через выполнение    

      правил   игры;

4) воспитывать у детей  любознательность, творческую  

     инициативу,   стремление к успеху.

5) развивать коммуникативные навыки учащихся.

5. Ожидаемые  результаты.

  1. отсутствие травматизма учащихся класса во время перемен;
  2. повышение активности учащихся на уроках;
  3. улучшение учебных результатов;
  4. изменение отношений в классе (умение решать вопросы бесконфликтно).

В течение месяца  нами проводились «умные перемены», получены следующие результаты.

Повысилась активность на уроке

10%

(по результатам наблюдений)

Изменились

отношения

 с одноклассниками   15%

Учиться стало

интереснее   15%

     

Увеличился объём

выполняемых на уроке работ

10%

Улучшились учебные результаты 10%

 (анализ отметок)

Отмечено, что дети дополняют игры собственными элементами.

Это говорит о том, что проведение «Умных переменок» способствует развитию творчества у школьников.

6. Работа школы в режиме развития, использование инновационных программ, и компьютерными играми – все эти факторы приводят к росту утомляемости, гиподинамии, нервному напряжению. А здоровье – необходимое и первое условие для жизни. Знания не будут востребованы, если ребёнок не будет здоров.

     Для снятия эмоциональной напряженности преподаватель ориентирует детей в игре на соревнование,  которому присущ юмор, оригинальность и нестандартность решений и ответов.

     Использование игровых форм обучения ведёт к повышению творческого потенциала школьника и таким образом – к более

глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой  дисциплины.  Поэтому  предлагаемая  разработка  актуальна.

7.  В настоящее время существует достаточное количество форм проведения перемен. Новизна нашей разработки заключается в сочетании движения тела и ума, которое принесёт несомненную пользу и здоровью,  и интеллектуальному развитию ребёнка.

8. Содержание разработки.

      В процессе учебных занятий у школьников происходит снижение работоспособности: ухудшается внимание и память, нарушается осанка.

    Применение «умных переменок» способствует снижению утомления и повышению умственной работоспособности, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, переключиться на новый вид деятельности. Это позволяет гораздо более эффективно продолжать уроки.

       Поскольку игра является  школой социального опыта, та познавательная информация, которую учащиеся получают благодаря игровым приёмам и методам, расширяет их кругозор и возбуждает интерес к познанию вообще и к учебной деятельности в частности. Школьники получают сведения об окружающих предметах, явлениях действительности и моделируют эту действительность в игре, закрепляя программный материал по учебным предметам. Подвижная интеллектуальная   игра – незаменимое средство пополнения ребёнком знаний и представлений об окружающем мире.

      Возможные игры интеллектуального характера.

   С целью закрепления знаний по математике можно исполь зовать следующие подвижные игры с дидактической направлен ностью: «Математический бег», «Вызов номеров», «С листком календаря», «Фигуры», «Обручи», «Борьба номеров». Эти игры на правлены на практическое овладение математическими знаниями и выполнение простейших видов анализа и синтеза.    

Двигательный аспект подвижной игры с дидактической направленностью стиму лирует закрепление математического материала, который может быть представлен как множество предметов с их разнообразными свойствами, как круги Эйлера в виде обручей, колец или нарисо ванных кругов, как плоские и объемные фигуры разных размеров и цветов и т. д.

Использование игровой формы при работе с матема тическим материалом приводит к тому, что дети на фоне положи тельных эмоций и радости движений постепенно осознают значи мость логических отношений без заучивания каких-либо правил и определений.

   Обязательное условие: если игры проводятся в помещении, то обязательно его проветривание перед проведением игр.

Игра 1. Таблица умножения и деления.

45

30

20

25

 5

15

40

35

10

Правила  игры. В центр встаёт один ребёнок. Кто-то  из   детей спрашивает: «Пятью-три?». Ребёнок, стоящий в центре, прыгает в сектор «15», приседает. В центр идёт другой ребёнок. Игра продолжается. Неправильно выбравший сектор из игры выбывает.

Интеллектуальное содержание игры:

формирование вычислительных навыков.

Игра 2.Узнай геометрическую фигуру.

Правила  игры и игровые действия. На полу разными цветами начерчены геометрические фигуры. Учитель объявляет задание для первого ребёнка: «Пройди по сторонам треугольника»; второму ребёнку: «Пройди по линиям, обозначающим овал»; следующему: «Пройди по сторонам квадрата»; следующему: «Пройди по линиям, обозначающим круг» следующему: «Пройди по красной линии и определи, по  какой фигуре ты шёл».

Аналогичные задания с другими цветами.

Двигаться по линиям фигур можно группой по 5-6 человек, выполняя при этом движения, которые придумывают сами дети. Можно, двигаясь, например, по линиям овала, одновременно проговаривать: «Называется - овал, я его нарисовал».

Интеллектуальное содержание игры:

развитие пространственных представлений и мышления учащихся.

Игра 3. Бинго

5

320

71

495

66

18

32

99

 7

37

54

 2

97

899

11

6

617

86

 4

28

73

 3

100

 9

30

Содержание игры. Игроки стоят в колонне. По сигналу первый игрок бежит к заранее приготовленным карточкам с однозначными и многозначными числами. Задача игрока взять карточку, если число, записанное на карточке  многозначное, то он становится в заданный сектор. Если  число однозначное, убирает карточку и возвращается в колонну.

Аналогичная работа ведётся с другими числами.

Интеллектуальное содержание игры:

закрепление понятий «однозначные и многозначные числа».

Игра  4. «Вращение» вокруг цифр

Правила  игры. Игра проводится во дворе школы или в коридоре. Учитель на полу или земле пишет несколько цифр (порядок их написания значения не имеет). Например:

                                 9     0     2

                          1     3     8

                          6     5     10

                         0     7     4

    Ученики разбиваются на несколько маленьких групп, по 3-4 человека в каждой. По знаку учителя одна из групп, построенных в колонну, начинает бегать вокруг написанных цифр. Учитель называет какое-то число из написанных. Ученик, который первый остановится у цифры, обозначающей названное число, побеждает. Другие участники, которые остановились, сделав ошибку, у других цифр, исключаются из игры. После того, как в каждой группе решится вопрос с победителем, в игре принимают участие только победители. Ученикам, которые выбыли из игры, учитель раздаёт листочки с написанными на них цифрами, и во время игры, после того, как учитель назовёт число, они поднимают листочек с соответствующей ему цифрой. Победителем в игре становится тот (те), кто не допустил ни одной ошибки.

Интеллектуальное содержание игры:

определение цифр, развитие сообразительности и быстрой реакции.

Игра 5. Слагаемые

Правила и игровые действия.

   Игру можно проводить как соревнование между командами, в каждой из которых по 10 участников. У каждого участника на груди висит номер- число от 1 до 10. Руководитель игры называет какое- нибудь число, например 7. Сразу же приседают участники, имеющие номера 2 и 5, 3 и 4, 1 и 6.  В случае ошибки, допущенной одним из участников, вся команда, в которую он входит, получает штрафное очко. Побеждает та команда, у которой меньше всего штрафных очков.

Интеллектуальное содержание игры:

повторить состав числа до 10, способствовать развитию внимания и быстрой реакции.

Игра  6. Подбери слово

 

Правила и игровые действия. Дети идут по кругу, имитируя движения животных или насекомых, о которых заранее сообщает учитель. Один ребёнок читает стихи, затем делает паузу, а все остальные подбирают нужные слова.

                                             Паук.                    

                               Из тонких нитей сплёл ловушку.

                           Сидит и поджидает …..(мушку).

                                             Кошка.        

                               Острые ушки,

        На лапках подушки.

                                Усы - как щетинка,

        Дугою….(спинка).

        Днём спит, на солнышке ….(лежит).

        Ночью бродит, на охоту …(ходит).

                                              Зайка.

        Друг пушистый умывается,

        Видно в гости …(собирается).

        Вымыл хвостик, вымыл ухо.

        Вытер …(сухо).

Интеллектуальное содержание игры:

развивать устную речь, фантазию и воображение через двигательную  деятельность.

Игра 7.  «Не скажу!»

Содержание. Игроки садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но вместо нечетных чисел говорят «не скажу!»

Например: не скажу, 2, не скажу, 4, не скажу, 6...

Кто ошибся, выбывает из игры.

Интеллектуальное содержание игры:

     понятие о чётных и нечётных числах.

Игра  8.  «Быстро занять места!»

Содержание: Учащиеся разбегаются по всей площадке, собирают на полу жетончики с номерами. Учитель произносит команду: «Быстро занять места!» Дети спешат занять свои места, согласно тем циф рам, которые имеются на их жетонах, по порядку (по возрастанию, по убыванию; слева — четные, справа — нечетные).

Интеллектуальное содержание игры:

Понятие чётных и нечётных чисел и выработка умения располагать числа в порядке возрастания и убывания, ориентироваться в пространстве.

Игра 9. «Передай кубик»

Содержание: Игроки  стоят в колонне, перед первым игроком ставится  кубик, на гранях которого записаны числа.        

По сигналу учителя кубик передается каждому ученику по оче реди, с называнием чисел по порядку, пока не возвратится обратно. Затем точно так же передают кубик с называнием чисел по убыванию, называя каждое предыдущее число.

Колонна, закончившая передачу кубика первым, побеждает.

Игра повторяется 2—3 раза.

Интеллектуальное содержание игры:

закрепить знание последовательности чисел.

Игра 10. «С листком календаря»

Содержание: Всем играющим прикалывают на грудь по листку из отрывного календаря. Листки надо подобрать так, чтобы играющие могли выполнить следующие задания:

  1. Собрать команду, состоящую из пяти одинаковых дней
    недели (вторников, четвергов или пятниц и т.п. — числа
    значения не имеют). Побеждает команда, собравшаяся
    первой. (Все становятся в круг, поднимают вверх руки
    и хором называют свой день).
  2. Собрать команду, состоящую из всех семи дней недели
    (число, месяц значения не имеют). Побеждает команда,
    вставшая в шеренгу первой.
  3. Найти вчерашний день (например, «пятое сентября»
    ищет «четвертое сентября» и т. п.). Побеждает пара,
    которая нашлась первая.
  4. Собраться так, чтобы образовался названный учителем  год . Побеждает команда, которая раньше соберется.
  5. Собраться так, чтобы сумма чисел на листках равня-
    лась круглым числам (10,20, 30,40 и т. д.)

Интеллектуальное содержание игры:

Закрепить отношения «раньше», «позже»; «было», «стало».

                       Русский язык

Игра 1. Составь слово

У детей стоящих в две шеренги  напротив друг друга, слоги:

ма,-ра, -са, -ку и т.д. По команде ведущего дети бегут и  объединяются в пары, составив слова. 

Интеллектуальное содержание игры:

составление слов из названных слогов.

Игра 2. Теремок

Составить   из слогов слова- названия жильцов теремка  и взявшись за руки занять нужное место. Назвать своё  животное, показать его  движениями.  Определить из какой сказки эти герои.

 

са

ли

мед

ля

чок

ведь

гуш

ка

вол

яц

за

му

мар

ко

ха

Интеллектуальное содержание игры:

составление слов из названных слогов.

Игра  3. Покажи жестами.

Если  жестом нельзя объяснить, то можно сказать словом; за жест 2 очка, за слово 1 очко. Играют две команды.

1.Удочкой - ловят

2.Кисточкой - рисуют

3.Веником - метут

4.Щёткой - чистят

5.Расчёской - расчёсываются

6.Ложкой - едят

7.Топором - рубят

8.Косой - косят

9.Утюгом - гладят

10.Иглой - шьют

11.Пилой - пилят

12.Ладошками –хлопают.

Интеллектуальное содержание игры:

пополнение словарного запаса, развитие логики мышления, артистичности.

                           Окружающий мир.

   С целью закрепления знаний природоведческого характера ис пользуются игры: «Шишки, желуди, орехи», «Города», «Дятел», «Со ломинки», «Летит — не летит», «Переселение лягушек», «Воробушки и кот», «Попрыгунчики», «Коршун», «ловля птиц», «Белые медве ди», «День и ночь», «Море волнуется», «Щука и караси». Закреп лению первоначальных знаний об обществе и о себе способствуют следующие игры: «Здравствуй, сосед», «Паутинка», «Выбери пару», «Сторона», «Зевака», «Платок», «Чашка чаю».

Игра 1.  Кто где живёт?

Детям раздают карточки, с названием животных. Определяется – три сектора – «жилища». По команде ребёнок выбирает тот сектор «жилища», в котором могло бы жить данное животное.

Интеллектуальное содержание игры:

закрепление знаний о животных и местах  обитания.

 Игра 2. «Помоги малышу найти свою маму»

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя.

Содержание

Игроки делятся на две команды. Одной команде вручается карточки с изображением взрослых животных, а другой их детёнышей. По команде «мама и детёныш» должны найти друг друга и назвать себя.

Интеллектуальное содержание игры.

Умения наблюдать, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы.

9. Разработка принесёт  результаты при   систематической  её реализации хотя бы  в течение месяца. При проведении интеллектуальных переменок в течение всего учебного года результаты будут более весомы.

10. Дополнительное финансирование не требуется.

11.  Содержание разработки в части предлагаемых игр может расширяться. Как показала практика, сами дети могут сочинять игры и правила их проведения. Результатом может быть сборник «Умных» игр. Эти игры могут применяться при проведении спортивных праздников, использоваться воспитателями групп продлённого дня, для проведения физминуток, при применении учителем игровых технологий, на внеклассных занятиях  по предмету.

12.   Наш опыт по организации «Умных переменок принят коллегами школы. Мы представляли на заседании  методического объединения  классных руководителей, школьном методическом объединении учителей начальной школы собственный опыт по реализации предлагаемой разработки. Он оказался интересен для коллег. В настоящее время с  разработкой знакомятся учителя начальной школы города Черногорска.

13. Описание

        Выполненная   работа

          Целевое назначение

1.Проектирование разработки.

2. Апробирование проекта.

3.Экспертиза проекта.

Создание проекта «умные переменки».

Наблюдение по плану:

-понравились ли игры детям?

-как выполняются правила игры

-отношения детей во время «Умных переменок».

-влияние «Умных переменок»

на работоспособность.

Определение целесообразности распространения опыта работ

14. Пройден подготовительный проектировочный, экспериментальный и аналитический этапы. И дети, и родители оценили  разработку как положительно влияющую на работоспособность, интерес к учению, повышение двигательной активности детей. Начато распространение опыта работы.

        

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьная газета " Переменка" 1 выпуск 2011 год

Материалы о жизнедеятельности школы, оформление школьной гезеты...

Проект СТРАСТИ ПО ПЕРЕМЕНКАМ

Проект в начальной школе...

Сентябрьский номер классной газеты "Переменка"

В этом номере вы узнаете о впечатлениях ребят о 1 сентября, о летних неожиданных встречах. Узнаете о наших победителях в различных олимпиадах и конкурсах. Найдете рисунки посвещенные дню города, а так...

Октябрьский номер классной газеты "Переменка"

Мы поздраляем всеух учителей с их профессиональным праздником. Вы узнаете мнение ребят о том, каким должен быть лучший учитель....

Интеллектуальная игра "Веселая переменка"

Внеклассное мероприятие в форме викторины. Итоговое занятие по курсу второго класса для детей в возрасте 8-9 лет.Для корректного отображения содержания презентации и правильной работы ссылок необходим...

Веселые переменки.

Подвижные игры на школьных переменах....