Головоногие моллюски
презентация по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Наиболее организованные моллюски; Численность – около 650 видов; Размеры – от 1см до 5м; Места обитания: океаны, моря (в толще воды и на дне) Головоногими этих моллюсков называют потому, что их нога превратилась в щупальца, венчиком располагающиеся на голове вокруг ротового отверстия . Класс головоногих (осьминоги, кальмары, каракатицы):
Внешнее строение 1. Тело двусторонне-симметричное . 2. Разделено перехватом на туловище и крупную голову . 3. Нога видоизменена в расположенную на брюшной стороне воронку – мускулистую коническую трубку и длинные мускулистые щупальца, расположенные вокруг рта. 4. У осьминогов восемь щупалец, у каракатиц и кальмаров – десять. 5. Внутренняя сторона щупалец усажена многочисленными крупными дисковидными присосками . 6. Туловище со всех сторон одето мантией . Головоногие моллюски способны быстро изменять окраску тела, у глубоководных видов имеются органы свечения .
Внутреннее строение осьминога
Внутреннее строение осьминога
Пищеварительная система. Ротовое отверстие окружают две толстые роговые челюсти . В сильно развитой мускулистой глотке находится язык. На нем расположена терка (для размельчения пищи). В глотку попадают протоки ядовитых слюнных желез. Далее идут длинный пищевод, мускулистый мешковидный желудок и длинная кишка, которая заканчивается анальным отверстием.
В заднюю кишку открывается проток особой железы – чернильного мешка . В случае опасности моллюск выпускает в воду содержимое чернильного мешка и под защитой этой «дымовой завесы» скрывается от врага.
Внутреннее строение кальмара
1. Хрусталик. 2. Стекловидное тело. 3. Сетчатка Органы чувств По сложности строения и остроте зрения глаза головоногих моллюсков не уступают глазам многих позвоночных. Среди головоногих встречаются особо большеглазые. Диаметр глаза гигантского кальмара достигает 40 см. У головоногих моллюсков имеются органы химического чувства, равновесия, в коже рассеяны осязательные, светочувствительные и вкусовые клетки .
Нервная система. У головоногих моллюсков она достигает высокой сложности. Нервные узлы ЦНС очень велики и образуют общую окологлоточного нервную массу – мозг . От его заднего отдела отходят два крупных тела.
Что входит в меню осьминога? Все головоногие моллюски – хищники, нападающие в основном на рыб и ракообразных, которых они хватают щупальцами и убивают укусом челюстей и ядом слюнных желез. Некоторые животные этого класса поедают моллюсков, в том числе головоногих, падаль, планктон.
Дыхательная система. Большинство головоногих имеет одну пару жабр, которые находятся в мантийной полости. Ритмические сокращения мантии служат для смены воды в мантийной полости, обеспечивая газообмен.
Кровеносная система. Замкнутая, во многих местах артерии после отдачи кислорода тканям через капилляры переходят в вены. Сердце состоит из одного желудочка и двух предсердий. От сердца отходят крупные сосуды, которые разделяются на артерии, а те - на капилляры. 4. Приносящие сосуды несут венозную кровь к жабрам. 5 . Перед вступлением в жабры приносящие сосуды образуют мускулистые расширения - венозные сердца, которые ритмическими сокращениями способствуют поступлению крови в жабры.
Сперматозоиды самцов склеиваются в пакеты, окруженные плотной оболочкой, - сперматофоры . Яйцеклетки крупные, богатые желтком. Стадия личинки отсутствует. Размножение. Головоногие моллюски – раздельнополые. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Копулятивный орган - одно из щупалец.
Из яйца выходит молодой моллюск, своим обликом похожим на взрослое животное . Размножение. Самки кальмаров и каракатиц прикрепляют яйца к подводным предметам, а осьминоги охраняют свои кладки и молодь. Размножаются один раз в жизни, после погибают.
Роль в нашей жизни. Использование головоногих моллюсков человеком: 1. Употребление в пищу. 2. Вырабатывание из чернильного мешка каракатиц акварельную краску сепию .
Вопросы
1. Где обитают головоногие моллюски? В морях и океанах в толще воды и на дне. 2. Численность головоногих моллюсков? Около 650 видов
От 1см до 5м 3. Размеры головоногих моллюсков? 4. Симметрия? Головоногие моллюски двусторонне-симметричны .
10 щупалец. 5. Сколько щупалец у кальмаров и каракатиц? 4. Что расположено на языке у моллюска для размельчения пищи? Терка.
Выпускает содержимое чернильного мешка и скрывается. 7. Как ведет себя моллюск в случае опасности? 8. Как развита у моллюска нервная система? У головоногих моллюсков она достигает высокой сложности. Нервные узлы ЦНС очень велики и образуют общую окологлоточного нервную массу – мозг .
Все головоногие моллюски – хищники. Нападают на рыб и ракообразных. 9. Чем питаются головоногие моллюски? 10. Где расположены жабры у моллюсков? В мантийной полости.
Сперматозоиды соединяются в пакеты, называемые сперматофоры. Оплодотворение происходит в мантийной полости самки. Стадия личинки отсутствует. 11. Как размножаются моллюски? 12. Как используются человеком головоногие моллюски? Употребляются в пищу; из чернильного мешка делают акварельную краску – сепию.
Головоногие моллюски отличаются наиболее совершенным среди других моллюсков строением и сложным поведением .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 2 класс "Группы животных. Моллюски, насекомые, паукообразные".
Урок окружающего мира 2 класс (система Л.В.Занкова) построен в соответствии с требованиями ФГОС ООН, основан на системно деятельностном подходе. Основная цель урока: создать условия для усвоения...
Красная книга Челябинской области. Моллюски
Презентация на тему "Красная книга Челябинской области. Моллюски" может быть использована на уроках окружающего мира или природоведения....

Класс МОЛЛЮСКИ БРЮХОНОГИЕ (Gastropoda)
Улитки (доклад к уроку по окружающему миру 3 класс)Происхождение. Питание, размножение улиток. Виды улиток, краткое описание. Интересные факты из жизни улиток....

Урок окружающего мира "«Группы животных: насекомые, моллюски, паукообразные».
На данном уроке учащееся знакомятся с новыми видами животных. Знакомство происходит путем выявления и сравнения общих и отличительных свойств трех групп животных....
Моллюски.
Презентация кружкового занятия....