ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ.
материал (4 класс) по теме

В этой статье я рассказала о своей работе над исследовательской деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ.

На протяжении  пяти лет работаю  над темой «Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности».

Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и внеурочной деятельности. Использую материал уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира, кубановедения с целью формирования умений исследовательской деятельности, применяю исследовательский метод в преподавании тем.

Мотивированность. Помогаю учащимся  видеть смысл их творческой деятельности, возможность реализации собственных талантов, способ саморазвития и самосовершенствования.

Творческая среда. Поддерживаю интерес к работе.

Психологический комфорт. Создаю соответствующий психологический  климат, радостного, эмоционального отношения к познанию. Мною разработана система поощрения творческого проявления учащихся, создания у ребенка уверенности в своих силах,  соблюдения  принципа «права на ошибку», сравнения новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнения друг с другом.

Учет возрастных особенностей. Обучение стараюсь вести на доступном для детского восприятия уровне, само исследование для ребенка должно быть посильным, интересным.

Система моей работы по данной теме на  уроках  и внеклассных мероприятиях построена по концентрическому принципу (осуществляет пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений). Исследовательская работа проводится каждый год с постепенным усложнением материала,  изменением форм и методов исследования. 

1. В первом классе исследовательская работа ведется  следующим образом:

-  на уроке – исследования  в  начале года проблема ставится учителем, поиск осуществляется учащимися по наводящим вопросам. Далее постановка проблемы  по возможности осуществляется ребятами самостоятельно или с моей помощью.

 -  кратковременным исследованием – наблюдениями со словесным  описанием и рисунком под руководством учителя.

На уроках математики, обучению грамоте, окружающем мире включаю задания, направленные на умение анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать.

- участием в творческих конкурсах  

Использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы  как на уроках, так и при проведении различных форм внеурочной работы.

2. Во втором классе работа осуществляется по направлениям:

2.1 Осуществление коллективных исследований по определенному плану, по различным темам. Стараюсь организовать совместную деятельность, направляя ее на осуществление исследования, в процессе которого ребята овладевают практическими умениями исследовательской деятельности.

Например, исследование темы «Особенности труда и быта кубанских казаков»- групповая форма работы. Ребята формируют проблему, противоречие между потребностью и возможностью знать историю быта кубанского казачества и отсутствием знаний по этой теме.

Ставится цель: организовать поиск сведений, связанных с разными сторонами жизни и быта кубанских казаков.

Дети определяют задачи исследования: найти информацию о кубанском казачестве, сведения о жизни и быте казаков нашего города,  изучить предметы быта.

В соответствии с задачами выбираются методы исследования: опрос старожилов нашей станицы, бабушек, дедушек, поиск литературы, сбор утвари, создание классного мини-музея.

При работе нарабатываются теоретические знания исследовательской деятельности и происходит формирование собственных исследовательских умений.

2.2  Продолжается работа кратковременных исследований.

2.3 Индивидуальная форма работы. Осуществляется  подготовка самостоятельного длительного исследования по интересующей теме. Исследование проводится под руководством учителя, с помощью родителей.

Исследовательская работа Походина Кирилла «И храм вознесся величаво» посвящена истории Свято - Богоявленского храма.

Мотив: изучение уникального памятника деревянного зодчества  на Кубани.

Цель: изучение и углубление знаний об истории единственного на Кубани памятника деревянного зодчества.

При работе Кириллом с помощью учителя, родителей был собран уникальный материал, с которым он выступал перед одноклассниками и родителями.

На уроках использую проблемные и поисковые методы, на которых происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками.

На уроках математики  предлагаю ребятам решение задач на логическое мышление.

2.4 Участие в творческих конкурсах.

Наблюдаемые результаты: ребята проводят вместе со взрослыми учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе по интересующей их теме, имеют  возможность и желание поделиться с одноклассниками результатами своей работы.    

3. В третьем классе проводятся:

3.1 Индивидуальные исследования по темам: Дяденко Яна «Мое литературное творчество», Кузьменко Александра «Мои любимые стихи».         3.2 Продолжаем коллективные исследования по теме «Особенности труда и быта кубанских казаков»- групповая форма работы. Результатом проделанной работы стал урок по кубановедению «Утро казачки».

Используя  опыт коллеги из г. Салехарда «Исследовательская работа учащихся по русскому языку» провела исследовательскую работу «Этимология слова». Ребята превратились в маленьких ученых.

3.3 Участие в творческих конкурсах «Моя семья», «Мои зимние каникулы»

Ход исследований обсуждается на классных часах, где ребята получают различные консультации.

4. В четвертом классе большое внимание уделяю умению учащихся работать с источниками информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы, умение найти информацию по компьютеру.

4.1 Продолжается работа кратковременных исследований.

4.2 На уроках математики использую задания, которые позволяют оптимизировать уроки, сместив акцент с репродуктивного фронтального опроса на креативную самостоятельную исследовательскую деятельность.

5. В результате проведенных исследований учащиеся приобрели навыки работы с различными информационными источниками. Школьники способны ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск и переработку, систематизировать и обобщать собранный материал. Ребятами  определен путь практического использования изученных тем и осознана важность представленных результатов исследовательской работы.

Описанные в данной работе организационно-педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников, овладевать новыми способами добывания знаний.  Только при таком подходе исследовательская работа может быть полезной по-настоящему для ученика, вызвать его интерес к теме исследования и принести ему интеллектуальное удовлетворение.

Раздел Интернет-конференции: Современные образовательные технологии, направленные на реализацию принципа компетентностного подхода в начальном образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроке окружающего мира.

Индивидуальный исследовательский проект  "Морские дельфины" по теме урока окружающего мира в  3 - м классе "Морские животные"....

Исследовательская деятельность учащихся на уроках окружающего мира

Данная работа представляет собой анализ возможностей учебников для 1-4 классов по курсу "Окружающий мир" / Авторы  А.А.Вахрушев, руководитель; О.В.Бурский, А.С.Раутиан, Д.Д.Данилов, С.Т.Тырин, Ку...

Курсовая работа по теме: «Исследовательская деятельность учащихся на уроке как фактор эффективности обучения»

«…главное для педагога - не мешать детям в их естественном развитии как маленьких исследователей…»  Я.А. Коменский Любому обществу нужны одарённые люди, и его задача состоит в том, чтобы рас...

Исследовательская деятельность учащихся начальной школы (из опыта работы учителя).

Развитие  исследовательского  поведения  учащихся  начальной  школы  на  уроках русского  языка....

Исследовательская деятельность учащихся по математике во внеурочной работе

Разработка тематики исследовательской  деятельности для внеурочной работы по математике...

Исследовательская деятельность учащихся по математике во внеурочной работе

laquo;Исследовательская деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения качества образования»...