Здоровьесберегающие технологии в начальном обучении
методическая разработка (1 класс) по теме

Батраева Фяридя Абдулнягимовна

Сообщение "Здоровьесберегающие технологии в работе учителей начальных классов"

Внеклассное занятие "Берегите глаза".

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие  технологии в работе учителей начальной школы

 

        Самый драгоценный дар, который человек получает от

природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во многих документах Министерств образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.

        Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих  целостного здоровья человека  в деятельность нашего образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи- сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.

     Дифференцированное обучение практически реализуется через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся. Для медлительных детей педагоги снижают темп опроса, не торопят ученика, дают время на обдумывание, подготовку. Не торопят, не подгоняют ребенка, создают условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.

      При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе.

      Учителя начальных классов помогают каждому ребенку осознать свои способности, создают условия для их развития, способствуют сохранению и укреплению здоровья ребенка. Хорошо дидактически проработанный урок – самый здоровьеориентированный для всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.

     Несомненно, стиль общения педагога с учащимися влияет на состояние здоровья школьников. Нашим учителям свойственен демократичекий стиль общения, который создает условия для развития психической активности ребенка, дает свободу познавательной деятельности, школьник не боится ошибиться при решении поставленной задачи. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. 

           Наши педагоги считают, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости и невротизации, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке даже при относительно небольших объемах материала.

           Поэтому  учителя начальных классов, учитывая возрастные психологические особенности своих учеников, продумывают число видов учебной деятельности на уроке, избегают однообразия, чтобы не наступило быстрое утомление.           Каждый учитель  продумывает приемы, позволяющие активизировать в процессе освоения нового знания самих учащихся,  идет в класс с системой логически выстроенных вопросов, старается прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся в классе ситуации.

Компьютеризация сегодня достаточно значима и актуальна, и у школы нет иного выбора, кроме как адаптации ее к информационному веку. Необходимость применения информационных технологий в школьном образовании сегодня очевидна, поэтому учителя начальных классов активно используют компьютерные технологии. Формы подачи материала и оценивания знаний  с помощью компьютера разнообразны: презентация, работа на интерактивной доске, тесты. Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса.  Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает компьютер незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Но задача учителей сводится к тому, чтобы, сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании, освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствует также введение в структуру урока специальной валеологической паузы.

      Среди учителей часто применяется игровая технология. Широко используют  в практике нестандартные уроки: уроки- игры, уроки – соревнования, уроки – конкурсы, уроки-экскурсии и другие. В игровой форме проходит словарная работа: дети поочередно выбегают к доске и на скорость записывают слова. Приемы с элементами соревнования, благотворно влияющие на здоровье, используется и на других уроках.

   Применение игровых технологий на уроках в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей.

Используют учителя методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.  Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопания в ладоши.

     Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организуется групповая работа, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места  размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или, ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения – избежать длительного сидения за партой.

     Малоподвижность во время урока негативно влияют на здоровье учащихся. Учитывая это, учителя не требуют от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Часто упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при формировании понятия «однокоренные слова» учитель предлагает во время физкультминутки следующее задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову «дом». Если я права, вы делаете наклон вперед, если не права – наклон назад». Нравятся детям физкультминутки в стихотворной форме «Елочка», «Паучок», «Веселые матрешки» и другие. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

     Систематически в процессе обучения в начальных классах  в середине учебного дня проходят динамические паузы, в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения с мячами, танцевальные и ритмические упражнения под музыку, совершают прогулки и игры  на свежем воздухе. Часто динамические паузы проходят в сюжетной форме и в форме игр «Бармалей и дети», «Гипнотизер» и др.

     Динамические паузы дают возможность « выпустить пар», разрядиться, снять негативные эмоции, переключиться, а затем с новыми душевными силами взяться за трудное дело учения.

     Воспитанию внимательного отношения к своему здоровью учителя в начальной школе посвящают воспитательные мероприятия. Прежде всего, это система классных часов: беседы о том, как заботиться о своем здоровье, о вредных привычках, встречи с медсестрой школы, с работниками районной больницы, анкетирование среди родителей, различные тренинги, выполнение режима дня, правильное питание, уроки здоровья, а также активное вовлечение в спортивные мероприятия, походы, прогулки в лес. Много проходит праздников, на которых  решаются задачи  формирования у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Традиционными стали мероприятия : «Мама, папа, я – спортивная семья», Неделя спорта, конкурс  «Лучший спортивный класс».

        Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Ответственность за то, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, приняла на себя российская школа. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач.

          Если в школе все будут об этом помнить, прилагать усилия в решении детских проблем, если в школах будут специалисты, работающие над вопросами сохранения и коррекции здоровья учащихся, то можно надеяться, что здоровье наших детей в школе если не улучшится, то не будет падать. Будем надеется, что каждый учитель начальных классов нашей школы будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.

 



Предварительный просмотр:

                  Внеклассное занятие.

Тема. Глаза – главные помощники человека.

Цель. Ознакомить с элементарным строением глаза, учить беречь свои глаза.

  1. Актуализация знаний.

Два братца через дорогу живут

А друг друга не видят.

- Что это?

- Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются?

- У кого ещё есть глаза? (Глаза есть у всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых).

Глаза помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать и т д

  1. Беседа «Кто как видит»

  Рассказ учителя. Оказывается все животные видят по разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят рыбы. К тому же они всё видят в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воле не высока. А у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и глаза ему не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орёл, ястреб, сокол и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью.

   А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? На многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

    Вывод: пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека его главные помощники.

  1. Знакомство со строением глаза.

         Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы видите чёрную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок . Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются в сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.

  1. Практическая работа.

           - По очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился).

           - Давайте повторим всё, что мы сейчас узнали. Послушайте стихотворение.

         Глаз – волшебный теремок,

          Круглый маленький домок.

          Яркой радужки кружок

          Украшает глаз-домок.

          В центре радужки – зрачок,

          Чёрный маленький кружок.

           Коль светло – зрачок поуже,

           Чтобы видел глаз не хуже.

           Лишь стемнеет – наш зрачок

           Станет сразу же широк.

           А за радужкой лежит

           Маленький хрусталик.

           Он такой имеет вид,

            Как стеклянный шарик.

            Очень хрупок этот дом,

            Тонки, нежны стенки в нём.

               - А как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаз? (Веки, брови, ресницы).

5. Гимнастика для глаз

       - Разучим несколько упражнений для глаз. Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения.

Упражнение 1.Крепко закрыть глаза на 3 – 5 секунд. Потом открыть глаза на 3 – 5 секунд. Повторит 6—8 раз.

Упражнение 2. Быстрое моргание 1 – 2 минуты.

Упражнение 3. Закрыть веки. Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 минуты (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 4. Поднять взгляд кверху. Опустить взгляд вниз. Отвести взгляд в правую сторону. Отвести взгляд в левую сторону. Повторить 6 – 8 раз.

Упражнение 5. Смотреть прямо вдаль 1 минуту.

  1. Работа в группах.

        - Обсудите, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.

        ПОЛЕЗНО

         ВРЕДНО

   Читать при хорошем освещении.

   Читать лёжа.

   Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров.

   Смотреть близко телевизор.

   Беречь глаза от ударов.

   Тереть глаза грязными руками.

   Употреблять в пищу витамины.

   Читать в транспорте или за обедом.

   Выполнять упражнения для глаз.

   Долго сидеть за компьютером.

  1. Подведение итогов.

- Хорошо ли поступают дети, которые дразнят ребят в очках?

- Каждый год проверяйте зрение у врача. Если врач прописал вам очки, обязательно носите их. Очки исправляют зрение. А если ваше зрение хорошее – берегите его.

                                   Правила охраны зрения.

  1. Не ставьте карандаш и ручки остриём кверху.
  2. Не стойте слишком близко к человеку, который чинит карандаш, строгает ножом, работает ножницами, шьёт.
  3. Не играйте с рогатками и в другие игры , при которых есть опасность повредить глаза.
  4. Будьте осторожны с петардами.
  5. Не поддавайтесь на приманку сделать и взорвать «бомбочку»!

Всегда помните, что взрыв может испортить вам зрение на всю жизнь.

  1. Удерживайте товарищей от озорных игр и развлечений: такие игры могут довести до большой беды вас и товарищей.
  2. Не смотрите долго телевизор и не играйте часами в компьютерные игры.
  3. Не смотрите на прямые солнечные лучи или яркий свет.
  4. Читайте только сидя и держите книгу (журнал, газету) на расстоянии от глаз.
  5. При попадании в глаз пылинки не трите глаза грязными руками, а промойте проточной водой.



Предварительный просмотр:

Упражнения для тренировки наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз (голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с.

Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу, называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).

Упражнения «метка на стекле»
Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в остальные дни — 7 мин.

Физкультура для близоруких школьников.
Родители должны помочь детям проводить самостоятельные занятия. Это ежедневная утренняя гимнастика, физкультпаузы по 15 — 20 мин во время приготовления уроков, игры в помещении и на воздухе, специальная гимнастика для глаз. Перед началом занятий физкультурой дома желательно проконсультироваться с глазным врачом. Школьникам, имеющим близорукость до 3 диоптрий без хронических воспалительных и дегенеративных заболеваний глаз, можно выполнять почти без ограничений физические упражнения и заниматься спортом. Однако им необходимо строго соблюдать режим зрительной работы, ежедневно тренировать наружные и внутренние мышцы глаз, правильно питаться, принимать витамины (особенно А, С, В), систематически проводить закаливающие процедуры.

Школьникам, у которых диагностируется неосложненная близорукость средней степени (3 — 6 диоптрий), участвовать в соревнованиях не рекомендуется. В самостоятельные занятия можно включать общеразвивающие, дыхательные и корригирующие упражнения, элементы волейбола (особенно отработка верхней и нижней передач мяча с партнером), ведение баскетбольного мяча и броски его в кольцо, штрафные броски мяча в кольцо; игру в бадминтон, настольный теннис и большой, броски теннисного мяча в мишень; удары по футбольному мячу в ворота, игру футбольным мячом у стены; ходьбу, медленный бег, плавание в медленном и среднем темпе, катание на велосипеде и коньках, лыжные прогулки, туризм без переноски тяжелого рюкзака, а также танцы. Все названные упражнения выполняются в среднем темпе, нагрузка средняя.

Помимо разнообразных физических упражнений необходимо ежедневно выполнять специальную гимнастику продолжительностью не менее 10 — 15 мин. Для детей старшего возраста время выполнения упражнений и нагрузки могут быть увеличены. При возникновении непредвиденных обстоятельств или каких-либо сомнениях обязательно обратитесь за советом к врачу и методисту лечебной физкультуры. Их рекомендации помогут выбрать необходимые упражнения, правильно построить занятия. Это значительно увеличит эффективность гимнастики.
Комплекс основной гимнастики для девочек 12 — 14 лет с близорукостью 3 — 6 диоптрий

1. Ходьба на месте и с передвижением на носках, на пятках. 30 — 60 с. Дыхание ритмичное.

2. Упражнения в потягивании. Обращать внимание на глубокий вдох при поднимании рук и продолжительный выдох при их опускании. При вдохе глаза поднимать, при выдохе — опускать. 4 — 6 раз.

3. И. п. — стоя ноги вместе, руки опущены — о. с. Соединяя кисти тыльной стороной, поднять руки вверх и потянуться всем телом вверх за руками— выдох. Повторите 8 — 10 раз, Разъединить руки, опустить, и. п. выдох. Повторить 8 — 10 раз, с движением глаз 4 — 5 раз.

4. И. п. — стоя, руки на поясе (варианты — за голову, вперед, в стороны). Наклоны вперед с прогнутой спиной и возвращение в и. п. То же, но с пружинистыми покачиваниями. При наклоне — выдох. 5 — б раз.

5 И п стоя руки на поясе. В стойке на одной ноге забрасывать голень назад, стремясь достать пяткой ягодицу. По 7 — 8 раз каждой ногой.

6. Приседания (полуприседания) на носках или всей стопе, ноги вместе или врозь, с различным положением рук. 10 — 12 раз.

7. И. п. — о. с. Поочередные выпады в стороны с прямым туловищем. 5 — 6 раз.

8. Упражнения для мышц живота: а) и. п. — лежа на спине, руки в стороны. Разведение ног и сведение их скрестно. Следить за кончиками большого пальца одной, затем другой ноги. 6 — 8 раз;
б) и. п. — то же. Подтянуть согнутые ноги к груди — выдох, вернуться в и. п. — вдох. Смотреть на колени. б раз;
в) и. п. — то же. Броски резинового мяча прямыми ногами через себя. Следить за мячом. 10 — 12 раз.
9. Броски мяча (теннисного, волейбольного) партнеру, о стенку, в цель и т. д. в течение 3 — 5 мин.
10. Игра в настольный теннис, бадминтон или волейбол в течение 10— 15 мин.
11. Упражнения для мышц глаз:
а) и. п. — сидя. Зажмуриваться. б — 8 раз;
б) и. п. — то же. Часто моргать 30 — 40 с;
в) и. п. — то же. Самомассаж глаз тремя пальцами, надавливая на верхнее веко, не вызывая боли. 30 — 40 с.

12. Дыхательные упражнения.
В выходные дни к комплексу добавить бег в лесу, плавание, игры на воздухе.
Для девочек младшего возраста нагрузка меньше и соответственно больше для старшего возраста.
В конце каждого занятия желательно сосчитать пульс. Учащение его до 110 — 120 уд/мин говорит о малой нагрузке, до 140 — 150 — о средней, до 150 — 170 — о большой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

Реализация здоровьесберегающих технологий на начальной ступени обучения.

Описание образовательных технологий здоровьесберегающей направленности....

Построение процесса обучения на основе применения здоровьесберегающих технологий в начальной школе

Здоровьесбережение – это одно из приоритетных направлений нового этапа реформы системы образования. Задача педагога свести влияние отрицательных факторов до минимума. Главными, несомненно, остаются зд...

ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Теоретические основы применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе....

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Приоритетное направление современной социальной политики государства на повышение качества образования без нанесения ущерба здоровью школьников. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (п. 51) ...

Игровые и здоровьесберегающие технологии на начальном этапе обучения английскому языку

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обуче...