Концептуальные основы
методическая разработка (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Концептуальные основы личностно- ориентированной дидактической системы обучения
Проект «Перспективная начальная школа»- результат многолетней работы сотрудников РАН, АПК И ППРО, МГПУ. Предпосылками разработки концепции « Перспективная начальная школы» стали основные положения трудов Л.С. Выготского, научные идеи развивающего обучения Л. В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева. Все эти положения и идеи нашли отражение в таких государственных документах:
-« Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»;
- « Концепция содержания непрерывного образования
( дошкольное и начальное звено)»;
-« Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Начальное общее образование» ( МО РФ, 2004);
-Федеральный закон « О государственном языке Российской Федерации»;
-Декларация прав ребенка.
Основные задачи начального общего образования- общее развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться, применять полученные знания, умения, навыки, способы деятельности в условиях решения практических задач.
Содержательные линии индивидуального развития младшего школьника:
- формирование познавательных интересов и готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной предметной области; развитие умственных способностей, творческого мышления, эрудиции и предметной компетентности;
-воспитание социально- психологической адаптированности к учебно- воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, умения работать в коллективе и ведомым и ведущим, общаться в коллективе как сверстников, так и старших или младших по возрасту, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
- воспитание физической культуры: осознания ценности здорового образа жизни, понимания вреда алкоголя и наркотиков, повышения осведомленности в разных областях физической культуры, развития навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- формирования эстетического сознания и художественного вкуса: способности обнаруживать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры;
- социально- нравственное воспитание: развитие природных задатков чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с эстетическими нормами, их культурно- исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.
Отсюда следует, что обучение и развитие каждого ребенка в школе может быть успешным, если создать для этого необходимые условия. И одно из этих условий- личностно- ориентированный подход к ребенку с опорой на вариативность требований, учитывающих разный уровень подготовки учащихся к школе, разные общие способности к обучаемости, разный уровень доступный ребенку самоорганизации, разный жизненный опыт.
Основная идея личностно- ориентированной системы обучения, реализованной в проекте « Перспективная начальная школа»,- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности ( возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого, то в роли организатора учебной ситуации.
Учебно - методический комплект, реализующий новые стандартные требования, безусловно, должен ориентироваться на этот подход к отбору содержания обучения младшего школьника. Отбор содержания, включающего систему заданий разного уровня трудности ( с соблюдением меры трудности), сочетание различных методов, средств, форм обучения и контроля должны, в свою очередь, обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
МОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш»
Выступление
на заседании КМО учителей начальных классов
«Концептуальные основы личностно – ориентированной дидактической системы обучения»
Учитель начальных классов: Галиева Ф. Я.
2010 – 2011 учебный год
Протокол № 5
Время проведения: - 9. 04. 2010
Всего присутствовали: - 15
Отсутствовали: - 6
Распорядок дня.
1. Итоги третьей четверти
2. Беседа на тему: «Любовь в семье как моральная ценность»
3. Питание в столовой.
4. О разном.
Фания Ягъфаровна познакомила родителей итогами третьей четверти. Она подробно рассказала о выполнении домашней работы, о поведении, о пропусках. Учитель также говорила о качестве обучения. Затем был зачитан доклад учителем. В содержание доклада говорилось о родительской любви, сопровождающей человека всю его жизнь.
1.Факторы воспитания ребёнка в семье.
2. Семья как социальный институт.
3. Механизм социализации ребёнка в семье.
4. Факторы воспитательного потенциала семьи.
5. Особенности семейного воспитания.
Вслушались мнения родителей, были даны педагогические рекомендации.
По третьему вопросу речь шла о питании в столовой. За апрель месяц решили собирать по 72 рублей с перерасчётом по пропущенным дням.
Фания Ягъфаровна ознакомила родителей с тестовыми материалами для 3, 4 классов.
Также учитель познакомила родителей с программой 4 класса.
Решение:
1. Усилить контроль выполнения домашней работы по всем предметам.
2. За апрель месяц собирать по 72 рублей с каждого ученика.
3.Дать заказ на тетради по основным предметам 1–2 .части, тестовые задания по математике, русскому языку; комбинированные тесты по математике, русскому языку, окружающему миру, учебник по технологии для 4 класса (один экземпляр).
Секретарь: / / Хасаншина Л.И.
МОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш»
Выступление на заседании творческой группы учителей начальных классов
по УМК «Перспективная начальная школа»
«Концептуальные основы личностно – ориентированной дидактической системы обучения»
Учитель начальных классов: Галиева Ф. Я.
2009 – 2010 учебный год
А)Подготовить доклады на тему:
1. «Что мы знаем о воде?»
Шайхиев Айрат
2. «Свойства воды»
Камалов Булат
Хасаншина Ильсияр
Хасанова Адиля
Шарифуллин Ильдар
Иванова Эльвина
Садриева Диляра
Б) Работа с учебником «Свойства воды в жидком состоянии»
В) «Правила поведения при проведении опытов»
- Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
- Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
- Опыт проводится поочерёдно каждым учеником группы.
- Когда опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
- Переговаривается друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
- После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Г) Обсуждение контрольных вопросов
1. Почему нельзя оставлять на морозе бутылки с питьевой водой?
2. Почему вода, замерзающая в земле, ведёт к образованию трещин на асфальтированных дорогах?
3. Почему опасно нагревать полную до краёв кастрюлю с водой на газовой плите?
Д) Подведение итогов
Темы заседаний клуба «Мы и окружающий мир»
2 класс
1. Свойства воздуха.
2. Кому и для чего нужна вода?
3. Вода и его свойства.
4. Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?
5. Отчего зависит урожай зерновых?
6. Сколько живут растения?
7. Размножение растений своими частями.
8. Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир»
9. От кого зависит твой режим дня?
10.Твоя безопасность на улице.
Темы заседаний клуба «Мы и окружающий мир»
3 класс
1. Свойства воды в жидком состоянии.
2. Свойства воды в твёрдом состоянии.
3. Вода – растворитель.
4. Свойства воздуха.
5. Свойств полезных ископаемых.
6. Почва и её состав.
7. Зачем и как люди заботятся о почве?
8. Безопасное поведение в лесу.
9. Безопасное поведение у водоёмов.
10. Путешествие по Санкт - Петербургу.
А)Подготовить доклады на тему:
1. «Что мы знаем о льде?»
Аппаков Амир
2. «Свойства льда»
Валеева Гузель
Шарипова Гульназ
Б) Работа с учебником «Свойства воды в твёрдом состоянии»
В) «Правила поведения при проведении опытов»
- Необходимо бережно относиться ко всем приборам. Их можно не только разбить, ими можно и пораниться.
- Во время работы можно не только сидеть, но и стоять.
- Опыт проводится поочерёдно каждым учеником группы.
- Когда опыт проводит один из учеников, остальные молча наблюдают или по просьбе экспериментатора помогают ему.
- Переговаривается друг с другом нужно тихо, не мешая остальным.
- Подходить к столу и проводить замену лабораторного оборудования можно только по разрешению председателя.
- После окончания работы необходимо тщательно вымыть руки с мылом.
Г) Обсуждение контрольных вопросов
1.Назови свойства льда, о которых рассказывалось на заседании клуба.
2.О каком из этих свойств льда ты обязательно расскажешь первоклассникам?
3.При каких условиях вода превращается в лёд, а лёд становится водой?
4. Если бы лёд был бы тяжелее воды, где бы он находился в замёрзшем водоёме? Как бы это сказалось на обитателях водоёмов?
5. Можно ли сказать, что снег – одно из твёрдых состояний воды? Расскажи всё, что ты знаешь о свойствах снега? Д)Подведение итогов.
А)Подготовить доклады на тему:
1. «Вода - растворитель?
Камалов Булат
2. «Растворы в природе»
Шарифуллин Ильдар
Б) Проведение опытов
В) КВН
1. Изменился ли цвет воды?
2. Изменилась ли прозрачность воды?
3. Изменился ли вкус воды?
4. Можно ли сказать, что соль исчезла?
5. Подведение итогов.
Г) Работа в тетрадях для самостоятельной работы.
Зачитать выводы.
Д) Чтение текста из учебника с. 46
Как человек использует свойство воды растворять некоторые вещества?
Примеры из личного опыта, когда готовит пищу (заваривает чай, варит компот, супы, солит и консервирует овощи и. т. д.)
Подведение итогов.
Тема: Свойства воздуха
МОУ «Лицей № 2 г. Мамадыш»
Протоколы
родительских собраний 4 Б класса
Классный руководитель: Галиева Ф. Я.
2 010 -2011 учебный год.
Протокол № 1
Школьное и классное собрание.
Время проведения: - 25. 09. 2009
Всего присутствовали: - 20
Отсутствовали: - нет
Распорядок дня.
- Отчёт за прошлый учебный год.
- Ознакомление с режимом лицея. - директор лицея Саттаров З. Р.
Директор лицея Саттаров Зуфар Рауфович ознакомил родителей с режимом лицея. Учебный день начинается в 7.40 с утренней зарядкой, продолжительность уроков 45, со 2 сентября организовано бесплатное питание. Директор уделил много внимания на кружковые работы,
которые будут работать в лицее, «Мечте», спортивной школе, «Олимпе».
Участковый педиатр Музлова Н.В. прочитала доклад об инфекционных заболеваниях (ОРВИ, грипп, в том числе свиной грипп, педикулёз). Она дала профилактические советы, говорила что в начале ноября начнётся массовая вакцинация против гриппа.
Корчагина Альфия Халимовна в своём выступлении говорила о детской преступности, наркомании.
- Классное родительское собрание.
1. Доклад классного руководителя на тему: «Учебная деятельность третьеклассника».
2. Переизбрание родительского комитета.
3. Программа «Путь к успеху» Тема: «Особенности развития мальчиков и девочек
9- 10 лет».
4. Заполнение анкеты № 1
5. О разном.
В своём докладе учитель подробно рассказала об учебной работе третьеклассника. В третьем классе возрастает объём учебных занятий, увеличивается роль самостоятельной работы школьников. Детей нужно вооружить умениями самостоятельно выполнять более сложные задания, проявлять при этом настойчивость, доводить дело до конца. Выполнение домашней работы должно начинаться с более трудного для них предмета.
Во втором выступлении говорилось об особенностях развития девочек и мальчиков. Психологические различия мальчиков и девочек. Половозрастные особенности, трудности обучения.
Далее было избрание родительского комитета.
В конце учитель ответила на вопросы родителей.
Решение:
- Членом родительского комитета по школе единогласно избрали Шайхиеву Гульфинур Идрисовну.
- Ввести ежедневный контроль со стороны родителей при выполнении домашней работы.
- Соблюдение чистоты и выполнение правил личной гигиены, не допустить педикулёз.
- Не нарушать режим лицея.
Секретарь: / / Хасаншина Л. И.
Протокол № 2
Время проведения: - 16. 10. 2009
Всего присутствовали: - 18
Отсутствовали: - 3
Распорядок дня.
1. Беседа на тему: «Труд в школе и семье»
- Питание в столовой лицея.
- Программа «Путь к успеху». Тема: « Права и обязанности детей. Права и ответственность родителей»
- О разном.
До начала собрания было проведено анкетирование родителей по следующим вопросам:
- Любит ли ваш ребёнок трудиться?
- Что он любит делать?
- Умеет ли он делать работу самостоятельно или только с вашей помощью?
- Как долго может трудиться ваш ребёнок?
- Работа выполняется увлечённо или неохотно?
Используя результаты анкетирования родителей, учитель останавливалась на конкретных педагогических ситуациях. Было прочитано вслух детские сочинения на тему: «Труд в нашей семье».
Прошла обмен мнениями. Затем учитель дала рекомендации по физиологическим аспектам детского труда, а также советы по развитию работоспособности и воспитанию трудолюбия.
По второму вопросу речь шла о питании в столовой лицея. С целью улучшения питания было предложено внести дополнительно родительский взнос в размере 100 рублей в месяц. Все родители дали согласия и написали заявления на имя директора лицея.
Родителям было сказано, что они в рацион питания должны включить продукты, содержащие йод (морепродукты, орехи и т. д.)
По третьему вопросу говорилось о мировых проблемах социальной политики в области охраны детства. Проблемы защиты детства в нашей стране. Конвенции о правах ребёнка. Права и ответственности родителей. Факторы риска. Факторы защиты.
Далее учитель ответила на вопросы родителей.
Решение:
- Вести здоровый образ жизни. Ввести в рацион питания своих детей йодсодержащие продукты.
- Дополнительно внести родительский взнос на питание в размере 100 рублей ежемесячно.
- Записаться в спортивные кружки.
- Дополнительно заниматься по основным предметам.
Секретарь: / / Хасаншина Л.И.
Протокол № 3
Время проведения: - 5. 12. 2009
Всего присутствовали: - 19
Отсутствовали: - 2
Распорядок дня.
1. Питание в столовой лицея.
2. Беседа на тему: «Воспитательный потенциал семьи»
3. О разном.
По первому вопросу речь шла о питании детей в столовой лицея. Говорилось о внесении дополнительных родительских взносов на питание учащихся в размере из расчёта 4 рубля в день на одного ребёнка. Родительскому комитету поручено помогать и контролировать за качеством питания.
Фания Ягъфаровна прочитала доклад на тему: «Воспитательный потенциал семьи».
Решение проблемы повышения воспитательного потенциала семьи, как показывает практика, может быть обеспечено лишь в процессе педагогически целесообразного взаимодействия семьи и школы. Под воспитательным потенциалом семьи следует понимать совокупность имеющихся средств и возможностей для формирования личности ребёнка, как объективных, так и субъективных, реализуемых родителями как сознательно, так и интуитивно.
Далее учитель ответила на вопросы родителей.
Родителям было сказано, что они в рацион питания должны включить витамины, овощи и фрукты.
Решение:
1. Вести здоровый образ жизни. Ввести в рацион питания своих детей витамины, овощи и фрукты, соблюдать режим лицея.
2. Следить за поведением дома, на улице и. т. д.
3. Заниматься в спортивных кружках.
4. Дополнительно заниматься по основным предметам.
Секретарь: / / Хасаншина Л.И.
Протокол № 4
Время проведения: - 29. 01 2010
Всего присутствовали: - 19
Отсутствовали: - 2
Распорядок дня.
1. Итоги второй четверти
2. Беседа на тему: «Социально – ролевые функции членов семьи»
3. Питание в столовой.
4. О разном.
Фания Ягъфаровна познакомила родителей итогами второй четверти. Она подробно рассказала о выполнении домашней работы, о поведении, о пропусках. Учитель также говорила о качестве обучения. Затем был зачитан доклад учителем.. В содержание доклада говорилось о роли семьи в воспитании ребёнка. В ходе собрания решались вопросы:
1. Что является трудным для родителей в воспитании детей?
2. Какие методы воздействия родители используют в воспитании детей?
3. Как вы организуете свободное время вашего ребёнка?
Вслушались мнения родителей, были даны педагогические рекомендации.
По третьему вопросу речь шла о питании в столовой. За февраль месяц решили собирать по 100 рублей. В марте месяце будет сделан перерасчёт по пропущенным дням.
Фания Ягъфаровна ознакомила родителей с конкурсами, которые предстоят в ближайшее время. Было предложено красиво оформить портфолио каждого учащегося. Далее учитель ответила на вопросы родителей.
Решение:
1. Усилить контроль выполнения домашней работы по всем предметам.
2. За февраль месяц собирать по 100 рублей с каждого ученика.
3. Обновить портфолио учащихся.
Секретарь: / / Хасаншина Л.И.
Протокол № 5
Время проведения: - 9. 04. 2010
Всего присутствовали: - 15
Отсутствовали: - 6
Распорядок дня.
1. Итоги третьей четверти
2. Беседа на тему: «Любовь в семье как моральная ценность»
3. Питание в столовой.
4. О разном.
Фания Ягъфаровна познакомила родителей итогами третьей четверти. Она подробно рассказала о выполнении домашней работы, о поведении, о пропусках. Учитель также говорила о качестве обучения. Затем был зачитан доклад учителем. В содержание доклада говорилось о родительской любви, сопровождающей человека всю его жизнь.
1.Факторы воспитания ребёнка в семье.
2. Семья как социальный институт.
3. Механизм социализации ребёнка в семье.
4. Факторы воспитательного потенциала семьи.
5. Особенности семейного воспитания.
Вслушались мнения родителей, были даны педагогические рекомендации.
По третьему вопросу речь шла о питании в столовой. За апрель месяц решили собирать по 72 рублей с перерасчётом по пропущенным дням.
Фания Ягъфаровна ознакомила родителей с тестовыми материалами для 3, 4 классов.
Также учитель познакомила родителей с программой 4 класса.
Решение:
1. Усилить контроль выполнения домашней работы по всем предметам.
2. За апрель месяц собирать по 72 рублей с каждого ученика.
3.Дать заказ на тетради по основным предметам 1–2 .части, тестовые задания по математике, русскому языку; комбинированные тесты по математике, русскому языку, окружающему миру, учебник по технологии для 4 класса (один экземпляр).
Секретарь: / / Хасаншина Л.И.
Отчёт за апрель месяц.
.
Первого апреля Международный день птиц. По этому случаю учащиеся нашего класса изготавливали 2 скворечников, два из которых повесили на территории лицея. Гайнанов Булат занял 2 место за скворечник. Провели счастливый случай на тему «Птицы нашего края».
7 апреля на свежем воздухе провели спортивный праздник.
Смотрели мероприятие на татарском языке «Тел күрке сүз.»
Участвовали в конкурсе стихов. Хасаншина Ильсияр среди учеников второго класса заняла 2 ое место и была награждена грамотой. Учащиеся татарских классов показали музыкально-литературную композицию «Мы танцуем и поём».
23 апреля с классом посетили краеведческий музей нашего города. Экскурсовод подробно рассказала об истории возникновения нашего города, о героях ВОВ, смотрели выставку детских работ из клуба «Мечта», дети увидели много интересного.
Гайнанова Фарида, Шайхиев Айрат, Хасаншина Ильсияр, Шарифуллин Ильдар, Хасанова Адиля, Садриева Диляра участвовали в заочной олимпиаде «Зирәк тиен».
27 апреля проводили встречу с ветеранами.
28 апреля наши вожатые провели беседу о компасе, говорили для чего он предназначен, как им пользоваться.
Провели интерактивную игру по ПДД “Кто хочет получить приз?” Все дети активно участвовали.
Земля – это наш общий дом, под этим названием дети подготовили устный журнал.Провели викторину на тему “Что мы знаем об отходах?”
Каждый вторник говорим о новостях района, республики.
Провели беседы на тему: “Как я одеваюсь?” и “Правильное питание.”
Провели инструктаж о правилах поведения на улице, дома, в общественных местах, также познакомили детей с приказом о запрещении разжигания костров вблизи лесных участках. Повторяли правила дорожного движения.
Протокол № 1
Время проведения: - 19. 11. 2010
Всего присутствовали: - 16
Отсутствовали: - 6
Распорядок дня.
1. Итоги первой четверти.
2. Беседа на тему: «Воспитание доброты и трудолюбия в условиях семьи»»
3. Питание в столовой.
4. О разном.
Фания Ягъфаровна познакомила родителей итогами первой четверти. Она подробно рассказала о выполнении домашней работы, о поведении, о пропусках. Учитель также говорила о качестве обучения (63%, лучший показатель среди начальных классов). Затем был зачитан доклад учителем. В содержание доклада говорилось о трудовом воспитании в семье.
1.Факторы трудового воспитания ребёнка в семье.
2. Семья как социальный институт.
3. Механизм социализации ребёнка в семье.
4. Факторы воспитательного потенциала семьи.
5. Особенности семейного воспитания.
Выслушались мнения родителей, были даны педагогические рекомендации.
По третьему вопросу речь шла о питании в столовой. За ноябрь месяц решили собирать по 80 рублей с перерасчётом по пропущенным дням.
Фания Ягъфаровна ознакомила родителей с тестовыми материалами для 4 классов.
Решение:
1. Усилить контроль выполнения домашней работы по всем предметам.
2. За ноябрь месяц собирать по 80 рублей с каждого ученика.
3. Заниматься в спортивных кружкаж, кто их не посещает срочно записаться.
Секретарь: / / Хасаншина Л.И.
Отличник газовой промышленности СССР
Ясавеев Габдрахман Нурмухаметович
Родился в городе Мамадыше. Окончил в 1957 году Мамадышскую СШ № 2 с серебряной медалью; первый выпускник получивший медаль среди окончивших татарские средние школы района.
Лауреат Государственной премии СССР
Ясавеев Хамит Нурмухаметович
Родился в городе Мамадыше в 1951 году. Отец – Нурмухамет Ясавеевич – родом из деревни Нижняя Ошма, мать – Мабрура Котдусовна из деревни Туркаш бывшего Таканышского района. После окончания МСШ №2 учился в Казанском химико – технологическом институте по специальности «химическая технология переработки нефти и газа». Инженер – технолог.
Трудовая деятельность полностью связана с газовой промышленностью. Начинал её на Ухтинском ГПЗ оператором и мастером смены.
В 1976 – 1987 г.г. работал зав. сектором лаборатории криогенных процессов, начальником установки, главным технологом, заместителем главного инженера Оренбургского гелиевого завода всесоюзного производственного объединения.
За выдающиеся успехи в разработке и внедрении установки получения гелия Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в 1980 г. присуждена Государственная премия СССР в области науки и техники.
В 1987 – 1998 г.г. – директор знаменитого Сургутского завода по стабилизации конденцата газа «Сургутгазпрома» АО «Газпром».
В 1998-99 г.г. – заместитель начальника Департамента по добыче и переработке газа ОАО «Газпром» г. Москва.
В настоящее время заместитель генерального директора ООО «Сургутгазпром».
Живёт в городе Сургут. Депутат Сургутской городской думы 2-х созывов.
Автор пяти изобретений, более 40 научных публикаций, монографий в области газопереработки. Доктор технических наук. Является «Почётным работником газовой промышленности»
Май 1998 года. Посещение завода вице – премьером России Б.Е. Немцовым и председателем Правления «Газпром» Вяхиревым Р.И., беседа с директором.
Галимә Вафовна Ибраһимова
Татар совет театр сәнгате зур югалтуга дучар булды. РСФСРның атказанган артисткасы, ТАССРның халык артисткасы , 1945 елдан КПСС члены Галимә Вафовна Ибраһимова 26 мартта 75 нче яшендә вафат булды. Гүзәл, күпкырлы, тормышчан талантка ия булган артистка арабыздан китте. Татар үсешенең зур чоры аның исеме белән бәйләнгән.
Г. В. Ибраһимова 1909 елда Мамадыш районының Түбән Шүләнгер авылында туа. Театр белемен Казан театр техникумында ала. Аны тәмамлагач, Мәскәүдәге Театр драма эшчеләр театрында эшли. 1932 елда Мәскәү Үзәк театр сәнгате техникумын (ЦЕТЕТИС) тәмамлый. Г. В. Ибраһимованың аннан соңгы бөтен иҗат тормышы Г. Камал исемендәге Татар дәүләт академия театры белән бәйле булды. Ул аның сәхнәсендә бөтендөнья, рус, татар классигы әсәрләре, шулай ук хәзерге заман совет драматургиясе буенча куелган спектакльләрдә күп санлы гүзәл, эмоциональ яктан бай хатын-кыз образлары иҗат итте. Аларда ул хатын-кыз хезмәт ияләренең рухи көчен, характер ныклыгын, тыйнаклыгын, гаделлеген һәм намуслылыгын күрсәтә алды. Ул радио һәм телевизион спектакльләрдә истә калырлык күп образлар тудырды.
Г.В. Ибраһимова үзенең иҗатында заманыбызның туктаусыз алга баруын чагылдырган ялкынлы, партиячел художник иде. Аңа югары дәрәҗәдә җаваплылык тойгысы, катгый художество таләпчәнлеге, зур җавапчанлык хас иде. Боларның бөтенесе дә, нәфис лиризм, дулкынландыргыч мөләемлек һәм нәфислек белән бергә, һәрвакыт тамашачыларның ихтирамын яуладылар.
Г.В. Ибраһимова актив җәмәгать зшчәнлеге белән шөгыльләнде, предприятиеләр эшчәнлеге, авыл эшчәннәре, Совет Армиясе сугышчылары каршында еш чыгыш ясады, үзенең тәҗрибәсен яшь артистлар белән юмарт уртаклашты.
Партия һәм хөкүмәтебез Г.В. Ибраһимованың хезмәтләренә югары бәя бирделәр. Аңа РСФСРның атказанган артисткасы, Татарстан АССРның халык артисткасы дигән мактаулы исемнәр бирелде. Ул медальләр, ТАССР Верховный Советы Президиумының мактау грамоталары белән бүләкләнде.
Талантлы артистка, Коммунтстлар партиясенең тугрылыклы кызы Галимә Вафовна Ибраһимованың якты истәлеге күңелләребездә һәрвакыт сакланыр.
5.Свойства умножения
В – 1
1. 1) Вычисли значение произведения, разложив первый множитель на разрядные слагаемые.
628 ∙ 4 =
2) Вычисли значение произведения, сделав запись столбиком.
7302 ∙6 =
2. Увеличь число 8 в 35 раз, представив число 35 в виде произведения с удобными множителями.
3. Реши задачу и запиши решение в виде выражения. Вычисли удобным способом. и запиши ответ задачи.
На каждом из 7 стеллажей по 4 полки с книгами. Всего в библиотеке 5 таких стеллажей. Сколько книжных полок в библиотеке?
4.
- Определи, во сколько раз нужно увеличить каждую сторону квадрата, чтобы его периметр увеличился в 3 раза.
- Определи, на сколько нужно увеличить каждую сторону квадрата, чтобы его периметр увеличился на 24 см.
5.Свойства умножения
В – 2
1. 1) Вычисли значение произведения, разложив первый множитель на разрядное слагаемое.
451 ∙ 7 =
2) Вычисли значение произведения, сделав запись столбиком.
3402 ∙5 =
2. Увеличь число 6 в 45 раз, представив число 45 в виде произведения с удобными множителями.
3. Реши задачу и запиши решение в виде выражения. Вычисли удобным способом и запиши ответ задачи.
В каждом ящике по 7 коробок конфет, в каждой коробке по 6 конфет. Сколько конфет в 5 таких ящиках?
4. 1) Определи, во сколько раз нужно увеличить каждую сторону квадрата, чтобы его периметр увеличился в 5 раз.
2) Определи, на сколько нужно увеличить каждую сторону квадрата, чтобы его периметр увеличился на 32 см.
6. Задачи на краткое сравнение
В – 1
1. 1) Выполни кратное сравнение числа 54 и числа 9.
2) Выполни кратное сравнение пары величин: 500 мм и 20 дм.
2. Рассмотри данный числовой луч.
______________________________________________________
0 2 . .
- Изобрази на луче числа 1, 3, 5, 8.
- Подпиши числа, которые соответствуют отмеченным точкам.
3. Построй диаграмму, которая иллюстрирует условие данной задачи. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В маленькой папке 4 тетради, а в большойпапке 12 тетрадей. Во сколько раз больше тетрадей в большой папке, чем в маленькой?
- На диаграмме изображён результат измерения высоты дерева и роста Васи. Определи, во сколько раз дерево выше Васи.
__________________________________________________________________
________________
6. Задачи на кратное сравнение
В -2
1. 1) Выполни кратное сравнение числа 32 и числа 8.
2) Выполни кратное сравнение пары величин: 400 мм и 20 дм.
2. Рассмотри данный числовой луч.
0 3 . . .
- Изобрази на луче числа 1, 4, 6, 8.
- Подпиши числа, которые соответствуют отмеченным точкам
3. Построй диаграмму, которая иллюстрирует условие данной задачи. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом ящике 3 кг яблок, а во втором ящике 12 кг яблок. Во сколько
раз меньше килограммов яблок в первом ящике, чем во втором?
4.На диаграмме изображён результат измерения высоты стола и роста Пети. Определи, во сколько раз Петя выше стола.
__________________________________________________________________
________________
7. Исследование треугольников
В – 1
1. 1) Используя рисунок циферблата, начерти угол 1, на который поворачиваетсяминутная стрелка за 6 мин, и угол 2, на который поворачивается минутная стрелка за 24 мин.
2) Измерь угол 2 с помощью угла 1 и запиши результат измерения.
- Во сколько раз угол 2 больше угла 1 ?
2. Построй равнобедренный прямоугольный треугольник
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первый день в магазине продали 14 телевизоров, во второй день – в два раза меньше, чем в первый. Сколько телевизоров продали в магазине за два дня?
4. |
Одна сторона прямоугольника 3 см, что в 4 раза меньше другой стороны. Вычисли длину стороны равностороннего треугольника, периметр которого равен периметру данного прямоугольника.
7. Исследование треугольников
В – 2
1. 1) Используя рисунки цифрблата, начерти угол 1, на который поворачивается минутная стрелка за 4 мин, и угол 2, на который поворачивается минутная стрелка за 28 мин.
2) Измерь угол 2 с помощью угла 1 и запиши результат измерения.
3) Во сколько раз угол 1 меньше угла 2 ?
2. Построй равнобедренный тупоугольный треугольник.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первый день в магазине продали 36 столов, во второй день - в 6 раз меньше, чем в первый день. Сколько столов продали в магазине за два дня?
4. |
Одна сторона прямоугольника 3 см, что в два раза больше другой стороны. Вычисли сторону равностороннего треугольника, периметр которого равен периметру данного прямоугольника.
8. Умножение на двузначное число
В – 1
1. Для вычисления значений следующих выражений воспользуйся правилом умножения числа на сумму:
5 ∙ (6 + 2); 4 ∙ (8 +8).
2. Вычисли значение каждого из данных проиведений, записав вычисления столбиком:
406 ∙ 9 ; 52 ∙ 48.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
На склад привезли 24 мотка проволоки по 10 м каждой и 63 мотка по 20 м. Сколько всего метров проволоки привезли на склад?
4. |
Используя равенства ⌂▀ ∙ 2 = 36 и ⌂▀ ∙ 5 = 90,
Выполни умножение столбиком: ⌂▀ ∙ 25.
8. Умножение на двузначное число
В – 2
1. Для вычисления значений следующих выражений воспользуйся правилом умножения числа на сумму:
6 ∙ (5 + 4); 8 ∙ (4 + 8).
2.Вычисли значение каждого из данных проиведений, записав вычисления столбиком:
702 ∙ 7; 84 ∙ 36.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
На машину погрузили 27ящиков яблок по 10 кг в каждом и 53 ящика яблок по 20 кг. Сколько всего килограммов погрузили на машину?
4. |
Используя равенства ⌂▀ ∙ 3= 51 и ⌂▀ ∙ 5 = 85 ,
Выполни умножение столбиком: ⌂▀ ∙ 35.
9. Свойства деления
В – 1
1. Найди корень каждого из данных уравнений:
Х ∙ 6 = 42 24 : Х = 3
2. Вычисли:
0 : (34 : 1) =
3. 1) Вычисли значение частного 88 : 8, представив делимое в виде суммы с удобными слагаемыми.
2) Вычисли значение частного 87 : 3, представив делимое в виде разности с удобными уменьшаемым и вычитаемым.
4. Прочитай задачу.
На поле привезли саженцы. Все привезённые саженцы рассадили в 15 рядов. В каждом ряду оказалось по 7 саженцев. Сколько всего саженцев привезли на поле?
Реши задачу с помощью уравнения. Найди корень этого уравнения. Запиши ответ задачи.
5 |
Дано выражение (56 + _____ ) : ( _______ − 3) . Восстанови пропущенные числа так, чтобы значение выражения было невозможно вычислить.
9. Свойства деления
В – 2
1. Найди корень каждого из данных уравнений:
1) Х ∙ 7 = 35 2) 36 : Х = 9
2. Вычисли:
0 : (47 : 1) =
3. 1) Вычисли значение частного 77 : 7, представив делимое в виде суммы с удобными слагаемыми.
2) Вычисли значение частного 76 : 4, представив делимое в виде разности с удобными уменьшаемым.
4. Прочитай задачу.
На базу приехали туристы. Всех приехавших туристов расселили в 32 домика. В каждом домике оказалось по 4 человека. Сколько туристов приехало на базу?
Реши задачу с помощью уравнения. Найди корень этого уравнения. Запиши ответ задачи.
5. |
Дано выражение (29 + _____) : ( ____ − 4). Восстанови пропущенные числа так, чтобы значение выражения было невозможно вычислить.
10. Измерение и вычисление площади
В – 1
1. Построй квадрат, площадь которого больше площади данного квадрата. Измерь площадь построенного квадрата.
2. Вычисли площадь прямоугольника с длинами соседних сторон 2 см и 7 см.
3. Вычисли:
3450 кв. дм + 12 кв. м 45 кв. дм.; 12 кв. см + 1200 кв. мм.
4. |
Вычисли площадь прямоугольника, длина одной стороны которого равна 3 см, а периметр – 10 см.
10. Измерение и вычисление площади
В – 2
1. Построй квадрат, площадь которого меньше площади данного квадрата. Измерь площадь построенного квадрата.
2. Вычисли площадь прямоугольника с длинами соседних сторон 3 см и 6 см.
3. Вычисли:
1860 кв. дм + 34 кв. м 36 кв. дм; 67 кв. см + 6300 кв. мм.
4. |
Вычисли площадь прямоугольника, длина одной стороны которого равна 4 см, а периметр – 12 см.
11. Решение задач
В – 1
1. Прочитай требование задачи.
Во сколько раз карп тяжелее карася?
Подчеркни в следующей таблице те величины, которые позволят ответить на это требование.
Рыба | Длина | Масса |
Карп | 1 м 2 дм | 35 кг |
Карась | 5 дм | 5 кг |
Сом | 5 м | 420 кг |
Ответить на данное требование, решив задачу. Запиши ответ.
2. Подчеркни в таблице ту информацию, которая является избыточной для нахождения искомого.
1 – й рейс | 2 –й рейс | Всего | |
Количество пассажиров | 450 | ? На 20 чел. меньше | 880 |
Реши задачу, исключив избыточные данные. Вычисли и запиши ответ.
3. Реши задачу рациональным способом. Вычисли и запиши ответ.
В магазин привезли 5 ящиков апельсинов и 11 ящиков яблок. В каждом ящике по 5 кг фруктов. Сколько всего килограммов фруктов привезли в магазин?
4. |
Вычисли значение выражения:
8273 ∙ 25 + 8273 ∙ 25 + 8273 ∙ 25 + 8273 ∙ 25 =
11. Решение задач
В – 2
1. Прочитай требование задачи.
Во сколько раз угорь короче белуги?
Подчеркни в следующей таблице те величины, которые позволят ответить на это требование.
Рыба | Длина | Масса |
Белуга | 60 дм | 1 т 800 кг |
Щука | 18 дм | 40 кг |
Угорь | 15 дм | 6 кг |
Ответить на данное требование, решив задачу. Запиши ответ.
2. Подчеркни в таблице ту информацию, которая является избыточной для нахождения искомого.
1 – й отдел | 2 –й отдел | Всего | |
Количество покупателей | ? На 40 чел. меньше | 320 | 600 |
Реши задачу, исключив избыточные данные. Вычисли и запиши ответ.
3. Реши задачу рациональным способом. Вычисли и запиши ответ.
На покраску забора истратили 4 банки белой краски и 12 банок жёлтой краски. В каждой банке по 4 кг краски. Сколько всего килограммов краски потратили на покраски забора?
4. |
Вычисли значение выражения:
2957 ∙ 25 + 2957 ∙ 25 + 2957 ∙ 2 + 2957 ∙ 255 =
12. Деление
В – 1
1. 1) Уменьши 1 м в 10 раз.
2) Уменьши 1 кг в 1000 раз.
2. Вычисли:
120 : 12 = 80 : 20 = 64 : 16 =
3.Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В магазине за 5 карандашей заплатили 50 руб., за 7 ручек – 77 руб., а за 3 фломастера – 57 руб. Что стоит дороже – один фломастер, один карандаш или одна ручка?
4. |
Вычисли:
((480 : (48:12)) : 6) : 20 =
12. Деление
В – 2
1. 1) Уменьши 1 дм в 10 раз.
2) Уменьши 1 т в 1000 раз.
2. Вычисли:
430 : 43= 60 : 20 = 65 : 13 =
3.Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В магазине за 8 одинаковых журналов заплатили 80 руб., за 5 одинаковых газет – 55 руб., а за 4 тетради – 76 руб. Что стоит дешевле – один журнал, одна газета или одна тетрадь?
4. |
Вычисли:
((540 : (84:14)) : 3) : 30 =
Контрольная работа № 1
В – 1
1. Сравни и запиши результат сравнения с помощью знаков >, < или =
8930 м и 9 км 4 кг 40 г и 4400 г
2.Вычисли:
45078 + 3271 − 2894 =
3. Сделай краткую запись к задаче, заполнив данную таблицу.
В первом шкафу 57 книг, а во втором – в 3 раза больше. Сколько книг в двух шкафах вместе?
1 – й шкаф | 2 – й шкаф | Всего | |
Кол – во книг |
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
4. Выбери и заштрихуй тупоугольный треугольник.
5. Прочитай задачу.
На остановке в пустой автобус вошли 24 женщины и 6 мужчин. Во сколько раз в автобус мужчин меньше, чем женщин?
Изобрази данные задачи с помощью диаграммы.
_______________________________________________________________
0 1 2
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Контрольная работа № 1
В – 2
1. Сравни и запиши результат сравнения с помощью знаков >, < или =
4834 м и 5 км 3кг 30 г и 3200 г
2.Вычисли:
27033 + 2671 − 1683 =
3. Сделай краткую запись к задаче, заполнив данную таблицу.
На первом участке растёт 64 куста крыжовника, а на втором – в 4 раза больше. Сколько кустов крыжовника растёт на двух участках вместе ?
1 – й участок | 2 – й участок | Всего | |
Кол – во кустов |
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
4. Выбери и заштрихуй прямоугольный треугольник.
5. Прочитай задачу.
В вазе 32 яблока и 8 груш. Во сколько раз яблок больше, чем груш?
Изобрази данные задачи с помощью диаграммы.
_______________________________________________________________
0 1 2
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Контрольная работа № 2
В – 1
1. Вычисли:
(718 − 398) : 80 =
2. Построй фигуру, площадь которой на 2 кв. см больше площади данного прямоугольника.
Вычисли и запиши площадь построенной фиггуры.
3. Из чисел 2, 3, 4, 5, выбери и подчеркни то число, которое является корнем уравнения:
Х ∙ 15 = 45
Выполни проверку.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом доме 320 квартир, во втором - в 10 раз меньше, чем в первом. В третьем доме на 154 квартиры больше, чем во втором доме. Сколько квартир в третьем доме?
Контрольная работа № 2
В – 2
1. Вычисли:
(647 − 287) : 40 =
2. Построй фигуру, площадь которой на 4 кв. см меньше площади данного прямоугольника.
Вычисли и запиши площадь построенной фиггуры.
3. Из чисел 2, 3, 4, 5, выбери и подчеркни то число, которое является корнем уравнения:
Х ∙ 16 = 48
Выполни проверку.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом зале 46 зрителей, а во втором – на 274 зрителя больше, чем в первом. В третьем зале зрителей в 10 раз меньше, чем во втором. Сколько зрителей в третьем зале?
4. Сложение и вычитание столбиком
В – 1
1. 1) Раздели следующие величины на две группы: первая – использующиеся при измерении длины и вторая – использующиеся при измерении массы:
4 ц 6 кг; 46 км 46 м; 46 км; 40 кг 6000 г;
46 м; 46 ц; 46 км 460 м; 46 т.
2) В каждой из групп расставь величины в порядке возрастания.
2. Прочитай задачу. Сделай краткую запись в виде таблицы. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первой деревне живёт 3462 человека, а во второй – на 179 человек меньше. Сколько человек живёт в двух деревнях ?
3. |
Некоторые число увеличили на 46. Затем полученный результат уменьшили на 157 и получили 1034. Определи число, с которым производили эти действия.
4. Сложение и вычитание столбиком
В – 2
1. 1) Раздели следующие величины на две группы: первая – использующиеся при измерении длины и вторая – использующиеся при измерении массы:
70 ц 2 кг; 72 км 72 м; 72 км; 70 кг 2000 г;
72 м; 72 ц; 72 км 720 м; 72 т.
2) ) В каждой из групп расставь величины в порядке возрастания
2. Прочитай задачу. Сделай краткую запись в виде таблицы. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом киоске 3841 книга, а во втором - на 128 книг меньше. Сколько книг в двух киосках ?
3. |
Некоторое число увеличили на 25. Затем полученный результат уменьшили на 129 и получили 2301. Определи число, с которым производили эти действия.
3. Класс тысяч.
В – 1
1. Запиши число, у которого в разрядах сотен тысяч, единиц тысяч и десятков единиц стоит цифра 5, в остальных разрядах – цифра 0.
2. Вычисли:
1) 300000 + 80 + 70000 + 100 + 4000;
2) 82710 + 14195;
3) 74138 - 13021.
3. Расставь следующие числа в порядке возрастания:
3953; 390503; 39503; 30953; 39530; 309503.
4. |
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
С первого поля собрали 12945 кг пшеницы, со второго – в два раза больше. Сколько килограммов пшеницы собрали с двух полей ?
3. Класс тысяч.
В – 2
1. Запиши число, у которого в разрядах сотен тысяч, единиц тысяч и десятков единиц стоит цифра 1, в остальных разрядах – цифра 0.
2. Вычисли:
1) 300000 + 50 + 20000 + 900 + 1000;
2) 56190 + 13217;
3) 45774 - 21032.
3. Расставь следующие числа в порядке убывания:
8261; 82061; 82601; 80261; 82610; 802601.
4. |
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом посёлке 7642 жителя, а во втором – в два раза больше. Сколько жителей в двух посёлках ?
2. Умножение и деление
В – 1
1. Сделай чертёж куба. Сколько у куба рёбер? Пронумеруй все его рёбра.
2. Восстанови пропущенные числа, используя данные равенства.
1) 563 ∙ 294 = 165522 2) 30537 : 39 = 783
165522 : 294 = ___________ 783 ∙ 39 = ____________
_________ : 563 = 294 30537 : ___________ = 39
3.Составь два верных равенства из следующих выражений:
48 : 6; 28 : 7; 16 : 2; 36 : 9.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Для приготовления варенья купили 4 пакета сахара. В каждом пакете по 2 кг сахара. Сколько килограммов сахара купили для приготовления варенья ?
5. |
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Чтобы заполнить 3 бочки, нужно 34 кг мёда. Сколько килограммов мёда нужно, чтобы заполнить 9 таких же бочек ?
2. Умножение и деление
В – 2
1. Сделай чертёж куба. Сколько у куба вершин? Пронумеруй все его вершины.
2. Восстанови пропущенные числа, используя данные равенства.
1) 812 ∙ 102 = 82824 2) 22680 : 72 = 315
82824 : 102 = ___________ 315 ∙ 72 = __________
__________ : 812 = 102 22680 : ____________ = 72
3. Составь два верных равенства из следующих выражений:
18 : 3; 36 : 4; 42 : 7; 45 : 5.
4. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Для приготовления компота купили 4 ящика яблок. В каждом ящике по 8 кг яблок. Сколько килограммов яблок купили для приготовления компота ?
5. |
Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
Чтобы заполнить 4 банки, нужно 17 кг помидоров. Сколько килограммов помидоров нужно, чтобы заполнить 12 таких же банок ?
1. Повторение
В – 1
1.Реши уравнения с помощью круговой даиграммы.
Х + 12 = 54 Х − 15 = 47
2. 1) Построй квадрат, длина стороны которого равна 4 см. Вычисли его периметр.
2) Построй окружность, диаметр которой равен 6 см.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первом ящике двести пятьдесят шесть тетрадей, а во втором - на семьдесят три тетради меньше. Сколько тетрадей в двух ящиках ?
4. |
Вычисли периметр прямоугольника, у которого сумма длин двух соседних сторон равна 8 см. Построй два таких прямоугольника.
1. Повторение
В – 2
1.Реши уравнения с помощью круговой даиграммы.
6 + Х = 37 Х − 18 = 34
2. 1) Построй квадрат, длина стороны которого равна 3 см. Вычисли его периметр.
2) Построй окружность, диаметр которой равен 8 см.
3. Реши задачу. Вычисли и запиши ответ.
В первой палатке сто шестьдесят семь яиц., а во второй – на пятьдесят девять яиц меньше. Сколько яиц в двух палатках ?
4. |
Вычисли периметр прямоугольника, у которого сумма длин двух соседних сторон равна 6 см. Построй два таких прямоугольнтка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТА «ШКОЛА РОССИИ» А. А. Плешаков
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТА «ШКОЛА РОССИИ» А. А. Плешаков. УМК по предметам, примерные программы....
Концептуальные основы ФГОС НОО (статья и презентация)
Концептуальные основы ФГОС НОО Выдвижение задач развития отечественного образования в разряд национальных приоритетов как...
Концептуальные основы учебно-методического комплекта "Перспективная начальная школа"
В работе дано описание особенностей программы "Перспективная начальная школа"...
Актуальные проблемы введения ФГОС. Концептуальные основы ФГОС.
ФГОС нового поколения...
Концептуальные основы и программы (Комплект парциальных программ «Предшкола нового поколения»)
Для всех образовательных учреждений, имеющих группы для детей старшего дошкольного возраста, в Программе отражается приоритетная деятельность образовательного учреждения по обеспечению равны...
Концептуальные основы УМК программы «Начальная школа ХХІ века»
Цели начального образования на современном этапе не соответствует требованием общества и государства. В настоящее время целью начальной школы является развитие личности школьника – это сформированное ...
Концептуальные основы инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образование•обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных...