Пояснительная записка по математике 2 класс "Школа России"
календарно-тематическое планирование по математике (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8», г. Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ.
Директор _______(Захарова Г.П.)
«____»______20___г.
Рабочая программа по математике
(базовый уровень)
для 2»Б» класса
Составитель: Котова Анна Владимировна,
учитель начальных классов
2012 г.
Пояснительная записка
Программа курса по математике для 2 класса составлена на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального образования, рекомендаций примерной программы «Математика» под редакцией М.И. Моро, М.А. Бантовой и Г.В Бельтюковой - г. Москва, изд. «Просвещение», 2012г., рекомендованной Министерством Образования и Науки Российской Федерации, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, базисного учебного плана общеобразовательного учреждения, реализуемого УМК «Школа России».
Предлагаемый курс математики, реализованный в завершенной предметной линии учебников «Математика», разработан в соответствии с возрастными особенностями младших школьников, психолого-дидактическими закономерностями формирования знаний, с учетом специфики учебного предмета «Математика». Курс позволяет органически сочетать в образовательном процессе обучение, умственное развитие и воспитание ребенка, с учетом современных достижений в области информационно-коммуникационных технологий на уровне образовательной программы по математике и с учетом тех требований, которые выдвигает к образованию общество на современном этапе его развития и которые отражены во ФГОС НОО.
Основными целями математического образования являются:
образовательная – формирование универсальных учебных действий на основе математического содержания курса;
воспитательная – формирование и развитие интереса к умственному труду, творческих возможностей, мотивации к обучению, умений применять полученные знания для получения новых знаний, умения учиться;
развивающая – обеспечение осознания школьниками универсальности математических способов познания закономерностей окружающего мира и формирование умений использовать наглядные модели, отражающие количественные и пространственные отношения между объектами.
К основным задачам курса относятся:
а) формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира;
б) развитие основ логического, знаково-символического, алгоритмического мышления, пространственного воображения и речи младших школьников;
в) формирование системы начальных математических знаний и умений их применять для решения учебно-познавательных и практических задач;
г) формирование универсальных учебных действий, позволяющих учащимся ориентироваться в различных предметных областях знании и усиливающих мотивацию к обучению; вести поиск информации, фиксировать ее разными способами и работать с ней;
д) развивать коммуникативные способности, формирование критичности мышления, умения аргументировано обосновывать и отстаивать свои суждения, оценивать и принимать суждения других, осваивать навыки самоконтроля и самооценки;
е) развитие творческих способностей учащихся.
.
Требования к уровню подготовки учащихся по окончании изучения курса
В результате изучения курса 2 класса ученик должен знать:
- Названия и последовательность чисел от 1 до 100;
- Названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания;
- Правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- Название и обозначение действий умножения и деления;
- Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания учащиеся должны усвоить на уровне автоматизированного навыка.
В результате изучения курса 2 класса ученик должен уметь:
- Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
- Находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных – письменно;
- Находить значения числовых выражений в два действия, содержащих сложение и вычитание (со скобками и без них);
- Решать задачи в 1 – 2 действия на сложение и вычитание и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
- Чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
- Находить длину ломаной, составленной из 3 – 4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырёх угольника).
В результате изучения курса 2 класса ученик должен уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
- Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
- Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках, отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
- Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
- Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
- Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
- На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
- Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
- Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
- Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Содержание программы 136 часов
(4 часа в неделю, 34 учебные недели)
1 | Нумерация (18 часов) |
Повторение чисел от 1до 20. Счет десятками. Образование и запись чисел от 20 до 100. Поместное значение цифр в записи числа. Однозначные и двузначные числа. Миллиметр. Число 100. Метр. Таблица единиц длины. Сложение и вычитание вида 30 +5, 35-5, 35-30. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых. Рубль. Копейка. | |
2 | Сложение и вычитание (47 часов). |
Задачи, обратные данной. Сумма и разность отрезков. Решение задач. Модели задач: краткая запись задачи, схематический чертеж. Час. Минута. Определение времени по часам. Длина ломаной. Числовые выражения. Порядок действий в числовых выражениях. Скобки. Сравнение числовых выражений. Периметр многоугольника. Свойства сложения. Применение переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений. Приемы вычисления для случаев вида 36+2, 36+20. Приемы вычислений для случаев вида 36-2, 36-20. Приемы вычислений вида 26+4, 30-7. Приемы вычислений вида 60-24. Решение текстовых задач. Запись решения выражением. Приемы вычислений для случаев вида 26+7,35-7. Буквенные выражения. Уравнение. Решение уравнений подбором неизвестного числа. Проверка сложения. Проверка вычитания. Решение задач. Проверка решения задачи. | |
3 | Сложение и вычитание (письменные вычисления)(29 часов). |
Письменные вычисления. Сложение вида 45+23. Вычитание вида 57-26. Проверка сложения и вычитания. Угол. Виды углов: прямой, острый тупой. Сложение вида 37+48, 37+53. Прямоугольник. Сложение вида 87+13. Письменные вычисления: сложение вида 32+8, вычитание вида 40-8. Вычитание вида 50-24. Вычитание вида 50-24. Подготовка к выполнению умножения. Свойство противоположных сторон прямоугольника. Квадрат. | |
4 | Умножение и деление (25 часов) |
Конкретный смысл действия умножение. Приём умножения с использованием сложения. Задачи, раскрывающие смысл действия умножения. Периметр многоугольника. Приёмы умножения единицы и нуля. Названия компонентов и результата действия умножения. Переместительное свойство умножения. Конкретный смысл действия деление. Задачи, раскрывающие смысл действия деления. Название чисел при делении. Связь между компонентами и результатом действия умножения. Прием деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения. Приемы умножения и деления на 10. Решение задач с величинами: цена, количество, стоимость. Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого. | |
5 | Табличное умножение и деление (18 часов) |
Умножение числа 2 и на 2. Приёмы умножения числа 2. Деление на 2. Умножение числа 3 и на 3. Деление на 3. |
Результаты изучения курса.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
- понимание того, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между объектами;
- элементарные умения в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности;
- элементарные умения самостоятельного выполнения работ и осознание личной ответственности за проделанную работу;
- элементарные правила общения;
- начальные представления об основах гражданской идентичности;
- уважение семейных ценностей, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Метапредметные результаты:
регулятивные
Учащийся научится:
- понимать, принимать и сохранять учебную задачу и решать её в сотрудничестве с учителем в коллективной деятельности;
- составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач;
- выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный.
познавательные
Учащийся научится:
- строить несложные модели математических понятий и отношений, ситуаций, описанных в задачах;
- описывать результаты учебных действий, используя математические термины и записи;
- понимать, что одна и та же математическая модель отражает одни и те же отношения между объектами;
- иметь общие представления о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
- применять полученные знания в изменённых условиях;
- осваивать способы решения задач творческого и поискового характера; выполнять сравнение, обобщение, классификацию заданных объектов;
- выделять из предложенного текста информацию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текст задачи с разными вопросами и решать их;
- осуществлять поиск нужной информации в материале учебника и в других источниках;
- представлять собранную в результате расширенного поиска информацию в разной форме.
коммуникативные
Учащийся научится:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- оценивать различные подходы и точки зрения на обсуждаемый вопрос;
- уважительно вести диалог с товарищами, стремиться к тому, чтобы учитывать разные мнения;
- принимать активное участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы;
- вносить и отстаивать свои предложения по организации совместной работы, понятные для партнера, по обсуждаемому вопросу;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимную помощь.
Предметные результаты:
числа и величины
Учащийся научится:
- образовывать, называть, читать, записывать числа от 1 до 100;
- сравнивать числа и записывать результат сравнения;
- упорядочивать заданные числа;
- заменять двухзначное число суммой разрядных слагаемых;
- выполнять сложение и вычитание вида 30+5, 35-5, 35-30;
- устанавливать закономерность – правило, по которому составлена числовая последовательность; продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- читать и записывать значение длины, используя изученные единицы измерения этой величины и соотношения между ними: 1м=100см; 1м= 10дм; 1дм= 10см; 1см= 10мм;
- читать и записывать значения величины время, используя изученные единицы измерения этой величины и соотношение между ними: 1ч=60мин; определять по часам время с точностью до минуты;
- записывать и использовать соотношение между рублем и копейкой: 1р.=100к.
арифметические действия
Учащийся научится:
- воспроизводить по памяти таблицу сложения чисел в пределах 20 и использовать её при выполнении действий сложения и вычитания;
- выполнять сложение и вычитание в пределах 100: в более лёгких случаях устно, в более сложных - письменно( столбиком);
- применять переместительное и сочетательное свойства сложения при вычислениях;
- выполнять проверку правильности выполнения сложения и вычитания;
- называть и обозначать действия умножения и деления;
- заменять сумму одинаковых слагаемых произведением и произведение суммой одинаковых слагаемых;
- умножать 1 и 0 на число; умножать и делить на 10;
- читать и записывать числовые выражения в 2 действия;
- находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащих сложение и вычитание( со скобками и без скобок);
- использовать термины уравнение, буквенное выражение.
работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание, на разностное сравнение чисел и задачи в одно действие, раскрывающие конкретный смысл действий умножение и деление;
- выполнять краткую запись задачи, схематический рисунок;
- составлять текстовую задачу по схематическому рисунку, по краткой записи, по чмсловому выражению, по решению задачи.
пространственные отношения
геометрические фигуры
Учащийся научится:
- распознавать и называть углы разных видов: прямой, острый, тупой;
- распознавать и называть геометрические фигуры: треугольник, четырехугольник и др., выделять среди четырехугольников прямоугольник(квадрат);
- выполнять построение прямоугольника(квадрата) с заданными длинами сторон на клетчатой разлиновке с использованием линейки;
геометрические величины
Учащийся научится:
- читать и записывать значения длины, используя изученные единицы длины и соотношения между ними(миллиметр, сантиметр, дециметр, метр);
- вычислять длину ломаной, состоящей из 2-5 звеньев, и периметр многоугольника( треугольника, четырехугольника, пятиугольника);
работа с информацией
Учащийся научится:
- читать и заполнять таблицы по результатам выполнения задания;
- заполнять свободные клетки в несложных таблицах, определяя правило составления таблиц;
- понимать простейшие высказывания с логическими связками: если…, то…; все; каждый и др., выделяя верные и неверные высказывания.
Учебно-методическое обеспечение
Для учителя:
- Волкова С. .И., Степанова С. В., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методические рекомендации. 2 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение» 2012.- 154с.
- Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
- Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012(Школа России)
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
- Моро М. И., Колягин Ю. М., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 64 с. (Школа России)
- Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с.
- Ситникова. Т.Н. Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике:2 класс.М.: ВАКО, 2012,- 480 с.
- Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 2 класс. М.: ВАКО, 2011.
- Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 2 класс. М.: ВАКО,2011.
Для учащихся:
- Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
- Моро М. И., Бантова М. А., Бельтюкова Г. В., Волкова С. И., Степанова С. В. Математика. Учебник для 2 класса начальной школы, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012, 96 с. (Школа России)
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012(Школа России)
- Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)
- Ситникова Т.Н. Контрольно-измерительные материалы. Математика: 2 класс. М.: ВАКО,
2011.
- Ситникова Т.Н. Самостоятельные и контрольные работы по математике: 2 класс. М.: ВАКО,2011
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания методического
объединения учителей
начальных классов
от «____»____20___г. № ____
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР
_____________________(Сахарова Л. Е. )
«____»_____20___г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
Планирование с пояснительной запиской по математике
Н.Б.Истомина, 136 часов...
к пояснительной записке к математике УМК Гармония
дополнение к пояснительной записке по математике 3 класс УМК Гармония...
пояснительная записка по математике
по программе Л.Г. Петерсон...
Пояснительная записка по математике 3 класс
Пояснительная записка по математике 3 класс УМК"Планета Знаний" по ФГОС НО...
Пояснительная записка по математике для 4 классов
Пояснительная записка по математике для 4 классов...
Пояснительная записка по математике 2 класс УМК "Гармония"
Материал содержит пояснительную записку к рабочей программе по математике для 2 класса по УМК "Гармония" в соответствии с требованиями ФГОС НОО....