Проектная работа " Русская матрешка"
методическая разработка (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Знакомство детей с народным  прикладным творчеством на основе русской матрешки и ее истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проектно-исследовательская работа в 3 «В» классе

учитель Шкварина И.А. по теме:

«Русская матрешка»

   

Описание проекта

  На занятиях по изобразительному искусству  в 3 классе обсуждалась роль и место русских народных игрушек в культуре национального быта русского народа. В общем ряду игрушек была упомянута и матрешка. Детей заинтересовала и смутила информация о японском происхождении этой игрушки. Им было предложено изучить историю происхождения матрешки и поработать над проектом «Русская матрешка».

   Решено было сформулировать проблему: раскрыть роль матрешки в русской  культуре.

  Вместе с детьми были сформулированы цели проектной работы:

- знакомство с русской матрешкой;

- выработка практических навыков работы с информацией;

- создание наглядной презентационной работы по теме проекта.

Задачи:

- научиться собирать и анализировать тематический материал,

- учиться оформлять экспозиционную часть проекта в целостной системе;

- научиться представлять и защищать готовый проект;

- воспитывать в себе ответственность, уважительное отношение  друг к другу;

- сформулировать выводы на основе проанализированных материалов проектной работы.

Организация работы над проектом.

  Чтобы определиться с направлениями в работе, решено было обратиться к информационным источникам (печатным и Интернет-ресурсам).

В течение недели дети приносили книги, статьи, выписки, фотографии, рисунки, загадки, песни по теме.

  Оказалось, что весь материал можно распределить по нескольким направлениям.

  1. Происхождение слова «матрешка».
  2. Японский прадедушка матрешки.
  3. Рождение русской матрешки.
  4. Литературная страничка (загадки, песенки, стихи).
  5. Мастер-класс по изготовлению матрешки из пластилина и росписи матрешки.

   Учащиеся были разбиты на мини-группы.

Работа над проектом.

  Каждой мини-группе было предложено дополнить уже собранный материал, проанализировать, систематизировать его и попробовать подготовить выступление от группы. Работа велась под моим четким контролем  индивидуально с каждой мини-группой. Наконец, каждая группа определилась с выступлением.

  Первая группа выступила с обзором словарей и  гипотезами происхождения слова «матрешка».

  Вторая группа подготовила рассказ о японском прародителе матрешки.

  Третья группа показала  фотоматериалы о рождении русской матрешки.

Подобранный на этом этапе материал познакомил учащихся с первыми матрешками на Руси;  процессом изготовления матрешки; с декоративной росписью фигурок мастерами народных промыслов; с тематическими матрешками, изображающими персонажей литературных героев.

  Четвертая группа подготовила литературную страничку, в которую вошли детские стихи, загадки, потешки, песенки.

  Пятой группой был проведен мастер-класс по изготовлению матрешки из пластилина. Затем ученики расписали шаблон матрешки по своему желанию.

 

Результат работы.

Во время презентации ребята рассказали о работе над проектом, познакомили с историей русской матрешки.

 В ходе этого проекта ученики выяснили, что действительно прадедушкой русской матрешки была фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье процветание и мудрость.

Но почему именно матрешки, а не платки или шкатулки стали символом российской культуры? Причина популярности матрешки в том, что она является олицетворением самой России с её широкой душой, пестрыми нарядами и большими семьями. Это символ плодородия, богатства и материнства.

Существует поверье, если внутрь матрешки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится.

В конце презентации ребята продемонстрировали выставку матрешек из пластилина и детские рисунки. И провели небольшой блиц- опрос.

«Матрешкин» блиц- опрос:

  1. Сколько лет матрешке? ( Чуть больше 100 лет)
  2. Назовите главный секрет матрешки. ( Кукла с сюрпризом.)
  3. Из какого материала сделана матрешка? ( Из дерева)
  4. Какие породы деревьев годятся для изготовления матрешки и почему? (Береза, липа древесина легкая и мягкая.)
  5. С помощью какого инструмента матрешка становится такой «точеной»? ( токарный станок, долото, рубанок)
  6. Назовите самую многоместную матрешку, попавшую в Книгу рекордов? (28-местная, 48- местная, 77- местная.) Самая большая ростом с первоклассницу, самая маленькая с горошину.

  При анализе проделанной работы ребята отметили, что исследования вызвали интерес, увлекли, оказались познавательными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская матрешка

В данной работе представлены материалы по истории русской матрешки...

Проектная работа "Русская азбука"

Проектная работа исследует некоторые сведения из истории русской азбуки....

Исследовательская работа. Русская матрешка. История возникновения.

Матрёшка - самый популярный русский сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Перевод слова "Матрешка" нельзя найти ни в одном словаре мира. Но что это такое, знают все....

проектная работа "Русская старина"

выполнили учащиеся 4 класса...

Проектная работа "Русские народные узоры на одежде "

Проектная работа  "Русские народные узоры на одежде "...