ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
материал (4 класс) по теме

Новикова Елена Валентиновна
Одно из главных требований гуманистической педагогики заключается в том, чтобы точное научное познание детской природы легло в основание всех взаимоотношений с ребенком. Именно эта тенденция усиления внимания к изучению ребенка постепенно утверждается в педагогике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_-_issledovatel.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Новикова Елена Валентиновна, НОУ СОШ №23 г. Альметьевск

(almetmama@yandex.ru)

Аннотация

 Одно из главных требований гуманистической педагогики заключается в том, чтобы точное научное познание детской природы легло в основание всех взаимоотношений с ребенком. Именно эта тенденция усиления внимания к изучению ребенка постепенно утверждается в педагогике.

Изучать детей, воспитывая и обучая их,

с тем, чтобы воспитывать и обучать,

изучая их, - таков путь единственно

полноценной педагогической работы

и наиболее плодотворный путь

познания психологии детей.

С.Л. Рубенштейн

        Процесс развития каждого ребенка во многом уникален. Из древней Греции родом афоризм «у ребенка есть тысячи путей стать взрослым». Поиск возможностей помочь детям раскрыть свои способности или определенным образом направить развитие ребенка является основной задачей учителя. Эта задача подводит учителя к необходимости стать исследователем.

        В условиях развивающего обучения управление развитием каждого ученика становится непременным условием всей системы организации учебного процесса. Такое управление в первую очередь предполагает выявление картины происходящих в обучении изменений в деятельности каждого отдельного индивида по мере его становления как субъекта учебной деятельности. Иными словами, учитель становиться в позицию непременного осуществления своеобразной исследовательской деятельности: он должен научиться выделять показатели развития учебной деятельности учеников, оценивать ход их изменений, вносить соответствующие коррективы в своё взаимодействие с конкретными учениками (учитывая их в общей системе методов организации коллективно-распределенной деятельности) и вновь проводить диагностику итогов такой коррекции.

        Такая исследовательская работа  помогает учителю определить «слабые звенья» в методах своей работы, находить индивидуальные варианты продвижения учеников на пути становления их в качестве субъектов учения, выбирать формы работы с классом и отдельными учащимися так, чтобы обеспечивать не только накопление конкретных знаний, но и закладывания внутренних механизмов процесса учения и развития – учебно-познавательного интереса, принятие учебных задач, умения ставить цели учебной деятельности в соответствии с условиями и достигнутым уровнем развития.  

        К сожалению, к настоящему времени еще нет таких способов, которые без особых сложностей могли бы быть перенесены в практику работы учителя из научных исследований. И тогда наиболее адекватным методом оказывается наблюдение, при всех его недостатках именно оно способно дать целостное представление о таком сложном явлении как формирующая учебная деятельность. Учителю для проведения таких наблюдений нужно иметь хотя бы минимум справочного материала, которым он мог бы руководствоваться. В своей работе мы ориентируемся на  практическое руководство «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика. Оно содержит краткие сведения об основных показателях учебной деятельности и их изменениях в ходе ее становления; описания уровней развития компонентов учебной деятельности сопровождается сведениями о формах поведения ученика на уроке и в самостоятельной работе (тексты опросника можно найти на сайте Педсовет).

        Выполнение всего объема оценки уровня сформированности учебной деятельности, конечно, на первых порах представляет собой процесс трудоемкий, но, во-первых, быстро накапливаются необходимые умения, а главное – существенно меняется возможность учителя видеть глубоко скрытые причины, определяющие степень успешности его работы в классе и продвижение учеников; и, наконец, такие сведения очень важны для внесения корректив, как в учебные программы, так и в методы работы с учениками по их овладению.

        Очень важно проводить такую оценку в конце каждого учебного года. При необходимости, т.е. в случае особо сложных проблем с обеспечением успешной работы в классе, оценку можно производить в любое время, при этом можно анализировать либо весь класс в полном составе, либо выборочно – отдельных учеников.

Литература.

  1. Бондаренко С.М. Почему трудно учиться? – М., 1975
  2. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М., 1991

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность учителя начальных классов. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на занятиях по внеурочной деятельности

В сообщении содержится тезис о важности духовно-нравственного воспитания  и развития патриотизма с младшего школьного возраста....

Представление инновационного педагогического опыта работы учителя начальных классов «Проекты - как средство развития исследовательской деятельности в начальных классах»

Представление   инновационного педагогического опыта работы  учителя начальных классов МБОУ « Пичпандинская средняя общеобразовательная школа» Зубово-Полянского муниципального района...

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов

Данный материал представляет собой самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов, руководителя методического объединения учителей начальных классов....

Методическая разработка «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности»

Жизнь сегодня рассматривается в виде проекта. Именно поэтому ценится то, как человек ставит цели и определяет перспективы развития, может ли он правильно планировать работу и находить нужные ресурсы д...

Статья « Здоровьесозидающая деятельность учителя начальных классов в урочной и во внеурочной деятельности»

Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творч...

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС

Выступление на МО учителей начальных классов по теме: Использование ИКТ в профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ФГОС....