Программа «Развитие познавательных способностей» 2 класс 2013
рабочая программа (2 класс)
Программа «Развитие познавательных способностей» 2 класс 2013
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 586.5 КБ |
![]() | 94.5 КБ |
![]() | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Программа
«Развитие познавательных способностей»
Программа рассчитана на учащихся 2 классов.
Срок реализации программы – 1 года.
Составитель программы:
Дубровкина Елена Васильевна
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Развитие познавательных способностей» составлена на основе программы курса Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» /Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов. - М.: «Ось-89», 2006.
Сроки реализации программы: учебный курс изучается в 1-х классах, 1 раз в неделю по 30-40 мин.
Актуальность курса
Все чаще учителя признают, что основным препятствием для успешного обучения детей становится низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Именно в ответ на этот запрос и была разработана психологическая развивающая программа для младших школьников «Уроки психологического развития».
Цель курса: познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках.
Задачи курса:
- развитие познавательных способностей;
- развитие обще-учебных умений и навыков.
Комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания.
Условия эффективности психологической помощи состоят в следующем:
- органичное включение в традиционную организацию учебного процесса в массовой общеобразовательной школе;
- проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме;
- отсутствие необходимости для ее реализации в переучивании учителя либо в его длительной специальной подготовке;
- простота материального обеспечения работы.
Привычной формой учебной работы для учителя является традиционная классно-урочная форма организации учебного процесса. Именно поэтому предложенная развивающая программа получила название «Уроки психологического развития».
Внутренняя логика программы построена на реализации принципа системной дифференциации, определяющего ведущий механизм психического развития (Н.И. Чуприкова, 1997, 2003).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание уроков психологического развития:
- развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения);
- формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами - восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки).
1 класс
Развитие сенсорно-перцептивной сферы, наглядно-образного мышления, формировании предпосылок овладения учебной деятельностью.
2 класс
Развитие наглядно-образного мышления и начало формирования словесно-логического мышления, а также внутреннего плана действия как одного из новообразований этого периода развития.
3 и 4 класс
Формирование словесно-логического понятийного мышления, развитии произвольности (прежде всего помехоустойчивости в интеллектуальной и двигательной сферах), внутреннего плана действия.
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта учащихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений (урок 5, задание 4 «Назови и проверь постукиванием»; урок 8, задание 2 «Играем в индейцев»; урок 6, задание 2 «Шершавые дощечки» и др.).
Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (урок 26, задание 3 «Все ли ты увидел?»; урок 29, задание 3 «Загадочные контуры» и др.).
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности (урок 19, задание 2 «Крестики, точки», задание 3 «Пишущая машинка»; урок 98, задание 2 «Невидящие и неслышащие» и др.).
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков (урок 49, задание 2 «Подбери картинку»; урок 58, задание 2 «Запомни фигуры» и др.).
Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализирования. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления у младших школьников (урок 108, задание 2 «Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целое-часть», «причина-следствие» и др., формируются элементарные логические операции (урок 86, задание 1 «Расположи слова»; урок 99, задание 2 «Целое-часть»; урок 102, задание 1 «Найди причину и следствие» и др.).
При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей уроков психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее (урок 97, задание 3 «Тропинка»), так и на творческое воображение (урок 69, задание 3 «Что это?»; урок 83, задание 3 «Закончи рисунки» и др.). Работа начинается с выполнения заданий, в которых разные заданные элементы включаются в разные системы связей (урок 64, задание 3 «Закончи рисунок» и др.), и заканчивается заданиями, в которых один и тот же заданный элемент должен быть включен также в разные системы связей (урок 92, задание 3 «Закончи рисунок» и др.).
Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения простого задания, требующего оперирования целостными образами объектов, значительно различающихся между собой (урок 11, задание 1 «Найди одинаковые» и др.). Постепенно переходят к нахождению заданного образца среди изображений, отличающихся малозаметными деталями (урок 11, задание 4 «Найди образец» и др.), и выполнению заданий по самостоятельному воспроизведению образцов, заданных в словесной форме (урок 41, задание ( «Графический диктант»).
Аналогично осуществляется развитие психологических новообразований младшего школьного возраста, например, внутреннего плана действия. Первые задания направлены на развитие умения расчлененно воспринимать, понимать и выполнять словесные указания взрослого (урок 2, задание 1 «Учимся слушать и выполнять»), затем умения оперировать объектами или их частями во внутреннем плане, но со зрительной опорой {урок 58, задание 1 «Совмести фигуры»; урок 63, задание 1 «Поверни квадрат» и др.), а затем переходят к заданиям, требующим умения оперировать объектами во внутреннем плане без зрительной опоры (урок 81, задание I «Муха» и др.).
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Структура уроков
- Вводная часть.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
- Основная часть.
Задания для урока подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).
- Заключительная часть.
Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились на данном уроке.
Общие рекомендации по проведению уроков психологического развития.
1. Общая установка при проведении уроков психологического развития - не спешить переходить к следующему заданию, если хорошо не отработано предыдущее всеми учениками (иначе эти занятия теряют смысл. Если отдельные учащиеся «задерживают» остальных, то с ними придется позаниматься отдельно и дополнительно). Ничего плохого нет, если материал одного урока будет учителем отрабатываться при необходимости в течение, например, двух уроков.
Предлагаемую программу следует рассматривать как «костяк», а содержащиеся задания - как примеры тех упражнений, которые требуется в данном случае выполнять. Их число можно и нужно увеличивать по мере необходимости.
2. При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно поняли инструкцию. Если потребуется, два-три раза объяснить ученикам, что они должны делать и как выполнять задание.
3.Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.
4. Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.
5. Занятия желательно проводить в группах по 10-12 человек. Помещение для занятий должно быть достаточно большим, чтобы можно было не только поставить столы для всех учеников, но и проводить подвижные игры. Столы можно расставить в шахматном порядке или в виде буквы «п», чтобы был более тесный контакт учителя со школьниками.
Оценка эффективности уроков психологического развития
Для оценки эффективности уроков психологического развития можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
- результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных уроков может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воздействие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого может быть использован, например, прием цветограммы: школьников в начале и конце данного урока просят нарисовать цветными карандашами или красками свое настроение в данный момент, Использование красного цвета свидетельствует о восторженном настроении, оранжевого - о радостном, зеленого - о спокойном, уравновешенном состоянии, фиолетового - о тревожности, напряженности, черного - об унынии, разочаровании, упадке сил. Сравнение результатов этого задания, полученных в начале и конце урока, а также изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволит сделать выводы об изменении эмоционального состояния каждого ученика под влиянием уроков психологического развития.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- развитие основных мыслительных способностей учащихся;
- развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
- развитие речи;
- становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля;
- снижение тревожности и необоснованного беспокойства;
- высокая степень познавательной активности учащихся.
- умения точно и правильно называть предметы.
- Развитие слуховых ощущений.
- Развитие произвольного внимания.
- Развитие зрительных ощущений.
Форма оценивания знаний учащихся – безотметочная.
Формы контроля: выполнение тестовых заданий, диагностика.
Список литературы
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2011.
2. Айзенн Х„ Эванс Д. Проверьте способности вашего ребенка / Пер. с англ. Л.К. Клгокина. М.: ООО Издательство «ACT», 2011.
3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 3-5 классов. М., 2011.
4. Афонькин C. Ю.. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления. СПб.: Издательский дом «Литера», 2012.
5. Бабаева Т.Н. У школьного порога. М., 2011.
6. Батова А.С. Графический диктант // Начальная школа, 2003, № 9.
7. Безруких М.М., Ефимова CJJ., Князева М.Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться. М., 2011.
8. Богоявленский Д.Н., Менчинская Н.А. Психология усвоения знаний в школе. М., АПН РСФСР, 2011.
9. Боровик O-S. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2011.
10. Венгер Л.А., Венгер АЛ. Домашняя школа мышления. М., 2011.
11. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей, Серия «Магия интеллекта*. М., 2011.
12. Гельфан ЕМ. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., 2011.
13. Гилъбух Ю.З. Темперамент и познавательные способности школьников. Киев, 2011.
14. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2011.
15. Гордиенко Н„ Гордиенко С. Переменка // Начальная школа, Приложение к «Первое сентября». 2004, № 7.
16. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Отв. ред. В.И. Слободчиков. Томск, 2011.
17. Деннисон П., Деннисон Г, Гимнастика для развития умственных способностей «Брейн джим». М., 2011.
18. Диагностика готовности детей к обучению в школе. Методические рекомендации. Пермь, 2011.
19. Дусавицкий AM. Дважды два - икс. (Развитие мышления в начальной школе). М., 2011.
20. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся // Вопросы психологии, 1990, № 6.
21. Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 2011.
22. Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6-10 лет. М., 2011.
23. Зак А.З. Просвет и другие интеллектуальные игры для детей 6-10 лет. М., 2011.
24. Зак A3. Познавать играя: развитие познавательных способностей у детей 5-12 лет. М., 1992.
25. Ильин AM., Ильина Л.П. Букварь XXI века. СПб., 1992.
26. Кеэс П. Тест школьной зрелости. Обнинск, 1992.
27. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
М., 1993.
28. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.
29. Латохина Л.И. Хатха-йога для детей: Книга для учащихся и родителей. М., 1993.
30. Леонтьев АА., Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...». Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы. Вып. 1. М.: «Баллас», 1997.
31.Локалова НЛ. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: при-чины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: *Ось-89», 1997; изд. 3-е, перераб., доп. М.: «Ось-89», 2001.
32. Локалова НЛ. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Луч», 1995.
33. Матюгин И.Ю. Тактильная память. М., 1991.
34. Мелик-Пашаев АА., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1987.
35. Менчинская НА. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка / Под ред. Е.Д. Божович. М.: Изд-во «Ин-т ирактич. психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998.
36. Методические рекомендации по развитию психомоторных качеств у студентов на занятиях по физическому воспитанию / Сост. В.П. Озеров. Кишинев, 1986.
37. Минский ЕМ. Игры и развлечения в группе продленного дня. Пособие для учителя. М., 1985.
38. Монтессори - материал. Ч. 1. Школа для малышей. М., 1992.
39.Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи: Игровые задания. М.: Издательство «Первое сентября», 2004.
40. Поддъяков НЛ. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар: Ун-т «МЭГУ - Краснодар», 1997.
41. Развивающие и коррекционные программы для работы с младшими школьниками и подростками: Книга для учителя / Отв. ред. И.В. Дубровина. М. --Тула, 1993.
42. Решетникова ИЛ. Час занимательного русского языка // Начальная школа, 2002, № 43.. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб.: *Питер», 2003.
44. Соболевский Р.Ф. Логические и математические игры. Минск, 1977.
45. Субботина JIJO. Развитие воображения детей. Ярославль: «Академия развития», 1997
46. Сычева ГЛ. Изложения. 2-4 класс. Ростов-на-Дону: БАРО-ПРЕСС, 2004.
47. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. Киев, 1992.
48. Тесты для фиксации уровня развития познавательных процессов (внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления) / Сост. С.И. Волкова. М., 1993.
49. Тихомирова Л.Ф. Логика. Дети 7-10 лет. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
50. Худенко ЕД., Мельникова Т.С., Шаховская СЛ. Как научить ребенка думать и говорить? (Упражнения по развитию памяти, внимания, мышления, речи, техники чтения). М., 1993.
51. Чего на свете не бывает? / Под ред. О.М. Дьяченко и Е.Л. Агаевой. М., 1991.
52. Чейни Дж. Готовность к школе. Как родители могут подготовить детей к успешному обучению в школе. М., 1992.
53. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. К обоснованию системно-структурного подхода. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003.
54. Чуприкова HJf. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: «Столетие», 1997.
55. Шмаков С., Безбородова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр-коррекций. М., 1993.
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование
2 класс (1-30)
№ | Тема урока | Методики и задания | Кол-во часов | дата | примечание | ||
План | Факт | ||||||
1 (31) | Развитие произвольного внимания. Развитие слуховой памяти. Развитие наглядно-образного мышления. | Подсчитай правильно Повтори цифры Найди путь | |||||
2 (32) | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие наглядно-образного мышления. | Куда ускакал зайчик? Полянки | |||||
3 (33) | Развитие зрительной памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности средних движений. | Летает – не летает Выполняй правильно Запомни и нарисуй | |||||
4 (34) | Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие вербальной памяти. | Найди фигуры Слова, начинающиеся с одной буквы | |||||
5 (35) | Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей). Развитие тонко координированных движений. | Выше, слева, правее, снизу Соседнее, через одно Объедини слова Сделаем бусы Вырежи фигурки | |||||
6 (36) | Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие мышления (процессы синтеза). | Полянки Назови по порядку Что здесь изображено? | |||||
7 (37) | Развитие мышления (установление закономерностей на абстрактном материале). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие точности произвольных движений. | Найди фигуры Раздели на части Кто точнее? | |||||
8 (38) | Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм). Развитие мышления (процессы анализа). Развитие слуховых ощущений. | Назови буквы Какой? Какая? Какие? Шумящие коробочки | |||||
9 (39) | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие осязательных ощущений. | Вычеркивай буквы и слушай Сколько знаков? Разложи вслепую | |||||
10 (40) | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие зрительной памяти. Формирование элементов самоконтроля. | Отгадай слова Нарисуй по памяти Запретный номер | |||||
11 (41) | Развитие умения подчиняться словесным указаниям взрослого. Развитие мышления (нахождение общих признаков в несвязанном материале). Развитие двигательной сферы. | Графический диктант Поиск общего Попади в свой кружок | |||||
12 (42) | Развитие пространственного восприятия. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие гибкости мыслительной деятельности. | Найди пирамиду Нарисуй кресло Полянки Заселение дома | |||||
13 (43) | Развитие мышления {установление закономерностей). Развитие непосредственной зрительной памяти. Развитие мышления (процессы анализа). | Найди фигуры Точно такие Раскрашивание фигур Заполни рисунок | |||||
14 (44) | Развитие пространственных представлений. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. | Шарики в трубочке Подбери заплатку Повтори и добавь Найди образец | |||||
15 (45) | Развитие умения выделять существенные признаки. Развитие умения соотносить с образцом. Развитие слуховых ощущений. | Выбери главное Найди подходящий треугольник Шумящие коробочки | |||||
16 (46) | Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза. Развитие пространственных представлений. Развитие воображения. | Отгадай слова Диктант пространственных действий Волшебный лес | |||||
17 (47) | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | Шершавые дощечки Подбери картинку Найди фигуры рукопожатие | |||||
18 (48) | Развитие слуховых ощущений. Развитие произвольного внимания (устойчивость, переключение). Развитие наглядно-образного мышления. | Шумящие коробочки Крестики, точки Раздели квадрат | |||||
19 (49) | Развитие осязательных ощущений. Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. | Тяжелые коробочки Подбери картинку Цветовая угадайка | |||||
20 (50) | Развитие произвольного внимания (распределение внимания в условиях коллективной деятельности). Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). | Делаем вместе Найди отличающиеся Найди девятый | |||||
21 (51) | Развитие опосредованной памяти. Развитие наглядно-образного мышления. Развитие слухового восприятия. | Зашифруй предложение Ленточки Назови и проверь постукиванием | |||||
22 (52) | Развитие словесной памяти и произвольного внимания. Развитие пространственных представлений. | Что изменилось? Что не изменилось? Превращение фигур | |||||
23 (53) | Развитие умения воспроизводить образец. Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие двигательной сферы (макродвижения). | Дорисуй рисунок Что здесь изображено? Иголка и нитка | |||||
24 (54) | Развитие мышления (процессы анализа). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие осязательных ощущений. | Найди футболистов в одинаковой форме Цирк Раздели квадрат Шершавые дощечки | |||||
25 (55) | Развитие опосредованной памяти. Развитие зрительных ощущений. Развитие двигательной сферы (подчинение поведения внешним сигналам). | Зашифруй предложение Цветовая угадайка зеваки | |||||
26 (56) | Развитие мышления (операция сравнения). Развитие зрительной непосредственной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышечных ощущений (чувство усилия). | Найди одинаковые Одинаковое, разное Точно такие Найди девятый рукопожатие | |||||
27 (57) | Развитие мышления (обобщение наглядного материала). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие осязательных ощущений. | Четвертый лишний Найди фигуры Тяжелые коробочки | |||||
28 (58) | Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). | Совмести фигуры Запомни фигуры Замри! | |||||
29 (59) | Развитие произвольного внимания (распределение). Развитие мышления (абстрагирование?. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. | Вычеркивай буквы и слушай Посмотри вокруг Где находится чайник? | |||||
30 (60) | Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие зрительного восприятия формы. | Найди отличающиеся Найди девятый Загадочные контуры |
Указатель номеров уроков, задания которых направлены на развитие соответствующих психологических процессов
2 класс
Психологические процессы, подлежащие развитию | Номера уроков |
Ощущение | 8, 9, 15, 17, 18, 19, 24, 25, 26, 27 |
Восприятие | 8, 21, 30 |
Внимание | 1, 6, 9, 10, 18, 20, 29 |
Память | 1, 3, 4, 5, 10, 13, 14, 17, 19, 21, 22, 25, 26, 28 |
Мышление | 1, 2, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 29, 30 |
Воображение | 16 |
Пространственные представления | 2, 3, 5, 12, 14, 16, 22, 29 |
Самоконтроль | 10 |
Произвольность | 3, 11, 25, 28 |
Психомоторика | 5, 7, 11, 23 |
Внутренний план действий | 28 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Развитие познавательных способностей"для учащихся начальных классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут.
Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения); формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать обра...

Программа ,,Развитие Познавательных Способностей"
Цель программы – это развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уро...

Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы»
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов О.Холодовой «Умники и умницы» (модифицированной), с...

Программа развития познавательных способностей учащихся 1 класса (120 уроков психологического развития младших школьников Локалова Н.П)
Программа данного курса представляет систему индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 1 год обучения - 1 час в неделю (33 часа), продолжительность...

Программа «Развитие познавательных способностей» 3 класс 2013
Программа «Развитие познавательных способностей»...

Программа «Развитие познавательных способностей» 1 класс 2013
Программа «Развитие познавательных способностей»...