Мастер-класс «Сеанс одновременной игры в шахматы»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Медведников Александр Викторович
Мастер-класс «Сеанс одновременной игры в шахматы»
Цель занятия:
Сформировать у обучающихся навыки стабильной мозговой деятельности в условиях переменных психических нагрузок. Выработать условия возникновения отстраненного психофизического состояния для использования техник латерального мышления при приёме решений в сеансе одновременной игры в шахматы. Научить ребенка решать любые задачи с помощью изучаемых техник мышления.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия:

Мастер-класс «Сеанс одновременной игры в шахматы»

Цель занятия:

Сформировать у обучающихся навыки стабильной мозговой деятельности в условиях переменных психических нагрузок. Выработать условия возникновения отстраненного психофизического состояния для использования техник латерального мышления для приёма решений в сеансе одновременной игры в шахматы. Научить ребенка решать любые задачи с помощью изучаемых техник мышления.

Задачи:

Развитие у обучающихся способностей к латеральному мышлению.

Обучение в процессе занятия использованию техник принятия решений.

Воспитание устойчивости детской психики к стрессам и психоэмоциональным перегрузкам.

Тип занятия:

Развитие и закрепление умений и навыков приема решений в партиях.

Закрепление умений и навыков.

Воспитание самоорганизации, концентрации и психической саморегуляции у обучающихся.

Прогнозируемые результаты:

В процессе занятия происходит формирование критического анализа социума у участников занятия.

Обучающийся в роли сеансёра осваивает творческий подход к мыслительному процессу в разных ролях (сеансёр и участники сеанса) и при дальнейшем попадании в другую роль анализирует социум и решаемые задачи более глубоко и принимает более взвешенные решения.

Практическое использование интуитивных латеральных техник мышления.

Методы:

Словесный, наглядный, практический.

Репродуктивный метод.

Метод стимулирования и мотивации.

Метод активного обучения.

Аналитический метод.

Эмоциональный метод.

Технологии обучения:

Игровые.

Технология коллективного взаимообучения и самоанализ.

Здоровьесберегающие технологии.

Методическое и материально-техническое обеспечение:

Мультимедийная презентация по теме «Сеанс одновременной игры»

Аудиозаписи: подборка произведений Вивальди, Паганини, Шопена.

Наборы для игры шахматы.

Шахматные столы.

Музыкальный центр.

Компьютер.

План занятия

Этапы занятия:

Предполагаемое время

I Организационный момент

1 минута

II Введение в тему

1 минута

III Объяснение темы занятий

10 минут

IV Практическая работа

40 минут

V Подведение итогов. Результат занятия

5 минут

VI Рефлексия

3 минуты

Всего:

60 минут

Ход занятия

I Организационный момент

Приветствие, проверка по списку.

II Введение в тему

Сегодня у нас занятие направленное на обучение техникам мышления. Для обучения вас этим техникам мы погрузим вас в обстановку творчества с помощью сеанса одновременной игры в шахматы. Для начала назначим нашего сеансёра и повторим правила проведения сеанса одновременной игры. (определение ролей, объяснение правил и просмотр небольшого ролика по теме)

III Объяснение темы занятий

Играет музыка. Перед началом игры используются скрипичные каприсы Паганини.

Рассадка участников согласно уровня игровых навыков от сильнейших на первой доске.

Теперь я вам дам индивидуальные задания на занятие, направленные на исправление ошибок в мышлении и поведении во время партии.

Краткое определение ключевых задач каждого (от особенности стратегии до положения тела в момент игры). Например, один игрок может получить задание играть определенный дебют, другой будет ориентирован на отсутствие посторонних движений тела во время партии, третий может быть нацелен на какую-то стратегию развития, а четвертый может быть даже ослаблен в материале. Некоторые игроки могут получить даже задание на несколько ходов задержать развитие фигур, дав сеансёру возможность получить дебютное превосходство.

Задачи формулируются так, что каждый слышит и осознает роли и задачи других участников.

Постановка задачи сеансёру. Каждый игрок знает задачу сеансёра и получает от педагога идею стратегии противодействия.

Правила приема решений:

Определяются индивидуальные психофизические задачи игроков, способы управления приемом решений на основе техник латерального мышления и самоконтроля.

IV Практическая работа

Старт игры. Педагог ведёт судейство.

В процессе игры в момент возникновения таких ситуаций, решение в которых было принято неверно или наоборот очень удачно игра останавливается и проводится краткий обзор. Всего таких пауз может быть две-четыре за игру. Этот подход делает более понятными способы принятия решений и акцентирует ребенка на ошибки.

Выбывшие в результате игры участники наблюдают за игрой.

V Подведение итогов. Результат занятия

Подведение итогов сеанса (счет, победители). Разбор творческой работы каждого участника с указанием конкретного источника ошибки или наоборот удачного решения. Разбор ошибок психофизического плана. Поздравление победителей.

Постановка задач обучающимся по результатам.

VI Рефлексия

Во время рефлексии идет тренировка вербальных навыков обучающихся при обсуждении занятия. Ребенок должен сформулировать и обосновать свои ошибки или удачные решения. Особое внимание уделяется использованию в вербальных навыках ребенка шахматной нотации (буквенно-цифрового шахматного языка) для выражения своих мыслей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виват,король! Мастер класс по шахматам.Рахимова Фарзана Фаритовна,учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 4

Внеурочное занятие :  «Виват, король!»Класс:      3-4 классФорма проведения: кружковое занятиеМетоды, приёмы:по виду источника информации: -словесные (объяснение, бе...

Презентация. Мастер класс по шахматам "Шахматные фигуры. Король" Ф.Ф.Рахимова, учитель начальных классов,МБОУ СОШ №4

Тема: Шахматные фигуры.КорольТип урока: урок закрепления изученного материалаЦель:   повторить и обобщить пройденный материал в игровой форме с элементами инсценировки.Задачи:Образовательные...

Игровой сеанс "Разные дети - равные возможности" (Мастер-класс)

Методический (практический материал) материал предназначен для воспитателей и музыкальных руководителей, осуществляющих образовательную деятельности с детьми с проблемами в развитиии....

Мастер-класс “Квесты, викторины и игры в обучении”

Мастер-класс “Квесты, викторины и игры в обучении&rdquo...

Мастер-класс по финансовой грамотности игра "Кошелёк!

Закрепить знания по финансовой грамотности...

мастер-класс "Умение задавать вопросы" Игра "Поймай ответ"

Умение поставить вопрос к тексту – одно из ключевых читательских умений.Если ребенок может поставить вопрос, на который текст дает точный ответ, можно рассчитывать, что текст ему понятен.Научить...

Мастер-класс: «Чувашские детские подвижные игры»

Ознакомление с содержанием физического развития и оздоровлением детей с ОВЗ на традициях чувашского народа. Развивать интерес к физической культуре и формировать двигательный активность детей....